программа по химии сварщики
рабочая программа по химии на тему
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Красноярский техникум социальных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ХИМИЯ
2017г.
РАССМОТРЕНО Цикловая методическая комиссия Протокол № ______ от «__» ________ 2016г. Председатель ЦМК ________________ (Ф.И.О.) | ПРОВЕРИЛ Зав. отделением ______________ ______________ 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ______________ ______________ 2017г |
Рабочая программа учебной дисциплины "Химия" разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.
2. Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров № 06 - 1225 от 19.12.2014г.
3. Разъяснения по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе ФГОС от 27.08.2009г.
4. Письма Минобрнауки РФ «О разъяснении по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО» № 12 - 696 от 20.10.2010г.
5. Примерной программы общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций от 23.07.2015г.
По профессии среднего профессионального образования 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», относящейся к укрупненной группе 150000 «Машиностроение».
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский техникум социальных технологий».
Разработчик: Тарасов Александр Сергеевич
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», входящей в укрупненную группу Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Программа предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.3.Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
−сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента___171______часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - ______114_____ часов;
- самостоятельной работы студента - _____57______ часа.
Дисциплина изучается на протяжении _____2______ семестров.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |
Всего | Лаб./пр. | ||
1 курс | |||
Введение | 1 | ||
1. | Общая и неорганическая химия | 39 | 7 |
1.1. | Основные понятия и законы | 2 | |
1.2. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 3 | 1 |
1.3. | Строение вещества | 6 | |
1.4. | Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 3 | 1 |
1.5. | Классификация неорганических соединений и их свойства | 8 | 3 |
1.6. | Химические реакции | 5 | 1 |
1.7. | Металлы и неметаллы | 12 | 2 |
Итого за 1 курс: | 44 | 10 | |
2 курс | |||
2. | Тема 2.1. Химия – наука о веществах | 7 | |
Тема 2.6. Дисперсные системы | |||
Тема 2.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | |||
Тема 2.12 Химия элементов | |||
Тема 2.13. Химия в жизни общества | |||
Итого за 2 курс: | 32 | 10 | |
Органическая химия | |||
2.1. | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 4 | 1 |
2.2. | Углеводороды и их природные источники | 13 | 2 |
Алканы | 2 | ||
Алкены | 2 | ||
Диены и каучуки | 2 | 1 | |
Алкины | 3 | ||
Арены | 2 | ||
Природные источники углеводородов | 2 | 1 | |
2.3. | Кислородсодержащие органические соединения | 15 | 2 |
2.4. | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 17 | 2 |
Амины | 4 | ||
Аминокислоты | 4 | ||
Полимеры | 5 | 1 | |
Итого за 2 курс: | 79 | 20 | |
ВСЕГО: | 114 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
1.1. Основные понятия и законы химии
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.
Проф54ильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.
Практическая работа. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
1.3. Строение вещества
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.
Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.
Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.
Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.
1.6. Химические реакции
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака.
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.
Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.
1.7. Металлы и неметаллы
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.
Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.
Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)
Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.
Практические работы.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Производство чугуна и стали.
Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.
Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.
2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
2.2. Углеводороды и их природные источники
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
Коксохимическое производство и его продукция.
2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.
Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.
Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.
Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.
Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.
Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Фенолоформальдегидные пластмассы. Промышленное производство химических волокон.
