Химическое кафе «кислоты». Внеклассное мероприятие для 8 класса.
презентация к уроку (химия, 8 класс) на тему
Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню (Слайд №3)
- Дегустация
- Первое блюдо. Понятийный тест
- Химическое печенье
- Бутерброды
- Коктейль
- Десерт «Фантазия»
- Торт «Сюрприз»
- Фирменное блюдо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.doc | 952 КБ |
himicheskoe_kafe.ppt | 1002.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №5»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ
Учитель Грамотеева С.В.
Класс: 9 «Б»
Дата: 25.01.2010
Химическое кафе «кислоты»
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, применении, получении кислот;
- формировать умения учащихся работать в группах;
- развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Тип урока: урок – викторина.
Форма работы: групповая (класс разделен на 6 групп)
Оборудование: вытесняющий ряд металлов, концентрированная серная кислота, концентрированная азотная кислота, кусок мела – CaCO3, порошок CuO, растворы: AgNO3, HCl, H2SO4, HNO3, гранулы Zn, индикаторы: метилоранжевый, лакмус фиолетовый, штатив для пробирок, капроновая ткань, бумага, кожа, шерсть, яблоки, лимон, витамин С, жетоны.
Место проведения: кабинет химии.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступление. Ознакомление с меню
Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню (Слайд №3)
- Дегустация
- Первое блюдо. Понятийный тест
- Химическое печенье
- Бутерброды
- Коктейль
- Десерт «Фантазия»
- Торт «Сюрприз»
- Фирменное блюдо
- ДЕГУСТАЦИЯ (Слайд № 4)
Учитель. Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того, чтобы свободно и правильно вести себя в кафе (Слайд № 5).
Учащимся демонстрируются опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами.
Опыт №1. Действие концентрированной серной кислоты на капроновую ткань.
Опыт №2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.
Учитель. Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать их и с помощью таблицы (Слайд № 6) ознакомиться с их формулами. Приятного аппетита!
Таблица органических кислот
Название кислоты | Формула кислоты |
Аскорбиновая кислота (витамин С) | |
Лимонная кислота | |
Яблочная кислота |
Ученики угощаются яблоками, лимонами и витамином С.
- ПЕРВОЕ БЛЮДО. ПОНЯТИЙНЫЙ ТЕСТ (Слайд № 7)
Учитель. А сейчас вашему вниманию предлагается первое блюдо – тест с продолжением (Слайд № 8(вопросы), 9, 10 (вопросы и ответы).
Ученики должны закончить предложения.
Карточка № 1.
- Кислотами называют сложные вещества, которые содержат…
- Лакмус в кислой среде …
Карточка № 2.
- По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на …
- Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV), - …
Карточка № 3.
- Основность азотной кислоты - …
- В кислой среде метилоранж окрашивается в …
Карточка № 4.
- При взаимодействии оксида Фосфора (V) с горячей водой образуется…
- Реакцией нейтрализации называется реакция …
Карточка № 5.
- Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты - …
- По основности кислоты делятся на …
Карточка № 6.
- Реакцией обмена называется реакция …
- Основность серной кислоты - …
- ХИМИЧЕСКОЕ ПЕЧЕНЬЕ (Слайд № 11)
Учащимся предлагается записать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей и назвать соли по номенклатуре.
Карточка № 1. (Слайд № 12 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | К | Са | Al |
HCl | |||
H2SO4 | |||
H3PO4 |
Карточка № 2. (Слайд № 13 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Na | Zn | Fe (III) |
H2S | |||
HNO3 | |||
H3BO3 |
Карточка № 3. (Слайд № 14 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Li | Mg | Al |
HCN | |||
H2SiO3 | |||
HNO2 |
Карточка № 4. (Слайд № 15 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | К | Ba | Fe (III) |
HBr | |||
H2CO3 | |||
H3PO4 |
Карточка № 5. (Слайд № 16 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Na | Cu (II) | Al |
HF | |||
HNO3 | |||
H3BO3 |
Карточка № 6. (Слайд № 17 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Li | Pb | Fe (III) |
HI | |||
H3PO4 | |||
H2SO4 |
- БУТЕРБРОДЫ (Слайд № 18)
Пользуясь вытесняющим рядом металлов и опорной схемой «Химические свойства кислот», составленной совместными усилиями всего класса и написанной на доске, учащиеся должны написать уравнения возможных реакций данной кислоты.
