РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 «История» 23.02.06 «Специальность: «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
рабочая программа по истории
Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна преподавателями СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_19_te_1_versiya.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
П. А. ПОЛОВИНКО»
Рассмотрена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогического совета Врио директора ГБПОУ РО «БТЖТиС»
Протокол №_____ им. Героя Советского Союза
От «____» ________2023 г. П.А. Половинко
___________ А.В. Старостина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 «История»
23.02.06 «Специальность:
«Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог»
Квалификация выпускника:
Техник
Форма обучения: очная
Согласована на заседании
методического объединения
общеобразовательных дисциплин
Протокол № _______
От «____» _________ 20___ г.
Председатель МО
____________ (Ф.И.О.)
Рабочая программа ОУД.04 «История» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413);
- Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «История», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО 29.09.2022 г. протокол №13;
- Приказа Минпросвещения России от 24.08.2022 г. №782 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- ФГОС СПО по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог»
- Учебного плана ГБПОУ РО «БТЖТиС» им. Героя Советского Союза П.А.Половинко по профессии СПО: «Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог»
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Батайский техникум железнодорожного транспорта и строительства» имени Героя Советского Союза П.А. Половинко».
Разработчик: И.В. Шкарупа - преподаватель истории и обществознания высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| 4-7 |
| 8-13 |
| 14 |
| 15-16 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 История
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии ФГОС по специальности «Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России
Содержание программы дисциплины история также направлено на формирование следующих личностных результатов:
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, | |
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. | ЛР 13 |
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. | ЛР 14 |
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. | ЛР 15 |
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. | ЛР 16 |
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. | ЛР 17 |
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. | ЛР 18 |
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. | ЛР 19 |
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. | ЛР 20 |
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. | ЛР 21 |
Приобретение навыков общения и самоуправления. | ЛР 22 |
Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. | ЛР 23 |
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. | ЛР 24 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, | |
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. | ЛР 13 |
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. | ЛР 19 |
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. | ЛР 21 |
Приобретение навыков общения и самоуправления. | ЛР 22 |
Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. | ЛР 23 |
Метапредметные:
-умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
-самостоятельно осуществлять, контролировать деятельность
использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
-умеют общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
-учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
-владеют навыками познавательной, проектной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
Предметные:
-умеют применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности политкультурном общении
-владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе
-владеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике
-владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающие должны уметь:
- формировать представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- формировать умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны знать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию всемирной и отечественной истории;
-современные версии и трактовки основных тенденцийразвития и важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
-основные понятия и даты.
- методы исторического познания;
-социально-экономические и политические процессы в истории России с древнейших времен до конца XVII в.;
- основные положения теории модернизации России в XVШ –XIX в.в.;
- тенденции становления тоталитаризма в результате первых политических преобразований советской власти;
- основные «модели» строительства социализма, используемые большевистским режимом;
-основные события, истоки, уроки и последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн;
-причины кризиса власти в стране после смерти Сталина; сущность периода «оттепели».
-суть основных противоречий экономического, политического, социального и духовного развития страны в 70-х -80-х гг.;
- причины начала реформаторского процесса с середины 80-х гг.,
-основные этапы трансформации российского общества в период 1985 –1991 гг.;
-основные направления радикально-либеральной модернизации 90-х годов; динамику перемен в стране периода двух сроков президентства В.В. Путина.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные[1] | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | -уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; -владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени; -уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; - уметь объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать при работе специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.); - приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств | - уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; - отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной истории |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; -принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России); - знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.; -уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; - уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; - уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.; - уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; - уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; - знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры; - понимать значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени; -уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру; - иметь сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем учебной дисциплины | 136 |
в том числе в форме практической подготовки | |
Самостоятельная учебная работа | 15 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 90 |
практические занятия | 46 |
лабораторные занятия | |
Промежуточная аттестация | |
Экзамен, дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов по учебной дисциплине | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы (ПК, ОК) | Уровень освоения | |||||
раздела, темы | в том числе на практическую подготовку по указанному занятию | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой Российской революции (1914–1922) | 24 | 24 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 1.1. Россия и мир в годы Первой мировой войны | 8 | ||||||||
1 | Новейшая история как этап развития человечества. Мир империй - наследие XIX в. | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | 2 | |||||
2 | Причины и начало и ход Люди на фронтах и в тылу. Националистическая пропаганда. | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | 2 | |||||
3 | Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Итоги Первой мировой войны. Работа с картой | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||||
№ 2 | Итоги Первой мировой войны. Работа с картой | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 1.2. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков | 6 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |||||||
1 | Причины Великой российской революции и ее начальный этап. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Понятие Великой российской революции, продолжавшейся от свержения самодержавия до создания Советского Союза. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
№ 2 | Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 1.3. Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны | 6 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | ||||||
1 | Причины и этапы Гражданской войны в России. Гражданская война как общенациональная катастрофа. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Политика "военного коммунизма". | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками: агитационные плакаты, исторические революционные и военные песни, отражающие события Гражданской войны | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы | 30 | ||||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 2.1. СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика | 6 | ||||||||
1 | Тема 2.1. СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике (НЭП). | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Противоречия политики НЭПа. Однопартийная политическая система и «срастание» партийных и советских органов власти | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 2.2. Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг. | 6 | ||||||||
