Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_dlya_10_kl_-18.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Химический поединок (10 класс)
Задачи:
Образовательная: повышение мотивации к учению, выявление готовности учащихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.
Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.
Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.
Учитель: Добрый день! Я сегодня приветствую в этом зале смелых, отважных, творческих, любознательных и, наконец, самых-самых химических! Я знаю, что Вы увлекаетесь наукой – химией и готовы сегодня к любым испытаниям! Готовы? Конечно, Вы верите в удачу, и готовы померяться силами друг с другом! Так поприветствуем же всех в зале дружными аплодисментами!
Для сборных команд 10 классов мы подобрали самые трудные и интересные вопросы по органической химии. Пусть вас вдохновят слова выдающегося русского химика Н.Д. Зелинского: «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не изведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям… я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности». И пусть победит сильнейший!
1 тур "Разминочный"
Каждой команде предлагается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ -1 балл.
Вопросы 1 команде:
1. Жидкая смесь природных углеводородов (Нефть)
2. Спирт, вызывающий слепоту (Метанол)
3. Вещества с одинаковыми химическими формулами, но разным строением (изомеры).
4. Какую химическую реакцию используют для изготовления елочных украшений (реакция «серебряного зеркала»).
5. Назовите классификацию веществ еще с глубокой древности. (Минерального, растительного и животного происхождения).
6. Природный полисахарид, если хотите обнаружить его присутствие в пищевых продуктах, капните раствором йода – он посинеет. Но лучше сварите кисель. (КРАХМАЛ).
7.Топливо для заправки самолетов. (Керосин).
8. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксолатами. (щавелевая кислота )
9. Какой ученый первым получил анилин из нитробензола (Зинин Н.Н.).
10. Как называются натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот? (Мыла).
Вопросы 2 команде:
1. Из чего получают кокс? (из угля).
2. Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый спирт, этанол).
3. Ряд веществ в порядке возрастания их молекулярных масс (гомологический ряд).
4. Тип химической реакции- взаимодействие спирта с кислотами (этерификация).
5. Кто разработал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров).
6. Раствор пищевой карбоновой кислоты, который непременно будет вами использован для приготовления маринадов и приправ к праздничным блюдам. (УКСУС).
7. "Пища” для автомобилей (бензин).
8.Какие многоатомные спирты используют как заменители сахара? (Сорбит - для людей, больных диабетом; ксилит - в жевательных резинках).
9. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных (муравьиная кислота ).
10.Что получают из каучука в результате реакции вулканизации?
2 тур " Номенклатурный":
Из приведенных частиц составьте формулы органических соединений и дайте им названия.
СН3- , C2H5- , C3H7- , C6H5- , C4H9- , CH2=CH-, OH-, -CОН, - CООН
В течение двух минут участники составляют формулы органических соединений.
По количеству правильных формул и названий команда получает баллы.
Возможные формулы соединений:
1.CH3-C2H5 пропан, 2.CH3-C3H7 бутан, 3.CH3-C6H5 метилбензол,
4.CH3-COOH этановая кислота, 5.CH3-COH этаналь, 6. CH3-C4H9 пентан,
7.CH3-OH метанол, 8.C2H5-C6H5 этилбензол, 9. C2H5-COOH пропановая кислота, 10.C2H5-COH пропаналь, 11. C2H5-OH этанол, 12. C2H5-C4H9 гексан, 13.C6H5-OH фенол , 14.C6H5-COOH бензойная кислота, 15.C6H5-COH бензойный альдегид, 16.CH2=CH-CH3 пропен ,17.CH2=CH-C4H9 пентен-1, 18. CH2=CH-OH этенол, 19.CH2=CH-C2H5 бутен-1,
20. CH2=CH-C3H7 пентен-1 , 21.CH2=CH-C6H5 винилбензол,
22.CH2=CH-COH пропеналь, 23. CH2=CH-COOH пропеновая кислота,
24.CH2=CH-CH=CH2 бутадиен-1,3 , 25.C3H7-OH пропанол , 26.C3H7-COH бутаналь, 27.C3H7-COOH бутановая кислота , 28.C4H9-OH бутанол,
29. C4H9-COH пентаналь 30.C4H9-COOH пентановая кислота
3тур "Черный ящик"
1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.
(Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер; дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.)
2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, резиновый мяч, галоши. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные не состоялись бы.
(Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера. )
3 ящик.
Маслянистая жидкость со специфическим запахом .Имеет природное происхождение. Может иметь название «триолеин». Состоит из глицерина. Используют для заправки салатов (Ответ: В черном ящике № 3 находится растительное масло.)
