Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 8-9 классы
рабочая программа по химии (8, 9 класс) по теме

Зубарева Татьяна Владимировна

   Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.

   Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность

изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

   Программа рассчитана в 8 классе на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы 7 часов, в 9 классе на 68 часов ( 2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часов, практические работы 4 часа  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   общеобразовательное учреждение

Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

  «Рассмотрена»                                                     «Утверждена»                                                                                                 на заседании  МО  учителей                            Директор  школы

естественно-научных предметов                            ________Садовников Н.Н.                          

Протокол № 1 от 29.08.2016 г.                      Приказ № 114 от 31.08.2016 г.

Рабочая программа

по учебному предмету  «Химия»

8-9 классы

                                                                                 Составитель  Зубарева Т.В.


Пояснительная записка.

   Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколениия. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

   Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

   Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.

   Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность

изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

   Программа рассчитана в 8 классе на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы 7 часов, в 9 классе на 68 часов ( 2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часов, практические работы 4 часа  

   Цели изучения химии в 8 классе:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

   Цели изучения химии в 9 классе:

формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью  для безопасной работы с веществами и материалами в быту и производстве.

   Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классах являются следующие умения:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

   Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;

ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать ресурсы для достижения цели;

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

   Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.  

 Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

создавать модели и схемы для решения задач;

переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

участвовать в проектно- исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода  от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;

формулировать  собственное мнение и позицию, аргументировать их;

координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте;

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

объяснять мир с точки зрения химии:

- перечислять отличительные свойства химических веществ;

- различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов;

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

- различать опасные и безопасные вещества.

   В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

   Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

Содержание программы в 8 классе

  1. Введение (7 ч)

   Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
  Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

   Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
  Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

   Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

   Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

  Тема 2.   Атомы химических элементов (1 0 ч) 
   Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
  Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
  Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
  Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

   Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
  Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

   Электронные и структурные формулы.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
 
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

   Тема 3.   Простые вещества (5 ч) 
 
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

   Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
  Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
  Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,
 «постоянная Авогадро».
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
 
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

  Тема 4.    Соединения химических элементов (13 ч) 
   Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
  Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

   Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

   Аморфные и кристаллические вещества.

   Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

   Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

   Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
 
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

   Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
 
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа № 3

 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

  Тема 5.     Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

   Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
  Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений реакций.
  Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
  Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

   Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

   Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды со щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

   Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода.

   Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

   Практическая работа № 4

Признаки химических реакций

   Тема 6.     Растворение. Растворы.
  Свойства растворов электролитов (16 ч)

  Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

   Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

   Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
  Классификация ионов и их свойства.

   Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

   Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

   Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

   Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

   Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

   Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
 
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

   Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
 
Практическая работа № 5 

Условия протекания химических реакций между растворами до конца

Практическая работа № 6

Ионные реакции

Практическая работа №7
Решение экспериментальных задач.

Тема 7. Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся (6 часов)

   Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчетных задач. Проверка знаний, умений, навыков по всему изученному материалу

Содержание программы в 9 классе

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (10 часов)

   Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Меделеева в свете учения о строении атома, их значение. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

   Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.

   Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ.

   Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.  2. Моделирование построения периодической системы Д.И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди. 4. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди с серной кислотой различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца. 10. Обнаружение каталазы в пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами  уротропином.

Тема 2. Металлы (17 часов)

   Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Металлы в природе. Получение металлов. Сплавы. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

   Щелочные металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества.  Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

   Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие их соединения, свойства и применение в народном хозяйстве.

   Строение атома, свойства простого вещества – алюминия. Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерность. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

   Строение атома, свойства простого вещества – железа. Генетические ряды. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

   Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа.

   Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13.Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 16. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 17. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 18. Получение гидроксидов железа и изучение их свойств. свойств.

   Практическая работа №1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

   Решение задач на выход продукта.

Тема 3. Неметаллы (29 часов)

   Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов, электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов. Аллотропия.  Физические свойства неметаллов.

   Положение водорода в Периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

   Строение молекулы воды. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

   Строение атомов галогенов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства и применение.

   Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы, их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение. Производство серной кислоты.

   Строение атома и молекулы азота, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота. Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

   Строение атома, аллотропия, свойства и применение белого и красного фосфора. Основные соединения, Фосфорные удобрения.

   Строение атома, аллотропия, свойства и применение углерода. Оксиды углерода, их свойства и применение. Карбонаты,  их  значение в природе и жизни человека.

   Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.  Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты.  Значение соединений кремния  в природе. Понятие о силикатной промышленности.

   Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором йода из раствора соли. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений неметаллов. Образцы стекла, керамики, цемента.