Химия в профессии Значение химии в профессии сварщика. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
|
|
|
|
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | |||
| |||
Основные понятия и законы химии | |||
| Содержание учебного материала |
| |
Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | ||
| Содержание учебного материала |
| |
Основные понятия и законы химии | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1.Составить опорный конспект по теме: Основные понятия химии. 2. Решить тест по теме: Количество вещества. 3.Составить и решить задачи по теме: Нахождение массовой доли элементов в веществе. 4.Подготовить сообщение об открытии закона сохранения массы вещества; | |||
Тема 2. | Содержание учебного материала |
| |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | ||
Практическая работа.№1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов |
| ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1. Составить опорный конспект по теме: Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. 2. Составить тест с эталонами ответов по теме: Строение атома. 3. Составить электронно-графические формулы 3 периода 4. Составить электронно-графические формулы 4периода. | |||
Тема 3. | Содержание учебного материала |
| |
Строение вещества | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1.Сделать презентацию по теме Кристаллические решетки. 2. Приготовить сообщение о водородной связи в природе. Составить таблицу: «Типы кристаллических решёток» | |||
Тема 4. | Содержание учебного материала |
| |
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | ||
Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации |
| ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1. Приготовить презентацию по теме Применение кислот. 2. Приготовить презентацию по теме Соли в жизни человека. Подготовка доклада: «Кислотность растворов. Понятие о pH» | |||
Тема 5. | Содержание учебного материала |
| |
Классификация неорганических соединений и их свойства | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | ||
Самостоятельная работа Подготовка доклада: «Гидролиз» | |||
Лабораторное занятие. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. |
| ||
Тема 6. | Содержание учебного материала |
| |
Химические реакции | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Составить схему по теме: Классификация химических реакций. 2. Составить опорный конспект по теме: Окислительно-восстановительные реакции. 3. Выполнить тест по теме: Окислительно-восстановительные реакции. 4. Составить конспект по теме: Скорость химической реакции. 5. Составить схему по теме: Химическое равновесие. Подготовка доклада: «Электролиз. Ряд стандартных электродных потенциалов» | |||
Лабораторное занятие. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры |
| ||
Тема 7. | Содержание учебного материала |
| |
Металлы и неметаллы | Металлы. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение. Железо: нахождение в природе и свойства. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | ||
Лабораторное занятие. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. |
| ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1 Приготовить презентацию о значении металлов в жизни человека. 2. Подготовить сообщений о любом неметалле. 3. Составить конспект по теме: Производство серной кислоты. | |||
Тема 8 | Содержание учебного материала |
| |
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева | Основные сведения о строении атома. Состав вещества. Химические элементы.. Закон постоянства состава веществ. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные модели молекул. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения. Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева–Клапейрона. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси. | ||
Практическое занятие Решение задач с использованием понятия «доля» |
| ||
Самостоятельная работа: Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева | |||
Тема 9 | Содержание учебного материала |
| |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. | Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии. | ||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии». Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1. Подготовить сообщение «История открытия ТСОВ» 2. Выполнить тесты. 3. Выполнить упражнения | |||
Тема 10 | Содержание учебного материала |
| |
Углеводороды и их природные источники. | Алканы: гомологический ряд. Химические свойства алканов. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства диенов. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. | ||
Практическое занятие Название веществ по их структурным формулам и составление структурных формул по названиям веществ |
| ||
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. |
| ||
Практическое занятие Решение расчетных задач. Составление и решение цепочек превращений по темам «Алканы. алкены, диеновые и ацетиленовые углеводороды» |
| ||
Контрольная работа: алканы и алкены | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1. Составить опорный конспект по теме «Алканы». 2. Выполнить тест. 3. Подготовить сообщение «История создания резины». 4. Выполнить упражнение. 5.Подготовить презентацию «Добыча и переработка нефти в мире». | |||
Тема 11 | Содержание учебного материала | ||
Кислородсодержащие органические соединения | Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура. Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов. Физические и химические свойства фенола. Карбонильные соединения: свойства, получение, применение. Понятие об альдегидах. Понятие о карбоновых кислотах. Понятие о эфирах. Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Углеводы, их классификация. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал. | ||
Лабораторные опыты. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. | |||
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). | |||
Лабораторная работа Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. 1.Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами. 2.Составление и решение генетических цепочек. 3.Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» | |||
Тема 12 | Содержание учебного материала | ||
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Алифатические амины, их классификация и номенклатура.Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков. Белки и полисахариды как биополимеры. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Азотсодержащие гетероциклические соединения.Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Значение химии в профессии сварщика. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | ||
Лабораторные опыты. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.. | |||
Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне | |||
Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | |||
Практические работы. Распознавание пластмасс и волокон. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами. Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы». Подготовка к практическим работам и дифференцированному зачёту Дифференцированный зачёт |
2.3.Тематический план учебных занятий.
