Рабочая программа по химии . 9 класс. О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии . 9 класс. О.С.Габриелян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.doc | 687.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п.3 пп.6), Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г); в соответствии с Примерной программой основного общего образования по химии и авторской программой курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна (2012года)
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян ( рекомендовано Министерством образования и науки РФ М.: Дрофа, 2013г.)
Принцип концентричности не нарушен, содержание авторской программы Габриеляна О.С. сохраняется.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов – 11 часов;
так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов:
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 1 час
- на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
с 8 часов до 7 часов.
В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал
входит в содержание «Примерной программы по химии для общеобразовательных школ».
Рабочая программа построена с учётом реализации межпредметных связей, опирается на курс физики 7 класса (строение молекул и атомов), на биологию ( даётся знакомство с химической организацией клетки процессами обмена веществ),опирается на практические знания обучающихся по математике и информатике.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю).
. Предпочтительные формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.. Используются следующие формы обучения: учебные занятия, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- тестов;
-контрольных;
- самостоятельных работ;
- практических;
- творческих работ.
Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов: теоретических знаний (устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант,), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы). В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний по отработке умений и навыков учащихся при подготовке к контрольной работе. Проведение самостоятельных и контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В планировании предусмотрено проведение 4 контрольных работ по темам» « Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения», «Итоговая контрольная работа».
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
Уроки | Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 5 | 5 | ||
2. | Тема 1.Металлы | 16 | 15 | 1 | |
3. | Тема 2.Практикум № 1 | 3 | 3 | ||
4. | Тема 3. Неметаллы | 23 | 22 | 1 | |
5. | Тема4.Практикум №2 « Свойства неметаллов и их соединений» | 3 | 3 | ||
6. | Тема 5. Органические соединения | 11 | 10 | 1 | |
7. | Тема 6 Обобщение знаний за курс основной школы. | 7 | 6 | 1 | |
| Итого: | 68 | 58 | 6 | 4 |
Содержание
(2 часа в неделю; всего 68 часов)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Знать/понимать:
- химические понятия:
- вещество, классификация веществ.
химический элемент, атом;
- основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
- называть:
- соединения изученных классов
- характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
- определять:
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
- составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
;
Тема №1 Металлы (16ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Сплавы (сталь. чугун, дюралюминий, бронза), их свойства и значение. Общие :химические свойства металлов:реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов. Понятие о металлургии.Способы получения металлов: пиро-, гидро– и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Общие способы их получения. . Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли.
. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно- земельных металлов: оксиды, гидроксиды, соли ; их свойства и применение.
Алюминий. Физические и химические свойства простого веществаАмфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Физические и химические свойства простого вещества. Оксиды., гидроксиды и соли железа (II) и(III). Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3 . Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации: 1 Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
2.Образцы сплавов.
3. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
4. Взаимодействие натрия и магния с кислородом
.5. Взаимодействие металлов с неметаллами
.6. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты: 2. Ознакомление с образцами металлов.
3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
6. Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3 .
Знать/понимать:
- химические понятия:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
- характеризовать:
положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
общие физические свойства металлов;
связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка)
- характеризовать:
химические свойства металлови их соединений;
- составлять:
- уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).
- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:
Тема 2 Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3ч)
- Осуществление цепочки химических превращений металлов.
- Получение и свойства соединений металлов.
- Решение экспериментальных задач на распознавание и получение
веществ.
Знать:
- правила по технике безопасности;
Уметь:
- составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;
- обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами
Тема №3 Неметаллы (23ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» и «неметалл».
Водород. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства Качественная реакция на хлорид–ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
К и с л о р о д. Строение атома и молекулы, свойства и применение.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. . Качественная реакция на сульфат – ион.
Азот. Строение атома и молекулы; свойства простого вещества.
Круговорот азота. Аммиак, строение, свойства, получение, применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и её соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ- свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота иеё соли. Круговорот углерода. Качественная реакция на карбонат - ион.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации:
7. Образцы галогенов – простых веществ
.8. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
9. Вытеснение хлором брома или йода из растворов солей.
10. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. 11.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 12.Поглощение углем растворенных веществ или газов.
13. Восстановление меди из ее оксида углем
14.Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
15.Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов
16. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты: 7. Качественная реакция на хлорид-ион.
8. Качественная реакция на сульфат – ион
9. Распознавание солей аммония.
10. Получение углекислого газа и его распознавание.
11. Качественная реакция на карбонат - ион.
12. Ознакомление с природными силикатами.
13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Знать/понимать:
- химическую символику:
знаки химических элементов-неметаллов.
Уметь:
- называть:
химические элементы-неметаллы по их символам;
- объяснять:
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
- определять:
- тип химической связи в соединениях неметаллов
- составлять:
химические формулысоединений неметаллов;;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов и их соединений;
- распознавать опытным путём:
соединения неметаллов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли;
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).
Тема №4 Практикум №2.
Получение, свойства и распознавание неорганических
веществ(3 ч)
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
- Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппы азота и углерода».
- Получение, собирание и распознавание газов.
Уметь:
- характеризовать:
химические свойства соединений неметаллов;
-- составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений неметаллов;
- обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами.
Тема №4 Органические соединения (11часов)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Углеводороды:метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. . Взаимодействие этилена с водой. Представление о полимерах на примере полиэтилена. .
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая). Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации.
17.Модели молекул метана и других углеводородов. 18.Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
19.Образцы этанола и глицерина
.20. Качественная реакция на многоатомные спирты.
21.Получение уксусно–этилового эфира.
22.Омыление жира.
23. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
24.Качественная реакция на крахмал.
25.Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
26.Горение белков (шерсти или птичьих перьев)
27.. Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
14. Изготовление моделей молекул углеводородов.
15. Свойства глицерина.
16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Знать/понимать:
- химические понятия:
вещество, классификация веществ.
химическую символику
формулы органических веществ;
Уметь:
- характеризовать:
строение атома углерода;
----связь между составом, строением и свойствами органических соединений
химические свойства органических веществ;
---определять:
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях
----принадлежность органических веществ к различным классам;
----называть:
органические соединения по их химическим формулам;
----составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства органических веществ
- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с органическими веществами.
Тема 6
Обобщение знаний за курс основной школы (7ч)
. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов..
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла Оксиды , гидроксиды и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления восстановления.
Знать/понимать:
- химические понятия:
химический элемент, атом; молекула, ион, химическая связь
- основные законы химии:
- Периодический закон.
химическую символику:
формулы химических веществ;
уравнения химических реакций;
- химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций, вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.
Уметь:
- называть:
химические элементы по их символам;
соединения изученных классов;
--объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп;
сущность реакций ионного обмена;
---характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
---определять:
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
состав веществ по их формулам;
принадлежность веществ к определённому классу соединений
--составлять:
уравнения химических реакций.
- формулы неорганических соединений
- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ХИМИЯ» 9 КЛАССА
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №1
Тема: «Металлы»
Вариант 1.
1. Электронная формула атома магния:
A.1S22S~ В. 1S2 2S2 2Р1
Б. 1S22S1 Г. 1S22S22P63S2
2. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
А. Алюминий В. Железо
Б. Барий Г. Ртуть
3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими
свойствами:
А. Бериллий В. Магний
Б. Кальций Г. Стронций
4. Атом магния отличается от иона магния:
А. Зарядом ядра В. Числом протонов
Б. Зарядом частицы Г. Числом нейтронов
5. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Калий В. Скандий
Б. Кальций Г. Магний
- Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием: А. С02, Н2, НС1 В. NaOH , Н20 , НС1 Б. С12 , Н26 , H2S04 Г. S , H2S04 , so3,
- Радиус атомов элементов III периода с увеличением заряда ядра от щелочного метала к галогену
- Вид химической связи в простом веществе кальций
- Напишите сокращенное ионное уравнение, соответствующее молекулярному уравнению: ВаС12+ H2S04 = BaS04 + 2НС1
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: CuCl2—> Cu(OH)2 - -->Cu(N03)—>Cu и составить возможные окислительно-восстановительные уравнения.
