материалы к урокам 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

учебно-методические материалы к темам курса органической химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вводный урок изучения нового материала по теме

«Предмет органической химии»

  1. Цель  урока: Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими.

9. Задачи:

- обучающие: сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления, раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова, сравнить ее значение для органической химии с теорией периодичности Д.И.Менделеева для неорганической химии;

-развивающие: показать способы использования знаний предмета в практической жизни;

-воспитательные: прививать бережное отношение к окружающей среде.

  1. Тип урока: вводный, урок первоначального ознакомления с новым материалом
  2. Формы работы учащихся: прослушивание лекции с просмотром видеофрагментов, фронтальный опрос с использованием видеотренажеров
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, подключенный к сети  Интернет

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организа-ционный момент

3

2

Вводная обзорная лекция-«Предмет органической химии»

Модуль по теме«Введе-ние в органичес-кую химию» №1

Демонстрация с попутным опросом и обобщением материала о строении молекул органических соединений

Прослушивание лекции с активным обсуждением основных вопросов

20

3

Демонстрация применения химических реакций в органической химии

Тренажер«Типы химических реакций»№2

Демонстрация видеоролика

Активное обсуждение видеофрагмента«Доказательство наличия углерода и водорода в органическом веществе»

7

4

Проверочный фронтальный опрос

Тренажер«Основные классы органических соединений» №3

Демонстрация вопросов,заслушивание и проверка ответов

Решение учебных задач.Ответы

9

5

Подведение итогов урока

Электронный журнал

Оценивание ответов учащихся,комментарии к домашнему заданию

Вопросы по теме

6

Приложение к плану-конспекту урока

Вводный урок по теме «Предмет органической химии»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Модуль по теме «Введение в органическую химию»

Видеоролик

Иллюстрация строения молекул органических соединений

http://fcior.edu.ru/card/9975/predposylki-vozniknoveniya-teorii-stroeniya-organicheskih-soedineniy-a-m-butlerova-uglublennyy-urove.html

2

Тренажер «Типы химических реакций»

видеотренажер

Иллюстрация химических рекций органических соединений

http://fcior.edu.ru/card/12408/trenazher-tipy-himicheskih-reakciy.html

3

Тренажер «Основ-ные классы органических соединений»

видеотренажер

Презентация с вопросами

http://fcior.edu.ru/card/6291/trenazher-osnovnye-klassy-organicheskih-soedineniy-uglublennyy-uroven-slozhnosti.html



Предварительный просмотр:

10 класс

Номенклатура органических соединений

Задание – заполните пропуски в предложениях (используйте подходящие по смыслу слова в нужном числе и падеже)

1) номенклатура ……………………. соединений – это ……………………………….. составления ………………………………… органических веществ.

2) номенклатура …........................ соединений называется ………………………………..

3) данная номенклатура необходима для …………………………………… органических ………………………………….

4) …………………………………………. органических …………………………….. складываются из ………………………… и ……………………………………….

5) корень в названии органического вещества зависит от ……………………………………… атомов ………………………………………….

6) суффикс нужен для обозначения ……………………………….. связи, а также для обозначения …………………………………….. группы

СЛОВА – ПОДСКАЗКИ

названия

веществ

соединений

корень

ИЮПАК

органических

суффикс

международная

функциональная

органических

количество

углерод

кратность

правила


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Арены. Бензол. Строение молекулы бензола»

Слайд 2

1)Углеводороды с общей формулой С n Н2 n +2 2) Частица с одним свободным электроном 3) Суффикс, который используется в названиях органических веществ для указания наличия в их молекуле двойной связи 4) Реакция взаимодействия органических веществ с азотной кислотой А лканы Р адикал Е н Н итрование Ы

Слайд 3

Арены Бензол. Строение молекулы бензола.