   Лабораторные опыты. 19. Получение и распознавание водорода. 20. Исследование поверхностного натяжения воды. 21. Растворение медного купороса в воде. 22. Гидратация обезвоженного сульфата меди. 23. Изготовление гипсового отпечатка. 24. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 25. Ознакомление с составом минеральной воды. 26. Качественная реакция на галогенид-ионы. 27. Получение и распознавание кислорода. 28. Горение серы на воздухе и кислороде. 29. Свойства разбавленной серной кислоты. 30. Изучение свойств аммиака. 31. Распознавание солей аммония. 32. Свойства разбавленной азотной кислоты. 33. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 34. Горение фосфора на воздухе и кислороде. 35. Распознавание фосфатов. 36. Горение угля в кислороде. 37. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 38. Переход карбонатов в гидрпокарбонаты. 39. Разложение гидрокарбоната натрия. 40. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.

   Практическая работа №2 Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

   Практическая работа №3 Получение, собирание и распознавание газов.

   Практическая работа №4 Получение соединений неметаллов и изучение их свойств.

Тема 4. Проектная деятельность учащихся ( 3 часа)

   Создание презентаций  как представление результатов своей проектной деятельности.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ ( 9 часов)

   Представление информации по важнейшим темам курса неорганической химии  в виде таблиц, схем, опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнение тестовых заданий на закрепление и повторени е изученного материала.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007г.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007г.
  3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.
  4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.
  5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
  7. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2016г.
  8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2016г.
  9. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.

Литература для учителя:

  1. Горковенко М.Ю. Химия: поурочные планы к учебнику О.С. Габриеляна -М.: ВАКО, 2008
  2. Габриелян О.С.,  Березкин П.Н., , Ушакова А.А. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс». – М.: Дрофа, 2006.
  3. Рябов М.А., Невская Е.Ю., Тесты к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс». – М.: Дрофа , 2009
  4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 9 класс -М.: Дрофа , 2009
  5. Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г
  6. О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2006г
  7. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2007г

Литература для учащихся:

Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.

Габриелян О.С. Мы изучаем химию, 8 класс, М., 2010г

Габриелян О.С. Химия-9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Справочники

         Дополнительная литература:

Энциклопедический словарь юного химика.

Дидактический материал.

           Медиаресурсы:

  1. Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

 (единой коллекции образовательных ресурсов)

  1. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
  2. CD Школьный химический эксперимент: Металлы побочных подгрупп; Металлы главных подгрупп; Общие свойства металлов; Галогены. Сера; Азот и фосфор; Углерод и кремний.
  3. CD «Общая химия», издательство «Учитель»
  4. CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
  5. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 9 класс. (на 3-х дисках)
  6. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
  7. СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
  8. CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)
  9. CD «Химия 9 класс», электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к УМК «Химия 9 класс»
  10. CD «Тренажер по химии, тесты для подготовки к экзаменам», 2 ш
  11. CD «Химия 8 класс», электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»

Список полезных образовательных сайтов:

 

 

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой

http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледжеhttp://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru 

Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru

Мир химии http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru

Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm

Тематическое планирование по химии

8 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

УМК О.С.Габриеляна.

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

7

Практическая работа №1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ

2.

Атомы химических элементов

10

 №1

3.

Простые вещества

5

4.

Соединения химических элементов

13

Практическая работа №2. «Очистка загрязненной поваренной соли»

Практическая работа №3. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

№ 2

5.

Изменения, происходящие с веществами  

13

Практическая работа № 4. Признаки химических реакций

№3

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

16

Практическая работа №5. Условия протекания химических реакций между растворами до конца

Практическая работа №6. Ионные реакции

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач

7.

Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся

6

итоговая

Итого

70

7

4

Тематическое планирование по химии,

9 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна.

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение.Общая характеристика химических элементов и химических реакций 

10

№1

2.

Металлы

17

Практическая работа №1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

№2

3.

Неметаллы.

29

Практическая работа №2 Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

Практическая работа №3 Получение, собирание и распознавание газов

Практическая работа №4 Получение соединений неметаллов и изучение их свойств

№ 3

4.

Проектная деятельность учащихся

3

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ

9

итоговая

Итого

68

4

4

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Химия" для 9 класса (по программе Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования , Примерной программы основного общего образования по химии и программы к у...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 8 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 9 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ 11 КЛАСС (профиль) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (профильный уровень)

  Рабочая программа по химии в 10 классе разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии   (профильный уровень)  2006 г., авторской ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС учебного предмета химия 2019– 2020 учебный год

      Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17...