система уроков по химии с применением технологии обучения в сотрудничестве
методическая разработка по химии на тему

Завидонова Яна Олеговна

обучение в сотрудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2015-2016.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме САМООБРАЗОВАНИЯ:

        Отчет выполнила

Учитель химии СФККК

Завидонова Я. О.

2016

В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших жизненных результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные тенденции в области общего образования. Это обстоятельство делает весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качеством образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно ориентированной направленности обучения.

 Целью обучения в сотрудничестве является:

  • Овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;
  • Социализация личности;
  • Формирование коммуникативных умений;
  • Развитие интеллектуальных умений и способностей.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • Общность цели и задач (одно задание на группу;
  • Индивидуальная ответственность (одно поощрение на группу, зависящее от вклада каждого);
  • Равные возможности успеха для всех (распределение ролей, заданий).

Этот принцип обеспечивает личностно ориентированный характер обучения.

Однако в моем опыте встречались только некоторые из известных технологий, применяющиеся в моих уроках.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым студентом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект

социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, творить, общаться, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Я уверена в актуальности и перспективности применения этой технологии на уроках химии, так как выделяю следующие преимущества использования данного метода:

1. На занятиях не все кадеты готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности кадеты выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Обучение в сотрудничестве позволяет ребятам самим познать проблемы окружающего мира и найти способы их решения.

3. Каждый из кадет понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности

самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их при решении конкретных задач.

4. У кадет формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

5. Кадеты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких аспектах, как: химия и повседневная жизнь, химия и экология, химия и здоровье, химия и общество.

6. Кадеты учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными компетенциями, у них развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

В связи с этим, из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, на занятиях по химическим дисциплинам, я считаю, наиболее эффективным является применение метода «обучение в сотрудничестве».

Технология «обучение в сотрудничестве» начала применяется мною на уроках по химии в 2012 году для реализации различных целей: изучения и усвоения нового материала, решения задач и упражнений, выполнения практических и лабораторных работ, контроля знаний и умений учащихся, планирую продолжить разработки по реализации данного метода

В процессе реализации выяснилось, что особенно эффективно использовать технологию «обучение в сотрудничестве» на повторительно-обобщающих уроках.

За 2015-2016 учебный год была изучена следующая литература:

1.Педагогические основы современного образования. В. Гульчевская, Ростов-на-Дону, 2006

2.Педагогические основы проектной деятельности. В.Г. Гульчевская, «Практические советы учителю» № 4 2003 г.

3.Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения. Ксенофонтова И.Н., «Химия в школе». № 3 2006 г.

4.Технологии личностно-ориентированного обучения по книге «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. Е.С. Полат.

5.Метод проектов в образовательном пространстве школы. А.Н. Чайка, «Химия в школе» № 6 2006 г.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Существуют несколько вариантов данного метода обучения. Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода:

  • обучение в команде;
  • пила;
  • учимся вместе.

Обучение в команде

 Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Вкратце сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда (группа) получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально – групповую и командно – игровую:

1. В первом случае ученики  разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

2. Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что ученики 1 уровня, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

3. Разновидностью совместной групповой работы - это индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и плану уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Так как учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися и его помощи.

Пила

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Например, тема «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбита на:

  • ранние годы жизни;
  • первые достижения;
  • средние и поздние годы жизни;
  • влияние на историю.
  1. Каждый член группы находит материал по своей части.
  2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «Встречей экспертов».
  3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и узнать всю биографию данного человека – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме.

Учимся вместе

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы:

  • награды всей команде,
  • индивидуальный подход,
  • равные возможности.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания:

  • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание);
  • отслеживания правильности выполнения заданий партнерами;
  • мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи;
  • культуры общения внутри группы.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Чем отличается групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? Что такое «базовая группа» и как она работает?

Можно выделить три отличия работы в малых группах:

  1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
  2. Специальное внимание уделяется специальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
  3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса «как» ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают своё поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Зависимость от единой цели, которая осознаётся учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
  • Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного материала (инструментов, оборудования), разделённого между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т. д.).
  • Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково либо не поощряются никак.

Результаты применения технологии обучения в сотрудничестве с 2012-2016 учебные года.

В классе «Б» в течение четырёх лет(2012-2016) применялась технология обучения в сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках биологии

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовател...

Материал открытого урока с применением технологии "Обучение в сотрудничестве" на тему: "Показательные и логарифмические уравнения, их решение"

В материале открытого урока предлагается методика разбора методов решения показательных и логарифмических уравнений с применением технологии "Обучение в сотрудничестве"...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

Урок английского языка с применением технологии Обучение в сотрудничестве

Данный урок разработан для 5 класса общеобразовательной школы....

Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии.

Одним из новых направлений педагогических технологий, реализующих гуманистический подход в психологии и образовании, является «обучение в сотрудничестве» как альтернатива традиционно...

Работа с грамматическим материалом на уроках английского языка средствами применения технологии обучения в сотрудничестве

В статье автор дает рекомендации как с интересно и эффективно разобрать и закрепить сложные и порой скучные грамматические правила. И в этом поможет технология Обучения в сотрудничестве....