Слайд 4

Представитель аренов – бензол. (открыт в 1825г.М.Фарадеем) Задание Найти молекулярную формулу бензола, если массовая доля углерода в нем составляет 92,3%, а относительная плотность паров этого углеводорода по водороду составляет 39. Ответ: С 6 Н 6

Слайд 5

АРЕНЫ. Представитель - С 6 Н 6 бензол Общая формула - С n Н 2 n - 6 «Свойства веществ зависят от химического строения их молекул» Какое химическое строение имеет бензол?

Слайд 6

Что можно сказать о строении молекулы бензола на основании следующих фактов: 1) Бензол может быть получен тримеризацией ацетилена: 2) Бензол присоединяет к себе три молекулы водорода, при этом образуется цикло гексан ?

Слайд 7

Фридрих Кекуле Фридрих Август Кекуле фон Штрадониц ( нем. Friedrich August Kekulé von Stradonitz , 7 сентября 1829 , Дармштадт — 13 июля 1896 , Бонн ) — немецкий химик -органик, создатель теории валентности.

Слайд 8

Формула строения бензола Ф.Кекуле(1865 г.) Ф. Кекуле предположил, что в молекуле бензола существуют три двойных связи. Вопрос: С помощью каких химических реакций можно доказать наличие в молекулах органических веществ кратных связей?

Слайд 9

Сравнительная характеристика связей в молекулах углеводородов Вещество Тип Валентный Длина Форма гибридизации угол связи С-С молекулы Гексан SP 3 109°28' 0,154 нм тетраэдр Гексен s р 2 120° 0,134 нм плоская Гексин s р 180° 0,120 нм линейная Бензол s р 2 120° 0,140 нм плоская

Слайд 10

Схема образования сигма – связей в молекуле бензола. 1)Тип гибридизации - s р 2 2) между атомами углерода и углерода и водорода образуются сигма – связи, лежащие в одной плоскости. 3) валентный угол – 120 градусов 4) длина связи С-С 0,140нм

Слайд 11

Схема образования пи – связей в молекуле бензола 1)За счет негибридных р – электронных облаков в молекуле бензола перпендикулярно плоскости образования сигма - связей образуется единая п- электронная система, состоящая из 6 р – электронов и общая для всех атомов углерода.

Слайд 12

Сигма– и пи- связи в молекуле бензола Таким образом, в молекуле бензола между атомами углерода все связи равноценны и их длинна 0,140нм.

Слайд 13

Современная структурная формула бензола. Чтобы показать равномерность распределения п–электронной системы в молекуле бензола, структурную формулу его часто изображают в виде шестиугольника с окружностью внутри

Слайд 14

Современная структурная формула бензола. Сочетание шести сигма – связей с единой п – системой называется ароматической связью Цикл из шести атомов углерода, связанных ароматической связью, называется бензольным кольцом или бензольным ядром.

Слайд 15

« Свойства веществ зависят от химического строения их молекул» (одно из положений теории А.М.Бутлерова) Давайте вспомним : 1) Характерный тип реакций для алканов 2) Характерный тип реакций для алкенов 3) Характерный тип реакций для алкинов Какой тип реакций будет характерен для бензола? 1) замещение 2) присоединение 3) присоединение

Слайд 16

Бензол вступает в реакции замещения Реакции замещения протекают легче чем у предельных углеводородов

Слайд 17

Нитрование бензола ( Постановка опыта и текст –к.п.н. Беспалов П.) http :// school - collection / edu . ru

Слайд 18

Бензол вступает в реакции присоединения: Реакции присоединения протекают труднее чем у непредельных углеводородов

Слайд 19

Хлорирование бензола Задание: самостоятельно написать уравнение соответствующей реакции, указать условия её протекания ( Постановка опыта и текст –к.п.н. Беспалов П.) http :// school - collection / edu . ru

Слайд 20

Контрольные вопросы 1. Какие из приведенных на рисунке структур соответствуют бензолу? Ответ 1: а, б Ответ 2: г Ответ 3: а, в Ответ 4: а, г 2. Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода в молекуле бензола? Ответ 1: sp 3 Ответ 2: sp Ответ 3: sp 3 d Ответ 4: sp 2