Бутерброд № 1 (Слайд № 19 (вопросы), 20, 21 (вопросы и ответы))
H2SO4 + …
Zn, NaOH, HCl, MgO, Hg, BaCl2.
Бутерброд № 2
HCl + …
Fe2O3, K2CO3, Cu, P2O5, Mg(OH)2, AgNO3
Бутерброд № 3
H2SO4 + …
Mg, KOH, HBr, CaO, CO2, ZnCl2
Бутерброд № 4
HCl + …
CaCO3, Na2O, Fe(OH)3, Ba, SiO2
Бутерброд № 5
H2SO4 + …
NaOH, Ca, P2O5, K2O, BaCl2, Ag
Бутерброд № 6
HCl + …
HNO3, CuO, Fe(OH)3, Na2CO3, Al, Au
- КОКТЕЙЛЬ (Слайд № 22)
Для каждой команды готовиться специальный коктейль. Учащиеся должны отгадать, из каких веществ он приготовлен.
Меню: (Слайд № 23)
- Коктейль «Клубничный»
- Коктейль «Молочный»
- Коктейль «Ягодка»
- Коктейль «Тархун»
- Коктейль «Содовый»
- Коктейль «Шипучий»
Коктейль «Клубничный»
Рецепт: кислота + метилоранж
Коктейль «Молочный»
Рецепт: HCl + AgNO3
Коктейль «Ягодка»
Рецепт: кислота + лакмус
Коктейль «Тархун»
Рецепт: СuO + HCl
Коктейль «Содовый»
Рецепт: СaCO3 + HCl
Коктейль «Шипучий»
Рецепт: Zn + HCl
- ДЕСЕРТ «ФАНТАЗИЯ» (Слайд № 24)
Командам предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнив схему превращений (Слайд № 25 (вопросы), №26, 27 (вопросы и ответы)).
Карточка № 1.
X → X2O3 → X2(SO4)3
(X - Al)
Карточка № 2.
X → XO3 → H2XO4
(X - S)
Карточка № 3.
X → XO → XCl2
(X - Ca)
Карточка № 4.
X → X2O5 → H3XO4
(X - P)
Карточка № 5.
X → XO → XSO4
(X - Cu)
Карточка № 6.
X → XO2 → H2XO3
(X - C)
- ТОРТ «СЮРПРИЗ» (Слайд № 28)
Командам предлагается решить задачу (Слайд 29).
Карточка № 1.
Определите массу соли, образующейся при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, содержащей хлороводород, количеством вещества 1,5 моль.
Карточка № 2.
Вычислите массу карбоната кальция (CaCO3), необходимого для получения оксида кальция массой 224 т.
Карточка № 3.
Какая масса сульфата бария (BaSO4) образуется при взаимодействии раствора, содержащего хлорид бария (BaCl2) массой 62,4 г. с избытком серной кислоты (H2SO4)?
Карточка № 4.
Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотность ρ = 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
Карточка № 5.
Сколько граммов гидроксида калия потребуется для полной нейтрализации 20 г 5 % раствора серной кислоты?
Карточка № 6.
Масса серной кислоты, содержащейся в 196 мл 10 % раствора серной кислоты (плотностью, ρ = 1,07 г/мл), равна … .
- ФИРМЕННОЕ БЛЮДО (Слайд № 30)
Учащиеся должны ответить на вопросы, продемонстрировав свою эрудицию.
Вопросы (Слайд № 31)
- Какая кислота разъедает стекло?
- Какие кислоты входят в состав царской водки?
