Урок химии в 10 классе в школе I,II вида. Тема: «Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Урок химии для глухих и слабослышащих учащихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве».
Цель урока:
- сформировать понятие о значении железа и его соединений в жизненных процессах и народном хозяйстве.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со значением железа в народном хозяйстве;
- показать влияние соединений железа на жизненные процессы;
- закрепить понятие об особенностях строения атома железа, как представителя побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева;
- закрепить знания о химических свойствах железа и способах получения.
Развивающие:
- совершенствовать умения применять знания и практические умения, работая по инструкции;
- развивать познавательную активность учащихся, расширять их кругозор, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
- устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
- раскрыть причинно-следственную связь между строением вещества и его свойствами.
Воспитательные:
- воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету.
Коррекционные:
- контролировать произношение и развивать речь учащихся;
- работать над пополнением предметного словаря;
- развивать остаточный слух учащихся.
Словарь: Чугу́н. Сталь. До́менная печь. Леги́рованная сталь. Нержаве́ющая сталь. Хлорофи́лл Малокро́вие . Анеми́я. Гемоглоби́н
Оборудование и реактивы: железо порошкообразное; коллекция минералов, содержащих железо; скрепка, кнопка, гвоздь; пробирки; спички; растворы серной и соляной кислот; раствор хлорида железа (III); раствор медного купороса; раствор хлорида железа (II); раствор роданида калия; красная кровяная соль; желтая кровяная соль; химический стакан; ПСХЭ.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка ЗУА.
- Речевая работа. Дежурные звуки С – СЬ.
- Прочтите и покажите в Периодической системе химические элементы.
ра
Сурьма, свинец, скандий, самарий. Се → лен
ребро
- Прочитайте предложение. Следите за темпом речи и интонацией.
“Желе́зо не то́лько осно́ва всего́ ми́ра, са́мый гла́вный мета́лл окружа́ющей нас приро́ды, оно́ осно́ва культу́ры и промы́шленности, оно́ ору́дие войны́ и ми́рного труда́…” – сказа́л акаде́мик Фе́рсман.
- Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Мы с вами продолжаем изучать элемент железо и сегодня тема нашего урока «Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве». В ходе урока мы должны будем узнать о применении железа, о роли его соединений в процессах жизнедеятельности.
- Дать характеристику железа по положению в ПСХЭ.
Ученик: Порядковый номер элемента железо 26, относительная атомная масса 56.
В Периодической системе элемент железо находится в четвертом периоде, в побочной подгруппе VIII группы.
Заряд ядра атома +26, общее число электронов в атоме 26. В атоме железа заполняется не последний энергетический уровень, а предпоследний – это особенность элементов побочных подгрупп. Схема строения атома железа такова: 26Fe 2e 8e 14e 2e
Подобно всем металлам, атомы железа при химических реакциях отдают электроны, проявляя при этом восстановительные свойства. Степени окисления железа +2 и+3. Железо образует простое вещество – металл. Тип кристаллической решетки – металлическая. Вид химической связи - металлическая.
- Рассказать о нахождении железа в природе.
Ученик: Железо - четвертый по распространенности в земной коре элемент, второй среди металлов после алюминия.
В виде простого вещества железо встречается только в метеоритах. Наиболее важными природными соединениями железа являются: магнетит, или магнитный железняк(Fe3O4), гематит, или красный железняк (Fe2O3),
лимонит, или бурый железняк (2Fe2O3. 3H2O), пирит, или серный колчедан (FeS2).
Учитель: В России основные залежи руд, содержащих железо, находятся на Урале (гора Магнитная) и в Курской области (Курская магнитная аномалия).
Кроме этого, соли железа содержатся в некоторых минеральных водах. Железноводск – город в Ставропольском крае, где находятся минеральные источники, содержащие соли железа.
Учитель: Давайте поговорим о физических свойствах железа, а точнее вспомним их, так как многое уже знаем. Выберите из списка те физические свойства, которые относятся к железу.
1) Серебристо – белый цвет.
2) Металлический блеск.
3) Самый твердый.
4) Температура плавления – 1539 °С.
5) Пластичный.
6) Легко режется ножом.
7) Проводит электрический ток.
8) Легкий.
9) Проводит тепло.
10) Легко намагничивается и размагничивается.
11) Жидкий.
12) Прозрачный.
13) Ковкий.
Учитель: Железо – таинственный и незаменимый элемент. Какими химическими свойствами обладает простое вещество железо?
Ученик: Железо реагирует с простыми веществами – неметаллами.
На воздухе железо легко окисляется – ржавеет.
Также железо реагирует с разбавленными соляной и серной кислотой и с солями.
Железо – металл средней активности, в электрохимическом ряду напряжений металлов он стоит до водорода. Поэтому железо реагирует с растворами кислот, вытесняя из них водород.
Учитель: Назовите продукты реакций взаимодействия железа с неметаллами.
Fe + S= FeS
2Fe +3Cl2 = 2FeCl3
3Fe +2O2 = Fe3O4 (Fe2O3 FeO ) – железная окалина.
4Fe +6H2O + 3O2 → 4Fe(OH)3
Учитель: Сейчас вы проведете лабораторные опыты и сделаете вывод, как реагирует железо с растворами кислот и солей. Но перед экспериментом давайте повторим правила ТБ.
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ТБ ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ РЕАКТИВАМИ.
- Реакция железа разбавленными кислотами HCl и H2SO4
(Учащиеся проводят реакции взаимодействия железа с кислотами)
Fe + 2HCl= FeCl2 + H2
Fe +H2SO4= FeSO4+ H2
Учитель: что вы наблюдаете? Какой выделяется газ? Как называются продукты реакции? Концентрированные H2SO4 и HNO3 пассивируют железо.