Слайд 21

3. Какое вещество из образующихся в приведенной схеме превращений (X, Y или Z) используется как средство борьбы с вредными насекомыми? Назовите это соединение. Ответ 1: X – уксусная кислота Ответ 2: Y – бензол Ответ 3: Z – гексахлорциклогексан Ответ 4: Z – гексахлорбензол

Слайд 22

Вопросы для самоконтроля: 1)Какова общая формула гомологического ряда аренов? 2) Какова молекулярная формула бензола? 3) Какое противоречие существует между структурной формулой Кекуле и свойствами бензола? Как это противоречие объясняет электронная теория? 4) Структурную формулу бензола представляют в виде шестиугольника с окружностью внутри. Что обозначает окружность? 5) Как распознать на основании химических свойств бензол и гексен?

Слайд 23

Домашнее задание: 1) Проанализировать конспект урока 2) Учебник, параграф 14. 3)Творческое задание: подготовить презентацию по теме: «Применение бензола и его гомологов».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9-ом КЛАССЕ.

Обоснование к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:

общение – основной вид деятельности для данного возраста;

подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;

“Я–концепция”; усиление потребности в личностном общении с взрослыми на равных.

По развитию интеллектуальной сферы:

недостаточное развитие логического мышления;

преобладание невербального интеллекта над вербальным;

слабое владение приемами рациональной переработки информации.

По отношению к предметному содержанию:

необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;

освоение химического языка;

необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.

Методические приемы:

проблемные ситуации;

познавательные задачи;

моделирование и алгоритмирование;

свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты;

использование занимательного материала;

лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д.

Формы проверки достижения результатов:

контроль учителя;

контроль товарищей по группе;

взаимоконтроль;

самоконтроль;

как следствие – адекватная самооценка.

Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности.

Проект урока

Тема урока: Предельные углеводороды (алканы): номенклатура и изомерия.

Характеристика темы. Данный урок является 5-м уроком в теме “Основы органической химии” в курсе химии 9-го класса по программе О.С. Габриеляна.

Система целей к уроку.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект: создать условия для усвоения знаний о номенклатуре и изомерии органических соединений, а именно алканов; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам.

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.

Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами.

Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся:

Репродуктивный уровень:

знать определение алканов;

уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;

различать изомеры и гомологи.

Конструктивный уровень:

понимать зависимость свойств веществ от их состава (на последующих уроках), сравнивать вещества изомеры и вещества гомологи, прогнозировать их свойства, а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам(на последующих уроках).

Творческий уровень:

уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

Урок  “Номенклатура и изомерия алканов” .

Карточка-консультация (на весь урок).

Распределение заданий консультантом:

1-ая группа – определение, исторические названия алканов,

2-я группа – простейшие представители,

3-я группа – изомерия,

4-я группа – физические свойства алканов.

Обменяйтесь внутри группы информацией.

Ответьте на вопросы, предложенные в карточке, коллективно, всей группой.

Запишите примеры с карточки в тетрадь.

Оцените работу каждого:

за определение - 2 балла;

за каждую формулу - 1 балл;

за названия - 1 балл.

Приготовьтесь начать рассказ по предложенной вам теме.

Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы.

Подготовьте предполагаемый ответ.

Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.

        В конце урока предложить выполнить тесты обучающего характера, которые даны в карточке. Сверить ответы.

        Задание на дом: стр.156-158, упр.4 (стр.160).



Предварительный просмотр:

5. АЛКЕНЫ

1.        Общая формула алкенов:

1) CnH2n+2                                     3) СnН2n;

2)CnH2n-2;                              4) СnН2n+20.

2.        Агрегатное состояние бутена:

  1. газ;
  2. жидкость;
  3. твердое вещество.

3.        Валентность атома углерода в этилене:

  1. 1;                            3) 3;
  1. 2;                           4) 4.

4 К алкенам относится:

1) СзН8;                                   3) С12Н24;

2)C9H20                                4) С15Н32.

5.        Легче воздуха:

  1. пропилен;                        3) бутан;
  2. этилен;        .                       4) пропан.

