Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему
В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое состояние России в ходе войны. Делают вывод о причинах изменения отношения в обществе к войне и правительству, работают с исторической картой, документами, учебником, интернет-ресурсами по теме, составляют планы, анализировать, аргументировать свою точку зрения.
В презенации речь идет об общей характеристике войны, исторических персоналиях (монархах и военачальниках, политических деятелях), вооружении армий времён 1 мировой войны, заданиях по теме, крупных военных сражениях на фронтах, социально-экономической и политической обстановке в России, итогах войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne.ppt | 2.65 МБ |
urok_rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914–1918 ГГ .)
Первая мировая война: Продолжительность: 28.07.1914 –11.11.1918 15 68 дней Число стран - участниц 38 Численность мобилизованных 74 млн . человек Около 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых
План : 1. Причины, цели сторон в войне 2. Июльский кризис и развязывание войны 3. Военные действия в 1914–1916 гг. 4. Расширение противоборствующих коалиций 5. Западный фронт в 1917–1918 гг. Окончание Первой мировой войны 6. Итоги и последствия Первой мировой войны
03 .08 . Германия объявила войну Франции, 04.08. ее армия вторглась в Бельгию, отказавшуюся пропустить германские войска через свою территорию. Анг. правительство, воспользовавшись нарушением бельгийского нейтралитета, 4 августа заявило о состоянии войны с Германией. В войну оказались втянутыми 38 государств , вступившие в нее в разные годы . На стороне стран Антанты – Франции, Англии и России: Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гондурас, Бразилия. Дипломатические отношения с Германией разорвали Боливия, Перу, Уругвай, Доминиканская республика, Эквадор. Война стала мировой . Вместе с Германией и Австро-Венгрией –Болгария и Турция .
2. ИЮЛЬСКИЙ КРИЗИС И РАЗВЯЗЫВАНИЕ ВОЙНЫ Поводом к началу военных действий явилось Сараевское убийство 28 июня 1914 г. эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврило Принципом. Эрцгерцог Франц Фердинанд Австрия выдвинула требования, среди которых наиболее неприемлемыми для Сербии, как для независимого государства, были следующие: запретить в Сербии все антиавстрийские организации и антигабсбургскую пропаганду; уволить из армии офицеров по спискам австро-венгерского правительства; допустить представителей Габсбургской монархии для участия в расследовании убийства престолонаследника. Гаврило Принцип
28 июля началась австро-сербская война. Николай II после долгих колебаний объявил всеобщую мобилизацию, и в ответ 1 августа Германия объявила войну России.. . Все (кроме Сербии) преследовали агрессивные цели, но основная ответственность легла ,на Германию, стремившуюся разгромить Францию и Россию и завладеть английскими и французскими колониями. 1.Начало войны. Арест Гавриила Принципа
Начало войны вызвало в России взрыв патриотизма. В крупных городах прошли антигерманские манифестации и погромы. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Уже в 1-е дни на мобилизационные пункты явились почти все военнообязанные. Женщины добровольно работали санитарками 2.Война и русское общество. На Невском после объявления войны .
2.Война и русское общество. Большевики Депутаты IV Думы. Дума: решение о поддержке правительства в войне. Среди левых единства не было (патриоты; пацифисты). Большевики считали войну империалистической, заняли пораженческую позицию, призывали повернуть штыки против правительств, начавших мировую бойню . Дума осудила их позицию. Большевистская фракция была лишена депутатской неприкосновенности и отдана под суд.
Немецкий план «Шлиффена» базировался на идее «блицкрига».Немцы развертывали свою армию за 17 дней, а Россия- за 40.Поэтому Гер- мания хотела вначале разгромить Францию за 6-8 недель, а затем перебросить свои войска на Восток и взять верх над Россией. 3.Начало боевых действий. Альберт фон Шлиффен
Император Германии Император России Вильгельм II Николай II
Мобилизация началась
Россия конкретного плана ведения войны не имела. Верховным главнокомандующим стал дядя царя Николай Николаевич
А.В.Самсонов после тяжёлого поражения в Восточной Пруссии застрелился П. К. Ранненкампф Блестящее военное образование, сильный характер. Активность, импульсивность, крутой нрав. Склонен к казнокрадству, не виновен в гибели 2-й армии в В.Пруссии, действовал по приказу главнокомандования, не оправдал доверие императора …
А.П. Левицкий не имел высшего военного образования, связей в высшем свете, отличался большой честностью, военным чутьем, осторожностью, любил солдат, руководствовался правилом «семь раз отмерь и только потом отрежь»… Д.Г.Щербачёв 9 января 1905 г. командовал отрядом, разогнал демонстрацию на Невском проспекте, ему приписывают фразу: «Не могу дольше держаться, а потому перехожу в наступление» . После революции эмигрировал в Ниццу, жил на пособие румынского короля
М.В.Алексеев Главнокомандующий фронтом сумел разгадать планы противника в 1915 г. На фронте были 8 из 11 армий, ошибка могла привести не только к тяжелым потерям, но и поражению России в войне…
А. А Брусилов . Аналитическое мышление прекрасно сочеталось с крепкой волей и стремлении постоянно наступать. После Февраля 1917 г – Главнокомандующий фронтом В июле 1917 г. интриг Брусилов покидает пост Верховного Главнокомандующего, отдаляясь от военной и политической жизни
Н.Н.Юденич После Февраля 1917 года на некоторое время и стал Главнокомандующим фронтом, он не сумел (как и все другие военные) справиться с падением дисциплины, стал в жесткую оппозицию Временному правительству снят за неподчинение в мае 1917 г.
