Конспект урока географии. 6 класс. Распределение солнечного света и тепла на Земле,
план-конспект урока по географии (6 класс)

Цырендашиева Баярма Раднаевна
Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.
Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия; ознакомить с понятиями «тропик», «полярный круг», « полярная ночь», « полярный день», «зенит»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.

Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия; ознакомить с понятиями «тропик», «полярный круг», « полярная ночь», « полярный день», «зенит»

Развивающая задача: развивать межпредметное умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов,  умение правильно пользоваться текстовым и внетекстовым (рисунки, вопросы и задания) компонентами учебника.

Воспитательная задача: воспитание самостоятельности при получении знаний, выработке собственного своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.

Ведущие понятия: сезоны года, равноденствие, солнцестояние, тропик, полярный круг, зенит, пояс освещенности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Логика учебного процесса: мотивация – анализ содержания – выделение главных связей – обобщение и систематизация – самоанализ – самоконтроль – коррекция – анализ.

Методы: Сочетание репродуктивной и творческой деятельности

Технология: проблемное обучение

Ход урока

Информационный ресурс

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада встрече с вами у меня отличное настроение. А какое настроение у вас?  (оценить эмоциональное настроение учащихся и настроить на урок). На доске смайлики с разными лицами под номерами. Какому соответствует тот номер и поднимают.

  1. Мотивационный этап

       Ты - единый творец,

Равного нет божества.

 Землю ты создал по нраву себе.

Всех людей, всех зверей, всех домашних животных

Всех, что ступает ногами

По тверди земной.

Всё, что на крыльях

Парит в поднебесье. (Слайд №1)

Вот как прославляли наше светило древние египтяне.

Уже тогда человек понимал, все живое, все что растет и движется, дышит и радуется жизни обязаны этим Солнцу. Это оно дарит нам свет и тепло на Земле. Но вот что интересно, количество солнечного света и тепла на Земле приходящее от Солнца практически постоянно и вчера и сегодня и завтра, но, а земная поверхность, почему-то освещается и согревается по-разному. Первыми догадались об этом древние греки. И нам предстоит найти ответ на этот вопрос.   Почему? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?  

 Тема нашего урока -  «Распределение солнечного света и тепла на Земле»  (записать на доске)

Изучение нового материала

Из-за шарообразной формы земли, солнце неравномерно нагревает землю, где слабее, где-то сильнее -  район экватора нагревается сильнее, чем полюса. Почему? ( ответ учащихся это зависит от угла падения солнечных лучей, чем угол отвеснее тем сильнее, чем меньше угол – тем меньше)  У нас в умеренных широтах бывает и холодно, и тепло, и даже очень тепло. Погода меняется от месяца к месяцу. О чем это говорит, о том, что количество поступающего тепла от солнца разное в разные времена года. Вам уже известно, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней (366 дней в високосном году) Слайды № 2,3,4,5

     Обратите внимание на рисунок ( на доске)

- Ответьте в каком положении – 1 или 2 – сейчас лето?

 У вас возник спор (или затруднение) Нужно выяснить – от чего зависит смена сезонов года, а для этого давайте посмотрим маленький видеофрагмент.

Вернемся к предыдущему рисунку. Какое полушарие нагрето лучше, сильнее, в первом случае благодаря отвесным лучам? (северное)

- Значит, в каком полушарии в первом случае будет лето? (в северном) – А в южном какой сезон года? (зима).

- Опишите сезоны года на полушариях во втором случае (в северном полушарии – зима, в южном лето. В промежуточных положениях осень и весна.

Закрепление

 - Какова причина, что в разное время года количество, поступающего тепла от Солнца разное?

Вывод: А причина опять же в наклоне только не совсем о том наклоне мы говорим, о котором догадались древние египтяне, речь идет о наклоне земной оси к плоскости орбиты.

- Почему меняется угол падения солнечных лучей? (потому что угол наклона земной оси не меняется и в одно время лучше нагревается одно полушарие, потом другое)

Изучение нового материала

Для того чтобы продолжить изучение темы нам необходимо определить, что же такое зенит. А для этого откройте учебник на стр 134 и обратите внимание на рис 86. Дети самостоятельно дают определение

Зенит – наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя

 

Перед вами астрономический прибор, который называется теллурий, это латинское слово переводится Земля (на доске написать и обратить внимание на правильность написания).

На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? или где на Земле зенит (на северном тропике) затем посветить на южный тропик. Так, что такое тропик дайте определение? (линия, на которой бывает зенит) Атлас стр 13

  По атласу определите ( см стр 14-15) Сколько тропиков? Какие они бывают? (два -  северный и южный)

 Определите широту тропиков 23, 30. ( по атласу стр 14 -15)

 Вызывается ученик и предлагается поставить в летнее положение для северного полушария и показать суточное вращение в этом  же положении Земли.

