Элективный курс по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Химия – это наука, важная часть естествознания. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д.
Химия – это тот предмет, который даёт возможность не только проводить химические опыты, но и формирует научное мышление у ребёнка. Часов, которые выделяются на этот предмет недостаточно, поэтому была создана программа «Химия и мы».
Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.
Основная идея программы заключается в том, чтобы учащиеся познакомились с понятием «Химическое знание», методами исследования в химической практике.
Цель программы:
Привить интерес к предмету и осознание необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни. Более глубоко изучить предмет.
Задачи:
Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Принципы:
Главным принципом в работе является доступность, наглядность, практическая направленность, развитие исследовательских способностей учащихся.
Ведущий принцип в работе – знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
Методы:
Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить огромное количество необходимого материала, раскрыть сущность проблемы.
Элементы игровой технологии – проявляют творческие способности учащихся, идёт лучшее восприятие научного материала, формируется опыт принятия целесообразных решений.
Проектный метод – используется как метод экспериментальной работы и представления результатов исследовательской работы. В программе используются краткосрочные проекты.
Проектные работы открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.
Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут в дальнейшей учёбе.
Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- создавать рабочую модель явления;
- математически обрабатывать результаты исследования;
- представлять результаты работы в удобном для презентации виде;
- сотрудничать в группе.
Успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены по критериям, которые включают:
- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;
- контроль в форме презентации, где оценивается качество выполненной учащимися работы:
1.Учащиеся разрабатывают свой проект.
2.Представляют выполненный проект классу.
В качестве критериев оценки готовности учащегося развиваться в выбранном направлении, можно рассматривать:
- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
- развитость коммуникативных умений;
- сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
- умение работать в малой группе;
- наличие культуры проведения презентаций;
- навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Планируемый результат
Школьники должны знать:
- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;
- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;
- состав, строение, области применения в быту различных химических препаратов;
Школьники должны уметь:
-моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;
- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
Структура программы и особенности организации учебного процесса:
Программа включает 4 раздела, всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим занятием.
На занятиях школьники получают теоретические знания по предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных исследований.
Учебно – тематическое планирование рабочей программы элективного курса по химии
1 час в неделю – 34 часа
№ темы | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Введение | Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и необходимости знания их применения. | 2 ч |
2 | Здоровье, красота и химия | Изучение веществ, входящих в состав различных структур организма; изучение веществ, влияющих на развитие подросткового организма; знакомство с медицинскими и косметологическими препаратами, их значением и влиянием на организм; состав пищи и необходимостью правильно питаться | 8 ч |
3 | Химия и стихии | воде, её свойства и превращения, уникальные возможностями воды; почве, её функции и процессы почвообразования; атмосфера, её функции, факторов воздействия и способов защиты от загрязнения; | 8 ч |
4 | Химическая промышленность | соединения кремния, их применение в различных отраслях силикатной промышленности; моющие и чистящие средства, их состав, свойства и значения; топливо, его классификация, состав и комплексное использование | 8 ч |
5 | Химия и экология | отравляющие вещества, их влияние на организм, окружающую среду; «вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия; защита не только водной, но и других сред обитания человека; современные методы очистки; понятие ПДК | 8ч |
Итого | 34 ч |
Календарно – тематическое планирование рабочей программы элективного курса по химии
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение (2ч) | ||
1 | Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают | 1ч |
2 | Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают | 1ч |
Раздел 1: «Здоровье, красота и химия» (8ч) | ||
3 | Химия и организм человека | 1ч |
4 | Химия и организм человека | 1ч |
5 | Химия, медицина и косметология | 1ч |
6 | Химия, медицина и косметология | 1ч |
7 | Еда и химия | 1ч |
8 | Еда и химия | 1ч |
9 | Практическое занятие: «О здоровье и красоте» | 1ч |
10 | Практическое занятие: «О здоровье и красоте» | 1ч |
Раздел 2. «Химия и стихии» (8 ч) | ||
11 | Удивительное вещество-вода | 1ч |
12 | Удивительное вещество-вода | 1ч |
13 | Почвоведение | 1ч |
14 | Почвоведение | 1ч |
15 | Атмосфера | 1ч |
16 | Атмосфера | 1ч |
17 | Практическое занятие: «Вода и её свойства» | 1ч |
18 | Практическое занятие: «Вода и её свойства» | 1ч |
Раздел 3. «Химическая промышленность» (8 ч) | ||
19 | Силикатная промышленность | 1ч |
20 | Силикатная промышленность | 1ч |
21 | Производство препаратов бытовой химии | 1ч |
22 | Производство препаратов бытовой химии | 1ч |
23 | Топливо | 1ч |
24 | Топливо | 1ч |
25 | Практическое занятие: «Весёлая химчистка» | 1ч |
26 | Практическое занятие: «Весёлая химчистка» | 1ч |
Раздел 4 «Химия и экология» (8 ч) | ||
27 | Воздействие вредных веществ на человека | 1ч |
28 | Воздействие вредных веществ на человека | 1ч |
29 | Воздействие вредных веществ на человека | 1ч |
30 | Вода и человек | 1ч |
31 | Вода и человек | 1ч |
32 | Охрана окружающей среды | 1ч |
33 | Охрана окружающей среды | 1ч |
34 | Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания» | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...
Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"
Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...
Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"
Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...
программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"
Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....
Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"
Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....