Вариант 2.
1. Электронная формула атома натрия:
A.1S22S2 В. 1S22S22P63S2
Б. 1S22S22P63SI Г. 1S22S'
2. С соляной кислотой не взаимодействует:
А. Медь В. Железо.
Б.Кальций Г. Цинк
3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими
свойствами:
А. Алюминий В. Магний
Б. Кремний Г. Натрий
4. Атом алюминия отличается от иона алюминия:
А. Зарядом ядра В. Зарядом частицы
Б. Числом протонов Г. Числом нейтронов
5. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Стронций В. Магний
Б. Кальций Г Барий.
6. Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием:
A. S , NaOH , Н20 В. С12, 02, НС1
Б. Li, H2S04, Ш2 Г. СuО, Сu(ОН)2, Н3Р04
- Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра
- Вид химической связи в простом веществе хлориде натрия
9. Напишите сокращенное ионное уравнение, соответствующее молекулярному уравнению: А1С13 + ЗКОН = А1(ОН)3 + ЗКС1
10. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Zn—► ZnS04
- >Zn(OH)2 —>ZnO и составить возможные окислительно-восстановительные уравнения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ № 2
Тема: «Неметаллы»
Вариант 1.
1. Заряд ядра атома +17 имеют атомы химического элемента:
А.Азота В. Серы
Б. Кислорода Г. Хлора
2. Уравнение химической реакции 2S02 + 02= 2S03
соответствует схеме превращения серы:
A.S0 - S+4 B.S+4 - S+6
Б. S -2 -> S+4 Г. S+6 — S+4
3. Степень окисления фосфора в ряду веществ, формулы которых Са3Р2, Р, Р203, Р205
А. Повышается от 0 до +5 В. Понижается от +6 до -2
Б. Повышается от -3 до +5 Г. Повышается от -4 до +4
4. Вещество X в ряду превращений С02—► X —► Са(НСОз)2 —► С02 имеет формулу:
А. Са(0Н)2 В. СаСОз
Б. СО Г. СаО
5. Реактивом на сульфат-анион является катион:
А. Н+ В. Ва2+
Б. Na+ T.NH4
6. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых:
А. С02 и NaOH В. S03 и N205
Б. Сии H2S04(pa36) Г. Р205 иНС1
7. Вид химической связи в простом веществе хлороводороде: __________________
8. Составьте формулу кислоты, которая образуется при взаимодействии веществ, формулы которых: Na2Si03 и НС1:
9. Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением зарядов ядер
10.Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения согласно схеме:
1 2 3 4 5
S -> MgS -> S02 -> SO, -> Na2S04-> BaS04
Реакцию 1 рассмотрите с точки зрения окисления-восстановления, реакцию 5 в свете теории электролитической диссоциации.
Вариант 2.
1. Заряд ядра атома +14 имеют атомы химического элемента :
А.Азота В. Кремния
Б. Кислорода Г. Углерода
2. Ковалентная неполярная связь имеется в молекуле вещества, формула которого:
A. N2 В. НС1
Б. СН4 Г. Na2S
3. Степень окисления серы в ряду веществ, формулы которых
SO3, SO2, S , H2S
А. Повышается от 0 до +5 В. Понижается от +6 до -2
Б. Понижается от +5 до О Г. Повышается от -4 до +4
4. Вещество X в ряду превращений Р—> Р205— >X —>Na3P04 имеет формулу:
А. Са3(Р04)2 В. Са С03
Б. РН3 Г. Н3Р04
5. Реактивом на хлорид-анион является катион:
А. Н+ В. Ва2+
Б. Ag+ Г. NH4 +
6. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых:
A. H2S04 и С02
Б. H2S04hAu 7.