1 | Индустриализация в СССР. "Великий перелом". Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Утверждение культа личности Сталина. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу «метаплана» | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 2.3. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. | 4 | ||||||||
1 | Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Пролеткульт и нэпманская культура. Создание "нового человека". | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Культурная революция и «угар НЭПа». Работа с историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 2.4. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. | 6 | ||||||||
1 | Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Революционные события 1918-1919 гг. в Европе. Борьба против угрозы фашизма. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и нарастание международной напряженности в 30-е гг. Работа с историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 2.5. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. СССР накануне Великой Отечественной войны | 6 | ||||||||
1 | Внешняя политика СССР в 1920-е гг | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Возрастание угрозы мировой войны. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 3 | Внешняя политика СССР в 1920-е гг | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы | 26 | ||||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 3.1. Начало Второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942) | 8 | ||||||||
1 | Начало Второй мировой войны. Положение в оккупированных странах. "Новый порядок". | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Битва за Москву. Блокада Ленинграда | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Нацистский оккупационный режим. Генеральный план "Ост". | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Начало массового сопротивления врагу. Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Причины и начало Второй мировой войны. Работа с исторической картой и историческими источниками. Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
№ 2 | Причины и начало Второй мировой войны. Работа с исторической картой и историческими источниками. Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 3.2. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.) | 6 | ||||||||
1 | Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Битва на Курской дуге. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Битва за Днепр. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943-1946 гг. СССР и союзники. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 3.3. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны | 4 | ||||||||
1 | Человек и война: единство фронта и тыла. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Работа с историческими источниками: анализ исторических плакатов, военных песен, творчества Твардовского А.Т., Эринбурга И.Г., Бека А.А., Симонова К.М. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 3.4. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Завершение Второй мировой войны | 6 | ||||||||
1 | Освобождение Правобережной Украины и Крыма. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Открытие второго фронта в Европе. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Советско-японская война 1945 г. Создание ООН. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии. Работа с исторической картой. Уроки войны. Дискуссия по методу дебатов | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир | 32 | ||||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 4.1. Мир и международные отношения в годы холодной войны (вторая половина половине ХХ века) | 10 | ||||||||
1 | Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг. От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Разделенная Европа. Раскол Германии и образование двух германских государств. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский) кризис). Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств - участников ОВД в Чехословакию. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны. Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
5 | Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
6 | Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Послевоенное изменение политических границ в Европе. Изменение этнического состава стран Восточной Европы как следствие геноцидов и принудительных переселений. Работа с картой. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
№ 2 | Причины и этапы «холодной войны». Работа с исторической картой. Политика «разрядки»: успехи и проблемы | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 4.2. СССР в 1945–1953 гг. | 2 | ||||||||
1 | Влияние последствий войны на советскую систему и общество. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Сталин и его окружение. Ресурсы и приоритеты восстановления. Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 4.3. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. | 6 | ||||||||
1 | Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Культурное пространство и повседневная жизнь. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Социально-экономическое развитие СССР. "Догнать и перегнать Америку". Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Научно-техническая революция в СССР. Внешняя политика. СССР и страны Запада. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Научно-техническая революция в СССР. Дискуссия по методу «метаплана» Внешняя политика. СССР и страны Запада. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 4.4. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. | 6 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | ||||||
1 | Советское государство и общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Приход к власти Л.И. Брежнев. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Работа с историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 4.5. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) | 6 | ||||||||
1 | Политика перестройки. Распад СССР (1985-1991). | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Новое мышление М.С. Горбачева. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического распада СССР. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№1 | Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического распада СССР. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации | 26 | ||||||||
Тема 5.1. Становление новой России (1992–1999 гг.) | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. "Шоковая терапия". | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием музейно-педагогических технологий | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 5.2. Современный мир. Глобальные проблемы человечества | 10 | ||||||||
1 | Современный мир. Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного оружия. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Внешняя политика США конце XX - начале XXI в. Развитие отношений с Российской Федерацией. Европейский союз. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Разделение Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
5 | Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура | 2 | 2 | ||||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Работа с историческими источниками. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
№ 2 | Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс. Дискуссия по методу «метаплана» | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Содержание учебного материала | |||||||||
Тема 5.3. Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации | 8 | ||||||||
1 | Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
2 | Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
3 | Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
4 | Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. | 1 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | 2 | |||||
В том числе, практических занятий | |||||||||
№ 1 | Развитие политической системы России в начале XXI в. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Работа с историческими источниками. | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
№ 2 | Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в современном мире. Работа с историческими источниками | 2 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | ||||||
Промежуточная аттестация (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) | |||||||||
Всего | 136 | 136 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета (лаборатории):
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационные пособия и модели;
- учебная доска и т.п.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Лицензионное программное обеспечение.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
- многофункциональный комплекс преподавателя
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
3.2.1. Печатные издания[2]
1. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. Истори : в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций , осваивающих профессии и специальности СПО. – М. , 2019
2. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: Дидактические материалы : учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций , осваивающих профессии и специальности СПО. – М. , 2019
3 .Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История : электронный учебно- методический комплекс.-М., 2019
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История : электронный учебно- методический комплекс.-М., 2019
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артасов И. А. Данилов А.А. , Крицкая Н.Ф., Мельникова О. Н.Я сдам ЕГЭ!История : модульный курс : практикум и диагностика .-М.,2017 .