6.        Для алкенов не характерна изомерия:

  1. цепи;
  2. положения двойной связи;
  3. геометрическая;
  4. положение тройной связи.

7.        Вещество С4Н8 имеет структурных изомеров:

  1. 1;        3) 4;
  2. 3;        4) 5.

8.        Вещество CH3 — CH = СН — СН3     называется:  

                              |          

                            СН3

  1. 2-метилбутен-2;      3) 2-метилбутен-1;
  2. пентен-2;           4)3-метилбутен-2;

 9. Гомологом вещества З-метилгексен-1 не является:

1) этилен;                 3) пропилен        3) 2,3-диметилгексен-1;

2) 2-метилпропан;                           4) бутен

1110. Молекулярная формула алкена, имеющего массовую долю углерода 85,7% и плплотность по азоту 1,5:

1) С3Н6

1)С

  1.   С6Н12;
  2. С8Н16.

2) С4Н8;

11.        Расстояние между ядрами атомов углерода в этилене:

  1. 0,154 нм;        3) 0,120 нм;
  2. 0,134 нм;        4) 0,140 нм.

12.        Валентные углы в молекуле этилена:

  1. 180°;                                               3) 90°;
  2. 120°;                                               4) 109° 28'.

13.        Связь между атомами углерода в этилене:

  1. одинарная;        3) двойная;
  2. полуторная;        4) тройная.

14 Тип гибридизации атомов углерода в этилене:

  1. 3;                                            3) sр;
  2. 2;           4) гибридизации не подвержены.

15.        Сумма σ-связей в молекуле этилена:

  1. 1;                                                   3) 4;
  2. 2;                                                   4) 5.

3) s  , p

 116.У этилена в образовании п-связи принимают участие орбитали
атома С:

  1. s;                                                                          3) s
  2. рy;                                                    4)   p

1   17.Плоскость п-связи расположена по отношению к плоскости σ-связи под углом:

  1. 180°;                                         3) 60°;
  2. 90°;                                         4) 120°.


18.        Для п-связи не характерно:

  1. меньшая прочность, чем σ-связи;
  2. легкость разрыва;
  3. подвижность под влиянием заряженных частиц;
  4. перекрывание вдоль линии, соединяющей ядра атомов.

19.        Двойная связь — это сочетание связей:

  1. σ;        3) п;
  2. σ, п;        4) σ, п, п.

20.        Причиной образования пространственных изомеров служит:

  1. большое число атомов углерода в цепи;
  2. 2-гибридизация атомов углерода;
  3. прочность двойной связи;
  4. возможность вращения атомов вокруг двой-
    ной связи.

21.        Основная причина существования геометрической изомерии:

  1. наличие двойной связи;
  2. отличие изомеров по физическим свойствам;
  3. различное химическое строение;
  4. различный качественный и количественный состав
    веществ.

22.        Цис-транс-изомеры имеются у вещества:
1) Н
3С—СН = СН2;

  1. С2Н5—НС =CH2;
  2. ВгНС = СВг2;
  3. ВгНС = СНВг.

23.        Радикал СН2=СН— называется:

  1. метил;        3) октил;
  2. этил;        4) винил.

24.        Для алкенов характерна реакция:

  1. присоединения;
  2. замещения;
  3. горения;
  4. разложения.

 25.        Катализатором в реакции гидрирования алкенов является:

  1. Мg;        3) Ni;
  2. Zn;        4) Н20.

26.        Процесс гидрирования алкенов заключается в переходе ато
мов углерода:

  1. из sр3 в sр2-гибридное состояние;
  2. из sр2 в sр3-гибридное состояние;
  3. из sр в sр2-гибридное состояние;
  4. из sр в sр3-гибридное состояние.

27.        Качественная реакция на алкены:

  1. гидрирование;
  2. горение;
  3. взаимодействие с бромной водой;
  4. дегидрирование.

28.        Продуктом взаимодействия пропена с бромистым водородом
является:

  1. 1-бромпропан;
  2. 2-бромпропан;
  3. 1,2-дибромпропан;
  4. пропан.