В. H2S04 и BaS04
Г. H2S04HMgO
7.Соотнесите:
уравнение химической реакции
H2S + CI2 = 2НС1 + S
схеме превращения хлора:
А.С10 С1-1
Б. С1-1 С1+1
В. С10 С1+1
Г. С1-1 С10
- Составьте формулу газообразного вещества, образующегося при взаимодействии веществ, формулы которых: СаС03 и НС1:
- Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами пятой группы главной подгруппы, с увеличением заряда ядра:
10. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения согласно схеме:
1 2 3 4 5
N2 — NH3—► NO — N02 — HN03 -> KNO3
Реакцию 1 рассмотрите с точки зрения окисления-восстановления, реакцию 5 в свете теории электролитической диссоциации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ № 3
Тема: «Органические соединения»
Вариант 1.
1. Органическим веществом является:
А.Известковая вода В. Нитрат серебра
Б.Крахмал Г. Ортофосфорная кислота
2. Изомером углеводорода, имеющего формулу
СН2 = СН - СН2 - СН2 - СН3 , является вещество с формулой:
А. СН3-СН= СН - СН2 - СНз В. СН2 = СН - СН3
Б. СН3-СН= СН - СН3 Г. СН2 = СН2
3. Свойство, характерное для крахмала:
A. Имеет сладкий вкус
Б. В горячей воде образует коллоидный раствор
B. Имеет синий цвет
Г. Растворяется в воде
4.Гомологом метана является вещество, формула которого:
А. СН3 - СН2 - СНз В. СН = С - СН3
Б. СН2 =СН -СН3 Г. СНзСООН
5. Непредельный углеводород имеет формулу:
A. C6H12 В. С4Н10
Б. С6Н5ОН Г. С6Н14
6. Число изомеров у вещества, формула которого С4Н10 равно: ______________________
- Запишите общую формулу алканов
- Функциональной группой карбоновых кислот является группа______________
9. Число связей С-Н в молекуле этилена равно
10. Соотнесите:
Левые части уравнений реакций, характеризующих химические свойства предельных карбоновых кислот:
- 2СН3 СООН + 2Na—>
- СН 3СООН + С 2Н 5ОН—>
- СН 3СООН+NaOH—>
- 2СН3 СООН +MgO —>
правые части уравнений:
А. 2СН3 COONa + Н2 В. СН3СООС2Н5 + Н20
Б. (СН3СОО)2 Mg + Н20 Г. СН3 COONa + Н20
11. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращение:
1 2 3
С2Н2 —► С 2Н 4 —► С2Н 6 —► C 2H 5Cl
Укажите тип химической реакции номер 2.
Вариант 2.
1. Органическим веществом является:
А. Вода В. Глюкоза
Б. Гидроксид натрия Г. Серная кислота
2. Свойство, характерное для жиров:
A. Имеет сладкий вкус Б. Подвергаются гидролизу
B. Тяжелее воды Г. Хорошо растворимы в воде
3. Изомером углеводорода, имеющего формулу
СН = С - СН2 - СН2 - СНз, является вещество с формулой:
А. СНз - С = С - СН2 - СН3 В. СНз - СН - СН3
|
СН3
Б. СНз - СН2 - СН2 Г. СН2 - СН2 - СН2
| | |
СН3 СНз СНз
4. Гомологом этана является вещество, формула которого:
А. СНз - СН2 - СНз В. СН = С - СН3
Б. СН2 = СН - СНз Г. СН3СООН
5. Предельный углеводород имеет формулу:
А. С6Н12 В. С2Н2
Б. С 4Н 8 Г. С 4Н 10
- Число изомеров у вещества, формула которого С2Н6О равно__________
- Общая формула алкенов_ ___
- Функциональной группой спиртов является группа
- Число связей С-С в молекуле этилена равно
10. Водород можно получить в результате реакции, схема которой:
А. С3Н7ОН + Na ОН—► В. С2Н4 + НС1—►
Б. С2Н5Вг + НОН —► Г. НСООН + Са—►
11. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращение:
1 2
С —> СН4 —> СН3С1
Укажите тип химических реакций и названия продуктов реакций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ № 4
Тема: «Итоговая контрольная работа по химии за курс 9 класса»
Вариант 1.