Слава к Н.Н.Юденич у пришла после взятия турецкой крепости Эрзерум, считавшейся неприступной . С олдат обеспечили теплой маскировочной одеждой, специальными очками (от блеска снега), запасом дров. Проведена широкомасштабная дезинформации противника: отправлена незашифрованная телеграмма (приказ 4-й дивизии о переброске ее в Персию и снятии с фронта). Начали раздавать отпуска офицерам с фронта, массово разрешать офицерским женам прибывать на театр боевых действий по случаю Нового Года. Инициирована закупка верблюдов (будто наступление планируется на багдадском направлении). За несколько дней до начала полностью закрыли выезд из прифронтовой полосы, что помешало турецким разведчикам донести об окончательных приготовлениях русских.
3. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ Битва на реке Марне (5 –12 сентября 1914 г. ) Французы и англичане отступили к Парижу.
1914 год Восточный фронт: По требованию Франции Россия начинает наспех подготовленное наступление в Восточной Пруссии (помощь союзникам в битве на Марне). Под Гумбинненом 28-я дивизия попала в тяжелое положение, ее начальник генерал Н.А. Лашкевич отдал приказ «Ни пяди назад», что привело к тому, что наиболее доблестные роты были окружены и погибли , однако на некоторое время замедлили продвижение противника… * Успешное наступление в Галиции, Буковине * Поражение Австро – Венгрии… Позиционная война
30.10. 1914. турецкий и немецкий флоты обстреляли ряд русских портов в Черном море . В ответ Россия 02.11. объявила Турции войну , затем Франция и Великобритания Русская Кавказская армия действовала успешно под командованием генерала от кавалерии И.И. Воронцова-Дашкова (фактически руководство в первые месяцы осуществляли генералы А.З. Мышлаевский и Н.Н. Юденич) Переход к позиционной войне означал выявившееся превосходство оборонительных действий над наступательными Возникла необходимость перестройки экономики воюющих держав, мобилизации дополнительных людских ресурсов
Карабин – Винтовка (Мосина) лучшая винтовка 1 мировой войны
Бронепоезд и паровоз
Танки первыми создали англичане. Бронемашина На поле боя с 16.09.1916 г., оказали Впервые «кустарным» способом серьёзное моральное воздействие создали в В. Пруссии в 1914 г.
Пулемёт «Максим» Артиллерия на боевой позиции
Тяжёлый бомбардировщик Тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» П.Н.Нестеров Создан инженером Сикорским совершил первый в Размах крыла 31м, длина 19 м, таран, погиб 4 двигателя
Дирижабль. Там находился человек с телефоном и передавал координаты противника…
Подводная лодка «Краб» первая начала ставить мины
Химическая атака под Ипром - №1 22 апреля 1915 г. В н. января 1915 г. в боях у Болимова германцы пытались осуществить газовую атаку, но из-за низких температур она оказалась неуспешной . Примерно 1 млн. человек пострадали от газовой атаки в войну. Противогаз Зелинского.
4.Ход войны в 1915-16 гг. «Великое отступление» 1915 г.
В 1915 г. противник сконцентрировал силы на Востоке, в мае началось австро-германское наступление. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда районов Украины, Белоруссии, Прибалтики. Армия испытывала недостаток оружия, боеприпасов, медикаментов и продовольствия. Солдаты собирали винтовки убитых товарищей. Сопротивление врагу нарастало. Стали говорить о «великом отступлении», так как немецкие потери достигли огромной цифры. Союзники помощь России отказались. Остановить наступление неприятеля удалось лишь к началу осени…
Германия: удар во Франции под Верден ом. Сражение продолжалось полгода. Франция: за помощью к России . По решению Генштаба ген. Брусилов начал наступление на Юго-Западном фронте. В результате «Брусиловского прорыва» русская армия продвинулась на 340 км и немцам пришлось спасать союзников, сняв ряд частей из-под Вердена. Но успех Брусилова не был поддержан на других фронтах и он отступил . 4.Ход войны в 1916 гг.
*Сербия потерпела поражение *Болгария выступила на стороне Германии *Италия присоединилась к Антанте *Началась на море подводная война *Немцы у г. Ипр применили отравляющее вещество (вторая атака)
Помощь союзникам во Франции
Затягивание войны с особой остротой поставило вопрос о перестройке экономики на военный лад. Экономический рост увеличился и Россия начала экспортировать оружие. В 1915 г. для обеспечения поставок на фронт государство и буржуазия объединили усилия. Возник государственно-монополистический сектор экономики в виде ОСО (особых совещаний), по топливу вооружению, продовольствию… 5.Экономика в годы войны. 2 съезд военно- промышленных комитетов
Входили государственные чиновники, представители Думы и предприниматели. В стране начали возникать общественные организации - Военно-промышленные комитеты и др. В результате их деятельности были разработаны новейшие образцы вооружения: самолеты, броневики, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка и др. 5. Экономика России в годы войны Структура ОСО по обороне.
Поражения в кампании 1915 г. изменили отношение к войне в обществе. Кадеты, не веря правительству, выдвинули идею создания правительства «народного доверия». Вокруг этой идеи сплотились все политические силы, кроме крайне правых и левых. Создали «Прогрессивный блок». В 1916 г. Милюков фактически обвинил правительство в измене. 6.Революционная ситуация. Члены Прогрессивного блока Участники Прогрессивного блока.
