«Скорость химической реакции».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок - иследование с использованием информационных технологий для 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_himicheskoy_reaktsii_8_klass.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №77
Сергучёва Л.П.,
учитель химии
Конспект урока
Тема урока: «Скорость химической реакции».
Тип урока: Урок – исследование с использованием информационных технологий.
(Изучение новых знаний).
Класс: 8
Цели:
1. Образовательные:
- Дать определение понятию скорости химических реакций и единицах ее измерения;
- Изучить факторы, влияющие на скорость химических реакций;
2. Развивающие:
- Развитие умений объяснять влияние каждого фактора на скорость химической реакции, продолжить отработку навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами;
- Развитие у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдений, умений обобщать и делать выводы;
- Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, анализировать;
3. Воспитательные:
- Воспитывать у школьников научное мировоззрение;
- Реализовывать принцип связи обучения с жизнью;
- Воспитывать умение слышать партнера, уважать чужое мнение.
Виды деятельности:
- Решение экспериментальных задач, основанных на факторах влияющих на скорость химических реакций;
- Проведение эксперимента;
- Проведение эксперимента с использованием компьютера «Виртуальная лаборатория»;
- Составление схем, прогнозирование;
- Творческое домашнее задание;
Формы работы:
- Групповая, но при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Оборудование и реактивы (на отдельных подносах):
Для 1 группы: 2 пробирки, гранулы цинка, растворы НСl, раствор уксусной кислоты;
Для 2-й группы: штатив, 4 пробирки, раствор H2SO4, растворы Na2S2O3, соответственно 25, 20, 15, и 10 % концентрации;
Для 3 группы: штатив, 2 пробирки, порошок и гранула цинка, раствор НСl, спички, лучинка;
Для 4 группы: штатив, 2 пробирки, раствор H2SO4 и раствор Na2S2O2, спиртовка, держатель, спички;
Карточки с заданиями для групп (на рабочих местах).
Задание 1 группе.
- В две пробирки положите по грануле цинка.
- В одну пробирку налейте раствор соляной кислоты, а в другую – раствор уксусной кислоты.
- Сравните скорость взаимодействия различных кислот с цинком.
- В чем, по-вашему, причины различной скорости реакций цинка с данными кислотами?
Задание 2 группе.
- В четыре пробирки прилейте растворы тиосульфата натрия соответственно 25, 20, 15 и 10 % концентрации.
- В каждую из пробирок прилейте раствор серной кислоты.
- В какой из пробирок выделение серы началось быстрее?
- Как это можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?
Задания 3 группе.
- В две пробирки налейте раствор соляной кислоты.
- Одновременно в одну пробирку поместите кусочек цинка, а в другую порошок цинка.
- В какой из пробирок газ выделяется быстрее?
- Как это можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?
Задания 4 группе.
- В две пробирки налейте раствор серной кислоты.
- И прилейте в них раствор тиосульфата натрия.
- Одну из пробирок из пробирок осторожно нагрейте.
- В какой из пробирок сера осаждается быстрее?
- Как можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?
Структура урока.
Этап урока | Содержание урока | Формы и методы обучения | Время |
1. Подготовительный | Постановка целей перед учащимися, настрой школьников на работу. | 2 мин. | |
2. Формирование новых ЗУН | 1. Понятие «скорости». 2. Скорость химических реакций. 3. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. | Объяснение, рассказ, беседа, эксперимент, записи в тетрадях, схемы. Таблицы, рисунки. | 5 мин. 10 мин. ЛБ – 10 мин. Результаты 4 опытов – 20 мин. |
3. Подведение итогов и домашнее задание | Выставить и объявить оценки | § 29, стр. 118 – 125, упр. 1,5. |
Ход урока:
Этап 1. Подготовительный.
- Сегодня мы с вами за 45 минут представим себя учеными – исследователями.
Бурно развивающаяся химическая промышленность ставит перед учеными сложные вопросы. Например, что такое скорость реакции и можно ли ей управлять?
Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.
Слайд №1
Тема исследования: Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «скорость химической реакции».
2. Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Итак, перед нами две задачи:
1) Дать определение понятию «скорость химической реакции».
2) Экспериментально выявить, какие факторы влияют на скорость химической реакции.
Этап 2. Формирование новых ЗУН.
Для ответа на первый вопрос мы прибегнем к теоретическим рассуждениям, то есть применим теоретический метод исследования.
Давайте воспользуемся принципом аналогий. Вы ведь уже сталкивались с понятием скорости?
Д/з: Понятие «скорости». Книга рекордов Гиннеса.
Скорость – это отношение какой – либо величины ко времени, за которое происходит её изменение
Рекорды скорости:
- Самое быстрое животное: сокол – сапсан, скорость в полете 350 км/час (Белоруссия)
- Самое медленное животное – трехпалый ленивец из районов Ю. Америки, передвигается по земле со скоростью 0,16 км/час;
- Рекорд по скорости насиживания яиц: пестрые дятлы, птенцы выводятся за 10 дней.
- Рекорд набору SMS: 16-летний юноша Сингапура – набор текста из 160 символов за 41,5 сек.
Речь идет о том, как быстро совершаются определенные действия за единицу времени.
Вспомним определение скорости движения в физике.
«Скорость движения показывает отношение перемещения в определенный промежуток времени».
А сейчас, для того чтобы провести аналогию с понятием скорости химической реакции, вашим исследовательским группам нужно будет ответить на вопросы, предварительно обсудив их между собой.
На обсуждение вопросов отводится 3 минуты.
