Статья "Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках химии
статья по химии на тему

Шемелкина Людмила Михайловна

В статье рассматриваются приемы интеллектуального развития  обучающихся на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. Необходима организация полноценной познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование не только знаний, но и умений их добывать и использовать. Большая роль в этом принадлежит овладению учащимися обобщенными способами действий, а также отработке различных приемов выполнения умственных действий.

Главной целью моей педагогической деятельности является развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках  химии.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  1.  изучить в ходе диагностики частные интеллектуальные способности обучающихся;
  2. организовать учебную деятельность обучающихся каждой группы таким образом, чтобы предложенные задания и, прежде всего, химические задачи были адекватны их интеллектуальному развитию и одновременно являлись средством развития интеллектуальных умений
  3. разработать дидактический материал, позволяющий развивать интеллектуальные умения в процессе решения химических задач;
  4. создать систему измерителей для отслеживания динамики развития интеллектуальных умений обучающихся.

На начальном этапе обучения химии в 8 классе, я провожу тестирование обучающихся для оценки коэффициента интеллекта (по Г. Айзенку) Важными характеристиками учащихся, необходимыми при формировании и развитии интеллектуальных умений, являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух групп учащихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».Для диагностики стиля учебной деятельности учащихся и отнесения их к группе «автономных» или «зависимых» использую тестовый опросник (Прыгин Г. С., 1984).

Диагностика показала, что около половины учащихся не достигают той степени овладения интеллектуальными умениями, которая необходима для успешного освоения учебной программы по химии. Учащиеся слабо владеют такими умениями, как: «выделение существенных признаков понятий», «обобщение», «сравнение». Восьмиклассники лишь начинают пользоваться логическими приемами запоминания, и в целом очень мало владеют приемами рациональной переработки информации. Процент учащихся, относящихся к типу «зависимые», достаточно высокий. И это не случайно. Вся система традиционной педагогики ведет к формированию именно зависимого типа учащихся.

Для организации учебной деятельности условно формирую учащихся на группы с учетом уровня интеллекта и стиля учебной деятельности таким образом, чтобы предложенные задания и, прежде всего, химические задачи, были адекватны их интеллектуальному развитию и одновременно являлись средством развития интеллектуальных умений

Схема формирования умений

установление сущности и структуры умения

применение интеллектуального умения в уже знакомой ситуации

применение интеллектуального умения в новой ситуации

Для обучения учащихся основным приемам умственных действий, отводится специальное время на уроке. Работу по развитию этих приемов осуществляю поэтапно, на конкретном учебном материале и далее предлагаю упражнения, в которых предусмотрено их использование.

Поэтапное формирование основных приемов умственных действий при обучении химии  начинаю с приема сравнения и некоторых видов обобщения (в первую очередь, обобщения на основе сравнения и на основе наблюдений в процессе проведения химического эксперимента). Сравнение, как и каждый прием, формирую поэтапно.

I. Этап. Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты.

II. Этап. Установление сходства или различия между ними.

III. Этап. Обобщение результатов сравнения в виде вывода.

Развитие приема сравнения и простейших видов обобщения начинаю на одном из первых уроков химии в VIII классе при изучении физических свойств веществ. На этом уроке рассказываю о значении приема и его видах.

Развитие умений осуществляю в основном с помощью заданий нарастающей трудности.

Интеллектуальное умение «обобщение» настолько сложный мыслительный прием, что его формирование и развитие в VIII классе не заканчивается. Эту работу осуществляю на протяжении всех лет обучения учащихся химии, например, умение учащихся, делать обобщающие выводы при сравнении состава и свойств углеводородов и спиртов о переходе количественных изменений в качественные. В X классе школьникам известно, что увеличение числа атомов углерода в молекулах предельных углеводородов проявляется в новом качестве, например, в изменении физических свойств веществ, а в частности в изменении агрегатного состояния (CH4 – метан - газ, C5H12 – пентан -жидкость, C10H22 – декан - твёрдое вещество). По аналогии учащиеся делают вывод, что увеличение числа функциональных гидроксогрупп (-OH)  в молекулах спиртов оказывает влияние на изменение физических и химических свойств этих веществ.

В IХ классе формирование и развитие приема абстрагирования начинаю с первых уроков, при повторении и изучении свойств классов неорганических соединений. Осуществляю это поэтапно .

Овладение приемом абстрагирования происходит при изучении теоретического материала «блоком», а затем при совершенствовании приобретенных знаний при выполнении специально подобранных заданий нарастающей трудности .

Использую конкретизацию обобщений, подбирая для этого примеры из учебника и других пособий.

Вместе с учащимися мы решаем не только прямые, но и обратные задачи, т. е. по существенным признакам определяем вещество, явление или их свойства .

Примеры таких заданий использую как для отдельных моментов обучения, так и для обобщающих уроков. Выполнение этих заданий  сопровождаю  химическим экспериментом.

Свидетельством развития учащихся в процессе обучения считаю переход от приемов умственных действий, таких, как сравнение, абстрагирование и обобщение, к действиям по аналогии и, наконец, к самостоятельному использованию знаний и приемов мышления в учебной и внеклассной работе, а также решению серии качественных прямых и обратных задач, средствами которых устанавливаются многообразные связи с другими знаниями, умениями, представлениями.

На своих уроках я практикую активные формы обучения, особенно в старших классах: конференции, уроки-лекции, семинарские занятия, практикумы; организую собеседование, консультации, приобщаю к самостоятельной работе с различными источниками знаний. Применяю распространенные формы работы на уроке: сотрудничество в парах, групповая и коллективная, индивидуальная. В течении нескольких лет веду кружок «Химическая лаборатория», где учащиеся учатся  проводить исследования. .

Использую в 9 классе авторский элективный курс (9 час): «Решение задач повышенного уровня сложности  по химии алгебраическим способом».   В данном элективном курсе рассматриваю алгебраические  способы решения химических задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств поэтапно:

Этапы решения химических задач алгебраическим способом

I.                   Составление уравнения (системы уравнений) по условию  задачи.

II.                 Решение полученного уравнения.

В этом курсе реализованы связи между предметами химии и математики; рассмотрены принципы составления алгебраических уравнений и неравенств.

Исследовательские работы учащихся - конечный результат в процессе развития интеллектуальных умений через решение химических задач.

При целенаправленной работе по формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся, прослеживается степень продвижения развития интеллектуальных умений. Изменение уровней владения интеллектуальными умениями влияет на смену стиля учебной деятельности учащихся. Увеличивается количество «автономных», и снижается количество «зависимых» и «неопределенных» учащихся, что позволяет применять интеллектуальные умения в новой ситуации. Таким образом, для того, чтобы добиться повышения качества образования учащихся по химии, необходимо работать над формированием и развитием интеллектуальных умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных УУД у обучающихся на уроках химии

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский В современных условиях развитие ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся....

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...