- Какая кислота содержится в желудочном соке?
- Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса?
- Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?
- Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов?
- Какие кислоты содержаться в кислотных дождях?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Проводится подсчет жетонов, первое место присуждается той группе, которая собрала наибольшее количество жетонов в виде звездочки; второе место – наибольшее количество квадратов, третье – кругов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, применении, получении кислот; формировать умения учащихся работать в группах; развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Меню Дегустация Первое блюдо. Понятийный тест Химическое печенье Бутерброды Коктейль Десерт «Фантазия» Торт «Сюрприз» Фирменное блюдо
I . ДЕГУСТАЦИЯ
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ: При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность, так как она может вызвать ожоги. Если кислота случайно попадет на руки или на одежду, то необходимо ее смыть большим количеством воды.
Название кислоты Формула кислоты Аскорбиновая кислота (витамин С) Лимонная кислота Яблочная кислота
II . ПЕРВОЕ БЛЮДО. ПОНЯТИЙНЫЙ ТЕСТ
Карточка № 1. Кислотами называют сложные вещества, которые содержат… Лакмус в кислой среде … Карточка № 2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на … Кислота, которая соответствует оксиду углерода ( IV ), - … Карточка № 3. Основность азотной кислоты - … В кислой среде метилоранж окрашивается в … Карточка № 4. При взаимодействии оксида Фосфора ( V ) с горячей водой образуется… Реакцией нейтрализации называется реакция … Карточка № 5. Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты - … По основности кислоты делятся на … Карточка № 6. Реакцией обмена называется реакция … Основность серной кислоты - …
Ответы: Карточка № 1. Кислотами называют сложные вещества, которые содержат кислотные остатки и атомы водорода, способные замещаться атомами металлов. Лакмус в кислой среде красный. Карточка № 2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. Кислота, которая соответствует оксиду углерода ( IV ) – H 2 CO 3 Карточка № 3. Основность азотной кислоты равна одному В кислой среде метилоранж окрашивается в красный
Карточка № 4. При взаимодействии оксида фосфора ( V ) с горячей водой образуется H 3 PO 4 Реакцией нейтрализации называется реакция, которая протекает между основанием и кислотой. Карточка № 5. Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты - три По основности кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трехосновные. Карточка № 6. Реакцией обмена называется реакция, которая протекает между сложными веществами, в ходе которых они обмениваются своими составными частям. Основность серной кислоты – два.
III . ХИМИЧЕСКОЕ ПЕЧЕНЬЕ
Карточка № 1. металл - формула кислоты К Са Al HCl К Cl – хлорид калия Са Cl 2 - хлорид кальция ( II ) AlCl 3 - хлорид алюминия H 2 SO 4 К 2 SO 4 – сульфат калия Са SO 4 - сульфат кальция Al 2 ( SO 4 ) 3 - сульфат алюминия H 3 PO 4 К 3 PO 4 - фосфат калия Са 3 (PO 4 ) 2 фосфат кальция AlPO 4 - фосфат алюминия