В 1915 г. Царь взял командование армией в свои руки и проводил много времени в Ставке в Могилеве. Управление страной легло на императрицу, которую в обществе подозревали в измене. Кроме того она попала под влияние авантюриста Г.Распутина. Он получил возможность влиять на принятие решений. Чтобы спасти авторитет монархии в высших русского общества кругах возник заговор. 6.Революционная ситуация. Митинг на фронте Митинг на фронте
В декабре 1916 г. В.Пуришкевичем и Ф.Юсуповым был убит Г. Распутин . Жизнь населения ухудшалась: перебои с продовольствием в городах, инфляция, правительство объявило о введении продовольственной развёрстки. В городах начались стачки с экономическими и политическими лозунгами
4. РАСШИРЕНИЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ КОАЛИЦИЙ Италия вступила в войну в 1915 году на стороне Антанты —к Герм. и Австро-Венгрии в ходе войны присоединились Турция и Болгария, образовав Четверной союз (или блок Центр. держав). Успехи русской армии побудили Румынию выступить на стороне Антанты. 17 .08.1916. заключен договор между Румынией и четырьмя державами Антанты. Итальянский сигнальщик Итальянские мотоциклисты на фоне батарей
1916 год Западный фронт Восточный фронт *Верденское сражение *Наступление в районе *Поражение Италии от Двинска (помощь Вердену) Австро-Венгрии *Брусиловский прорыв *Наступление на реке (Луцк-Черновцы) - Сомма поражение России *Анг, Фр.: танки у Арракса *Гер. предлагает мир впервые Румыния: войну Австро- Венгрии, поражение, России удлиняет фронт на 500 км США – кредитор Европы
« Верденская мясорубка» ( 21 .02.– 18 12.1916 .) прикрывала путь германской армии на Париж. Французы выполнили приказ «Стоять насмерть!». Обе стороны бросали в битву все новые резервы. Погибло свыше 1 млн. человек
Ютландское сражение в Северном море (31 мая – 1 июня 1916 г.) Длилось несколько часов сражение английского и германского флотов привело к незначительным потерям с обеих сторон, но подтвердило стратегическое превосходство английского флота и сохранение блокады германских кораблей.
1917 год Западный фронт Восточный фронт *Ожесточённые бои * В апреле США вступает войну на стороне Антанты *Бойня «Нивеля» * Неудачное наступление *Антивоенные выступле- России летом ния в Европе Братания на фронте *Октябрь – революция в России. Декрет о мире. *15.12. – перемирие России и Германии Переговоры в Бресте России и Германии
Сражение у Камбре (ноябрь – декабрь 1917 г. ) Англичане впервые применили массовую танковую атаку. 400 танков без артиллерийской подготовки прорвали неприступную линию «Зигфрида» Октябрь 1917 год. Сокрушительное поражение Италии при Капоретто. Название сражения стало символом национальной катастрофы в итальянской истории
Братания на фронте
«Бойня Нивеля» (апрель 1917 г.) Неудачное наступление Франции в районе Арраса и Реймса Потери убитыми и ранеными составили 500 тыс. человек. Генерал Нивель смещён с поста, а в армии началось брожение и бунты Генерал Нивель
13 .07.1917. под Ипром , Германия применила новое отравляющее вещество иприт – горчичный газ, который причинял серьезный вред коже, глазам, легким. . . Газовая атака Пострадавшие от газовой атаки
1918 год Западный фронт Восточный фронт *Подкрепления из США 3 марта – Брестский *Вытеснили из Франции, мир Бельгии, Балканского полуострова *Болгария выходит из войны
Условия Брестского мира: отторжение от России Польши, Литвы, части латвийских и белорусских земель. На Кавказе оставли Карс, Ардаган и Батум. Россия обязывалась признать правительство Ц. Рады на Украине и подписать договор, определяющий российско-украинскую границу. Немецкие войска оставались на занятой территории России (на линии Нарва–Псков–Миллерово–Ростов-на-Дону) до подписания всеобщего мира. Русская армия и флот должны были быть полностью демобилизованы. Общие территориальные потери России должны были составить 1 млн кв. км. – территория, на которой проживало 56 млн человек, добывалось 90% угля и производилось 54% промышленной продукции.
В торая битва на Марне (18 июля – 4 августа 1918 г.) Германские окопы, июль 1918 г. Французский патруль. Марна, 1918 г.
11.11. 1918 г. в 11 часов раздался первый залп артиллерийского салюта в 101 выстрел . Первая мировая война закончилась . Победоносные американские войска возвращаются домой о капитуляции Германии: «…. Прекращение военных действий на суше и в воздухе в течение 6-ти часов… немедленная эвакуация занятых стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, равно как Эльзас-Лотарингии, в течение 15-ти дней… уступка военных материалов (пушек, минометов, аэропланов… подводных лодок…крейсеров), интернирование военных судов» и др.
6. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1. Политические итоги: ― Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии; ― ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены; ― Германия урезана территориально и ослаблена экономически
2. Территориальные изменения: ― присоединение к Англии Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; ― присоединение к Бельгии Бурунди, Руанды и Уганды; ― присоединение Францией Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; ― оккупация Францией Саара; ― присоединение Италией Южного Тироля и Истрии; ― провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии и Югославии; ― основаны Веймарская и Австрийская республики; ― демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.
3. Военные итоги: ― Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия; ― широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера; ― резко выросла огневая мощь войск; ― п оявились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты; ― авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную; ― возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация; ― у величилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии; ― появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы.
4. Экономические итоги: ― усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов ; ― ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.); ― рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.
В результате военных действий погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества… В войну были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИУПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Учитель: Тюрина Лидия Васильевна
Тема урока. 9 класс. Россия в Первой мировой войне. (2часа)
Цель: разъяснить причины, характер, повод 1 м.в., роль России в ней, социально-экономическое и внутриполитическое состояние России в ходе войны (обучающиеся в конце урока должны сделать вывод о причинах изменения отношения в обществе к войне и правительству).
1.Предметный результат - умение отвечать на вопросы по теме, читать историческую карту, работать с учебником, дополнительной литературой, интернет – ресурсами по теме.
