Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Кононова Елена

Разработка мероприятия " Химический поединок" в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_dlya_10_kl_-18.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Химический поединок  (10 класс)

Задачи:

Образовательная: повышение мотивации к учению, выявление готовности учащихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.

Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.

Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.

Учитель: Добрый день! Я сегодня приветствую в этом зале смелых, отважных, творческих, любознательных и, наконец, самых-самых химических! Я знаю, что Вы увлекаетесь наукой – химией и готовы сегодня к любым испытаниям! Готовы? Конечно, Вы верите в удачу, и готовы померяться силами друг с другом! Так поприветствуем же всех в зале дружными аплодисментами!

Для сборных команд 10 классов мы подобрали самые трудные и интересные вопросы по органической химии. Пусть вас вдохновят слова выдающегося русского химика Н.Д. Зелинского: «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не изведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям… я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности». И пусть победит сильнейший! 

1 тур "Разминочный"

Каждой команде предлагается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ -1 балл.

Вопросы 1 команде:

 1. Жидкая смесь природных углеводородов  (Нефть)

2. Спирт, вызывающий слепоту (Метанол)

3. Вещества с одинаковыми химическими формулами, но разным строением (изомеры).

4. Какую химическую реакцию используют для изготовления елочных украшений (реакция «серебряного зеркала»).

5. Назовите классификацию веществ еще с глубокой древности. (Минерального, растительного и животного происхождения).

6. Природный полисахарид, если хотите обнаружить его присутствие в пищевых продуктах, капните раствором йода – он посинеет. Но лучше сварите кисель. (КРАХМАЛ).

7.Топливо для заправки самолетов. (Керосин).

8. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксолатами. (щавелевая кислота )

9. Какой ученый первым получил анилин из нитробензола (Зинин Н.Н.).

10. Как называются натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот? (Мыла).


Вопросы 2 команде:

1. Из чего получают кокс? (из угля).

2. Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый спирт, этанол).

3. Ряд веществ в порядке возрастания их молекулярных масс (гомологический ряд).

4. Тип химической реакции- взаимодействие спирта с кислотами (этерификация).
5. Кто разработал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров).

6. Раствор пищевой карбоновой кислоты, который непременно будет вами использован для приготовления маринадов и приправ к праздничным блюдам. (УКСУС).

7. "Пища” для автомобилей (бензин).

8.Какие многоатомные спирты используют как заменители сахара? (Сорбит - для людей, больных диабетом; ксилит - в жевательных резинках).

9. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных (муравьиная кислота ).

10.Что получают из каучука в результате реакции вулканизации?

2 тур " Номенклатурный":

Из приведенных частиц составьте формулы органических соединений и дайте им названия.

СН3- , C2H5- , C3H7- , C6H5- , C4H9- , CH2=CH-, OH-, -CОН, - CООН

В течение двух минут участники составляют формулы органических соединений.

По количеству правильных формул и названий команда получает баллы.

Возможные формулы соединений:

1.CH3-C2H5 пропан, 2.CH3-C3H7 бутан, 3.CH3-C6H5 метилбензол,

4.CH3-COOH этановая кислота,  5.CH3-COH этаналь, 6. CH3-C4H9 пентан,

7.CH3-OH метанол,  8.C2H5-C6H5 этилбензол, 9. C2H5-COOH пропановая кислота, 10.C2H5-COH пропаналь, 11. C2H5-OH этанол, 12. C2H5-C4H9 гексан, 13.C6H5-OH фенол , 14.C6H5-COOH бензойная кислота, 15.C6H5-COH бензойный альдегид, 16.CH2=CH-CH3 пропен ,17.CH2=CH-C4H9 пентен-1, 18. CH2=CH-OH этенол, 19.CH2=CH-C2H5 бутен-1,

20. CH2=CH-C3H7 пентен-1 , 21.CH2=CH-C6H5 винилбензол,

22.CH2=CH-COH пропеналь, 23. CH2=CH-COOH пропеновая кислота,

24.CH2=CH-CH=CH2 бутадиен-1,3 , 25.C3H7-OH пропанол , 26.C3H7-COH бутаналь, 27.C3H7-COOH бутановая кислота , 28.C4H9-OH бутанол,

29. C4H9-COH пентаналь 30.C4H9-COOH пентановая кислота

3тур "Черный ящик"

1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

Перед вами  лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.

(Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер;  дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.)

2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, резиновый мяч, галоши. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные не состоялись бы.

(Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера. )

3 ящик.

Маслянистая жидкость со специфическим запахом .Имеет природное происхождение.  Может иметь название «триолеин». Состоит из глицерина. Используют для заправки салатов  (Ответ:  В черном ящике № 3 находится растительное масло.)

