Статья Здоровьеберигающие технологии
статья по химии на тему

Завидонова Яна Олеговна

Здоровьесберигающие технологии на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса.

Завидонова Яна Олеговна, учитель химии

Констатирующий уровень

Планово-прогностический уровень

  • использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности
  • профилактика и коррекция здоровья: физкультминутки, зарядка для глаз, профилактика нарушения осанки
  • соблюдение объема учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся
  • соблюдение СанПиН и правил охраны труда
  • чередование различных видов деятельности
  • структурными элементами урока являются:

приветствие

опрос самочувствия

психологическая разгрузка

рефлексия

прощание

Программа  «Здоровье»

Цель: формирование   творческой, стремящейся к нравственному, физическому, психическому и интеллектуальному совершенствованию личности ученика.

Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учетом возможностей учащихся и результатов медико-психологического обследования;
  • формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  • количество учащихся, систематически занимающихся укреплением своего здоровья, посещающих спортивные секции и учреждения дополнительного образования;
  • количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете, склонных к асоциальным явлениям;
  • изменения количественных показателей групп здоровья учащихся;
  • участие кадет и их родителей в мероприятиях, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

Результаты мониторинга:

  • за последние годы стабильны показатели нарушения остроты зрения и опорно-двигательного аппарата, уменьшения заболевания органов дыхания, нервной системы, психических расстройств, инфекционных заболеваний;
  • результаты медицинского освидетельствования юношей при первоначальной постановке на воинский учет за три  последние года указывают на увеличение процента абсолютно годных к воинской службе;
  • среди учащихся повысилась значимость знаний о сохранении и укреплении здоровья.


Физкультпаузы на уроках в старших классах

Современная педагогика обладает широким спектром методов обучения, но, как правило, в большинстве своём эти методы направлены на процесс обучения конкретным дисциплинам, но не обучению вопросам культуры здоровья. Имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья в условиях школы, молодые люди не приобретают эту мотивацию и в дальнейшей жизни, что отражается на здоровье нации.

Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в старшие классы, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости.

 Следует отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Цель исследования: изучить целесообразность проведения физкультпауз на уроках в старших классах, в частности на уроках химии.

Задачи исследования:

Выявить готовность школьников старших классов воспринимать физкульпаузу как необходимый элемент урока;

Познать готовность учителей-предметников к использованию и применению физкультминуток на своих уроках для оптимизации психологического состояния своих учеников, включения физкультминуток как эффективного приема педагогического воздействия;

Изучить влияние физкультпауз на организм старшеклассников.

С этой целью нами было проведено изучение проведения физкультпауз на уроках химии.

Предварительное исследование медицинских данных по имеющимся заболеваниям среди учащихся корпуса позволило выявить, что наиболее распространенными после острых воспалительных заболеваний среди лицеистов являются заболевания, связанные с опорно-двигательной системой (у 9,3% учащихся в среднем звене до 15,6% в старшем звене) и системой органов зрения (у 13,6%). Причем, к старшим классам наблюдается изменение в сторону увеличения того и другого заболевания. Так, только среди семи молодых людей профильного химико – биологического класса, пять человек имели диагноз: сколиоз. А ведь это молодые люди, которым предстоит выполнять свой воинский долг и идти служить в армию! Всего же 63 учащихся страдают этим заболеванием. По этой причине основным направлением проводимых нами упражнений были выбраны такие, которые нацелены на разгрузку позвоночника.

На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц.

Все упражнения проводятся под руководством учителя. Упражнения предназначены не только для проведения за столом при сидении, но и при стоянии, а иногда и при ходьбе по классу. В основу была положена установка на организацию совместных действий, и сотрудничество, а также готовность к полной рефлексии.

Всякий, кто преподает химию, безусловно, знаком со спецификой предмета и химического кабинета: наличие стеклянного оборудования и с наличие реактивов на столах учащихся. Естественно, было беспокойство по поводу того, а как это будет в действительности. Это беспокойство послужило мотивирующей силой для критического самоанализа.