№ | Тема урока | Кол-во часов | ||
Введение | 1 | |||
1.1. Основные понятия и законы химии Основные понятия химии. | 1 | |||
Основные законы химии. | 1 | |||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома Периодический закон Д. И. Менделеева. | 1 | |||
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. | 1 | |||
Практическая работа. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | 1 | |||
Тема 1.3. Строение вещества Ионная химическая связь. | 1 | |||
Ковалентная химическая связь. | 1 | |||
Металлическая связь. | 1 | |||
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. | 1 | |||
Чистые вещества и смеси. | 1 | |||
Дисперсные системы. | 1 | |||
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация Вода. Растворы. Растворение. | 1 | |||
Электролитическая диссоциация. | 1 | |||
Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации | 1 | |||
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства Кислоты и их свойства. | 1 | |||
Основания и их свойства. | 1 | |||
Соли и их свойства. | 1 | |||
Гидролиз солей. | 1 | |||
Оксиды и их свойства. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Взаимодействие кислот с солями. | 1 | |||
1.6. Химические реакции. Классификация химических реакций. | 1 | |||
Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |||
Скорость химических реакций. | 1 | |||
Обратимость химических реакций. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. | 1 | |||
1.7. Металлы и неметаллы Металлы. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов | 1 | |||
Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение | 1 | |||
Железо: нахождение в природе и свойства | 1 | |||
Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 1 | |||
Состав вещества. Химические элементы.. Закон постоянства состава веществ | 1 | |||
Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества | 1 | |||
Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные модели молекул. | 1 | |||
Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. | 1 | |||
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения. | 1 | |||
Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообраз-ное. | 1 | |||
. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. | 1 | |||
Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева–Клапейрона. | 1 | |||
Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. | 1 | |||
Массовая и объемная доли компонентов смеси. | 1 | |||
Контрольная работа : смеси и химические соединения | 1 | |||
Тема 3.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Предмет органической химии. | 1 | |||
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 | |||
Классификация органических веществ. | 1 | |||
Классификация реакций в органической химии. | 1 | |||
Тема 3.2. Углеводороды и их природные источники. Алканы: гомологический ряд. | 1 | |||
Химические свойства алканов. | 1 | |||
Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов. | 1 | |||
Контрольная работа: алканы и алкены | 1 | |||
Практическое занятие Название веществ по их структурным формулам и составление структурных формул по названиям веществ | 1 | |||
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | 1 | |||
Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. | 1 | |||
Химические свойства диенов. | 1 | |||
Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов. | 1 | |||
Химические свойства алкинов. | 1 | |||
Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 1 | |||
Контрольная работа: Изомерия непредельных углеводородов | 1 | |||
Арены. | 1 | |||
Применение бензола на основе свойств. | 1 | |||
Природные источники углеводородов. | 1 | |||
Практическое занятие Решение расчетных задач. Составление и решение цепочек превращений по темам «Алканы. алкены, диеновые и ацетиленовые углеводороды» | 1 | |||
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. | 1 | |||
Тема 3.3. Кислородсодержащие органические соединения Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура | 1 | |||
Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов | 1 | |||
Физические и химические свойства фенола. | 1 | |||
Карбонильные соединения: свойства, получение, применение | 1 | |||
Понятие об альдегидах. | 1 | |||
Понятие о карбоновых кислотах. | 1 | |||
Контрольная работа: карбоновые кислоты и альдегиды | 1 | |||
Понятие о эфирах. | 1 | |||
Сложные эфиры и жиры. | 1 | |||
Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 1 | |||
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров | 1 | |||
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. | 1 | |||
Контрольная работа: эфиры и жиры. | 1 | |||
Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. | 1 | |||
Получение сложных эфиров реакцией этерификации. | 1 | |||
Углеводы, их классификация | 1 | |||
Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. | 1 | |||
Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. | 1 | |||
Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами.. | 1 | |||
Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). | 1 | |||
Лабораторная работа Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. | 1 | |||
Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал. | 1 | |||
Тема 3.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. | 1 | |||
Применение анилина на основе свойств. | 1 | |||
Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. | 1 | |||
Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом | 1 | |||
Первичная, вторичная, третичная структуры белков. | 1 | |||
Химические свойства белков. | 1 | |||
Белки и полисахариды как биополимеры. | 1 | |||
Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. | 1 | |||
Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь.. | 1 | |||
Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. | 1 | |||
Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. | 1 | |||
Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков | 1 | |||
Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков. | 1 | |||
Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. | 1 | |||
Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза | 1 | |||
Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. | 1 | |||
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.. | 1 | |||
Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне | 1 | |||
Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | 1 | |||
Практические работы. Распознавание пластмасс и волокон. | 1 | |||
Фенолоформальдегидные пластмассы. Промышленное производство химических волокон. | 1 | |||
Значение химии в профессии сварщика. | 1 | |||
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | |||
Зачет. | 1 |
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ( на уровне учебных действий) |
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями:
|
Основные законы химии |
|
Основные теории химии |
|
Важнейшие вещества и материалы |
|
Химический язык и символика |
|
Химические реакции |
|
Химический эксперимент |
|
Химическая информация |
|
Расчеты по химическим формулам и уравнениям |
|
Профильное и профессионально значимое содержание |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1 курс
- Лабортатоная работа № 1» «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
- Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
- Приготовление раствора заданной концентрации.