29.        При реакции полимеризации разрываются связи:

  1. σ;
  2. σ и п;
  3. п.

30.        При окислении этилена водным раствором перманганата калия
получается:

  1. этанол;        3) этиленгликоль;
  2. углекислый газ;        4) глицерин.

31.        Этилен горит:

  1. светящимся пламенем;
  2. несветящимся пламенем;
  3. коптящим пламенем;
  4. окрашивая пламя в зеленый цвет.

        


23

32.        Причиной различного характера горения этилена и метана яв
ляется:

  1. наличие двойной связи в молекуле этилена;
  2. принадлежность к разным гомологическим рядам;
  3. увеличение массовой доли углерода в этилене;
  4. 2-гибридизация атомов углерода в этилене.

33.        Для сжигания 50 л этилена потребуется воздуха:

  1. 750 л;        3) 150 л;
  2. 1500 л;        4) 300 л.

34.        При изомеризации вещества бутен-1 получается:

  1. цис-бутен-2;
  2. транс-бутен-2;
  3. 2-метилпропан;
  4. бутен-2.

35.        28 г алкена присоединяют 64 г брома. Речь идет об углеводо
роде:

  1. С8Н16;        3) С2Н4;
  2. С3Н6;        4) С5Н10.

36.        Правило Марковникова указывает на:

  1. основное направление реакции;
  2. отдельные стадии превращения;
  3. образование органического иона;
  4. условия протекания реакции.

37.        При взаимодействии трифторпропена с хлороводородом по
лучается вещество:

      1)СF3— СН2-СН3;    2) СF3— СНС1— СН3;

      3)СН2-СН2С1;          4) СF3— СНС1— СН2С1.

38. Этилен и пропилен не используются для изготовления:

  1. пластмассовых предметов;
  2. синтетических волокон;
  3. каучуков;
  4. мыла.

2 2        Органическая химия

 39.        Производство этилового спирта отражает уравнение:

  1. СН2=СН2 + С12 → С1Н2С— СН2С1;
  2. С2Н4 + Н20 -→ С2Н5ОН;
  3. С2Н4+НС1-→ С2Н5С1;
  4. С3Н6 + Н20 -→ С3Н80.

40.        Дихлорэтан не обладает:

  1. специфическим запахом;
  2. ядовитыми парами;
  3. летучестью;
  4. низкой способностью к растворению органических веществ.

41.        При местной анестезии используют:

  1. этилен;        3) дихлорэтан;
  2. хлорэтан;        4) тетрафторпропан.

42.        Ускорение созревания плодов усиливается в атмосфере:

  1. этана;        3) этилена;
  2. пропена;        4) этанола.

43.        Реакцию получения этилена из этана называют реакцией:

  1. гидратации;
  2. гидрирования;
  3. гидрогалогенирования;
  4. дегидрирования.

44.        Этилен в лаборатории получают из:

  1. этана;
  2. этина;
  3. этилового спирта;
  4. глюкозы.

45.        Равновесие реакции С3Н8 <=> С3Н6 + Н2 

Сместится влево, если:

  1. повысить давление;
  2. понизить давление;
  3. удалять водород из системы;
  4. повысить температуру.

Алкены

 



Предварительный просмотр:

Диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»

 1 вариант – этан     2 вариант – этен   3 вариант – этин

1.Имеют общее название алкины.

2.Имеет общую формулу СnH2n.

3.Наличие только структурных изомеров.

4.Легко обесцвечивает бромную воду и КМnО4.

5.При обычных условиях – это газ.

6. Имеет общую формулу СnH2n+2.

7. Получают из этилового спирта.

8.Характерны несколько видов изомеров.

9.Легко вступает в реакции присоединения.

10.В названиях гомологов – суффикс – ан.

11.Главное химическое свойство – наличие реакций замещения.

12.Особенностью строения является наличие тройной связи.

13.В названиях гомологов – суффикс – ин.

14.Относится к ряду этиленовых углеводородов.

