урок в 10 классе (педагогическое направление) по теме Глюкоза
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Аннотация к уроку: Обобщение темы «Глюкоза»
(или Профессия учителя в призме химических знаний)
Есть у учителя особая миссия - не пройти мимо ученика, заметить искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть. В повседневных заботах у педагога высокое назначение - просвещать, возвышать, любить, озарять, светить. «Можно сказать, школы…. лишь тогда исполняют своё назначение, когда, возбуждая умственный интерес, дают импульс человеку к разумной, сознательной жизни и к самосовершенствованию»(1). Я доказываю ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны. Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и убеждает. Но есть и «сухой язык» теории. Какие методы, формы, средства выбрать? Какое направление в работе будет оптимальным?
В последние годы ученик переводится из системы подчинения в систему сотрудничества. Это предполагает развитие в детях свободы и творчества на основе принятия личностных целей, запросов и интересов ребенка, уважение его достоинства. Личностный подход к обучению и воспитанию, знание компетентностей формируют «механизм саморазвития и самореализации личности, создают условия для превращения ученика и объекта в субъект обучения»(2). ___________________________________________________
1. В.Д. Сиповский. Статья «Образование и школа».
2. И.С. Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования.
____________________________________________________
Урок составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень). Класс обучается по одночасовой программе (авторы И. И. Новошинский,
Н. С. Новошинская). Появилась идея - вызвать интерес старшеклассников к уроку и профориентации через поставленные цели и задачи: Обобщить тему «Моносахариды» и дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний. Используемая проектная технология (ролевая и игровая) направлена:
1. На предварительный сбор информации к уроку для представления вниманию аудитории;
2. На моделирование и решение деловых задач;
3. На создание ситуации успеха каждого обучающегося.
На всех этапах урока прослеживается позитивная мотивация и интерес учащихся к учебно - познавательной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_temy_glyukoza.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе с педагогической направленностью.
(1 час в неделю):
Обобщение темы «Глюкоза»
(или Профессия учителя в призме химических знаний)
(автор Вахитова Гульнара Газизулловна, куратор педагогических классов,
учитель химии высшей квалификационной категории
гимназии №10 города Зеленодольска Республики Татарстан,
расположенной по адресу: улица Каюма Насыри, дом 13А)
«Хороший урок как подлинное творчество учителя,
создается уже на самом уроке…»
В.А. Сухомлинский.
«Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных,
чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни»
Каюм Насыри.
Цель: Развитие личностных особенностей учащихся через организацию повторения темы по химии «Глюкоза, ее характеристика» и творческой работы.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить и обобщить тему «Глюкоза».
- Дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся критического и образного мышления.
- Создать условия для усиления познавательной активности.
- Продолжить развитие мотивации к изучению учебного предмета химии.
Воспитательные:
- Воспитывать готовность к осознанному выбору профессии.
- Развивать навыки коллективных взаимоотношений, инициативность.
- Воспитывать уважение к учительскому труду.
- Развивать качества лидера, организатора творческих дел.
- Воспитывать патриотическое отношение к историческим личностям.
Технологии
- Проектная технология:
- информационная - нацеленная на сбор и анализ информации по теме «Глюкоза» для представления аудитории;
- ролевая и игровая - направленные на моделирование деловых ситуаций.
- Дискуссия
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Проектный
Социальные формы обучения - Групповая. Парная. Индивидуальная.
Средства обучения:
- Химическое оборудование и реактивы
- Мультимедийный комплекс
- Карты-путеводители
- Карточки с заданиями
Этапы урока
I Актуализация знаний
II Формирование умений и навыков
III Проверка усвоения знаний
IV Рефлексия
V Составление синквейна
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
На слайде вопрос: Какой он, современный учитель?
Чтобы ответить на вопрос, надо представить себя в роли учителя.
Составим алгоритм действий:
- Представить. Увидеть. Услышать.
- Понять. Проанализировать.
- Сделать выводы.
Ученики работают в группах по двое или по четыре человека, в зависимости от задания.
На столах:
1 Карты – путеводители:
- А. Классификация нравственных типов личности (по П.Ф. Лесгафту)
- Б. Приемы привлечения и удерживание внимания
2. Карточки с заданиями.
3. На демонстрационном столе химическое оборудование.
- Актуализация знаний по теме: «Глюкоза»
в представлении ученика в роли учителя.
Обобщение и повторение темы “Глюкоза” по плану:
- Нахождение в природе (1 группа);
- Физические свойства (2 группа);
- Строение молекулы (3 группа);
- Химические свойства глюкозы (4 группа);
(в парах тихо рассказывают друг другу, повторяют домашний задание)
Помощь: Презентация проекта «Глюкоза, ее строение, свойства и значение», подготовленная группой учащихся.
- - III. Формирование умений и навыков. Проверка усвоения знаний.