2.Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям, историческим персоналиям.
3.Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного текста, составлять сложные планы по теме. Анализировать, аргументировать свою точку зрения;
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- развивать аргументировать своё мнение, слушать и понимать других;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свое отношение к персоналиям, событиям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- подводить итоги своей деятельности на уроке;
- оценивать свои учебные действия;
Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний.
Форма урока: исследование, решение познавательных задач
Методы ведения урока:
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
Методы стимулирования (новизна, занимательность); с.1
Методы контроля (фронтальный опрос, решение тестов, сообщения обучающихся) и др.
Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником, картой, раздаточным материалом, составление сложных планов, решение тестов, сообщения обучающихся.
Оборудование: учебник «История России XX – н.XXI века» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандта, 2013 год; хрестоматия А.А.Вагина (Художественная литература в преподавании Новой истории 1640-1917г.г. ,
с. 239-240, Анри-Барбюс – «Огонь»; с. 242-243, А.Толстой-«Хождение по мукам»); М., Просвещение; стихотворение С.Городецкого «Подвиг войны» (1914г.); карта «Россия в 1мировой войне», раздаточный материал, компьютерная презентация по теме.
Понятия надо знать: оборонцы, пацифисты, центристы, пораженцы, Антанта, Тройственный Союз, «тройственное ожидание», экспансия, геополитическая ситуация, война (молниеносная, позиционная, подводная, империалистическая), «план Шлиффена», «революционное пораженчество», боснийский кризис, Прогрессивный блок, «кувырк-коллегия»
Ход урока
План.
1. Вводно-мотивационная часть
2. Характеристика основных противоречий между странами накануне войны. Повод к войне и её начало
3. Военные компании 1914-1916 г.г., участие в них России (повторение пройденного и изучение нового материала)
4. Россия в годы Первой мировой войны (изучение нового материала):
а. Брусилов - историческая справка
б. Тульский край в годы Первой мировой войны
в. Перестройка экономики в годы 1 м.в. (с.67)
г. Приближение кризиса (с.67-69)
д. Григорий Ефимович Распутин
е. Война и общество (с.69-70)
5. Итоги
Опережающие задания:
1) Тульский край в годы Первой мировой войны
2)Григорий Ефимович Распутин
3) Брусилов - историческая справка
в, г, е – составление сложных планов, работа в группах, взаимопроверка
I. Вводно-мотивационная часть
1914 г.: «Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг – сохранить Родину единой и неделимой… Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия».
с.2
1916 г.: Лидер кадетов Милюков, критикуя государственную и хозяйственную политику, завершал каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?»
- Что повлияло на настроения кадетов?
- Почему их отношение к войне и власти (и отношение многих других партий, социальных и политических групп) изменилось столь глубоко, буквально на 180 градусов?
В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос
II. Актуализация опорных знаний:
Название «1 м.в.» утвердилось в историографии только после начала 2 м.в. в 1939 г. В межвоенный период употреблялось название «Великая война», иногда в Российской империи её называли «Второй Отечественной», «германской», в СССР – «империалистической войной»
1. Отношение партий и народа к войне (с. 63 учебника, документы)
- Кадеты:
- Октябристы:
2. В чём состояла принципиальная позиция кадетов и октябристов по отношению к войне?
- Социал-демократы (+часть эсеров): на оборонцев (?), центристов (пацифистов)(?), пораженцев(?)
Что означает лозунг превращение войны империалистической в войну гражданскую?
3. Как расценить получение денег большевиками от немцев в годы 1 мировой войны на подготовку революции в России?
+ Почему жители России, не питавшие ненависти к Гер. и не склонные к милитаризму, фактически единодушно поддержали своё правительство в 1914 г.?
(Война – божья кара, бедствие…)
4. Какие военные блоки сложились в Европе накануне 1 м.в., какие страны они включали? Карта(?)
Тройственный союз (Гер, А-Вен, Ит)-1882 г. и Антанта (Рос, Анг, Фр) или тройственное согласие – 1907 г.
5. Характеризуя международные европейские отношения на рубеже 1914-1915 г.г, министр ин. дел России Сазонов заметил, что существуют тройственный союз, тройственное согласие, тройственное ожидание. Что имел ввиду Сазонов, говоря о тройственном ожидании?
(Ит, Болг, Рум)
6. Каковы основные противоречия между странами накануне войны?
- Каким великим евр. державам – Великобр (1), Гер (2), Фр (3), Австро-Венг (4), Рос (5) – соответствовали цели и планы войны? Впишите соответствующую цифру.
Фр. Сокрушить Гер как главного соперника, вернуть утраченные ранее территории и переделить колонии
Гер. Обеспечить лидерство в Европе, разгромит Фр. и Анг, захватить европейские просторы России. с.3
Рос. Обеспечить контроль над черноморскими проливами, помочь славянскому движению на Балканах, присоединить часть территории со славянским населением
А-Венг. Покончить с Сербией, панславянским движением на Балканах, отторгнуть от России часть её западных территорий
Анг. Сокрушить Германию как главного соперника, угрожавшего сохранению колониальной империи
7. Почему не удалось предотвратить 1 м.в.? Лишнее? Какие из факторов были решающими?