Физкультпаузы проводились в течение всего учебного года на каждом уроке химии. И тогда, и теперь, всегда начинаем с представления новых идей, вдохновения учащихся и мотивации. Сила и яркость поведения самого педагога приводила неизменно к успеху. В рамках поведенческой парадигмы обратная связь рассматривается как форма закрепления. Одним из наибольших успехов такого подхода явилось то, что в результате на сегодняшний день нами накоплен достаточно большой опыт проведения различных видов физкультпауз. Более того, каждая из них связана с темой урока по химии. Выполняем все физкультпаузы совместно с учащимися. Теперь мы осуществляем свои идеи на уроках во всех 9-11-х классах. Для проведения физкультминуток нами разработаны слоганы, которые одновременно вместе с упражнениями проговариваются или даже поются. Это опять-таки очень полезно для развития легких. Приводим ниже два примера проводимых физкультминуток: для урока при изучении реакций ионного обмена и вопросов, связанных с изучением периодического закона и системы Д.И.Менделеева.

Физкультминутка «Реакции обмена»

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо вверх - вниз;

Вы словно перемена.        Л

Левое плечо вверх – вниз.

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Нам газа запах сладок,

Руки вверх – 2 раза;

И выпавший осадок,

Руки вниз – 2 раза;

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

Физкультминутка « Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.

Таким образом, нам удалось добиться пространственного изменения позы в процессе обучения, нарушить неподвижность ученика в ходе урока.

После проведения такой активной части физкультминутки проводим обязательную гимнастику для глаз.

Влияние физкультпауз на организм ученика проверялось при помощи методики расстановки чисел, пробы Генчи и пробы Ильина. В конце учебного года было проведено анкетирование учащихся.

В качественной оценке данного эксперимента учениками звучали преимущественно такие ответы, как: «это увлекательно», «нужно», «помогает настроиться на урок», «понимаешь, что учитель заботится о тебе». Считаем, что это результат именно двигательных упражнений, которые способствовали снятию физического напряжения однообразных поз и регуляции дыхания. Кроме того, имело значение и групповое взаимодействие между членами группы и снятие эмоционального напряжения.

Более того, проведенное нами наблюдение за поведением учащихся показало, что при включении физкультпауз в ход урока формируются важные качества личности, положительно сказывающиеся на развитии познавательных интересов, а также приобретается опыт самостоятельной активной деятельности по сохранению своего здоровья. Таким образом, используя потребность старших школьников в самопознании, учитель способствует преобразованию заданной информации по работе над своим организмом во время проведения физкультпауз, в личностно – значимую информацию. У учащихся происходит формирование таких качеств, как сплоченность, ответственность, контактность, организованность. Исходя из этого, можно высказать предположение, что данная методика направлена на саморазвитие управления своим состоянием. Мозг начинает работать, используя весь свой потенциал.

Следовательно, от проводимого нами эксперимента по включению физкультпауз в ход урока, главной пользой было проведение объективного измерения их роли для самого учащегося. В результате:

1)вдохновленные своим энтузиазмом в результате повторения тех или иных действий, учащиеся развивают доверие к 2)своим способностям по саморазвитию своего организма;

3)происходит выработка и закрепление навыков заботы о своем здоровье;

4)наблюдается развитие активности в целом;

5)наблюдается развитие доверия к учителю;

6)увеличение восприятия учебного материала в процессе обучения.

В процессе профессиональной деятельности педагоги должны быть ориентированы на решение профессиональных задач с позиции антропологического мировоззрения. Оно имеет несколько составляющих.

Назову наиболее существенные из них:

1)восприятие каждого ребенка как человека, представляющего собой огромную ценность;

2)признание в качестве приоритетных таких ценностей, как жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка;

3)ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;

4)осознание и принятие гуманистических целей воспитания - целостного развития ребенка как человека, своей индивидуальности, гармонизации ребенка с природой, обществом, самим собой, создания комфортной эмоциональной 5)атмосферы в образовательном учреждении;

6)понимание воспитания как наиважнейшей составляющей образовательного процесса,

7)установку на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу.

Это говорит о том, что современный педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной культуры и общей культуры. С этой точки зрения использование физкультпауз в ходе урока позволяет повышать здоровье как учащимся, так и учителям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)Физкультпаузы на уроках в старших классах – один из резервов формирования мотивации у школьников к сохранению индивидуального здоровья.

2)Физкультпаузы в старших классах – доступный, без финансовых затрат прием профилактики утомляемости и гиподинамии.

3)Физкультпаузы можно и следует широко использовать педагогам в предметном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...

Статья учителя технологии: "Куда исчезают учителя технологии?"

Почему в современных школах практически нет оборудованных кабинетов технического труда? Куда исчезают учителя технологии после получения высшего образования? ...

Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...

Статья ""Инновационные технологии на уроке технологии

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; р...