4 ящик.
Хороший растворитель многих веществ .Имеет специфический запах. Образуется при брожении глюкозы .Медленнодействующий наркотик. Вызывает цирроз печени (Ответ: В черном ящике № 4 находится этиловый спирт.)
5 ящик.
Вещество природного происхождения, для которого нет постоянной формулы .Ценное химическое сырье .Маслянистая жидкость . Это вещество разделяют в ректификационной колонне . Хорошо горит (Ответ: В черном ящике № 5 находится нефть.)
4 тур "Экспериментальный "
Задание 1 команде:
Перед вами 5 белых кристаллических веществ, которые вам хорошо знакомы. Пользуясь своей наблюдательностью, вы должны определить каждое из веществ. Можно нюхать, пробовать на ощупь, но не на вкус (на столах в пронумерованных чашках 1) крахмал, 2)сахар, 3) сода,4) стиральный порошок, 5)мука.
Задание 2 команде:
В сосудах под номерами 1-5 находятся неизвестные жидкие вещества.
Задача команды - правильно определить содержимое склянок по запаху ( 1)одеколон, 2)спирт, 3)уксусная кислота, 4)ацетон, 5)нашатырный спирт)
За каждое правильно угаданное вещество - 1 балл.
5 тур "Реактивный":
Определите типы химических реакций (за верное определение реакции- 1 балл)
1.CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl (реакция галогенирования)
2.CH2 ═ CH2 + H2 → CH3-CH3 (реакции гидрирования)
3.n CH2 ═ CH → (─ CH2 ─ CH ─ )n (реакция полимеризации)
׀ ׀
CH3 CH3
4.CH2 ═ CH2 + HOH → CH3 ─ CH2OH (реакция гидратации)
5.CH4 +HONO2(р-р)→CH3NO2 + HOH (реакция нитрования)
6.CH3-CH3 → CH2 ═ CH2 + H2 (реакция дегидрирования )
7. CH3 ─ CH2 ─ CH2OH → (реакции дегидратации)
CH3 ─ CH2 ═ CH2 + HOH
6 тур "Финальный":
Из букв слова Декарбоксилирование в течение 2-х минут составьте химические слова.
(Возможные слова : Декан, вода, силикон, карбид, ион, карбоксид, винил, сера, бериллий, бор, кислород, калий, скандий, ванадий, ниобий, радий, серебро, индий, йод, барий, радон, родий, оксид, алкен, алкин, алкан, селен, окисление, сода, радикал, кокс, керосин, донор, волокна, белок, анод, воск, колба, вес, сила, нобелий, берклий, Велер, арсин, рений, карбин, лавсан, аденил).
Подведение итогов химического поединка: подсчет набранных баллов, оглашение команды - победителя, вручение призов лучшим игрокам.
Химический поединок (лист оценивания)
Название конкурса | 10а | 10б |
1 тур "Разминочный" | ||
2 тур " Номенклатурный": | ||
3тур "Черный ящик" | ||
4 тур "Экспериментальный " | ||
5 тур "Реактивный" | ||
6 тур "Финальный" | ||
ИТОГ: |
5 тур "Реактивный"
1.CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl реакция ________________________
2.CH2 ═ CH2 + H2 → CH3-CH3 реакции __________________________
3.n CH2 ═ CH → (─ CH2 ─ CH ─ )n реакция ______________________
׀ ׀
CH3 CH3
4.CH2 ═ CH2 + HOH → CH3 ─ CH2OH реакция ________________________
5.CH4 +HONO2(р-р)→CH3NO2 + HOH реакция ____________________________
6.CH3-CH3 → CH2 ═ CH2 + H2 реакция _______________________________
7. CH3 ─ CH2 ─ CH2OH → реакции ______________________________
CH3 ─ CH2 ═ CH2 + HOH
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическое кафе «кислоты». Внеклассное мероприятие для 8 класса.
Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще ...
разработка мероприятия для 4 класса "a fun town"
данный материал позволяет в игровой форме повторить здания и предлоги направления...
Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"
Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химическое многоборье"
Эта мероприятие проводится на неделе естественных наук, в игровой форме. Расчитано на учащихся 10 классов....
Методическая разработка по химии 9 класс по теме «Галогены в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Физические и химические свойства»
Методическая разработка урока...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Химические элементы на защите Родины»
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов...
Презентация внеклассного мероприятия "Химический турнир "Хочу все знать". Химия 8 класс
Содержание игры-викторины "Хочу все знать" предназначено для учащихся 8 класса, изучающих курс неорганической химии.Цели мероприятия:- расширение кругозора учащихся- развитие познавательной ...