Открытый урок на Республиканском семинаре по теме "Гидролиз солей", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Орлова Ольга Анатольевна

Определение характера среды растворов солей при помощи индикаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №49» Ново-Савиновского района.

Открытый урок по химии на тему:

«Гидролиз солей».

Учитель:

Орлова Ольга Анатольевна

Г.Казань, 2017

Гидролиз солей.

Цели: 1) Изучить взаимодействие солей с водой при        растворении.

           2) Уметь записывать уравнения реакции гидролиза.

Задание 1: Как определить вещества в 3-х пробирках растворы NaOH, HCl, NaCl ?

Ответ: Индикаторами.

Цвет лакмуса.

Метилоран-жевый

Фенол-фталеин

Вещество

Среда

1.

Синий

Желтый

Малиновый

NaOH→ Na+  + OH-

Щелочная

2.

Красный

Красный

Не изменяется

HCl→H+   +   Cl-

Кислая

3.

Не изменяется

Не изменяется

Не изменяется

NaCl→Na+   +   Cl-

Нейтральная

Задание 2: В 3-х пробирках растворы солей: Na2CO3; Zn(NO3)2; KNO3.

Провести испытание лакмусом, результаты внести в таблицу, сделать вывод о среде раствора.

Раствор соли

Лакмус

Среда

Какие ионы есть

1.

Na2CO3

Синий

Щелочная

OH-

2.

Zn(NO3)2

Красный

Кислая

H+

3.

KNO3

Не изменяется

Нейтральная

Нет

OH- и H+

Результаты оказались разными.

Почему?

Почему по-разному ведут себя разные растворы солей? Откуда берутся в растворах солей в избытке катионы водорода H+ и анионы гидроксила OH-?

Кроме соли в растворах есть молекулы воды H+OH-, видимо при растворении некоторые соли вступили в реакцию с водой?

- Что представляет собой вода с точки зрения ТЭД?

Слабый электролит: H+OH-, pH=7, среда нейтральная NH+=NOH-

- Чем пределяются свойства кислот?

-Дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД.

-Чем отличаются сильные и слабые кислоты?

Сильные полностью диссоциируют с образованием H+

-Чем определяются свойства щелочей?

-Дайте определение щелочам с точки зрения ТЭД.

-Чем отличаются сильные и слабые основания?

Основания

                      Сильные                             Слабые

Растворимые щелочи                        Не растворимые щелочи

KOH, NaOH, Ba(OH)2                 Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3

Соли можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации:

Кислота+Основание→Соль+H2O

По тому, из каких кислот и оснований образуется соль(сильных или слабых), соли можно разделить на 4 типа:

   Na2CO3              Zn(NO3)2                 KNO3              ZnS

NaOH    H2CO3   Zn(NO3)2  HNO3   KOH    HNO3   Zn(OH)2  H2S

Сильное     Слабая      Слабое            Сильная   Сильное    Сильная    Слабое        Слабая

Понятие о гидролизе:

// Реакция обмена между некоторыми солями и водой относятся к реакции гидролиза.

Для определения реакции среды пользуются водородным показателем pH= -lg[H+]

Водородный показатель- это отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода.

СРЕДА

Кислая                             Нейтральная                                Щелочная

Ph<7                                 pH=7                                             pH>7

[H+]>[OH-]                     [H+]=[OH-]                                  [H+]<[OH-]

Чтобы понять, откуда в растворах некоторых солей появляются в избытке H+ или OH- запишем уравнения гидролиза:

1)Na2CO3 + H2O→ NaHCO3 + NaOH

2Na+   +   CO3 2-   +   H+OH-  → HCO3-   +   2Na+   +   OH-

CO3 2-   +   H+OH-  → HCO3- +   OH-

Вывод:  Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то она подвергается гидролизу по аниону, среда щелочная, лакмус-синий.

2)Zn(NO3)2 + H2O→ ZnOHNO3 + HNO3

Zn 2+   +   2NO3-  +   H+OH- → ZnOH   +  2NO3-   +   H+

Zn 2+   +   H+OH-  → ZnOH   +   H+

Вывод: Если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, то она подвергается гидролизу по катиону, среда кислая, лакмус красный.

3)KNO3 + H2O →

K+   +  NO3-   +   H+OH-  →

Вывод: Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, то она не подвергается гидролизу, поэтому среда нейтральная, лакмус не изменяет свою окраску.

4)Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3↓ +  3H2S↑

2Al 3+  +  3S 2-   +   H+OH-

В таблице - Al2S3 – прочерк – о растворимости этих солей судить нельзя, т.к. они подвергаются полному гидролизу на основание и кислоту, при этом среда может быть любая.

Общие выводы:

I    Гидролизу подвергаются только растворимые соли.

II   Реакция среды зависит от состава соли.

III Реакции гидролиза обратимы.

Домашнее задание:

1) Параграф 6 – читать,  повторить параграфы 1-5, выполнить упржнения № 9,10, страница 20.

2) Подготовить сообщение на тему: «Практическое значение гидролиза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока на городском семинаре учителей английского языка для 2 класса "Всё о себе", "About Myself"

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения....

Конспект открытого урока на региональном семинаре (весна 2013г)

Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков с - ц в устной речи и на письме 3 класс"...

Открытый урок на областной семинар «Столкновение добра и зла…» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая карта урокаI. Организация класса. Введение в ситуацию общения.1. Коммуникативная задача: по предлагаемой информации догадаться о ситуации общения.2. Социальная форма взаимодействия: учите...

открытый урок на Республиканский семинар.

Интегрированный урок по алгебре и информатике в 9 классе....