+ 1) Антивоенное, пацифистское движение накануне вой0ны не смогло оказать серьёзного влияния на политику великих держав
+ 2) Рост националистических настроений, пропаганда образа врага толкали европейские страны в пропасть военного столкновения
- 3) Гонка вооружений приобрела невиданные ранее масштабы
+ 4) Произошёл раскол Европы на два противостоящих друг другу военно-политических союза
- 5) Исчерпаны дипломатические средства для разрешения противоречий между великими европейскими державами
- 6) Великие европ. державы готовились к открытому столкновению для реализации своих далеко идущих замыслов
+ 7) Индустриальная экономика экстенсивного типа требовала всё большого количества сырья и продовольствия, новых рынков сбыта для реализации произведённой продукции. Массовое производство при отсутствии массового потребления толкало к внешнеэкономической, а затем к военной экспансии
8. Соотнесите (понятия и определения):
Понятия | Определение понятий |
1. Экспансия | А. Ведение военных действий на протяжённых и стабильных фронтах, при наличии долговременных укреплений |
2. Геополитическая ситуация | Б. Ситуация на Балканах, когда Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии из-за убийства в Сараево наследника престола |
3. Позиционная война | В. Использование подводных лодок в борьбе за господство на море |
4. Боснийский кризис | Г. Превращение войны империалистической в войну гражданскую |
5. Подводная война | Д. Разделение сфер влияния в мире, борьба за передел мира |
6. «Революционное пораженчество» | Е. Расширение сфер господства экономическими, военными, дипломатическими средствами с.4 |
Ответ: 1е. 2д. 3а. 4б. 5в. 6г
9. Что явилось поводом для развязывания войны?
(Убийство эрцгерцога Австро-Венгрии Фердинанда)
10. Почему убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда нарушило баланс сил в Европе?
- Как вы думаете, началась бы война, если бы этого убийства не произошло?
11. Для каких стран война была справедливой?
(Сербия)
+ Правильно ли поступила Россия, защищая Сербию от агрессии со стороны А-Венг. и Гер?
(верность традиции оказывать поддержку балканским славянам, но нарушил негласно существующую традицию всех монархов Европы: благоволить цареубийцам недопустимо)
+ Николай II сомневался в необходимости отдать приказ о всеобщей мобилизации. Министр ин. дел Сазонов убедил императора. Но генералы опасались, что царь передумает. Каким оригинальным способом генерал Яшкевич смог гарантировать себя от приказа об отмене мобилизации? (телефон сломался)
12. Назовите и покажите на карте главные фронты 1м.в. (Зап, Вост, Кавказ)
Какой фронт был главным в 1914 году и почему?
13. Почему провалился план «молниеносной войны» против Фр. (план Шлиффена)? Какую роль в его срыве сыграла Россия?
(Устаревшее представление: Рос. – слаба, не сможет угрожать Гер. на Востоке, Анг. не окажет активную поддержку Франции.
Рос. наступление на Вост. фронте отвлекало часть сил гер. армии от французского театра военных действий)
14.. Работа с документом:
«Нужно отдать должное русской нации за её благородное мужество и лояльность к союзникам, с которой она бросилась в войну. Если бы русские руководствовались лишь собственными интересами, то они должны были бы отводить русские армии от границы до тех пор, пока не закончиться мобилизация огромной страны. Вместо этого они одновременно с мобилизацией начали быстрое продвижение не только против Австрии, но и против Германии. Цвет русской армии вскоре был положен в ходе сражений на территории Восточной Пруссии, но вторжение в Восточную Пруссию пришлось как раз на решающую фазу битвы за Францию»
(У.Черчилль – анг. военный и политический деятель20 века)
- Как Черчилль характеризует вклад России в совместную борьбу с Германией и её союзниками в начале войны?
- О какой причине неудачи рус. наступления в Вост. Пруссии косвенно свидетельствует отрывок?
- Какие ещё причины неудач вы можете назвать?
с.5
15. Карта. Основные театры военных действий в 1914 г. Итоги военной кампании 1914г?
Зап. фр. 1914 | Вост. фр. 1914 |
-авг. - втрожение немцев в Бельгию по плану «Шлиффена» - сент. – битва на Марне, отход к Парижу англичан, французов - за помощью к Рос. - позиционная война, мировая | -авг.- неподготовленное наступление в Вост.Прус. (помощь союзникам, Ранненкамф, Самсонов) – катастрофа -наступление, Галицийская операция (удача), Гер. помогает А-Венг. -позиционная война - Турция начинает военные действия в Закавказье против России |
+ Почему многие Рос. офицеры настойчиво требовали от своих подчинённых не допускать варварских действий на территории Вост. Пруссии?
( Много у офицеров немецких родственников в Вост. Пруссии)
+ В к. 1914 – н.1915 г.г. правительства Анг, Фр, Рос. обсуждали вопрос о статусе черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Почему нейтралитет Бофора и Дарданелл был наименее удачным вариантом решения этого вопроса для России?
(Мало сил на Чёрном море у России)
16. Как развивались военные действия в 1915 г., почему главным фронтом стал Восточный? Каковы были итоги военной компании 1915 г?
Зап. фр. 1915 | Вост. фр. 1915 |
-Актив. воен. действий нет -22.04.1915. севернее г. Ипр (Зап..фронт) немцы применили газ. Пострадали в годы войны более 1млн. чел. (потеря зрения). 1-я газовая атака произошла на два месяца раньше на Восточном фронте в районе Варшавы, но эффекта ожидаемого не дала из-за мороза: газ не поднялся - Ит. к Антанте, фронт против А-Венг. - Болг. к. Германии (Четвертной союз) - Подводная война | - май, Горлицкий прорыв - оставили Приб.(Лит, ч.Лат), Зап. Бел, Зап. Укр, П., Буковину, ч.Волыни из-за военно-тех. превосходства Гер., союзники не помогли. Фронт стабилизировался, прикованы крупные силы |
17. Работа с документом.
«Ослабленные нанесёнными ударами в отношении качества и структуры командования, находясь в худшей фазе оружия и боеприпасов, армии царя на 1200 км фронте удерживали позиции от последовательных германских ударов то здесь, то там, осуществляя глубокий и быстрый отход.