Карточка № 2 . металл - формула кислоты Na Zn Fe (III) H 2 S Na 2 S – сульфид натрия ZnS - сульфид цинка Fe 2 S 3 - сульфид железа (III) HNO 3 NaNO 3 – нитрат натрия Zn ( NO 3 ) 2 - нитрат цинка Fe(NO 3 ) 3 - нитрат железа (III) H 3 BO 3 Na 3 BO 3 - борат натрия Zn 3 (BO 3 ) 2 -борат цинка FeBO 3 - борат железа (III)
Карточка № 3. металл - формула кислоты Li Mg Al HCN LiCN – цианид лития Mg(CN) 2 - цианид магния Al(CN) 3 - цианид алюминия H 2 SiO 3 Li 2 SiO 3 – силикат лития MgSiO 3 - силикат магния Al 2 (SiO 3 ) 3 - силикат алюминия HNO 2 LiNO 2 - нитрит лития Mg(NO 2 ) 2 - нитрит магния Al ( NO 2 ) 3 - нитрит алюминия
Карточка № 4. металл - формула кислоты К Ba Fe (III) HBr К Br – бромид калия BaBr 2 - бромид бария FeBr 3 - бромид железа (III) H 2 CO 3 К 2 CO 3 – карбонат калия BaCO 3 - карбонат бария Fe 2 ( CO 3 ) 3 - карбонат железа (III) H 3 PO 4 К 3 PO 4 - фосфат калия Ba 3 (PO 4 ) 2 - фосфат бария FePO 4 - фосфат железа (III)
Карточка № 5. металл - формула кислоты Na Cu (II) Al HF NaF – фторид натрия CuF 2 - фторид меди (II) AlF 3 - фторид алюминия HNO 3 NaNO 3 – нитрат натрия Cu ( NO 3 ) 2 - нитрат меди (II) Al(NO 3 ) 3 - нитрат алюминия H 3 BO 3 Na 3 BO 3 - борат натрия Cu 3 (BO 3 ) 2 -борат меди (II) AlBO 3 - борат алюминия
Карточка № 6. металл - формула кислоты Li Pb Fe (III) HI LiS – иодид лития PbI 2 - иодид свинца FeI 3 - иодид железа (III) H 3 PO 4 Li 3 PO 4 – фосфат лития Pb 3 ( PO 4 ) 2 - фосфат свинца FePO 4 - фосфат железа (III) H 2 SO 4 Li 2 SO 4 - сульфат лития PbSO 4 -сульфат свинца Fe 2 ( SO 4 ) 3 - сульфат железа (III)
IV . БУТЕРБРОДЫ
Бутерброд № 1. H 2 SO 4 + … Zn, NaOH, HCl, MgO, Hg, BaCl 2 . Бутерброд № 2. HCl + … Fe 2 O 3 , K 2 CO 3 , Cu, P 2 O 5 , Mg(OH) 2 , AgNO 3 Бутерброд № 3. H 2 SO 4 + … Mg, KOH, HBr, CaO, CO 2 , ZnCl 2 Бутерброд № 4. HCl + … CaCO 3 , Na 2 O, Fe(OH) 3 , Ba, SiO 2 Бутерброд № 5. H 2 SO 4 + … NaOH, Ca, P 2 O 5 , K 2 O, BaCl 2 , Ag Бутерброд № 6. HCl + … HNO 3 , CuO, Fe(OH) 3 , Na 2 CO 3 , Al, Au
Ответы: Бутерброд № 1. H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2 ↑ ; H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O ; H 2 SO 4 + MgO = MgSO 4 + H 2 O ; H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 ↓ + 2HCl ; Бутерброд № 2. 6HCl + 3Fe 2 O 3 = 2FeCl 3 + 3H 2 O ; 2HCl + K 2 CO 3 = 2KCl + CO 2 ↑ + H 2 O ; 2HCl + Mg(OH) 2 = MgCl 2 + 2H 2 O ; HCl + AgNO 3 = AgCl ↓ + HNO 3 ; Бутерброд № 3. H 2 SO 4 + Mg = MgSO 4 + H 2 ↑ ; H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O ; H 2 SO 4 + CaO = CaSO 4 + H 2 O ;
Ответы: Бутерброд № 4. 2HCl + Na 2 O = 2NaCl + H 2 O 2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O ; 3HCl + Fe(OH) 3 = FeCl 3 + 3H 2 O ; HCl + Ba= BaCl 2 + H 2 ↑ ; Бутерброд № 5. H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O ; H 2 SO 4 + Ca = CaSO 4 + H 2 ↑ ; H 2 SO 4 + K 2 O = K 2 SO 4 + H 2 O ; H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 ↓ + 2HCl ; Бутерброд № 6. 2HCl + CuO = CuCl 2 + H 2 O 3HCl + Fe(OH) 3 = FeCl 3 + 3H 2 O ; 2HCl + Na 2 CO 3 = 2NaCl + CO 2 ↑ + H 2 O ; HCl + Al = AlCl 3 + H 2 ↑ .
