Модульный урок "Концентрированная серная кислота". 9 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_urok_kontsentrirovannya_sernaya_kislota.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. участника Намы Аяна Александровна
Наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Моген-Буренская средняя общеобразовательная школа
Название работы
Модульный урок по теме:
Концентрированная серная кислота
Модульный урок по теме: "Концентрированная серная кислота"
Слайд 2.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:
- Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
- Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
- Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
- Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
- Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
Реактивы: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота, магний (стружка), медь (стружка), раствор хлорида бария, раствор сульфата натрия, сахар, соляная кислота, мел (карбонат кальция).
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, стеклянная палочка, мерная ложечка, спички, лучинка.
Ход урока
УЭ–О – входной контроль – соединения серы (VI).
УЭ–1 – особенности свойств концентрированной серной кислоты (изучение нового материала).
Слайд 4.
Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности с учащимися (с выдачей раздаточного материала («Инструкционная карта») каждому ребенку).
УЭ–2 – закрепление нового материала (взаимодействие серной кислоты с металлами и сложными веществами).
УЭ–3 – выходной контроль.
УЭ–4 – рефлексия.
1. УЭ–0 – входной контроль.
Задача: проверьте, готовы ли вы к восприятию модуля.
Слайд 5.
Инструктаж для учащихся На выполнение данного задания Вам отводится 5 минут. Работайте самостоятельно. Если Вы верно ответили на все 8 вопросов поставьте 8 баллов, 7 вопросов – 7 баллов, 6 вопросов – 6 баллов, и т.п. | Задание 1. В соединении SОз сера проявляет степень окисления ____. 2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______. 3. Оксид серы (VI) проявляет свойства: а) основного оксида, б) кислотного оксида в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного оксида. 4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________. 5. Степень окисления серы в серной кислоте ______. 6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой. 7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам. 8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________. Количество баллов: _______ |
2. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
Задачи:
- Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
- Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие физические свойства характерны для серной кислоты. | Серная кислота Слайд 6. H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический. H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая. Слайд 7. H2SO4 (конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ. (C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O C12H22O11 = 12C + 11H2O Слайд 8. Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д. Обугливание сахара можно выразить уравнением: С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О |
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь). Самостоятельно впишите формулы в блок данного модуля. Время выполнения задания 7-10 минут. | Слайд 9. Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2 Серная кислота взаимодействует: 1). С оксидами различных металлов: CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 2). С основаниями: 2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О 3). С солями: K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2 Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. При этом могут образовываться различные продукты восстановления серной кислоты (S, H2S, SO2). При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2. Mg + H2SO4(конц.) = MgSO4 + SO2 + Н20 Концентрированная серная кислота окисляет медь, серебро, ртуть, углерод, фосфор: 2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О 2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5 SO2 + 2Н2О На холоду H2SO4(конц.) пассивирует некоторые металлы. Например, алюминий, железо, хром. Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду) Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование молочного белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах: ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl |
3. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания на практике.
Инструктаж для учащихся Работайте аккуратно и внимательно. Не забывайте о правилах техники безопасности. При работе используйте Приложение 1 и материал блока УЭ -1. В конце урока сдайте модуль УЭ-2 учителю. Постановка проблемных вопросов. Обобщающая работа со всеми блоками. | Задание Выполните химические превращения, составьте соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах серной кислоты. Слайд 10. Опыт № 1. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота. Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку. Напишите уравнение реакции. Слайд 11. Опыт 2. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок. Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние. Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами. Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром. Слайд 12. Опыт 3. Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки. Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку. Что наблюдаете? Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами. Составьте уравнения реакций. Слайд 13. Опыт 4. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка. Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что наблюдаете? Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами. Составьте уравнение реакции. Слайд 14. Опыт 5. Реактивы на столах: раствор H2SO4 , раствор Na2SO4, раствор BaCl2 . Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде. Слайд 15. Закрепление знаний. Ответьте на вопросы: 1). Можно ли при попадании на кожу концентрированной серной кислоты смыть ее водой? Почему? 2). Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой пробирке соляная кислота, а в какой серная? Почему? |
4. УЭ–3 Самостоятельная работа (выходной контроль).
Задача: проверка знаний учащихся.
Слайд 16.
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Перекрестная самопроверка. | 1 вариант 1). Только восстановительные свойства проявляет:
2). Свойства разбавленной серной кислоты иллюстрирует схема:
3). При разбавлении концентрированной серной кислоты водой:
4). При взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью получают:
5). Разбавленная серная кислота не реагирует с:
|
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Перекрестная самопроверка. | 2 вариант 1). Только окислительные свойства проявляет:
2). Качественная реакция на сульфат-ион:
3). При попадании органического вещества в концентрированную серную кислоту происходи его:
4). При взаимодействии раствора серной кислоты с серебром получают:
5). Концентрированная серная кислота не реагирует с:
|
5. УЭ–4. Рефлексия.
Слайд 18.
Работа рассчитана на 2–3 минуты. Учащиеся получили карточки двух цветов: желтую и зеленую. При положительном ответе на вопрос поднимается желтая карточка, при отрицательном – зеленая. | 1. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы? 2. Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента? 3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций? 4. Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни? 5. Понравился ли Вам урок? 6. Было ли Вам удобно работать с модульными блоками? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс. Урок по химии № 15 Тема" Оксид серы (6).Серная кислота."
Урок химии в 9 классе по теме "Оксид серы (6). Серная кислота" . Цель урока: Изучить свойства оксида серы(6) и свойства разбавленной серной кислоты.Познакомить учащихся с качественной реакцией на суль...
Самостоятельная работа по теме: "Серная кислота" для 9 класса
Самостоятельная работа включает написание уравнений реакций в молекулярной и ионной форме, составление электронного баланса для ОВР, задачу по термохимии....
Урок в 9 классе по теме "Серная кислота"
Конспект урока по теме " Серная кислота" с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
Интегрированный семинар по химии в 9 классе по теме "Производство серной кислоты".
Методическая разработка по подготовке и проведению интегрированного семинара в форме "Круглого стола" на уроках химии при изучении основных научных принципов производств в свете...
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА «Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты»
Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислот: взаимодействие с металломи и неметаллами....