Интегрированный урок "Белки"
план-конспект урока по химии по теме
Значение белков для организма заключается в том, что они служат материалом для построения клеток, тканей и органов, образования ферментов, большинства гормонов, гемоглобина и других веществ, выполняющих в организме важнейшие функции. Прежде чем раскрыть их роль необходимо изучить их строение, функции и химические свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "белки" | 2.01 МБ |
Интегрированный урок | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТВЕТЫ 1. 3 2. 3 3. 1 4. 4 5. 3
БЕЛКИ Белки – это азотосодержащие высокомолекулярные органические вещества, состоящие из остатков аминокислот, соединенных посредством пептидной связи. Белки – полимеры, мономером которых являются аминокислоты.
Биологические функции белков Каталитическая (ферментативная) Защитная Строительная Энергетическая Транспортная Двигательная.
Защитная функция Физическая защита Химическая защита Иммунная защита Связывание токсинов белковыми молекулами может обеспечивать их детоксикацию. Физическую защиту организма обеспечивают коллаген — белок, образующий основу межклеточного вещества соединительных тканей Белки, входящие в состав крови и других биологических жидкостей, участвуют в защитном ответе организма как на повреждение, так и на атаку патогенов.
Первичная структура белка Образование пептидной связи Первичная структура молекулы белка инсулина
Вторичная структура белка
Третичная структура белка Третичная структура молекулы миоглобина и рибонуклеазы
Четвертичная структура белка
Строение белковых молекул Структура белковой молекулы Характеристика структуры Тип связи, определяющий структуру Первичная -линейная Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи Пептидная связь Вторичная– спиралевидная Закручивание полипептидной линейной цепи в спираль Водородные связи Третичная-глобулярная Упаковка вторичной спирали в клубок Дисульфидные, ионные связи Четвертичная Соединение макромолекул в более крупные агрегаты Межмолекулярные связи
Химические свойства белков 1. Горение 2. Гидролиз 3. Денатурация 4. Пенообразование 5. Биуретовая реакция 6. Ксантопротеиновая реакция
Денатурация Денатурацией белка называют любые изменения в его биологической активности или физико-химических свойствах, связанные с потерей четвертичной, третичной или вторичной структуры. Как правило, белки достаточно стабильны в тех условиях (температура, pH и др.), в которых они в норме функционируют в организме. Резкое изменение этих условий приводит к денатурации белка.
Химические свойства белка Реактивы Наблюдения 1. Волосы, кусочек шерсти, горелка 2. Нагревание, спирт 96 % 3. Биуретовая реакция ( CuSO 4 +NaOH ) 4. Ксантопротеиновая реакция ( HNO 3 конц )
Реактивы Наблюдения 1. Волосы, кусочек шерсти, горелка Горение в пламени, выделение специфического запаха наличие сера в белке. 2. Нагревание, спирт 96 % Денатурацию белка 3. Биуретовая реакция ( CuSO 4 +NaOH ) Появление фиолетовой окраски, что свидетельствует о наличии пептидной связи. 4.Ксантопротеиновая реакция ( HNO 3 конц ) Выпадение белого осадка, при нагревании желтое окрашивание. Доказывает присутствие ароматических аминокислот в белке.
Вывод: Белки- это полимеры, мономером которых являются аминокислоты; Белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот – это доказательство единства живого мира на Земле. Первичная структура определяет все последующие структуры, а, следовательно, и биологическую активность белка. Белки очень разнообразны, т.к. разнообразна последовательность чередования аминокислотных звеньев, поэтому весьма разнообразны их свойства Строение вещества определяет его свойства.
Решение задач. Источником белка могут служить не только такие продукты, как мясо, рыба, яйца. Творог, но и растительные, например плоды бобовых (фасоль, горох, соя. Арахис, которые содержат до 22-23% белков по массе), орехи и грибы. Какая масса бобовых (например, фасоли) требуется, чтобы обеспечить дневную потребность в белках семьи из 4 человек (в семье двое взрослых и двое детей)? Примите норму потребления белков для взрослых -200г, для детей – 150г в день. Считайте, что белки составляют 22% от массы фасоли. Больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8-15, баранине 16-17, говядине 16-20%), в птице (21%), рыбе (13-21%), ЯЙЦАХ (13%), ТВОРОГЕ (14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб -7-8%. Рассчитайте массу каждого из этих продуктов обеспечивающую дневную потребность взрослого человека в белках, равную 200г.
Домашнее задание: § 17, стр. 128-134, подготовить сообщение « Роль белков в организме человека»
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ) ПО ТЕМЕ «Белки. Строение и свойства»
Цель: Обобщить и углубить знания о свойствах, строении и биологических функциях белков, подтвердить положение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их строения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Органическая химия» Габриелян,
Лабораторные штативы, пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, щипцы, кусочки шерстяной ткани.
Реактивы: куриный белок, 96% раствор этанола, конц. раствор сульфата меди, конц. раствор азотной кислоты, раствор щелочи.
План урока:
- Предварительная подготовка.
