КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ
статья по химии на тему

Котова Татьяна Юрьевна

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kso.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

Т.Ю. Маслова, Г.А. Пичугина

Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к ФГОС второго поколения. Согласно требованиям Стандарта в основе системы обучения лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход предполагает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и направлен на совместную проблемно-поисковую деятельность учителя и ученика, на полноценное развитие личности школьника, его способностей, творческого потенциала, коммуникабельности на основе применения современных педагогических технологий, в том числе и коллективных. Поэтому исследования по заявленной теме являются актуальными.

Ещё К.Д. Ушинским (К.Д. Ушинский, 1869) было отмечено, что коллектив является могучим средством воспитания. По утверждению А. С. Макаренко (1986) «воспитание должно быть в коллективе и через коллектив». В.А. Сухомлинский в своих работах (1987)обратил внимание на то, что «коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей». Через работу в коллективе происходит формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Поэтому в школьном учебном процессе необходимо применение коллективных форм обучения.

Урок, в том числе и урок химии, организованный с применением парной и групповой работы направлен не только на освоение изучаемого материала, но и на развитие личностных качеств и коммуникативных навыков общения. Но для того, чтобы такая форма работы была эффективной учителю необходимо научить учащихся работать в команде. Прежде всего, это быть активными; уважать мнение участников; быть доброжелательными; пунктуальными, ответственными; не перебивать;  быть открытыми для взаимодействия; быть заинтересованными и стремиться найти истину; придерживаться регламента; быть креативным; уважать правила работы в группе. Таким образом, между обучающимися выстраивается траектория общения. Но учителю при этом следует контролировать психологический климат в группе.

Нами разработана авторская методика ведения урока по изучению темы «Металлы» в школьном курсе химии на основе применения групповой формы обучения.

На первом этапе урока применяется приём «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал новое), где обучающиеся, работая вначале в парах, а затем в группах заполняют первые две графы таблицы. 1

Таблица 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал нового

Основные высказывания, предположения учащихся фиксируются учителем на доске и сохраняются до конца урока для сравнения уровня знаний обучающихся до урока и в конце его.

На втором этапе урока происходит изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы с помощью информационного текста, который предварительно подготовлен учителем и роздан на каждую парту. По окончании работы с информационным текстом учитель организует дискуссию, учащиеся аргументировано отвечают на вопросы «Почему металлы обладают сходными свойствами?» и «Какую роль они играют в жизни человека?», обмениваются мнениями. При этом применяется приём «Карусель».

На заключительной стадии урока учащиеся вновь работают с таблицей 1 и на основе высказанных мнений в группе, самостоятельной работы заполняют последнюю графу таблицы «Что узнали нового». На стадии рефлексии обучающиеся имеют возможность исправить допущенные ими ошибки в начале урока и самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

Изучение материала с применением группой формы обучения способствует саморазвитию учащихся, повышению мотивации к обучению, формированию целенаправленной познавательной деятельности, овладению социальными компетенциями в процессе обучения.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] : (сайт). URL http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 2. 03. 2014). Загл. с экрана Яз. рус.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.

Сухомлинский В. А.: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.

Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания» —  М.: ФАИР-ПРЕСС;239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познав...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"

Мастер-класс  "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"...