4 ящик.

Хороший растворитель многих веществ .Имеет специфический запах. Образуется при брожении глюкозы .Медленнодействующий наркотик. Вызывает цирроз печени  (Ответ:  В черном ящике № 4 находится этиловый спирт.)

5 ящик.

Вещество природного происхождения, для которого нет постоянной формулы .Ценное химическое сырье .Маслянистая жидкость . Это вещество разделяют в ректификационной колонне . Хорошо горит (Ответ:  В черном ящике № 5 находится нефть.)

4 тур "Экспериментальный "

Задание 1 команде:

Перед вами 5 белых кристаллических веществ, которые вам хорошо знакомы. Пользуясь своей наблюдательностью, вы должны определить каждое из веществ. Можно нюхать, пробовать на ощупь, но не на вкус (на столах в пронумерованных чашках 1) крахмал, 2)сахар, 3) сода,4) стиральный порошок,  5)мука.

Задание 2 команде:

В сосудах под номерами 1-5 находятся неизвестные  жидкие вещества. 
Задача команды  - правильно определить содержимое склянок по запаху ( 1)одеколон,  2)спирт, 3)уксусная кислота, 4)ацетон, 5)нашатырный спирт)

За каждое правильно угаданное вещество - 1 балл.

5 тур "Реактивный":

Определите типы химических реакций (за верное определение  реакции- 1 балл)

1.CH4 + Cl2  →  CH3Cl + HCl  (реакция галогенирования)

2.CH2 ═ CH2 + H2 → CH3-CH3 (реакции гидрирования)

3.n CH2 ═ CH   →     (─ CH2 ─ CH ─ )n (реакция полимеризации)
    ׀                               ׀
        CH3                          CH3

4.CH2 ═ CH2 + HOH  →  CH3 ─ CH2OH  (реакция гидратации)

5.CH4 +HONO2(р-р)→CH3NO2 + HOH (реакция нитрования)

6.CH3-CH3        CH2 ═ CH2 + H2 (реакция дегидрирования  )

 7.   CH3 ─ CH2 ─ CH2OH    →  (реакции дегидратации)                  
CH
3 ─ CH2 ═ CH2 + HOH              

6 тур "Финальный":

Из букв слова   Декарбоксилирование  в течение 2-х минут  составьте химические слова.

(Возможные слова : Декан, вода, силикон, карбид, ион, карбоксид, винил, сера, бериллий, бор, кислород, калий, скандий, ванадий, ниобий, радий, серебро, индий, йод, барий, радон, родий, оксид, алкен, алкин, алкан, селен, окисление, сода, радикал, кокс, керосин, донор, волокна, белок, анод, воск, колба, вес, сила, нобелий, берклий, Велер, арсин, рений, карбин, лавсан, аденил).

Подведение итогов химического поединка: подсчет набранных баллов, оглашение команды - победителя, вручение призов лучшим игрокам.

Химический поединок (лист оценивания)

Название конкурса

10а

10б

1 тур "Разминочный"

2 тур

" Номенклатурный":

3тур "Черный ящик"

4 тур "Экспериментальный "

5 тур "Реактивный"

6 тур "Финальный"

ИТОГ:

5 тур "Реактивный"

1.CH4 + Cl2  →  CH3Cl + HCl  реакция ________________________

2.CH2 ═ CH2 + H2 → CH3-CH3 реакции __________________________

3.n CH2 ═ CH   →     (─ CH2 ─ CH ─ )n реакция ______________________
    ׀                               ׀
        CH3                          CH3

4.CH2 ═ CH2 + HOH  →  CH3 ─ CH2OH  реакция ________________________

5.CH4 +HONO2(р-р)→CH3NO2 + HOH реакция ____________________________

6.CH3-CH3        CH2 ═ CH2 + H2 реакция _______________________________

 7.   CH3 ─ CH2 ─ CH2OH    →  реакции ______________________________                  
CH
3 ─ CH2 ═ CH2 + HOH              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическое кафе «кислоты». Внеклассное мероприятие для 8 класса.

Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще ...

разработка мероприятия для 4 класса "a fun town"

данный материал позволяет в игровой форме повторить здания и предлоги направления...

Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"

Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химическое многоборье"

Эта мероприятие проводится на неделе естественных наук,  в игровой форме. Расчитано на учащихся 10 классов....

Презентация внеклассного мероприятия "Химический турнир "Хочу все знать". Химия 8 класс

Содержание игры-викторины "Хочу все знать" предназначено для учащихся 8 класса, изучающих курс неорганической химии.Цели мероприятия:- расширение кругозора учащихся- развитие познавательной ...