с.6
Следующие на всех направлениях удары поставили под вопрос само существование русской армии. Это было зрелище триумфа германского воинства, действующего с удивительной энергией и близкого к тому, чтобы обескровить русского гиганта…» (У.Черчилль)
1- Чем Черчилль объясняет поражения русской армии в 1915 г?
2- Чем в это время занимались союзники России?
Каковы были итоги военной компании 1915 г?
18. Как развивались военные действия в 1916 г, каковы были их результаты?
Западный фронт 1916 г. | Восточный фронт 1916 г. |
* февраль/декабрь «Верденская мясорубка» - погибло более 1млн. человек хр. с 239-240, Анри-Барбюс «Огонь» * май, Ютландское сражение на море – стратегическое превосходство англичан, блокада германских кораблей *осень, 1916 г. – битва на р.Сомме (у Арракса) – впервые англичане применили танки *США – кредитор Европы (в войну вступят в 1917г. против Германии) | * март, наступление русских войск в районе Двинска (помощь Вердену) – захлебнулось * Италия запросила помощь * Помощь Вердену – Брусиловский прорыв в районе Луцк – Черновцы, А-Венг. – катастрофа хр. с.242-243, А.Толстой «Хождение по мукам» Стратегическая инициатива переходит к Антанте * Гер. предлагает заключить мир, вопрос о территориях захваченных Австро-Венгрией обходился, Антанта отклонила За войну для победного конца |
18(2)
Территория страны | Характеристика |
А. Запад. Украина | 1. В ходе военных действий территория была полностью оккупирована Германией и А-Венгрией и уже не вернулась под контроль России. |
Б. Вост. Пруссия | 2. Начало военных действий на этой территории потребовало создания отдельного фронта в дополнение к уже существовавшим |
В. Польша | 3. Воен. действия велись на протяжении 1914-1916 г.г. |
Г. Румыния | 4. В ходе воен. действий территория была полностью оккупирована Россией и уже не вернулась под контроль Германии |
5. Рус. войска попали в окружение в результате неудачного наступления |
Ответ: А-3. Б-5, В-1, Г-2 с.7
18(3) Карта. Годы обозначены буквами, а события цифрами:
Годы | Карта (буквы) | События (цифры) |
1914 | ||
1915 | ||
1916 |
Ответ: В-1914; А-1915; Б-1916
3- Вост-Прусс. операция
4- Галацийская операция
1- Горлицкий прорыв
2- Брусиловский прорвыв
19. Оперж. задание. Брусилов - ист. справка
1- Какие причины побудили Николая II принять решение о спешном наступлении войск Ю-Зап. фронта?
(Брусилов: спасти Ит. от разгрома и выхода её из войны, облегчил положение французов и англичан, заставил Рум. стать на нашу сторону, расстроить планы австро-германцев на этот год…)
2- Каковы итоги этого наступления?
3- Какие причины не позволили, по мнению А.А.Брусилова, русской армии закрепить успех Ю-Зап. фронта и добиться перелома в войне?
(Брусилов: не было настоящего верховного вождя, действий по его указу + его армии выдвинулись вперёд, стратегическое положение врага тяжёлое, отходил к своим границам, ход войны принял другой оборот, конец ускорился…)
+ Солдаты Советской России нередко напевали:
Слушай, товарищ,
Война началася,
Бросай своё дело,
В поход собирайся.
Смело мы в бой пойдём
За власть советов,
И как один умрём
В борьбе за это…
Как звучали слова этой песни в годы 1м.в.?
Слушай, деды,
Война началася,
Бросай своё дело,
В поход собирайся.
Смело мы в бой пойдём
За Русь святую,
И с радостью умрём за дорогую…
+ 03.09.1914. Петербург в Петроград
Вывод: хотя и с трудом, но Россия справлялась с фронтовыми трудностями, вызванными неожиданно затяжной войной. А что в это время происходило в тылу? с.8
Изучение нового материала.
1. Настроения в обществе в начале войны
Стих. С.Городецкого «Подвиг войны» (1914г.)
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с христовою судьбою!
Так прими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовёт Россию в бой идти.
- Какие настроения преобладают в этом стихотворении?
На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись многие знаменитые поэты, артисты, художники. Многие девушки (из аристократических семей) работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавала императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери Ольга и Татьяна
«Прощанье славянки» Василия Агапкина звучит
2. -опереж. задание. Тульский край и 1 м. в.
В Тульском крае мобилизовано 54% трудоспособных мужчин (200 тыс.). Число предприятий сократилось в 1,5 р., а рабочих увеличилось в 2 р. за счёт женщин, подростков, стариков, кустарей, разорившихся крестьян.
На военные заводы устраивались, уклоняясь от мобилизации (больше выходцы из торговцев, кулаков, мелких предпринимателей). На шахтах 50% рабочих составляли военнопленные. Рабочий день до 10-12 часов, штрафы увеличили.
Зимой 1915 г. в Тулу приезжал Николай II с семьёй. Первое появление похоже на маскарад (небрежно одетый солдат, низкий, в солдатской ушанке, плохо сидевшей шинели, в низких кирзовых сапогах, без солдатской выправки, как-то спотыкаясь).
Царь приехал в Тулу за оружием, но он плохо знал свой народ – этот
с.9
маскарад мог вызвать у оружейников только презрение. Остановился в доме Дворянского собрания. Поезд прибыл в 12 ч. ночи. Дочери Ольга и Анастасия посетили семинарию (в 10-15 ходьбы от Киевской улицы)
Большевики распространяли прокламации, проводили нелегальные собрания (В Щегловской засеке 1 мая 1915 г (Бригадиров, 150 чел.), в июне 1915 г. под видом прогулки на лодках по Упе (Дерябин), в 1916 г. в Ясной Поляне.