- Что вы заметили необычного в смене  дня и ночи на северном полюсе и южном: Это явление называется полярная ночь и полярный день. Слайды № 6, 7 Полярная ночь  и полярный день

Полярная ночь – период времени, когда солнце, определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам от одних суток до 178, 5 суток на Северном полюсе. Предложить найти на карте полярные круги.   Дать определение самостоятельно

Полярный круг - это параллель, отстоящая на 66, 33.    В области за полярным кругом и полюсом наблюдается полярный день и ночь.

Вы слышали, какие дни в году мы называем днями равноденствия и солнцестояния. Об этом прочитайте в учебнике стр 136- 137 атлас стр 13 и заполните таблицу вставьте пропущенные слова ( исполльзхуя слова длиннее, короче и т. д.)  Заполняем одну таблицу на двоих, если кому не понятно  объясните соседу.

Заготовка таблицы

Освещение Земли Солнцем в разное время года.

Положение Земли (даты)

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

1. Время года _лето

2. День  _длиннее ночи

3. Где солнце находится в зените северный тропик

4. Где полярный день за северным полярным кругом

1. Время года зима

2. День  короче ночи

3. Где солнце находится в зените северный тропик

4. Где полярная ночь за южным полярным кругом

23 сентября (равноденствие)

1. Время года осень

2.День  равен  ночи

3. Где солнце находится в зените на экваторе

1. Время года весна

2. День  равен ночи

3. Где солнце находится в зените на экваторе

22 декабря

1. Время года зима

2. День  короче ночи

3. Где солнце находится в зените южный тропик

4. Где полярный день за южным полярным кругом

1. Время года  лето

2. День  длиннее ночи

3. Где солнце находится в зените южный тропик

4. Где полярная ночь за северным полярным кругом

21 марта

1. Время года весна

2. День  равен ночи

3. Где солнце находится в зените на экваторе

1. Время года осень

2. День  равен  ночи

3. Где солнце находится в зените на экваторе

Работа по таблице 

Проведите анализ графиков летнего и зимнего хода температуры воздуха. Сравните летнюю и зимнюю температуры воздуха и объясните различия. Слайд

Ответ Зимой день короткий, солнце низко поднимается над горизонтом и почти не нагревается земную поверхность (ответ будет одним из показателей сознательного усвоения содержания).

Рефлексия

Что было бы на Земле, если земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты»? (день и ночь были бы равны, по 12 часов  в каждое время суток, прекратилась бы смена сезонов года, температура бы не менялась в течение года).

Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире? Оцените свою работу на уроке? Почему?

Домашнее задание. № 44

Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? ( снова предложить поднять номера) Ребята, благодарю вас работу.

        

Ученики могут ответить, что в 1 или 2.

Анализ содержания

Выделение главных связей

Обобщение и систематизация. Самоанализ и самоконтроль

Коррекция

Анализ



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока 

Распределение солнечного света и тепла на Земле

        В 6 «в» классе обучается 20 учащихся  из них 12 девочек, 8 мальчиков. Класс сформирован в 6 классе путем смешивания учащихся двух 5 классов. По итогам социометрического исследования структуры взаимоотношений в классе, проведенного с целью диагностирования эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы вышло, что класс как коллектив состоялся. Хорошая групповая  сплоченность, уровень благополучия взаимоотношений высок. У учащихся развиты формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимоотношения. Качество обученности по предмету география составляет 100 % (5 – 9 учеников, 4 – 11 учащиков).  По степени познавательной активности класс разноуровневый. (есть дети с ситуативным, исполнительным и творческим уровнем).   Уровень мотивации в целом высокий, преобладают мотивы, связанные с содержанием учебного материала.  Дети открыты, готовы к общению и восприятию. Возраст подростковый любят сами достигать, не любят навязывания. Класс работоспособный и дружный. Хорошо развиты общеучебные навыки, такие как анализ и синтез. Особый интерес к предмету показывают Цыдыпов Тимур, Чернинов Баир, Аюшиев Даши. Результаты психолого-педагогического диагностирования познавательных процессов:

Внимание (методика Мюнстерберга, распределение и переключение внимания): с устойчивым вниманием – 61,2 % учащихся, неустойчивым вниманием -38,8 %, с низким уровнем концентрации внимания – 22,2 % учащихся, с высоким уровнем концентрации внимания – 33,3 %, со средним уровнем концентрации – 44,5 %.

Воображение (тест креативности Торранса) – высокий уровень развития воображения – 66,6 % учащихся, средний уровень развития – 27,7 % учащихся – 5, 7 %

Диагностика эмоциональной сферы (тревожность, тип темперамента, самооценка), межполушарной асимметрии.

