Рабочая программа по спецкурсу "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Елена Владимировна Манохина

Химия вокруг нас - рабочая программа для спецкурса в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spets_kurs_9.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  Школа № 426

Рассмотрено

28 августа 2015 г
Председатель ШМО
________________
Василенко Ю.В.

Согласовано
28 августа 2015 г.
Зам. директора по УВР
________________
Першагина Т.Ю.

Утверждено
31 августа 2015 г.
Директор школы № 426
_________________
Петрова Н.И.

Рабочая программа
по химии
для 9-х классов

спецкурс «Химия вокруг нас»

Разработчик программы

Учитель химии

первой квалификационной категории
Манохина Е.В.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

     Направленность дополнительной образовательной программы. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении,  способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.

    Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на  «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.

         Новизна дополнительной образовательной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.

        Актуальность данной программы обусловлена тем, что в учебном плане школы предмету «Химия» отведено всего 1-2 часа в неделю (8-11 классы), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-11 классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе.

        Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека ( «Химия и медицина», «Химия и косметика», «Живопись глазами химика» и др.). Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения  наглядного представления о химической стороне работы предприятий города Арзамаса.

  Цель дополнительной образовательной программы:

      Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Основные задачи курса:

  1. Образовательные:
  • освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;
  • использовать теоретические знания по химии на практике;
  • изучить экологические аспекты в свете химических процессов.
  1. Воспитывающие: 
  • формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
  • воспитывать экологическую культуру.

     3. Развивающие:

  • формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;
  • формировать ИКТ-компетентости;
  • развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

        Настоящая программа рассчитана на 1 триместр обучения, всего 11 часов (1час в неделю).

        Предлагаемый курс адресован учащимся 9-х классов для формирования научных представлений о химии в повседневной жизни; развития профессиональных склонностей к предмету химия.

      Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- итоговый контроль через составление учащимися творческих отчетов, эссе и пр.;

-выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;

-  участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии;

- составление сборников полезных советов «Хороший хозяин»;

- публикации в «Вестнике гимназиста» (издание МОУ гимназии совместно с ГОУ ВПО АГПИ).

        Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

 Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:

-Личностных  результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2)
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3)
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

-Метапредметных результатов:

1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;

2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование
основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5)
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

6)использование различных источников для получения химической информации.
-
Предметных результатов:

1) В познавательной сфере:

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-
описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве; 

- классифицировать изученные объекты и явления;
-
наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2)
В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;

- принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края».


Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Живопись глазами химика

5

1

Углерод. Графит. Сажа

1

2

Ультрамарин. Создание новых красок

1

3

Оксиды металлов – хромофоры художественных красок

1

4

Соли в палитре художника

1

5

Краски разных времен

1

Раздел 2. Металлы как материал для создания произведений искусства

6

6

Позолота

1

7

Чугун: и волшебство и вдохновенье

1

8

Сталь от оружия до ювелирных изделий

1

9

Коррозия и памятники

1

10

Декоративное окрашивание металлов

1

11

Химическая викторина «Великие металлы нашего города»

1

Итого:

9

2

Всего:

11 ч.

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Живопись глазами химика(5часов)

1. Углерод. Графит. Сажа

 Химические свойства и применение углерода. История появления карандашей. Применение углерода в виде сажи для изготовления художественных красок.

2. Ультрамарин. Создание новых красок

 История создания ультрамарина. Принципы организации химического производства свинцовых и цинковых белил.

3. Оксиды металлов – хромофоры художественных красок

 Оксиды, их свойства и применение. Химический состав оксидных пигментов. Cr2O3, Pb3O4, Al2O3, Fe2O3 – получаемые на их основе краски. Кристаллогидраты.

4. Соли в палитре художника

 Сульфиды: HgS – киноварь, CdS – желтый кадмий, Al3S3 – аурипигмент – основа изготовления масляных и акварельных красок. Малахит.

5. Краски разных времен

Пигменты растительного происхождения, эмульсии, масла. Химический состав охры, принципы изготовления красок.

Раздел 2. Металлы как материал для создания произведений искусства(6 часов)

7. Позолота

 История развития золотобойного искусства и позолоты. Приемы золочения и древнерусской иконописи.

8. Чугун: и волшебство и вдохновенье

 Состав, свойства, применение чугуна в изобразительном искусстве, литье из чугуна. Архитектура.

9. Сталь от оружия до ювелирных изделий

 Состав и получение стали. Златоуст и Тула – оружейные центры России. Декорирование стали.

10. Коррозия и памятники

 Коррозия металлов. Виды коррозии, выделяемые реставраторами. Проблема сохранения памятников искусства.

11. Декоративное окрашивание металлов

 Декорированное окрашивание меди. Серебрение меди и ее сплавов. Воронение стали. Оксидирование стали.

12. Химическая викторина «Великие металлы нашего города».

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения ученик должен

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Живопись глазами химика

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,  

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха,

доклады,

проведение конкурсов,

мозговой штурм

экскурсия

Конспект занятия,

презентация,

 компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

набор акварельных красок

Разработка мульмедийных презентаций на тему-химический состав красок

2

Металлы как материал для создания произведений искусства

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,  

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, эвристический метод,

проведение конкурсов, мозговой штурм

Конспект занятия,

презентация,

 компьютер,

интерактивная доска,

медиапро

ектор, коллекция металлов

Химическая викторина «Великие металлы нашего города»

Учебно-методическое обеспечение курса

Видеофильмы

1. Лабораторное оборудование (В видеоуроке рассматривается лабораторное оборудование, приемы работы с ним).

 2. Смеси веществ (Нужно обязательно знать разницу между чистыми веществами и смесями. Не говоря уже о методах разделения смесей. Данный видеоурок рассматривает различные виды смесей и способы их разделения)

3.Номенклатура органических соединений (В видеоуроке рассматриваетсяСуществование нескольких вариантов названий органических веществ. Чаще всего все знакомы с тривиальной номенклатурой – бытовыми названиями. Такая номенклатура неприменима в качестве универсальной. Поэтому ИЮПАК выдвинул на эту роль систематическую номенклатуру.)

4. Гомологический ряд алканов ( В данном видеоуроке освящены физические и химические свойства веществ, относящихся к гомологическому ряду алканов.)

5. Ковалентная связь (Из 117 элементов периодической таблицы комбинируется огромное количество молекул. Данный видеоурок рассматривает причину их соединения - химическую связь, а точнее, два примера ковалентной связи – неполярную и полярную.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1.    Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961  –

    1967. Т. I—V.

2.    Советский энциклопедический словарь. – М:: Сов. энциклопедия, 1983.

3.    Августиник А.И. Керамика. – Л.: Стройиздат, 1999.

4.    Андреев И.Н. Коррозия  металлов  и  их  защита.  –  Казань:  Татарское

    книжное изд-во, 2003.

5.     Бетехтин  А.Г.  Минералогия.  –   М.:   Гос.   изд-во   геологической

    литературы, 2006.

6.    Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая  технология  силикатов.  –

    М.: Госстройиздат, 2001

7.     Быстрое   Г.П.   Технология   спичечного   производства.   –   М.–Л.:

    Гослесбумиздат, 1998.

8.    Витт  Н.  Руководство  к  свечному  производству.  –  Санкт-Петербург:

    Типография департамента внешней торговли, 2004.

9.    Войтович В.А., Мокеева Л.Н.  Биологическая  коррозия.  –  М.:  Знание,

    1980. № 10.

10.   Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня.  –  М.:  Химия,

    2007.

11.    Дудеров  И.Г.,  Матвеева  Г.М.,.  Суханова  В.Б.   Общая   технология

    силикатов. – М.: Стройиздат, 2005.

12.   Козловский А.Л. Клеи и склеивание. – М.: Знание, 1998.

13.   Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на  практике.  –  М.:  Лесная

    промышленность, 1998.

14.   Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.

15.   Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова  думка,2006.

16.   Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1996.

17.   Лялько В.И. Вечно живая вода. – Киев: Наукова дума, 2003.

18.   Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. – М.: Колос, 2003.

19.   Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая  химия.  —

    М.: Мир, 2006.

20.   Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. – Л.: Химия, 2004.

21.   Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности  –  Л.:  Химия,

    2005.

22.   Чащин А.М. Химия зеленого золота. — М.: Лесная промышленность, 1987.

23.   Энгельгардт Г., Гранич К., Риттер К. Проклейка бумаги.  –  М.:  Лесная

    промышленность, 1975.

Литература для учащихся

1.Авдонин И.С. Агрохимия. М.: Изд-во МГУ, 1982;

2.Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983;

3.Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990;

4.Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005, 255 с.

5.Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991;

6.Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000;

7.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001, 301с.

8.Галактионов С.Г. Биологически активные соединения. М.: Молодая гвардия, 1988, 271с. 9.Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия для высшей школы. СПб.: Лань, 2001, 472 с.

10.Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988, 303 с.

11.Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984, 143 с.

12.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001, 719 с.

13.Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. М.: Мир, 2004, 191 с.

14.Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987;

15.Метельский А.В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах. Минск: Беларуская энцыклапедыя, 1999, 541 с.

16.Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990; Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981;

17.Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976; Постников А.В. Химизация сельского хозяйства. М.:

18.Росагропромиздат, 1989; Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971;

19.Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.

20.Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984, 184 с.

21. Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991, 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по спецкурсу "Байкаловедение" 7 класс

Программа дает возможность сформировать у учащихся 7 класса комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной де...

Рабочая программа по спецкурсу "Психология успеха"

Спецкурс “Психология успеха ” предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 30 часов (один год обучения). Сейчас каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе,...

Программа развивающего курса «Химия вокруг нас»

Данная программа направлена на систематизацию и углубление материала при подготовке к экзаменам для учащихся 9 классов.Программа «Химия вокруг нас» рассчитана на один учебный год, 34 недели, 1 р...

Программа элективного курса - Химия вокруг нас

Программа элективного курса - Химия вокруг нас...

Программа элективного курса "Химия вокруг нас"

Программа элективного курса для 8 класса знакомит с химическими веществами, с которыми обучающиеся встречаются в быту....

Программа химического кружка "Химия вокруг нас"

Рабочая программа химического кружка для учащихся 5 класса рассчитана на 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Химия вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 класса. Развивает интерес к предмету....