Стачки на Патронном заводе в июне 1915 г. участвовало 15 тыс. человек, требования бастующих удовлетворили, но «неблагонадёжных» выслали
В январе 1916 г. забастовки подавили: 60 рабочих арестовали, многих выслали, более 500 человек отправили на фронт, руководитель, большевик Белостоцкий покинул Тулу
В январе-феврале 1917 г.: политическая стачка на Оружейном заводе + забастовки на ж/д, самоварных фабриках, на Товарковской шахте.. .
3. Перестройка экономики в годы 1 м.в. (с.67)
План.
1. Не подготовленность России к затяжной войне
2. К 1916 г. перестройка экономики на военный лад:
а) сокращение выпуска товаров народного потребления;
б) обеспечение фронта лёгким оружием и экспорт его.
3. 1915 г, Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием и др. (из чиновников, членов Гос. думы, капитала)
4. Создание крупных общественных организаций:
а) Военно-пром. комитеты;
б) Всерос. союз помощи больным и раненым воинам;
в) Всерос. союз городов;
г) Комитет научно-тех. помощи (самолёт-бомбардировщик, пистолет-пулемёт, самозарядная винтовка, гусени чный автомобиль, противогазы…)
4. Приближение кризиса (с.67-69)
План.
1. Поражение рус. войск в 1915 г. – разочарование общества в правительстве
2. Политические партии о ситуации в стране:
а) Кадеты за создание правительства «народного доверия»
б) Межпартийная коалиция в Думе – «Прогрессивный блок»
3. Парламентская атака на власть:
а) Милюков: «Что это глупость или измена?»
б) Разоблачительные речи националиста Шульгина и крайнего монархиста Пуришкевича
4. Распространение мыслей в обществе о негодности власти (= рев. агитаторам)
5. С августа 1915 г. Николай II – верховный главнокомандующий
6. Усиление роли императрицы в гос. делах
7. Г.Е. Распутин, его влияние на царскую семью с.10
8. «Кувык-коллегия»
9. Слухи, сплетни, взяточничество, казнокрадство, продажность…
10. Убийство Г.Е. Распутина (- виновника всех бедствий по мнению аристократии)
5. Опереж. задание. Григорий Ефимович Распутин – р.
Из села Покровского Тобольской губернии, из крестьянин среднего достатка. Фамилия отца – Новый. Распутин – прозвище, связано с поведением Григория. В селе его часто били мужики кнутом из-за «распутства» («юбочник»). Был конокрадом, сблизился с сектантами («хлыстами»), странствовал по монастырям, обрёл ореол «святого старца». Сам Распутин говорил, что его дар («искра божия») на него снизошёл, когда он вёз священника в другое село (400 км) зимой, а тот внушал ему необходимость соблюдения христианского поведения… Внешний вид неприятный: грязные руки, ногти с трауром, всклоченная борода, широкий выдающийся вперёд нос, мускулистый рот, странно притягивающие глаза – всё это вызывает отвращение.
О его даре стали говорить. С ним познакомилась графиня Выродова, подруга царицы, она познакомила его с Александрой Фёдоровной. Существуют многочисленные свидетельства того, что Распутину удавалось облегчить болезнь царевича Алексея, страдавшего гемофилией (несвёртываемость крови), он «заговаривал», останавливал кровотечение. Императрица стала доверять Григорию Распутину, очень переживала за сына, он этим пользовался, удаляя или выдвигая «нужных» людей. Любил повторять: «Вот ужо я скажу матушке…»
В высшем свете было огромное недовольство «святым чёртом», царя просили убрать Григория. На это Николай II отвечал так: «Пусть будет лучше 10 Распутиных, чем одна истерика у императрицы…»
У него была жена и дочери. На деньги, что ему давали, покупал земли, строил церковь
В декабре 1916 г. он был убит лидером монархистов В.М.Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем, племянником царя, и князем Юсуповым, мужем царской племянницы Ирины, капитаном Сухотиным и полковым медиком Лазовертом.
Цианистый калий добавили в его любимые пирожные, угощали сладким крымским вином, привезённым Ириной с юга (не знали, сахар нейтрализует яд). Заговорщики были в шоке (наблюдали тайно со 2-го этажа), князь Юсупов его потчевал, пока будто бы ждали Ирину, а затем князь ударил его канделябром по голове: пошла кровь, потерял на время сознание, затем застрелили. Труп решили утопить в проруби. Когда тащили в автомобиль, то потеряли с ноги галошу, по которой затем полиция и установила место убийства и участников. Никто наказан не был…
Похороны проходили ночью в Царском Селе, в часовне присутствовали царь, царица, Выродова, доктор и священник (жену и дочерей не пустили проститься, чтобы не было слухов о месте захоронения). Труп закопали, а
с.11
потом (в марте 1917 г.) выкопали, чтобы не было паломничества. Останки сожгли в Парголовом лесу (жгли 6 часов ночью, стоял чёрный дым), а вокруг солдатское оцепление
6. Война и общество (с.69-70)
План.
1. Ухудшение жизни людей
2. Работа промышленности:
а) взлёт военной промышленности;
б) сокращение выпуска товаров народного потребления;
в) рост цен
3. Ситуация в городах:
а) очереди в Москве и Петрограде;
б) забастовки
4. Положение в деревне:
а) антипомещичьи настроения;
б) продразвёрстка (в 31 губернии)
5. На фронте:
а) падение дисциплины;
б) рост влияния большевиков;
в) братания, дезертирство в армии;
г) мечты о мире
6. Противостояние между властью и обществом (кризис):
а) из-за поражения армии;
б) из-за утраты авторитета правящими кругами;
Д/з: п.9 по плану, таблица «1 м.в.»