V . КОКТЕЙЛЬ
Меню: Коктейль «Клубничный» Коктейль «Молочный» Коктейль «Ягодка» Коктейль «Тархун» Коктейль «Содовый» Коктейль «Шипучий»
VI . ДЕСЕРТ «ФАНТАЗИЯ»
Карточка № 1. X → X 2 O 3 → X 2 ( SO 4 ) 3 ( X - Al ) Карточка № 2. X → XO 3 → H 2 XO 4 ( X - S ) Карточка № 3. X → XO → XCl 2 ( X - Ca ) Карточка № 4. X → X 2 O 5 → H 3 XO 4 ( X - P ) Карточка № 5. X → XO → XSO 4 ( X - Cu ) Карточка № 6. X → XO 2 → H 2 XO 3 ( X - C )
Ответы: Карточка № 1. X → X 2 O 3 → X 2 ( SO 4 ) 3 ( X - Al ) Al + O 2 = Al 2 O 3 Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O Карточка № 2. X → XO 3 → H 2 XO 4 ( X - S ) 2 S + 3O 2 = 2 SO 3 SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 Карточка № 3. X → XO → XCl 2 ( X - Ca ) Ca + O 2 = CaO CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O
Ответы: Карточка № 4. X → X 2 O 5 → H 3 XO 4 ( X - P ) 4 P + 5O 2 = 2 P 2 O 5 P 2 O 5 + 3H 2 O = 2 H 3 PO 4 Карточка № 5. X → XO → XSO 4 ( X - Cu ) Cu + O 2 = CuO CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O Карточка № 6. X → XO 2 → H 2 XO 3 ( X - C ) C + O 2 = CO 2 CO 2 + H 2 O = H 2 CO 3
VII . ТОРТ «СЮРПРИЗ»
Задачи: Карточка № 1. Определите массу соли, образующейся при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, содержащей хлороводород, количеством вещества 1,5 моль.(66,75 г.) Карточка № 2. Вычислите массу карбоната кальция, необходимого для получения оксида кальция массой 224 т.(400 т.) Карточка № 3. Какая масса сульфата бария образуется при взаимодействии раствора, содержащего хлорид бария массой 62,4 г. с избытком серной кислоты? (69,9 г.) Карточка № 4. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотность ρ = 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?(183 мл.) Карточка № 5. Сколько граммов гидроксида калия потребуется для полной нейтрализации 20 г 5 % раствора серной кислоты? (1,12 г.) Карточка № 6. Масса серной кислоты, содержащейся в 196 мл 10 % раствора серной кислоты (плотностью, ρ = 1,07 г/мл), равна … . (20,972 г.)
VIII . ФИРМЕН- НОЕ БЛЮДО
Вопросы: Какая кислота разъедает стекло? Какие кислоты входят в состав царской водки? Какая кислота содержится в желудочном соке? Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса? Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах? Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов? Какие кислоты содержаться в кислотных дождях?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.
Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...
Внеклассное мероприятие 6 класс
Умники и умницы 6 класс по информатике и ИКТ...
Интегрированное внеклассное мероприятие 7 класс
Внеклассное мероприятие география - математика в 7 классе после изучение темы "Умножение многочлена на многочлен")...
Внеклассное мероприятие 2 класс
Funny English...
внеклассное мероприятие 2 класс углубленное изучение немецкого языка
Цель данного мероприятия- повторение пройденного материала. Мероприятие проходит в форме игры и называется "Остров сокровищ"....
"Рыцарский турнир" внеклассное мероприятие 7 класс
Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе к Дню защитника Отечества....
Комплекс упражнений для отработки материала по химии. Тема "Химические свойства кислот и солей" 8 класс
Проверяются знания и умения:1. давать названия кислотам,солям.2.Знать химические свойства.3.Уметь называть кислоты и соли по химическим формулам.Уметь составлять химические уравнения....