Задание №1:
Объяснить тему «Глюкоза» по-разному. Представим, что каждый учитель обладает разными качествами, что выражается в темпе речи, манере изложения, владении жестом, мимикой (Карта – путеводитель).
Используем: - карточку – задание
- ученический эксперимент (при этом соблюдаем правила техники безопасности): объяснение некоторых свойств моносахарида – глюкозы через уравнения реакций
- Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди
- Реакция «серебряного зеркала»
Сделать выводы: анализируем представление каждой группы, используя карту – путеводитель А. (из какого типа личности может «получиться» учитель?)
Задание №2:
Расставить цифры 1,2,3…. по значимости характеристик для профессии учителя:
- обаятельный
- понятная речь
- речь большим количеством научных терминов;
- удачный макияж
- знание учебного предмета
- модная одежда
- знание психологии
- владение экспериментом
- перед уроком посмотреть в зеркало
- способность к импровизации
- яркая личность
- знание ИКТ
На экране через проектор – вопрос: что примерно должно соответствовать педагогу в большей степени? и предполагаемые ответы.
Сделать выводы: анализируем ответы каждой группы.
Задание №3 (группы по 4 человека)
Составить прилагательные из букв в слове «Х и м и я», относящиеся к качественным характеристикам педагога.
Примерные ответы:
Х | Харизматический | Х | Хитроумный |
И | Интеллигентный | И | Изобретательный |
М | Мужественный | М | Мобильный |
И | Интересный | И | Интеллектуальный |
Я | Яркий | Я | Ясный |
Х | Храбрый | Х | Хороший |
И | Изобретательный | И | Инициативный |
М | Мудрый | М | Миролюбивый |
И | Ироничный | И | Иммуннитетный |
Я | Ясновидящий | Я | Ясномыслящий |
Сделать выводы: анализируем ответы каждой группы
Задание №4. Среди учёных-педагогов XIX века одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри - человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики. (Здание гимназии расположено на улице имени Каюма Насыри, в гимназии создан этнографический музей имени Каюма Насыри, ученики педагогических классов – члены совета музея).
К. Насыри собирал, приводил в систему народные загадки, поговорки, образные выражения. Задание заключается в следующем: необходимо объяснить образное выражение (группы по 2 человека):
- У него и кот зайцев ловит.
- Попусту собака лает – гостей незваных созывает.
- Дома и похлебки не сварит, а на миру кашу варить норовит.
- Уплыло облако – не поймаешь.
- Сам не знает и у других не спросит.
- Ты сердишься? Укуси себя за нос.
- И верблюд, и пуговица – все подарок.
- Не умеющему плясать все музыка виновата.
Сделать выводы: обсуждаем объяснения каждой группы.
Задание №5. Глюкоза состоит из 3 элементов: углерода (С); водорода (Н); кислорода (О). Нарисовать продолжение химической структурной формулы по теме «школа». (группы по 2 человека). Можно предложить рисовать на классной доске.
Задание №5. Ораторское искусство.
Умение завоевывать и удерживать внимание аудитории – несомненно, одно из важных профессиональный качеств преподавателя.
Необходимо выступить по теме, используя сообщения, подготовленные к уроку:
- Мед Шоколад Фруктоза
Каждой группе возможно использовать два приема из Карты – путеводителя Б «Приемы привлечения и удерживание внимания».
Сделать выводы: анализируем выступления каждой группы, эффективность приемов в дальнейших публичных выступлениях.
IV Рефлексия
- Что узнали нового по теме «Глюкоза»?
- Насколько сложными оказались задания для выполнения?
- Как учить? Какие методы, средства помогают процессу обучения?
- Какими качествами должен обладать педагог?
- Что кажется трудным в «преподавании» химии?
- .Ваши предложения и замечания по уроку.
V Составление синквейна.
- Пожелания ученикам.
- Пожелания учителям.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Отметить наиболее активных учащихся.
Похвалить всех участников.
На экране слова Каюма Насыри:
- «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне».
- «Глупо уважать людей лишь за их почтенную внешность, если за ней нет ни ума, ни доброты. Ученость, воспитанность, прекрасные душевные качествами – вот за что следует почитать».
- «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных,
чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в классе казачьей направленности
Уроки физической культуры в классе казачьей направленности должны иметь особую изюминку....
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...
конспект урока в 8 классе коррекционной направленности по теме "Туризм"
конспект урока в классе коррекционной направленности по теме "Туризм"...
Презентация к уроку "Решение задач практической направленности по теме "Подобие фигур"
Презентация содержит различные виды задач практической направленности по теме "Подобие фигур". Закладывает основы понимания подобия у школьников 5-6 классов....
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Конспект урока 6 класс прикладного направления "Применение математики в вопросах ремонта"
Урок направлен показать практическую направленность математики....