Привитие интереса к новому предмету через исследовательскую деятельность на уроках химии
статья по химии по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на областной симпозиум по теме «Успешная исследовательская деятельность: индикаторы и факторы развития» 16.03.2018г
Привитие интереса к новому предмету через исследовательскую деятельность
на уроках химии
Щукина Наталья Геннадьевна
К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Современная школа и ученики стали другими, этому способствуют современные способы общения. Ученику легче стало добывать информацию в готовом виде, не всегда ему нужно прилагать усилия, работая с первоисточником, сам учитель перестал выполнять эту роль. Но учитель обязан дать знания ученикам, развивать их способности, склонности, воспитывать адаптированного к современным реалиям общества человека- гражданина. Поэтому перед нами встает задача, чтобы сделать учение добровольным без принуждения, чтобы у ученика была положительная мотивация к учебе.
Все это можно достичь, развивая познавательный и поисковый интерес у детей, которые формируются и создаются содержанием учебного материала, методами и приемами обучения и воспитания, ролью личности учителя и желанием учиться у детей.
Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.
Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.
Так как химия прикладная наука и большое внимание уделяется эксперименту, то и в 7 классе знакомство с новой наукой и предметом начинается с практических работ : «Знакомство с лабораторным оборудованием» ,здесь дети могут своими глазами увидеть , потрогать химическую посуду, это «вторые руки химика» – пробирки, колбочки ,чашечки, пипетки и т.д. Далее мы знакомимся с правилами техники безопасности , с их условными обозначениями, которые я применяю в инструктивных карточках лабораторных работ, дети сами придумывают новые знаки техники безопасности. Затем практическая работа «Знакомство с нагревательными приборами . Изучение строения пламени». Обучающиеся работают осторожно, с соблюдением уже выученных правил ТБ. Заинтересовав учеников практическими уроками плавно переходим к теории. Это темы «Моделирование», где они знакомятся с такими понятиями ,как атом, молекула, кристаллическая решетка, проводим параллель с физикой. Изготавливаем шаростержневые модели молекул веществ, выстраиваем их на магнитных досках и дома изготавливаем заданные модели из пластилина. При изучении темы «Химические знаки и формулы» ученики делают карточки 20-ти основных химических элементов запоминая химический символ, название и произношение. После изучении темы «Периодическая система химических элементов» ,обучающиеся для закрепления на протяжении последующих уроков выполняют экспресс задания: определить месторасположение в ПСХЭ 5 элементов ,определив их группу, подгруппу, период, порядковый номер, а изучив далее тему «Относительная атомная масса» и ее тоже, решают кроссворды, ребусы. Практически каждый урок подкрепляется мультимедийной презентацией. Часто на уроках используется демонстрационный эксперимент . Например на теме «Качественные реакции в химии» - демонстрируется качественная реакция на углекислый газ(пропускание СО2 через известковую воду), обнаружение эфирных масел в кожуре апельсина, проводится лабораторная работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания», где дети с удивлением узнают о наличии крахмала в колбасе, макаронах, и зеленых яблоках). Большое внимание уделяется формированию умения решать химические задачи, которые тоже стараюсь объяснять как можно нагляднее применяя метод кластера, выстраивая алгоритм решения, подкрепляя мультимедийной презентацией, а где надо и экспериментом. Так, например, после темы «Массовая доля вещества» провожу практическую работу «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». С первых уроков практических работ учимся грамотно оформлять отчеты по проделанной работе ,ставить цель и подводить итог ,делать выводы. И в заключении изучения пропедевтического курса в 4 четверти знакомимся с жизнью и деятельностью великих русских и зарубежных химиков.
Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется во внеурочное время при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Такое обучение содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков, необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"
Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....
"Новое использование исследовательских работ обучаемых на уроке и дома". Статья в разделе "Методика" стр. 7-9 научно-методический журнал "Физика" №11-12 (984) 2017г.
Исследовательские работы на уроках физики можно применять в целом ряде аспектов:– в качестве наглядного экспериментального материала, подтверждающего справедливость теоретических научных положений;– в...
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...