15.Атом углерода находится в состоянии sp3- гибридизации.

16. Молекула углерода имеет плоское строение.

17.При обычных условиях – легкокипящая жидкость.

18.Декан – это гомолог для вещества.

19.Особенностью строения является наличие двойной связи.

20.Молекула имеет тетраэдрическое строение.

21.В химическом отношении очень устойчивы.

22.Атом углерода находится в состоянии sp2- гибридизации.

23.Имеет название предельные углеводороды.

24.Бутен – 2 – гомолог данного вещества.

25.Легко сгорает с образованием углекислого газа и воды.

26.Для галогенопроизводных данных углеводородов характерна реакция Вюрца.

27. В названиях гомологов – суффикс – ен.

28. Широкое применение – синтез полимеров.

29. Атом углерода находится в состоянии sp- гибридизации.

30. Вещество относится к классу парафинов.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии.

Тема урока: «Арены»

Опорная схема- таблица  предназначена для урока химии в 10 общеобразовательном классе. Класс изучает химию на базовом уровне (1 час в неделю), поэтому в таблице содержится  минимальный объем информации.

Таблица может быть использована на уроках изучения  нового материала, а также для коррекции и закрепления уже изученного.

Экземпляр таблицы выдается каждому ученику. На экране проецируется  эта же таблица.  

  Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об аренах и их гомологах.

  Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении молекул бензола и толуола, химических свойствах аренов;
  • Повторить номенклатуру аренов, изомерию, способы получения;
  • Рассмотреть генетическую связь между классами органических соединений;
  • Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ;
  • Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Развивать умения излагать и доказывать своё мнение
  • Развивать кратко и связно излагать материал
  • Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к повышению личных знаний
  • Развивать нестандартное мышление
  • Показать значимость химических знаний для современного человека.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: семинар.

Учебное оборудование: дифференцированные программы по теме: «Арены», учебник О.С. Габриеляна «Химия-10 класс», химические справочники, опорная схема – конспект.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет отсутствующих, организует внимание.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

1 мин

Целеполагание, мотивация

1. Объявляет тему урока.

2. Выясняет, какие вопросы хотели бы обсудить учащиеся.

3. Предлагает сформулировать эти вопросы.

4. Записывает эти вопросы на доске.

1. Участвуют в беседе.

2. Формулируют цели данного урока.

2-3 мин

Работа по дифференцированным программам

1. Предлагает разноуровневые программы «А» и «В».

2. Организует работу учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом.

3. Оказывает помощь при затруднениях.

1. Выбирают программу по своему уровню подготовки или заинтересованности.

2. Работают с текстом.

3. Делают записи в своих тетрадях.  Готовят краткие ответы.

1 мин

7-10 мин.

Индивидуальный опрос по программе (по желанию).

Организует индивидуальный опрос:

см. приложение 1

Программа «А»:

№1, 4 – 1 ученик

№2 – 1 ученик

№3 – 1 ученик

Программа «В»:

№1 – 1 ученик

№2 – 1 ученик

Готовят ответы у доски, делают записи.

5-7 мин

Фронтальный опрос по основным вопросам темы.

Организует фронтальную беседу по вопросам:

1. Какие вещества называют аренами?

2. Назовите общую формулу аренов.

3. Назовите виды связей, участвующие в образовании  молекул аренов.

4. Перечислите физические свойства бензола.

5. Перечислите химические свойства бензола.

6. Какие типы химических  реакций идут легче у бензола? Почему?

7. Перечислите области применения бензола.

 8. С помощью каких реактивов можно распознать бензол и толуол?

Отвечают на вопросы.

Химический диктант

Вызывает одного ученика работать на переносную доску, организует работу остальных детей на местах.

Даёт задание:

см. приложение 2

Один ученик пишет формулы на переносной доске, остальные работают в своих тетрадях.

3-5 мин

Проверка и взаимопроверка диктанта.

Проверяет правильность написания формул на переносной доске, исправляет ошибки, объясняет ошибки.