Тип темперамента ( по методике Айзенка): холериков – 44,4 %, сангвиников – 16,6 %, меланхоликов  - 16, 6 %, флегматиков – 22,4 %

Тревожность ( тест школьной тревожности Филипса)– в норме 100% учащихся.

Самооценка завышенная – 16, 6 % учащихся, адекватная – 84, 4 %.

Мод-ть – визуалы  - 16,6 %, аудиалы – 22,4 %, ауд\визуал – 61 %.

Межполушарная асимметрия (художник или мыслитель) правополушарная ассиметрия – 11,1 %, левополушарная ассиметрия – 83,3 %, обаполушарная ассиметрия -  5, 6 %.

Раздел атмосфера 13 часов, это 12. 

Тема: Распределение солнечного света и тепла на Земле

Содержание темы позволяет реализовать важный дидактический принцип связи урока с жизнью, в большей степени научить понимать и замечать окружающие их явления. Вторая особенность содержания – это опора на ранее изученные темы. Отводимый на изучение этой темы урок ставит задачу четкого отбора основного, новые знания формируются в процессе решения проблемных задач, обобщается и систематизируется ранее полученные знания (отсутствие обобщения способствует дискретности знаний школьников и препятствует формированию у них системы знаний об Атмосфере).   Понятие будет углубляться в последующих курсах в 7- 8  классах.  Материал проверяется в ЕГЭ по географии в части А

Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.

Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия; ознакомить с понятиями «тропик», «полярный круг», « полярная ночь», « полярный день», «зенит»

Развивающая задача: развивать межпредметное умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов,  умение правильно пользоваться текстовым и внетекстовым (рисунки, вопросы и задания) компонентами учебника.

Воспитательная задача: воспитание самостоятельности при получении знаний, выработке собственного своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.

Ведущие понятия: сезоны года, равноденствие, солнцестояние, тропик, полярный круг, зенит, пояс освещенности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Логика учебного процесса: мотивация – анализ содержания – выделение главных связей – обобщение и систематизация – самоанализ – самоконтроль – коррекция – анализ.

Методы: Сочетание репродуктивной и творческой деятельности.

Форма работы: фронтальная и парная.

Технология:  проблемное обучение

УМК Т.П. Герасимова

Оборудование: проектор, теллурий, телевизор, видеомагнитофон, атласы, дидактический материал, учебник.

Задания в основном направлены на то, чтобы учащиеся научились выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи. Если не научить 6-классника этому, то став 7-классником он будет беспомощным во все более сложном и объемном содержании последующих курсов и изучение их вряд ли будет успешным. Оценки на этапе осмысления  не обязательны, потому, что ученик имеет пока право ошибаться. Плохих оценок стараемся не ставить, так как курс новый, чтобы не пропал интерес.

 Предполагается работа с текстом учебника – это неотъемлемая часть процесса обучения. Необходимо учить навыкам осознанного чтения

Обязательна работа с атласом – как с источником информации.

Высказывание собственных суждений способствует развитию устной и письменной речи, что является важной задачей каждого урока. Учителю не следует тропиться с исправлениями допущенных ошибок, собственной оценкой и комментариями, пусть это делают одноклассники, ведь иначе им незачем слушать друг друга.

Отметок нет, так как отметка должна выставляться за результат, а не за процесс. Активная интеллектуальная работа учащихся на каждом уроке – это обычная и привычная атмосфера на уроке. Отметка выставляется за решенную задачу, интересную мысль, предположение, выполненную контрольную.

 При мотивации используется субъектный опыт, смена времен года

Основная работа -  это работа по заполнению  таблицы. Правильный анализ графика и объяснение причин различия температуры это один из показателей сознательного усвоения содержания.  Было запланировано, что не получилось, темп работы был медленный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ты - единый творец, Равного нет божества. Землю ты создал по нраву себе. Всех людей, всех зверей, всех домашних животных Всех что ступает ногами По тверди земной. Всё что на крыльях Парит в поднебесье.

Слайд 3

Весна

Слайд 4

Лето

Слайд 5

Осень

Слайд 6

Зима

Слайд 7

Полярная ночь

Слайд 8

Полярный день

Слайд 9

Годовые изменения температуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение солнечного света и тепла на Земле (урок 6 класс)

Урок географии в 6 классе, с использованием ИКТ, активных методов обучения, здоровьесберегающих технологий....

Презентация для 6 класса "Распределение солнечного света и тепла на Земле"

Даны основные понятия. Иллюстрации. Проверочная работа....

Распределение света и тепла на Земле

Презентация для урока в 6 классе по теме "Распределение тепла и света на Земле"...

Презентация урока географии 6 класс по теме "Распределение солнечного света"

Презентация урока географии 6 класс по теме "Распределение солнечного света"...

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Распределение солнечного света и тепла на Земле"

1.      Предмет: география2.      Класс: 63.      Тема раздела: Атмосфера4.      Тема урока: «Распре...