1) Что может измениться при взаимодействии веществ? Например, в реакцию вступают растворы соляной кислоты и нитрата серебра определенной концентрации. Почему в закрытом сосуде лучинка постепенно гаснет? | Демонстрационный эксперимент. HCl + AgNO3 → ? Учащиеся в группах обсуждают ответ на первый вопрос в течение 2 мин., затем выносят на общее обсуждение. Делается вывод о том, что с течением времени в описанных примерах изменяется концентрация веществ: концентрация исходных веществ уменьшается, а образующихся - увеличивается |
2) Попробуем записать формулу, выражающую скорость химической реакции с учетом изменяющихся во времени характеристик. Давайте разберем подробнее, в каких единицах измерения нам следует выразить концентрацию веществ, характеризуя скорость реакции. Для этого ответьте: | |
? Что происходит с молекулами исходных веществ и продуктов в ходе реакции? | Количество молекул исходных веществ уменьшается, а количество молекул продуктов реакции увеличивается. |
? Какая величина характеризует количество частиц? В каких единицах она изменяется? | Количество вещества в молях (моль) |
Значит, для характеристики скорости химической реакции удобнее всего взять молярную концентрацию. Она показывает отношение количества вещества к единице объема и выражается следующей формулой. СЛАЙД №2 С – молярная концентрация C= n [моль/л] ( запись формулы в тетрадях) V |
Как видно из формулы, единицей измерения молярной концентрации является моль/л.
Химики должны характеризовать быстроту химических реакций, т.е. превращения веществ в единицу времени. От этого на химическом производстве, например, будет зависеть заработная плата рабочих.
И наоборот, химики всего мира заняты поисками способов, с помощью которых можно было бы замедлить скорость коррозии металлов. То есть человек должен управлять скоростью химических реакций в своих интересах.
Теперь подставим единицы измерения в формулу скорости химической реакции.
Получаем
Слайд №2
С1 – С2
Vp= ────── [моль/л ▪ с]
t
Итак, первую задачу исследования мы выполнили.
_________________________________________________________________________________
Слайд №2
Скорость реакции – величина, показывающая изменение молярной концентрации вещества в единицу времени.
Ученики в тетради записывают определение.
2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции.
Сегодня у нас работают 4 исследовательские группы. Каждая группа получает задание
Для этого одни представители исследовательской группы выполняют химический эксперимент по инструкции, записанной на карточке, в своей мини-лаборатории. ( Для этого на ваших столах имеется все необходимое к выполнению работы, Т/Б)
А часть группы выполнит аналогичный опыт – в виртуальной лаборатории и получит график зависимости скорости от фактора.
Время выполнения работы 10 минут. После чего руководители исследовательской группы познакомят всех с полученными результатами.
Примечание: Учащиеся выполняют по инструктивной карточке задания, Учитель выступает в роли консультанта, помогает, если это необходимо, сделать выводы.
После проведения эксперимента от каждой группы выступает один учащийся с докладом о результатах экспериментов. Остальные члены группы при необходимости дополняют его ответ. Учащиеся других групп записывают в тетрадь выводы, зарисовывают схемы экспериментов.
Описание опытов (рисунок) | Наблюдения | Уравнения реакции, вывод |
1 группа. От природы реагирующих веществ | ||
В первой пробирке газ выделяется быстрее | 2HCl + Zn → ZnCl2 + H2 Вывод: На скорость химической реакции влияет природа кислоты. Учитель: У каждого вещества свой характер, свой «темперамент», своя скорость взаимодействия с определенным реагентом. | |
График | Соляная кислота сильная неорганическая, а уксусная кислота слабая органическая. | |
2 группа От концентрации реагирующих веществ. | ||
Описание опытов (рисунок) | Наблюдения | Уравнения реакции, вывод |
1пробирка -25% 2 пробирка 20 % 3 пробирка 15 % 4 пробирка 10% | В 1 пробирке помутнение раствора происходит быстрее (Выделение коллоидной серы) | Na2S2O3 + H2SO4 → → Na2SO4 + SO2↑ + H2O +S↓ Вывод: Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше скорость химической реакции. |
Слайд №3 В 1867 г. норвежские ученые К.Гульдберг и П.Вааге, а также независимо от них в 1865 г. русский ученый Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики. V химической реакции прямопропорциональна произведению концентрации реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции. Закон действия масс. Реакции nA + mB → pD Vx ∙ p = k ∙ CAn ∙ CBm k – константа скорости. (запись в тетеради) | ||
3 группа. От поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | ||
Описание опытов (рисунок) | Наблюдения | Уравнения реакции, вывод |
1 пробирка (р-р соляной кислоты + кусочек цинка) 2 пробирка (р-р соляной кислоты + порошок цинка) | Во 2 пробирке газ выделяется быстрее | 2HCl + Zn → ZnCl2 + H2↑ Вывод: скорость химической реакции зависит от площади соприкосновения реагирующих веществ. |
.
Слайд № 4 (ДИСК 2, виртуальная лаборатория)
Производство серной кислоты.
4 группа. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагентов. | ||
Описание опытов (рисунок) | Наблюдения | Уравнения реакции, вывод |
1 пробирка (Na2S2O3 p-p + H2SO4 p-p) 2 пробирка (Na2S2O3 p-p + H2SO4 p-p, нагревание) | Во 2 пробирке помутнение раствора происходит быстрее | Na2S2O3 + H2SO4 → → Na2SO4 + SO2 + H2O +S↓ Вывод: С повышением температуры скорость химической реакции увеличивается |
Слайд №5 (коллекция диск №2, виртуальная лаборатория)
Портрет Закон Вант – Гоффа (1884 г.)
Этап 3. Подведение итогов и домашнее задание.
Итак, мы справились и со второй задачей нашего исследования:
Выяснили факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Они зависят от:
- Природы реагирующих веществ.
- Температуры.
- Концентрации реагентов.
- Площади соприкосновения реагирующих веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...