Модуль для учащихся 5-х классов "Экспериментируем дома"
элективный курс по химии (5 класс) на тему

Учебно-воспитательные задачи модуля (курса) «Экспериментируем дома» решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.

            В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.

 

Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:

-  научить учащихся приёмам решения занимательных экспериментальных задач и упражнений;

-  дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

 

Учебно-воспитательные задачи программы:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов,

- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить химический эксперимент, соблюдать правила ТБ, делать обобщения и т.д.;

         - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

         -  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметные и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных и практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_5_klass_eksperimentiruem_doma.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Краснокамска Пермского края

РАССМОТРЕНА

Руководитель школьного

Методического объединения

___________/_Венеева В.Н.

Протокол №_____

От «___»_________2016г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ СОШ №1

______________/Ощепкова Е.С.

«____»____________2016 г.

ПРОГРАММА

модуля «Экспериментируем дома»

5 класс

Составитель:  Давыдова Ирина Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории.

         

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

        Учебно-воспитательные задачи модуля (курса) «Экспериментируем дома» решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.

        В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.

Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:

-  научить учащихся приёмам решения занимательных экспериментальных задач и упражнений;

-  дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Учебно-воспитательные задачи программы:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов,

- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить химический эксперимент, соблюдать правила ТБ, делать обобщения и т.д.;

         - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

         -  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметные и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных и практических занятий.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.

Программа модуля (курса) «Экспериментируем дома» рассчитана на работу с учащимися

5-х классов по 1 часу в неделю. Данная программа предполагает развитие   умений и навыков у учащихся в обращении с бытовыми приборами и веществами.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.

                                                                                                   

Формы и методы, технологии обучения. 

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования с использованием следующих  форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения. Методов: проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;  
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Ожидаемый результат:

  • Интерес к химии
  • Овладение новыми знаниями и умениями
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного обращения в быту с различными веществами
  • Научатся делать выбор экологически чистой продукции.

Данный курс имеет практическое и пропедевтическое значение.

Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – заинтересованность учащихся в изучении предмета, осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной деятельности.


Тема занятия

Элементы содержания (предметный результат)

Характеристика деятельности

обучающихся

Практическая часть (демонстрационный опыт, лабораторный опыт)

11 часов

1.

Введение. Химия в жизни человека.

Обсуждение вопросов, связанных с химическими процессами в жизни.

Знать: понятия техника безопасности, физические и химические явления, признаки химических реакций.

Уметь: различать физические и химические явления.

Демонстрационный опыт

2.

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

Практическая работа

Знать: понятия лабораторное оборудование.

Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием.

Практическая

работа

3.

Практическая работа №2 «Очистка поваренной соли»

Практическая работа

Знать: понятия смеси, способы разделения смесей.

Уметь: разделять простейшие неоднородные смеси.

Практическая

работа

4.

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»

Практическая работа

Уметь: работать со стеклянной лабораторной посудой, готовить растворы.

Практическая

работа

5.

Растворы в быту и жизни.

Интерактивная лекция

Знать: понятия растворы, концентрация (массовая доля)

6.

Определение массовой доли вещества в растворе.

Решение задач

Уметь: производить вычисления массовой доли вещества в смеси.

7.

Практическая работа №3 «Растворы в быту»

Приготовление раствора с определённой массовой долей вещества в растворе.

Знать: понятие массовая доля вещества в растворе, раствор, растворитель.

Уметь: решать задачи на приготовление растворов, готовить раствор с определённой процентной концентрацией.

Практическая

работа

8.

Генеральная уборка дома

Практическая работа

Знать: понятие «моющие и чистящие средства», технику безопасности при использовании данных средств.

Уметь: применять средства для мытья посуды; соблюдать технику безопасности при использовании чистящих средств.

Практическая

работа

9.

«Мойдодыр»

Практическая работа

Уметь: изготавливать «бомбочки» для ванн.

Практическая

работа

10.

Химия в аптечке

Лекция

Знать: понятия «лекарственные средства», влияние на организм человека, техника безопасности.

Уметь: пользоваться простейшими наружными лекарственными средствами.

11.

Итоговое занятие

Беседа

Знать: понятия техника безопасности, физические и химические явления, признаки химических реакций.

Уметь: различать физические и химические явления, работать с простейшим химическим оборудованием и домашними принадлежностями.


Учебно-методическое обеспечение:

Электронные образовательные ресурсы:

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  2. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
  3. http://him.1september.ru/urok/- Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
  4. http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
  5. http://chemistry48.ru 

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Вытяжной шкаф
  4. Коллекции реактивов
  5. Комплекты химического оборудования для проведения демонстрационных опытов
  6. Электронная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
  7. Таблица растворимости
  8. Стенды:

-«Периодическая система Д.И. Менделеева»

-«Таблица растворимости»

-«Классификация неорганических веществ»

-«Индикаторы»

-«Техника безопасности»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные варианты контрольных работ для учащихся 8 класса "Решаем дома"

Представлены примерные варианты контрольных работ для подготовки учащихся в домашних условиях....

Безопасность учащихся в школе и дома

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Внеклассное мероприятие для учащихся индивидуального обучения на дому коррекционных школ " Мы за чаем не скучаеем"

Мероприятие направлено на расширение жизненных  простраств учащихся индивидуального обучения на дому, через включение их в различные виды коллективной деятельности....

Олимпиадные задания для школьного тура по технологии для учащихся 8 класса. («Культура дома и декоративно-прикладное искусство») 2015/2016 уч. год

Олимпиадные задания для  школьного тура по технологии  для учащихся 8 класса. («Культура дома и декоративно-прикладное искусство») 2015/2016 уч. год...

Статья для родителей учащихся «Занимаемся на фортепиано дома»

Очень часто родители задают вопрос, сколько нужно заниматься по предмету, чтобы достичь хороших результатов.  В этой статье попытаюсь более детально рассмотреть все образовательные возможности и ...

Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель.

Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель....