Оксиды и их классификация
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Баранова Ирина Игоревна

Методическая разработка урока по ФГОС для учащихся 8 класса по теме "Оксиды и их классификация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku_po_fgos.docx133.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку по ФГОСJ:\BaranovaII.jpg

«Оксиды. Классификация оксидов».

Разработал учитель химии ГБОУСОШ №213 с углубленным изучением английского языка г. Санкт – Петербурга.

В соответствии с требованиями стандарта, формирование образовательной компетентности учащихся, является одной из задач учителя, которую он реализует в учебном процессе, используя инновационные технологии его проектирования. Проектируя современный урок необходимо:

  • осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
  • организовать системное изучение учебного содержания темы;
  • определить возможности реализации межпредметных связей;
  • определить умения: личностные, метапредметные, предметные, формируемые в теме;
  • продумать условия необходимые для формирования этих умений;
  • организовать условия для самостоятельной деятельности школьников, и для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • организовать оперативное оценивание степени освоения темы;
  • соотнести полученный результат с поставленной нами целью.

На первом этапе урока необходимо создать условия для самоопределения, вызвать интерес к изучению темы, побудить учащихся к деятельности. В этой части нужно предложить ситуативное задание или занимательную задачу (можно по вариантам). Работу по решению занимательных или контекстных задач целесообразно осуществлять в группе, используя все возможные источники информации.

Приведем примеры таких заданий:

1. Этим веществом покрыто почти ¾ поверхности Земли, при этом, существует проблема его нехватки. Считается, что именно в нем зародилась жизнь и из него на 81% состоит мозг человека. Высокое содержание этого вещества в клетке – условие ее жизнедеятельности. Оно выполняет функцию терморегуляции; участвует в процессе фотосинтеза; осуществляет круговорот в природе. Это вещество нужно всем отраслям народного хозяйства.

2.Это вещество – газ, продукт дыхания и горения. Попадает в атмосферу в виде выбросов промышленности и автотранспорта. Приводит к парниковому эффекту. Является основой производства всех шипучих напитков, тушения пожаров.  Хладагент.  Это вещество в твердом виде называют «сухой лед».

3. Это газообразное вещество - яд! Образуется при пожарах. Блокирует действие гемоглобина крови (перенос кислорода в организме).

4. Кварц, горный хрусталь, аметист, халцедон, агат, оникс…Трудно поверить, но все эти и многие другие «чудеса подземного мира» состоят из одного и того же вещества, о котором речь пойдет в задаче.  Известно, что это вещество состоит из атомов кремния и кислорода, причем массовая доля кремния составляет. 46,7%. Молекулярная масса  соединения в 30 раз больше молекулярной массы водорода. Этот оксид – составная часть песка. Он необходим для производства стекла, фарфора, цемента, кирпича и др.

Формулы определенных веществ необходимо записать на доске. Учащиеся называют вещества и приходят к выводу, что все они относятся к классу оксидов. Осуществляется морфологический разбор слова «Оксиды» Суффикс ид показывает принадлежность к двухэлементному соединению ; корень окс – означает наличие кислорода в соединении в отрицательной степени окислении - -2 ( ставится в формуле на второе место). Т.О. учащиеся подводятся к определению термина «оксид».

Затем учителю необходимо предложить учащимся задание на понимание, например: 

Прочитай текст, представленный химическими формулами. Формулы оксидов подчеркни, лишние формулы вычеркни.

Na2O,  CO,  O2,  H-O-H,  Al2O3,  H-O-O-H,  P2O5,  O3,  SO2,  OF2,  I2O7,  HClO,  SO3,  KO3 ,  H2CO3,  XO2,  XO2-2,

XO2-1,  XO,  X2O.

Выполнять это задание можно в парах, можно индивидуально, но с взаимопроверкой.

После выполнения и проверки задания учащиеся осуществляют самопроверку, сверяясь с образцом.

Следующее задание на применение знаний, например:

Составь формулы оксидов азота, если известно, что азот проявляет степень окисления от +5 до +1.

Следующий этап урока связан с классификацией оксидов. Учитель просит прочитать схему «Классификация оксидов». Используя схему, заполнить пропуски в предложенном ниже тексте. На этом этапе важно объяснить, почему необходимо освоить работу с классификатором. (Из кислотных оксидов в дальнейшем будем конструировать формулу кислоты, из основных – основания. Т.е. оксиды – это «мостик» к другим классам неорганических соединений. Свойства разных по характеру оксидов отличны).

Оксиды делят на: солеобразующие (образуют соли, вступая в определенные химические реакции) и…………… К последним относят CO, NO, N2O, SiO, S2O.

Оксиды делят на: оксиды неметалла и оксиды…………... Оксиды неметалла (за исключением несолеобразующих) являются …………..оксидами (им соответствуют кислоты). К………..оксидам также относят оксиды металлов в степенях окисления от+5 до…….

Оксиды металлов в степени окисления +1 и +2 относят к ………..оксидам (им соответствуют основания) Исключения оксиды:BeO, ZnO, PbO, SnO – степень окисления металла -…, но это                 оксиды.

Оксиды металлов в степени окисления………..относятся к амфотерным оксидам.

Амфотерные оксиды это оксиды которые в зависимости от условий могут проявлять свойства  «маскироваться») под кислотные или основные оксиды.

После выполнения и проверки задания учащиеся осуществляют самопроверку, сверяясь с образцом. Затем учащимся необходимо предложить сформулировать алгоритм определения характера оксида, записав его в тетрадь.

Последнее задание связано с применением знаний на практике (работа с классификатором и интерактивной доской). Учитель демонстрирует формулу оксида, учащиеся определяют характер оксида, используя алгоритм.

На последнем этапе урока необходимо осуществить самоанализ и самооценку. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Закончи предложения:

Мне важно правильно составлять формулы оксидов и правильно их классифицировать, потому что…… 

Чтобы успешно написать проверочную работу по теме «Оксиды и их классификация», нужно …………. 

Я (очень, не очень) доволен(льна) работой на уроке т.к. (я узнал(а),……я самостоятельно ( с помощью одноклассников, учителя) выполнил(а)…….; я был(а)  активным (ой).

Укажи трудности которые испытал (а) на уроке……

Что тебе показалось наиболее значимым, интересным?

Домашнее задание: Задание на понимание. Ответь на вопросы 1.Могут ли атомы металлов образовывать оксиды: а)несолеобразующие___; б) кислотные__; в) амфотерные___?

2. Могут ли атомы неметаллов образовывать оксиды: а) амфотерные___; б) основные___;в) несолеобразующие___?

3.Может ли оксид ХО2 быть: а) кислотным__;б) амфотерным;в)основным___; несолеобразующим__?

4.Может ли оксид Х2О3 быть: а) кислотным___;б) амфотерным___;в) основным___; несолеобразующим___?

Проверь себя – число положительных ответов во всем упражнении должно быть равно 7.

Развивающее задание. *Заполни клетки квадрата так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце была одна формула кислотного оксида, одна основного, одна амфотерного и одна несолеобразующего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...

Открытый урок «Оксиды. Состав и классификация»

Урок-обобщения и закрепления знаний о бинарных соединениях. Презентация к уроку....

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов"

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов". 5 заданий. 2 варианта...

Оксиды, их классификация и свойства. Свойства основных оксидов

Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое основные оксиды. Химические свойства основных оксидов...