Модуль для учащихся 5-х классов "Экспериментируем дома"
элективный курс по химии (5 класс) на тему
Учебно-воспитательные задачи модуля (курса) «Экспериментируем дома» решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.
В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.
Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:
- научить учащихся приёмам решения занимательных экспериментальных задач и упражнений;
- дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.
Учебно-воспитательные задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов,
- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить химический эксперимент, соблюдать правила ТБ, делать обобщения и т.д.;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметные и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных и практических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_5_klass_eksperimentiruem_doma.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Краснокамска Пермского края
РАССМОТРЕНА Руководитель школьного Методического объединения ___________/_Венеева В.Н. Протокол №_____ От «___»_________2016г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №1 ______________/Ощепкова Е.С. «____»____________2016 г. |
ПРОГРАММА
модуля «Экспериментируем дома»
5 класс
Составитель: Давыдова Ирина Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Учебно-воспитательные задачи модуля (курса) «Экспериментируем дома» решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.
В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.
Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:
- научить учащихся приёмам решения занимательных экспериментальных задач и упражнений;
- дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.
Учебно-воспитательные задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов,
- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить химический эксперимент, соблюдать правила ТБ, делать обобщения и т.д.;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметные и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных и практических занятий.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.
Программа модуля (курса) «Экспериментируем дома» рассчитана на работу с учащимися
5-х классов по 1 часу в неделю. Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся в обращении с бытовыми приборами и веществами.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.
Формы и методы, технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования с использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения. Методов: проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
В реализации данной программы используются следующие средства:
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)
Ожидаемый результат:
- Интерес к химии
- Овладение новыми знаниями и умениями
- Применение полученных знаний и умений для безопасного обращения в быту с различными веществами
- Научатся делать выбор экологически чистой продукции.
Данный курс имеет практическое и пропедевтическое значение.
Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – заинтересованность учащихся в изучении предмета, осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной деятельности.
№ | Тема занятия | Элементы содержания (предметный результат) | Характеристика деятельности обучающихся | Практическая часть (демонстрационный опыт, лабораторный опыт) |
11 часов | ||||
1. | Введение. Химия в жизни человека. | Обсуждение вопросов, связанных с химическими процессами в жизни. | Знать: понятия техника безопасности, физические и химические явления, признаки химических реакций. Уметь: различать физические и химические явления. | Демонстрационный опыт |
2. | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Практическая работа | Знать: понятия лабораторное оборудование. Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием. | Практическая работа |
3. | Практическая работа №2 «Очистка поваренной соли» | Практическая работа | Знать: понятия смеси, способы разделения смесей. Уметь: разделять простейшие неоднородные смеси. | Практическая работа |
4. | Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды» | Практическая работа | Уметь: работать со стеклянной лабораторной посудой, готовить растворы. | Практическая работа |
5. | Растворы в быту и жизни. | Интерактивная лекция | Знать: понятия растворы, концентрация (массовая доля) | |
6. | Определение массовой доли вещества в растворе. | Решение задач | Уметь: производить вычисления массовой доли вещества в смеси. | |
7. | Практическая работа №3 «Растворы в быту» | Приготовление раствора с определённой массовой долей вещества в растворе. | Знать: понятие массовая доля вещества в растворе, раствор, растворитель. Уметь: решать задачи на приготовление растворов, готовить раствор с определённой процентной концентрацией. | Практическая работа |
8. | Генеральная уборка дома | Практическая работа | Знать: понятие «моющие и чистящие средства», технику безопасности при использовании данных средств. Уметь: применять средства для мытья посуды; соблюдать технику безопасности при использовании чистящих средств. | Практическая работа |
9. | «Мойдодыр» | Практическая работа | Уметь: изготавливать «бомбочки» для ванн. | Практическая работа |
10. | Химия в аптечке | Лекция | Знать: понятия «лекарственные средства», влияние на организм человека, техника безопасности. Уметь: пользоваться простейшими наружными лекарственными средствами. | |
11. | Итоговое занятие | Беседа | Знать: понятия техника безопасности, физические и химические явления, признаки химических реакций. Уметь: различать физические и химические явления, работать с простейшим химическим оборудованием и домашними принадлежностями. |
Учебно-методическое обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы:
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/- Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
- http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
- http://chemistry48.ru
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Вытяжной шкаф
- Коллекции реактивов
- Комплекты химического оборудования для проведения демонстрационных опытов
- Электронная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Таблица растворимости
- Стенды:
-«Периодическая система Д.И. Менделеева»
-«Таблица растворимости»
-«Классификация неорганических веществ»
-«Индикаторы»
-«Техника безопасности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные варианты контрольных работ для учащихся 8 класса "Решаем дома"
Представлены примерные варианты контрольных работ для подготовки учащихся в домашних условиях....
Безопасность учащихся в школе и дома
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ...
Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....
Внеклассное мероприятие для учащихся индивидуального обучения на дому коррекционных школ " Мы за чаем не скучаеем"
Мероприятие направлено на расширение жизненных простраств учащихся индивидуального обучения на дому, через включение их в различные виды коллективной деятельности....
Олимпиадные задания для школьного тура по технологии для учащихся 8 класса. («Культура дома и декоративно-прикладное искусство») 2015/2016 уч. год
Олимпиадные задания для школьного тура по технологии для учащихся 8 класса. («Культура дома и декоративно-прикладное искусство») 2015/2016 уч. год...
Статья для родителей учащихся «Занимаемся на фортепиано дома»
Очень часто родители задают вопрос, сколько нужно заниматься по предмету, чтобы достичь хороших результатов. В этой статье попытаюсь более детально рассмотреть все образовательные возможности и ...
Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель.
Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель....