Химия: от интереса к предмету к его углубленному изучению.
статья по химии на тему

Акимова Ольга Васильевна

Данная статья написана для I Международной научно-практической Интернет-конференции "Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики" (г.Чехов, 07.05.2012 г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Химия: от интереса к предмету к его углубленному изучению.

Диплом педагогического ВУЗа – это только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда заключается в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в  возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

Я преподаю в школе химию  - это интересная, но очень сложная наука, поддерживать интерес к предмету затруднительно, поэтому я все время пытаюсь раскрывать свой предмет с разных точек зрения, делая акценты на происхождении слов, их значении, а также правописании. Использую выдержки из литературных произведений, чтобы подчеркнуть важность разностороннего развития личности. Эти приемы помогают мне пробуждать и поддерживать стойкий познавательный интерес учащихся к предмету. Образная, яркая речь литературного произведения повышает эмоциональный фон восприятия, при этом, совершенствуя образное мышление, воображение, способность высказать оригинальные идеи.

Методы, основанные на поддержании эмоционального фона урока, хорошо работают в среднем звене. Старшеклассники более осознанно подходят к  изучению различных предметов. На данном этапе развития образования, когда ребенок, приходя в 10 класс должен выбрать какие предметы ему следует изучать углубленно, а какие на общеобразовательном уровне, химию как предмет для сдачи ЕГЭ (т.е. углубленного ее изучения) выбирают немногие. Если при этом учесть, что количество часов на изучение химии все время уменьшается,  и сейчас снизилось до одного часа в неделю, то возникает вопрос –  как заинтересовать старшеклассника, позволить одному усвоить необходимый образовательный минимум, другому расширить свои знания, а третьему подготовиться к ЕГЭ? Хорошим подспорьем старшекласснику в изучении даже того предмета, который не является для него приоритетным, может стать система, которую я хочу предложить – это индивидуально-ориентированная система обучения (далее ИОСО).  Идея применения данной системы не нова – я узнала о ней ещё в 2000 году из статьи Ярулова А.А. «Образовательные технологии» в журнале «Завуч» [1], но я никогда не использовала её в чистом авторском виде, т.к. невозможно отделить педагогические методики от личности самого учителя. Мне кажется, что каждый учитель должен выстрадать свою методику, ту, в которую он верит, которая вытекает из его индивидуальных способностей, его достоинств и недостатков.

Основной идеей данной системы является обеспечение успешности каждого обучающегося, т.е. необходимо создать такие условия для каждого ребенка, чтобы он поверил в себя, заинтересовался и в дальнейшем изучал предмет на необходимом ему уровне и это как раз то, что близко мне по характеру и мировоззрению.

Для реализации этой идеи по предмету составляется индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП). Он позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым, создавая условия для продвижения по коллективному учебному маршруту согласно своим индивидуальным особенностям.

Количество учебных часов, предусмотренных на изучение конкретной темы, подразделяется на уроки-лекции и уроки-консультации. Для этого укрупняется количество нового материала, изучаемого на конкретном уроке. На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводится опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки.

На уроках-консультациях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету.

Со стороны учителя требуется очень большая организационная работа - составление календарно-тематического планирования с учетом лекций, практических работ, семинаров, консультаций и зачетов, разработка лекций, лучше всего с мультимедийной поддержкой, разработка заданий различного уровня сложности для проведения зачетов по каждой теме. По собственному опыту могу сказать, что с этим можно справиться за пару лет (но с большой нагрузкой), а затем можно пожинать плоды труда своего.

При составлении ИОУП изучаемый материал должен быть разбит на уровни сложности.

Нормативный уровень. Обеспечивает усвоение учебного материала, соответствующего оценке «3». Это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. Ученик отвечает на вопросы: кто, что, где, когда. Предусматривается пересказ, формулировка понятия, выполнение практических опытов.

Компетентный уровень. Обеспечивает умение обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствует оценке «4». Ученик отвечает на вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать. Предусмотрено приведение примеров, составление опорного конспекта.

Творческий уровень. Задания направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению материала и соответствует оценке «5». Это задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать, действительно ли …, перечислить преимущества и недостатки, привести аргументы, подготовить реферат.

Если при ответе ученик не подтвердил выбранный им уровень знаний, то существует два пути решения проблемы: 1) о повторной сдаче материала, с возможным изменением уровня; 2) о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала,но в любом случае не выставляется оценка «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

При выполнении плана ученик имеет право на опережающее обучение, независимо от уровня обучения, выбранного учеником.

Работа по ИОУП позволяет организовать углубленное или коррекционное обучение путем различных дополнительных индивидуальных заданий.

Например, химия, 11 класс, тема 1 «Строение атома» учебник Габриелян О. С., Химия. 9 кл.: Учебник — М.: Дрофа, 2008

Таблица 1

Индивидуально-ориентированный учебный план для изучения темы 1

«Строение атома»

№ п/п

Тема и источники изучения

Сроки

Необходимо знать и уметь

Необходимо выполнить

Оценка

теория

задание

1.

Строение атома. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов. Валентные возможности. § 1-4

«3» Строение атома. Электронное облако и орбиталь. Электронная конфигурация элементов. Составление электронных формул атомов малых периодов

«4» Форма орбиталей. Главное квантовое число. Виды электронных конфигураций, электронные и графические формулы. Валентные возможности нормального и возбужденного состояния атомов.

Упр.7 стр. 22,

Упр.5 стр.25

«5» Связь главного квантового числа с формой, числом и типом орбиталей, максимальным числом электронов на уровнях и подуровнях. Факторы, определяющие валентные возможности атомов. Сравнение валентности и степени окисления.

Упр.3, стр 22,

Упр 6 стр 25

Среди «+» качеств ИОСО ребята выделяют следующие:

  • повышение качества знаний;
  • повышение интереса к предмету, т.к. каждый понимает цели и задачи каждой темы;
  • материал воспринимается легче, запоминается больший объем знаний, а времени на подготовку уроков затрачивается гораздо меньше;
  • положительно и то, что не надо готовиться к каждому уроку;
  • ребенок сам принимает решение о качестве своих знаний;
  • обучающиеся 11 класса отмечают, что система похожа на вузовскую «лекция – зачет»;

Среди «-» качеств ИОСО выделяется следующие:

  • необходимо много времени на подготовку к зачетному занятию;
  • много приходится писать на лекции;

    Система ИОСО позволяет обучающимся:                                                      

  • адекватно оценивать свои возможности;
  • развивает чувство самостоятельности;
  • помогает повысить самооценку, как самому ребенку о себе, так и в глазах его одноклассников;
  • готовит детей к системе обучения в вузах;
  • зачетная система позволяет выявить учителю «слабые» места в знаниях каждого ребенка и подкорректировать пробелы;
  • материал каждой темы разбит на отдельные занятия (лекция – консультация) это позволяет обучающимся освоить учебный материал в полном объеме.

Я. А. Каменский писал: «...все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью...». И действительно, окунувшись в работу, понимаешь: одному ребёнку достаточно указать путь к вершине знаний, другому помочь во время пути советом, а третьего надо взять за руку и медленно подниматься с ним на каждую ступень, делать остановки, объяснять и повторять. В этом кроется успех хорошего обучения и воспитания.

Дифференциация и индивидуализация - два краеугольных камня в моей системе преподавания. Я глубоко убеждена, что индивидуально-ориентированная система обучения наиболее полно и эффективно содействует развитию и проявлению учеником личностных качеств, формирует его индивидуальность, субъективность, способность к нравственной и творческой реализации своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагогического коллектива МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"

Выступление заместителя директора по УВР на педагогическом совете с анализом работы по единой методической теме "Повышение мотивации учащихся через применение современных образовательных технологий"....

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МОУ «СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов»

Данный материал предтавляет собой краткое описание внекласной работы по предмету "английский язык" в школе, в частности проведение недель и декад английского языка, приуроченных к традиционным английс...

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Организация научо-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается возможность создания условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....