- Проверка знаний, актуализация
- Новый материал:
- Биологические функции белков
- Химическое строение белков
- Структурные уровни организации белковой молекулы
- Химические свойства белков
4. Дополнительный материал
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Выполнение тестового задания (слайд 1) с последующей проверкой (слайд 2)и обсуждением по вопросам:
?-Какая связь образуется при взаимодействии аминокислот в 5ом вопросе? (пептидная)
?-Как называются вещества, образованные аминокислотами? (белки)
Озвучивается тема урока, цели (слайд 3)
3.Новый материал.
Учитель биологии- С белками мы подробно познакомились на уроках биологии. А сегодня вы углубите свои знания, изучив эти вещества с химической точки зрения.
?-Дайте определение понятию белки
Белки – это азотосодержащие высокомолекулярные органические вещества, состоящие из остатков аминокислот посредствам пептидной связи.
Белки – полимеры, мономером которых являются аминокислоты.
-?Перечислите функции белков в клетке и объясните их.
Учащиеся перечисляют функции и раскрывают их значение. Слайд 4, 5, 6
- Каталитическая
- Защитная
- Строительная
- Сигнальная
- Энергетическая
- Транспортная
- Двигательная.
Учащиеся делают краткие записи в тетради.
Выводы: Таким образом, приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.
Учитель химии . Слайд 7, 8, 9, 10
-Но чем же объясняется такое многообразие функций? Из курса органической химии вы уже знаете, что свойства вещества определяются его строением. Давайте проанализируем, какие особенности строения белков позволяют им выполнять биологические функции.
Опираясь на слайды дайте характеристику одного из уровней организации белковой молекулы.
Слайд 11
Структура белковой молекулы | Характеристика структуры | Тип связи, определяющий структуру |
Первичная -линейная | Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи | Пептидная связь |
Вторичная– спиралевидная | Закручивание полипептидной линейной цепи в спираль | Водородные связи |
Третичная-глобулярная | Упаковка вторичной спирали в клубок | Дисульфидные, ионные связи |
Четвертичная | Соединение макромолекул в более крупные агрегаты | Межмолекулярные связи |
- Не только биологические функции определяются строением белков, но и, конечно же, химические свойства
?Какие химические свойства, исходя из строения, вы можете предположить?
- горение. Почему? Белки как и все органические вещества горят с выделением углекислого газа и воды.
- гидролиз. Почему? Белки полимеры и под действием ферментов распадаются на составляющие их части.
- реакции, идущие по радикалу. Почему? Белки образованы остатками аминокислот, в состав которых входят разнообразные радикалы.
Слайд 13
? А что происходит с белком при нагревании? (сворачивается).
Слайд 14
Этот процесс называется денатурация. При нагревании слабые водородные и другие межмолекулярные связи разрушаются, глобулярная, а затем и спиралевидная структуры белка изменяется, плотность белка повышается. Разрушение третичной структуры белка- обратимый процесс. При этом возможна ренатурация- восстановление структуры. Разрушение вторичной структуры- необратимо.
Изучим химические свойства белков на опыте.
Лабораторные опыты
1. Горение кусочка шерсти
2. Денатурация белка:
- при нагревании
- при добавлении 96% раствора этанола
- при добавлении концентрированного раствора сульфата меди
3. качественные реакции на белки:
- биуретовая реакция (доказывает наличие пептидной связи)
К 2–3 мл раствора белка в пробирке добавьте 2–3 мл 10%-го раствора гидроксида натрия. К полученной смеси прилейте 2–3 мл раствора сульфата меди(II). Пробирку встряхните и наблюдайте изменение цвета.
- Ксантопротеиновая реакция (доказывает наличие ароматических радикалов)
В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте по каплям 0,5 мл концентрированного раствора азотной кислоты. Осторожно нагревайте пробирку и наблюдайте изменение цвета.
Результаты лабораторных опытов в ходе обсуждения оформляются в виде таблицы:
Реактивы | Наблюдения |
| Горение в пламени, выделение специфического запаха наличие сера в белке. |
| Денатурацию белка |
| Появление красно-фиолетовой окраски, что свидетельствует о наличии пептидной связи. |
| Выпадение белого осадка, при нагревании желтое окрашивание. Доказывает присутствие ароматических аминокислот в белке. |
В конце, исходя из объяснений, делаем вывод:
|
4. Дополнительная часть
В конце урока в зависимости от оставшегося времени учащиеся зачитывают дополнительные сообщения:
- История изучения белков.
Решение задач.
- Источником белка могут служить не только такие продукты, как мясо, рыба, яйца. Творог, но и растительные, например плоды бобовых (фасоль, горох, соя. Арахис, которые содержат до 22-23% белков по массе), орехи и грибы. Какая масса бобовых (например, фасоли) требуется, чтобы обеспечить дневную потребность в белках семьи из 4 человек (в семье двое взрослых и двое детей)? Примите норму потребления белков для взрослых -200г, для детей – 150г в день. Считайте, что белки составляют 22% от массы фасоли.
- Больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8-15, баранине 16-17, говядине 16-20%), в птице (21%), рыбе (13-21%), ЯЙЦАХ (13%), ТВОРОГЕ (14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб -7-8%. Рассчитайте массу каждого из этих продуктов обеспечивающую дневную потребность взрослого человека в белках, равную 200г.
Домашнее задание : § 17, стр.128 – 134, вопросы, подготовить сообщение
« Роль белков в организме человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...