- Испытание растворов кислот и щелочей.
- Разложение нерастворимого основания Cu(OH)2
- Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
- Получение и собирание водорода
- Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы», «Металлы»
2 курс
- Изготовление молекул органических веществ.
- Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
- Ознакомление с коллекцией нефти и продуктов ее переработки.
- Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)
- Качественная реакция на углеводы: глюкозу, крахмал.
- Денатурация раствора белка куриного яйца со спиртом.
- Распознавание пластмасс и волокон.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- компьютер
- проектор
- доска
- периодическая система Д.И. Менделеева
- таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде
- набор химических реактивов
- набор химической посуды
- модели атомов и молекул
- модели кристаллических решеток
- коллекции металлов, сплавов, неметаллов, волокон, пластмасс, нефти.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Для студентов:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя:
- Габриелян О.С. Остроумов И.Т. Химия для профессий и специальностей технического профиля: - Москва «Академия», 2011.
- Габриелян О.С. Остроумов И.Т. Химия: тесты задачи и упражнения.- Москва «Академия», 2014.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.
- Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
- Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, контрольных работ, обобщающих уроков, а также при выполнении обучающимися индивидуальных заданий, домашней работы.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Важнейшие химические понятия: Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, атом, молекула, химический элемент | Устный опрос |
Относительная атомная и молекулярные массы, изотоп, моль, молярная масса, молярный объем | Письменный опрос Домашняя работа. Практическая работа. Контрольная работа |
Степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление | Письменная обобщающая работа |
Ион, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация. | Устный опрос Домашняя работа. Практическая работа. Контрольная работа |
Тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. | Письменная обобщающая работа |
Углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология | Практическая работа. |
Основные законы химии: Формулирование законов сохранения массы вещества, постоянства состава вещества, периодический закон. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. | Устный опрос Самостоятельная работа Тестирование |
Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева | Устный опрос Самостоятельная работа Тестирование Домашняя работа. Контрольная работа |
Основные теории: Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений | Устный опрос Самостоятельная работа Тестирование Домашняя работа. Письменная обобщающая работа Контрольная работа |
Важнейшие вещества и материалы: Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. | Устный опрос Домашняя работа. Практическая работа. Контрольная работа |
Химический языки символика: Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций | Устный опрос Самостоятельная работа Тестирование Домашняя работа. Письменная обобщающая работа Контрольная работа |
Химические реакции: Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов | Самостоятельная работа Тестирование Контрольная работа |
Химический эксперимент: Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента | Практическая работа |
Химическая информация: Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах. | Самостоятельная работа Устный опрос Домашняя работа. |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям: Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. | Самостоятельная работа Тестирование Контрольная работа |
Профильное и профессионально значимое содержание Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | Устный опрос Самостоятельная работа Тестирование Домашняя работа. Контрольная работа |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
диф зачет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 9 класс «Основные вопросы химии» (подготовка к ОГЭ по химии 9 класс)
Программа «Основные вопросы химии» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 году основного г...