Обмениваются тетрадями, проверяют правильность написания формул у соседа и ставят оценку.

1 мин

Индивидуальные ответы по вопросам программы.

Слушает ответы учащихся. После комментариев учащихся, даёт свою оценку ответам.

Ученики, которые работали у доски, отвечают по вопросам программы. Остальные учащиеся дополняют, исправляют и оценивают эти ответы.

10 мин

Интересные сведения

Предлагает заслушать сообщение, подготовленное учеником заранее: «Физиологическое действие бензола и его гомологов на живые организмы».

Ученик выступает с сообщением, остальные слушают

2-3  мин

Рефлексия.

Поведение итогов

Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке. Выставляет и комментирует оценки.

Учащиеся выполняют упражнение: «Закончите предложение….» 

см. приложение 3

2-3 мин

Домашнее задание

Даёт задание на дом: повторить параграф, предложить способы распознавания бензола, толуола, стирола.

Записывают в дневник

1 мин

Приложение 1

Дифференцированные программы:

   

  Программа  «А»

  1. Изобразите электронное строение молекулы бензола. Объясните механизм образования сигма- связи и 6 пи- электронной системы.
  2. Опишите свойства бензола, сходные с предельными углеводородами. Почему бензол легче вступает в реакции замещения?
  3. Опишите свойства бензола, сходные с непредельными углеводородами. Почему бензол труднее вступает в реакции присоединения?
  4. Осуществите цепочку превращений:

       гексан- бензол- нитробензол.

Программа  «В»

  1. Представьте себя директором химического завода. Перед вами поставили задачу наладить производство хлорбензола.

      Какое сырьё вы для этого предложите?

      Запишите цепочку химических превращений, необходимых для  получения    хлорбензола. Подтвердите её уравнениями реакций. Каковы условия протекания реакций?

2. Приведите примеры уравнений реакций, доказывающие отличительные свойства бензола и толуола. В чём причина этих различий? Дайте объяснение на основе электронного строения, запишите уравнения реакций.

Приложение 2.

Химический диктант.

Составьте формулы химических соединений:

1 метилбензол;

3 хлорбензол;

2 этил, 4 пропилбензол;

4 хлортолуол;

стирол;

изобутилбензол.

 Приложение 3.

«Закончите предложение….»

Самым интересным для меня было ...

Самым неинтересным для меня было ...

Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ...

Я как практик хочу отметить ...

Самым скучным на занятии для меня было...

Мне не понравилось ...

Теперь бы я хотел ещё узнать о ....

Мне понравилось ...

Я научился...

Я был бы рад...

Учащиеся или сознательно выбирают любое  предложение, или предложение им  достаётся путём случайного выбора.


                                                        Ароматические углеводороды (арены).

Состав

Общая формула: CnH2n-6

Все арены содержат в своем составе бензольное ядро. 

        Гомологический ряд аренов:

С6Н6

бензол

С6Н5СН3

метилбензол(толуол)

С6Н5С2Н5

этилбензол

Кекуле  в 1865 г. предложил

структурную формулу бензола.

Бензол - бесцветная, нерастворимая

в воде жидкость со странным запахом. t°кип.=80,1°C При охлаждении превращается в белую массу.

Бензол токсичен (вызывает заболевание крови – лейкемию).

 

Химические свойства:

  1. Горение:

6Н6 +15О2  12СО2 +6Н2О

  1. Бромирование:

С6Н6 + Br2C6H5Br + HBr

  1. Нитрование:

С6Н6 + HNO3C6H5NO2 + H2O

  1. Хлорирование:

C6H6 + 3Cl2 C6H6Cl6

5. Гидрирование

Строение молекулы бензола

Схема образования сигма-связи:

Схема образования пи-связи:

Получение

  1. Тримеризация ацетилена (Зелинский Н.Д.)

2. Риформинг бензинов с низким октановым чисслом

 

3. Алкилирование собственно бензола галогенопроизводными (реакция Фриделя-Крафтса) или олефинами.

C6H6 + CH3Cl → C6H5 – CH3 + HCl

Применение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...