Применение технологии критического мышления на уроках химии
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Разработка урока на основе технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Теория электролитической диссоциации
Цели урока:
1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.
Задачи:
1. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.
2. Создать условия для развития коммуникативных способностей, аргументированно защищать свою точку зрения.
Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.
Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.
План урока
I. Стадия “Вызова”
- Вступление
Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
- а) Стадия “ Вызова”
Расчертите листок на три части и подпишите графы.
Я знаю | Хочу узнать | Что узнал? |
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.
б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)
в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.
г) Какая информация у вас осталась неполной?
Заполните 2-ю графу.
Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?
Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.
Демонстрация опыта и заполнение таблицы.
См. задание №2.
II. Стадия “Осмысление”
См. опорный конспект.
Идёт работа с текстом и его маркировка.
V - уже известно
+ абсолютно новое, неожиданное;
- противоречит твоим представлениям;
? хочется узнать что-то больше.
На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?
III. Стадия “размышления” (рефлексия)
Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").
- Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.
Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.
Задание № 1
Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей
Прочти следующие вопросы:
1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
5. Как называют растворы этих веществ?
6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?
Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.
Задание №2
Демонстрационный опыт
Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.
ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.
3. Выскажите предположения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие, на ионы.
4. Наблюдайте опыт.
5. Результаты опыта оформите в виде таблицы.
Опорный конспект
Сущность процесса электролитической диссоциации
Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.
Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.
Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией.
Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.
В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:
Поэтому молекулы воды полярны: диполь.
Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.
Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.
При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1,происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.
При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.
В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-160110-1454432743.jpg)
Мастер-класс "Реализация государственной общеобразовательной программы формирования компетенций через применение технологии критического мышления на уроках литературы"
Представление опыта конструирования урока по технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221230-1363252119.jpg)
Применение технологии критического мышления на уроках истории
Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-392249-1391174643.jpg)
«Применение технологии критического мышления на уроках математики»
Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/26/picture-338248-1648295640.jpg)
Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка
В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ
В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...