1. Наиболее ярко металлические свойства выражены:
А. У натрия В. У калия
Б. У лития Г. У магния
2. Степень окисления +3 у атома хрома в соединении, формула которого:
А. СrO В. СrО3
Б. Сr203 Г. Н2СЮ4
3. Серную кислоту можно получить при взаимодействии веществ, формулы которых:
А. Н20 и S02 В. Н2 и S03
Б. Н20 и S03 Г. S03 и КОН
4. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов:
A. Be, В, С В. Si , С , N
Б. F, CI , Вr Г. Na, Mg, Са
5. Окид кальция является:
А. Амфотерным В, Несолеобразующим
Б. Кислотным Г. Основным
В. Ковалентная неполярная
Г. Ковалентная полярная
6. Для фторида калия характерна химическая связь, которая называетс
А. Ионная
Б. Металлическая
7. Соотнесите: уравнение реакции
2 S02 + 02 = 2S03
схеме превращения серы:
A. S+4 —► S +6 В. S -2 —► S+4
Б. S+4 —► S0 Г. S0 —► S+6
8. Оксид азота (II) имеет формулу
A. N20 В. N203
Б. N02 Г. NO
9. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения согласно схеме:
1 2 3
Na2C03 —► С02 —► СаСОз —► СаО
Реакцию 1 рассмотрите в свете теории электролитической диссоциации.
10. Вычислите массу соляной кислоты, необходимой для нейтрализации 40 г. 20% раствора гидроксида кальция.
Вариант 2.
1. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства:
А. У хлора В. У фтора
Б. У иода Г. У брома
2. Степень окисления -3 у атома азота в соединении, формула которого:
A. N2 B.N2O3-
Б. NO Г. NH3+
3. Гидроксид меди (II) можно получить при взаимодействии веществ, формулы которых:
А. Сu и Н20 В. СuО и Н20
Б. СuС12 и Fe(OH)3 Г. CuS04 и NaOH
4. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов:
A. Li,Na, Rb В. Se , S , 02
Б. Р, S ,02 Г. Be, В, А1
5. Окид углерода (IV) является:
А. Амфотерным В. Несолеобразующим
Б. Кислотным Г. Основным
- В молекуле бромоводорода химическая связь называется
- Соотнесите: уравнение реакции
4 NH3 + 502 = 4NO + 6 Н20
схеме превращения азота:
A. N -3 —► N 0 В. N+3 —► N+2
Б. N -3 —► N+2 Г. N+2 —► N -3
8. Гидроксид железа (II) имеет формулу
9. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения согласно схеме:
1 2 3
S03 —► H2S04 —► CuS04 —► Cu(OH)2
Реакцию 3 рассмотрите в свете теории электролитической диссоциации.
10. К 27 г раствора с массовой долей хлорида меди (II) 10% добавили избыток раствора сульфида натрия. Определите массу выпавшего осадка.
Информационные источники.
- Литература для учителя (основная):
- 1.Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян) Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012г.).
- 2.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012г
- 3.Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2012г.
- 4..Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2012г.
- 5.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочие тетради.8, 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8,9». — М.: Дрофа, 2012г.
- 6.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2013г.
Литература для учителя (дополнительная)
1. Буцкус П.Ф. Книга для чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 2005
2.Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 2003
3.Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 8-9 классы. - М.:Дрофа, 2009
4.Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2000
5.Лидин Р.А и др. Химия. 8-9 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2009.
6.CD-ROM диски
1С:репетитор – химия
Уроки химии Кирилла и Мефодия
Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ
Органическая химия 10-11кл
Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 8 -11 класс
Цифровые образовательные ресурсы (8 класс)
7.Химические Интернет-ресурсы (занимательная химия , ЕГЭ, сеть творческих учителей Прошколу.ру)
- Литература для учащихся (основная)
1. Химия. 9класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007.
2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.
Литература для учащихся (дополнительная)
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.
- Артеменко А.И. Удивительный мир неорганической химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
4.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год ...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа 10-11 класс О.С.Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа...
Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...