Пассиви́ровать – делать неактивным. Концентрированные азотную и серную кислоты перевозят в железных цистернах.
- Реакция железа с растворами солей, если металл соли находится в ряду активности правее железа
(Учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO4)
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Учитель: что вы наблюдаете?
Наведите порядок на своих местах. И сделаем вывод о химических свойствах железа.
Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe+2 и Fe+3.
Учитель: Как же различить эти ионы? Для этого существуют качественные реакции. Эти реакции сопровождаются яркими эффектами, изменением окраски растворов.
- Качественная реакция на Fe+2 - реакция с красной кровяной солью, при этом получается турнбулева синь.
- С целью обнаружения ионов Fe3+ в растворе пользуются желтой кровяной солью К4[Fe(CN)6], которая в присутствии Fe3+ дает синее вещество – берлинскую лазурь.
Другая реакция обнаружения ионов Fe3+ в растворе – это взаимодействие с KNCS раствор окрашен в интенсивно-красный цвет: FeCl3+ 3KNCS = Fe(NCS)3+3KCl.
(учитель проводит демонстрацию качественных реакций на ионы железа II и III)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как получают железо из его руд?
Ученик: Железо можно получить восстановлением его из железных руд углеродом, водородом, алюминием, оксидом углерода (II), т. е. пирометаллургическим способом.
Учитель: Почему чистое железо не используют в народном хозяйстве? Почему используют только его сплавы? Для ответа на этот вопрос откройте учебники на стр. 207 и прочитайте текст параграфа 46.
Ответы учеников.
- Работа над темой урока.
Учитель: Прежде чем перейти к следующему этапу урока, давайте познакомимся с трудными словами, которые встретятся вам.
Работа со словарем.
Учитель: Чугун и сталь – это сплавы, основу которых составляет железо. Чугун получают из железной руды в доменных печах. Самая большая домна в находится Череповце. Это башня высотой с девятиэтажный дом, расширенная книзу.
Стены изнутри выложены огнеупорным кирпичом, а снаружи обшиты стальными листами. Загрузочное устройство имеется на верху доменной печи. Жидкий чугун удаляется через отверстия горна нижней части доменной печи.
В доменном процессе главная задача – восстановление железа из руды углем, поэтому в чугуне содержатся довольно большие количества углерода (4%). Чугун обладает высокой твердостью, хрупкостью. Из чугуна отливают корпуса двигателей, цилиндры, трубы.
Чугун хорошо заполняет литейную форму, и из него отливают сложные предметы (ограды и решетки парков, скульптуры).
Сталь содержит менее 2% углерода, поэтому по свойствам она отличается от чугуна. Ее можно ковать, штамповать прокатывать. Для придания сталям специальных свойств в их состав вводят другие химические элементы. Сталь, содержащую такие элементы, называют легированной. Важнейшими легирующими элементами являются хром, никель, марганец, кремний, ванадий, молибден.
Например, сталь, легированную хромом и никелем, называют нержавеющей. Она применяется в химической, пищевой, машиностроительной промышленности. В быт сталь вошла в виде вилок, ножей и других предметов домашнего обихода.
Роль железа в жизни человека и растений.
Учитель: Соединения железа жизненно важны для всех живых организмов. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья, т. е у них не происходит фотосинтеза и они заболевают хлорозом (хлорофилл не образуется).
Ученик: Без железа была бы невозможна жизнь животного мира планеты, т. к. гемоглобин – железосодержащий красный пигмент (белок крови) – осуществляет транспорт кислорода от органов дыхания к тканям, и углекислого газа от тканей к органам дыхания.
В организме взрослого человека содержится 4–7 г железа, 75% которого входит в состав гемоглобина (в 1 л крови — около 450 мг железа). Кроме гемоглобина, железо также содержится в мышцах. Главное «депо» железа — печень: здесь у взрослого мужчины может быть запасено до 1 г железа, а также костный мозг и селезенка. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма—кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
3. Суточная потребность человека в железе от 6 до 20 мг. В организм железо поступает с пищей.
Основные источники железа:
Продукт питания | Содержание железа мг/100 г |
Морская капуста | 16 |
Печень говяжья | 8,4 |
Фасоль | 6,4 |
Для того, чтобы железо хорошо усвоилось, надо тщательно пережевывать пищу. На усвоение влияет и состав пищи. Так в присутствии витамина С и фруктозы легко растворяется и усваивается. Но есть враги и железа – это крепкий чай, кофе, алкогольные напитки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения и не усваивается организмом.
У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие (железодефицитная анемия). Кроме того, нарушается и функция пищеварительных желез, нервной системы, мышечного аппарата. Нехватку железа устраняют приемом специальных лекарственных препаратов.
- Закрепление изученного материала.
Давайте вспомним, какова была тема нашего урока?
- Какова роль железа в народном хозяйстве?
- Какие сплавы железа вы знаете?
- Назовите предметы, изготовленные из сплавов железа?
- Какова роль железа для растений и человека?
- Назовите продукты, в которых находится большое количество железа.
- Итог урока. Объявление оценок.
- Домашнее задание
1) Прочитать текст § 46, ответить на вопросы 3,4
2) В каких еще продуктах содержится большое количество железа? (Ответ найти в интернете)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Значение закаливания организма".
конспект урока СБО в коррекционной школе 8 вида...
Презентация к уроку рисования в 3 классе ( ЗПР) школы 1-2 вида. Тема " Зимние деревья".
Урок рисования в 3 классе ( ЗПР) школы 1-2 вида Тема " Зимние деревья"...
урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Русский народный танец
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма занятия – урок.Форма обучения коллективная.Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, ...
Урок химии в 11 классе в школе I,II вида. Тема: «Природные источники углеводородов» (Презентация)
Презентация по химии для глухи и слабослышащих учащихся....