Открытый урок на Республиканском семинаре по теме "Гидролиз солей", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Определение характера среды растворов солей при помощи индикаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_soley.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №49» Ново-Савиновского района.
Открытый урок по химии на тему:
«Гидролиз солей».
Учитель:
Орлова Ольга Анатольевна
Г.Казань, 2017
Гидролиз солей.
Цели: 1) Изучить взаимодействие солей с водой при растворении.
2) Уметь записывать уравнения реакции гидролиза.
Задание 1: Как определить вещества в 3-х пробирках растворы NaOH, HCl, NaCl ?
Ответ: Индикаторами.
№ | Цвет лакмуса. | Метилоран-жевый | Фенол-фталеин | Вещество | Среда |
1. | Синий | Желтый | Малиновый | NaOH→ Na+ + OH- | Щелочная |
2. | Красный | Красный | Не изменяется | HCl→H+ + Cl- | Кислая |
3. | Не изменяется | Не изменяется | Не изменяется | NaCl→Na+ + Cl- | Нейтральная |
Задание 2: В 3-х пробирках растворы солей: Na2CO3; Zn(NO3)2; KNO3.
Провести испытание лакмусом, результаты внести в таблицу, сделать вывод о среде раствора.
№ | Раствор соли | Лакмус | Среда | Какие ионы есть |
1. | Na2CO3 | Синий | Щелочная | OH- |
2. | Zn(NO3)2 | Красный | Кислая | H+ |
3. | KNO3 | Не изменяется | Нейтральная | Нет OH- и H+ |
Результаты оказались разными.
Почему?
Почему по-разному ведут себя разные растворы солей? Откуда берутся в растворах солей в избытке катионы водорода H+ и анионы гидроксила OH-?
Кроме соли в растворах есть молекулы воды H+OH-, видимо при растворении некоторые соли вступили в реакцию с водой?
- Что представляет собой вода с точки зрения ТЭД?
Слабый электролит: H+OH-, pH=7, среда нейтральная NH+=NOH-
- Чем пределяются свойства кислот?
-Дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД.
-Чем отличаются сильные и слабые кислоты?
Сильные полностью диссоциируют с образованием H+
-Чем определяются свойства щелочей?
-Дайте определение щелочам с точки зрения ТЭД.
-Чем отличаются сильные и слабые основания?
Основания
Сильные Слабые
Растворимые щелочи Не растворимые щелочи
KOH, NaOH, Ba(OH)2 Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3
Соли можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации:
Кислота+Основание→Соль+H2O
По тому, из каких кислот и оснований образуется соль(сильных или слабых), соли можно разделить на 4 типа:
Na2CO3 Zn(NO3)2 KNO3 ZnS
NaOH H2CO3 Zn(NO3)2 HNO3 KOH HNO3 Zn(OH)2 H2S
Сильное Слабая Слабое Сильная Сильное Сильная Слабое Слабая
Понятие о гидролизе:
// Реакция обмена между некоторыми солями и водой относятся к реакции гидролиза.
Для определения реакции среды пользуются водородным показателем pH= -lg[H+]
Водородный показатель- это отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода.
СРЕДА
Кислая Нейтральная Щелочная
Ph<7 pH=7 pH>7
[H+]>[OH-] [H+]=[OH-] [H+]<[OH-]
Чтобы понять, откуда в растворах некоторых солей появляются в избытке H+ или OH- запишем уравнения гидролиза:
1)Na2CO3 + H2O→ NaHCO3 + NaOH
2Na+ + CO3 2- + H+OH- → HCO3- + 2Na+ + OH-
CO3 2- + H+OH- → HCO3- + OH-
Вывод: Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то она подвергается гидролизу по аниону, среда щелочная, лакмус-синий.
2)Zn(NO3)2 + H2O→ ZnOHNO3 + HNO3
Zn 2+ + 2NO3- + H+OH- → ZnOH + 2NO3- + H+
Zn 2+ + H+OH- → ZnOH + H+
Вывод: Если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, то она подвергается гидролизу по катиону, среда кислая, лакмус красный.
3)KNO3 + H2O →
K+ + NO3- + H+OH- →
Вывод: Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, то она не подвергается гидролизу, поэтому среда нейтральная, лакмус не изменяет свою окраску.
4)Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3↓ + 3H2S↑
2Al 3+ + 3S 2- + H+OH-
В таблице - Al2S3 – прочерк – о растворимости этих солей судить нельзя, т.к. они подвергаются полному гидролизу на основание и кислоту, при этом среда может быть любая.
Общие выводы:
I Гидролизу подвергаются только растворимые соли.
II Реакция среды зависит от состава соли.
III Реакции гидролиза обратимы.
Домашнее задание:
1) Параграф 6 – читать, повторить параграфы 1-5, выполнить упржнения № 9,10, страница 20.
2) Подготовить сообщение на тему: «Практическое значение гидролиза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока на городском семинаре учителей английского языка для 2 класса "Всё о себе", "About Myself"
Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения....
Конспект открытого урока на региональном семинаре (весна 2013г)
Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков с - ц в устной речи и на письме 3 класс"...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Открытый урок на областной семинар «Столкновение добра и зла…» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Методическая карта урокаI. Организация класса. Введение в ситуацию общения.1. Коммуникативная задача: по предлагаемой информации догадаться о ситуации общения.2. Социальная форма взаимодействия: учите...
открытый урок на Республиканский семинар.
Интегрированный урок по алгебре и информатике в 9 классе....
Конспект открытого урока в рамках семинара РМО учителей 6 класс Тема «Общая характеристика грибов» 6 класс
6 класс Тема «Общая характеристика грибов»...