2. Вторая мировая война в истории человечества : 1939- 1945 гг. Материалы международной научной конференции / Под редакцией С. В Девятова и др. – М. ,2015.
3. Дорожина Н.И. Современный урок истории .-М.,2017.
Мельникова , В.Я Петрухин . _ М., 2014.
4. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история . В 2 ч./ Сост. М.В.Зеленов, Д. Бренденберг.-М., 2014.
5. У.Г.Розенберг , В.Ю.Черняев . СПб, 2014
6. Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы.- М., 2016.
7. Розенталь И. С. ,Валентинов Н. и другие . 20 век глазами современников .- М., 2015.
8. Победа – 70 : реконстреукция Юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова .- М.,2015.
.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены | Методы оценки Какими процедурами производится оценка |
й | Демонстрация умения определять причинно-следственные связи . | Устный и письменный опросы, работа по карточкам – заданиям, выполнение тестовых заданий, составление таблиц, опорно-логических схем, написание сообщений и докладов Самостоятельные работы по выполнению заданий |
| Демонстрация умения объективно оценивать изучаемые события. | Устный и письменный опросы, работа по карточкам – заданиям, выполнение тестовых заданий, составление таблиц, опорно-логических схем, написание сообщений и докладов Самостоятельные работы по выполнению заданий |
Уметь использовать исторические термины, уметь давать оценку современным событиям; | Демонстрация умения пользоваться историческими терминами, давать оценку современным событиям. | Устный и письменный опросы Практические, контрольные работы ( таблицы, схемы, ) Самостоятельные работы по выполнению заданий |
анализировать исторические документы, политическую литературу. | Демонстрация выполнения заданий с целью анализа исторического документа | Практическое задание анализ документов и ответы на вопросы. |
| Демонстрация знаний важнейших событий истории. | Устный и письменный опросы Практические, контрольные работы (таблицы , схемы , ) Самостоятельные работы по выполнению заданий |
| Демонстрация знаний причин и значения важнейших событий истории. | Устный и письменный опросы Практические, контрольные работы (таблицы, схемы , работа с тестовыми заданиями). Самостоятельные работы по выполнению заданий |
| Демонстрация знаний истории россии. | Устный и письменный опросы Практические, контрольные работы (таблицы, схемы , работа с тестовыми заданиями). Самостоятельные работы по выполнению заданий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным ситуациям | Овладение способами решения профессионально направленных задач | Практические, контрольные работы (таблицы , схемы ,:) Самостоятельные работы по выполнению заданий |
ОК 02. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Демонстрация умений применять усвоенный теоретический материал на практике Демонстрация полученных умений работы с дополнительной литературой. | Устный и письменный опросы Практические, контрольные работы Самостоятельные работы по выполнению заданий |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | Демонстрация полученных умений работы с исторической литературой Показ овладения методами общения. Демонстрация умений брать ответственность на себя и отвечать за результат деятельности. | Проверка результатов самостоятельной работы (таблицы, схемы.) |
ОК 04. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке | Владение умениями составлять схемы , расчеты | Самостоятельные работы по выполнению заданий (таблицы, схемы, Графики). |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию контекста Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрировать умения работы с техническим текстом Показ овладением методами общения Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Деловые игры Коллективные и индивидуальные проекты Самостоятельные работы по выполнению заданий (таблицы, схемы, Графики) |
ОК 06. Работать в команде ,демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | Владение и демонстрация культуры поведения, культуры речи, демонстрация нравственных подходов к общению. | Наблюдения и анализ результатов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности |
ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания. | . Демонстрация умений брать ответственность на себя и отвечать за результат деятельности | Наблюдения и анализ результатов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности |
ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием. | Демонстрация умений заниматься самообразованием. | Самостоятельные работы по выполнению заданий (таблицы, схемы, Графики |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Владение компьютерными технологиями при составлении и защите презентаций на исторические темы | Контрольные самостоятельные работы |
[1] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения, для углубленного уровня изучения
[2] Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отрасл...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий Для преподавателей литер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 «История»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 История предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одно...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 «История»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История»...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 05 «История»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 05 «История» основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образо...
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатикапрограмма подготовки специалистов среднего звенапо специальности СПО23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 «Обществознание» Специальность: 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна преподавателями СПО....