Рефлексия:
1. Выделите причины (1) и следствия (2) внутриполитических явлений и процессов в
России в годы 1мировой войны
Поставьте соответствующие цифры.
Главные особенности внутриполитического положения в России в годы Первой мировой войны:
а) -2--- Усиление гос. регулирования и контроля над производством, потреблением и в целом над обществом.
б) -2---Введение цензуры
в) -1---Ухудшение жизненных условий трудящихся
г) -1---Милитаризация экономики («Всё для фронта, всё для победы!»)
д) -2---Отказ от социальных программ
е)-1 ---Коррупция и рост доходов военных спекулянтов
2. Какое обстоятельство стало решающим в быстрой перестройке русской экономики на военный лад:
+ а) объединение усилий государства и частного капитала;
б) всеобщая трудовая мобилизация населения;
в) приток иностранных инвестиций? с.12
3. Главное требование русской общественности в 1916 г:
а) Отречение Николая II в пользу своего сына;
б) формирование правительства «народного доверия»;
+ в) устранение Г.Распутина?
4. Соответствует исторической действительности?
+ а) В 1916 г. в России произошло катастрофическое падение выпуска вооружений
+ б) В благодарность за оказанные в войне услуги Николай II ввёл представителей крупной буржуазии в правительство
в) Осенью 1916 г. в Москве и Петрограде ощущалась острая нехватка продовольствия
+ г) Кадеты и октябристы осудили правительство за начало военных действий против Германии
д) Лидер большевиков Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства в войне
+ е) Позицию Ленина по отношению к войне поддержал старейший русский марксист Плеханов
Оценки.
с.13
В Тульском крае мобилизовано 54% трудоспособных мужчин (200 тыс.). Число предприятий сократилось в 1,5 р., а рабочих увеличилось в 2 р. за счёт женщин, подростков, стариков, кустарей, разорившихся крестьян.
На военные заводы устраивались, уклоняясь от мобилизации (больше выходцы из торговцев, кулаков, мелких предпринимателей). На шахтах 50% рабочих составляли военнопленные. Рабочий день до 10-12 часов, штрафы увеличили.
Зимой 1915 г. в Тулу приезжал Николай II с семьёй. Первое появление похоже на маскарад (небрежно одетый солдат, низкий, в солдатской ушанке, плохо сидевшей шинели, в низких кирзовых сапогах, без солдатской выправки, как-то спотыкаясь).
Царь приехал в Тулу за оружием, но он плохо знал свой народ – этот маскарад мог вызвать у оружейников только презрение. Остановился в доме Дворянского собрания. Поезд прибыл в 12 ч. ночи. Дочери Ольга и Анастасия посетили семинарию (в 10-15 ходьбы от Киевской улицы)
Большевики распространяли прокламации, проводили нелегальные собрания (В Щегловской засеке 1 мая 1915 г (Бригадиров, 150 чел.), в июне 1915 г. под видом прогулки на лодках по Упе (Дерябин), в 1916 г. в Ясной Поляне.
Стачки на Патронном заводе в июне 1915 г. участвовало 15 тыс. человек, требования бастующих удовлетворили, но «неблагонадёжных» выслали
В январе 1916 г. забастовки подавили: 60 рабочих арестовали, многих выслали, более 500 человек отправили на фронт, руководитель , большевик Белостоцкий покинул Тулу
В январе-феврале 1917 г.: политическая стачка на Оружейном заводе + забастовки на ж/д, самоварных фабриках, на Товарковской шахте.. .
Григорий Ефимович Распутин – р.
Из села Покровского Тобольской губернии, из крестьянин среднего достатка. Фамилия отца – Новый. Распутин – прозвище, связано с поведением Григория. В селе его часто били мужики кнутом из-за «распутства» («юбочник»). Был конокрадом, сблизился с сектантами («хлыстами»), странствовал по монастырям, обрёл ореол «святого старца». Сам Распутин говорил, что его дар на него снизошёл, когда он вёз священника в другое село (400 км) зимой, а тот внушал ему необходимости соблюдения христианского поведения… На него снизошла «искра божия»…
Внешний вид неприятный: грязные руки, ногти с трауром, всклоченная борода, широкий выдающийся вперёд нос, мускулистый рот, странно притягивающие глаза – всё это вызывает отвращение.
О его даре стали говорить. С ним познакомилась графиня Выродова, подруга царицы, она познакомила его с Александрой Фёдоровной. Существуют многочисленные свидетельства того, что Распутину удавалось облегчить болезнь царевича Алексея, страдавшего гемофилией (несвёртываемость крови), он «заговаривал», останавливал кровотечение. Императрица стала доверять Григорию Распутину, очень переживала за сына, он этим пользовался, удаляя или выдвигая «нужных» людей. Любил повторять: «Вот ужо я скажу матушке…»
В высшем свете было огромное недовольство «святым чёртом», царя просили убрать Григория. На это Николай II отвечал так: «Пусть будет лучше 10 Распутиных, чем одна истерика у императрицы…»
У него была жена и дочери. На деньги, что ему давали, покупал земли, строил церковь
В декабре 1916 г. он был убит лидером монархистов В.М.Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем, племянником царя, и князем Юсуповым, мужем царской племянницы Ирины, капитаном Сухотиным и полковым медиком Лазовертом.
Цианистый калий добавили в его любимые пирожные, угощали сладким крымским вином, привезённым Ириной с юга (не знали, сахар нейтрализует яд). Заговорщики были в шоке (наблюдали тайно со 2-го этажа), князь Юсупов его потчевал, пока будто бы ждали Ирину, а затем князь ударил его канделябром по голове: пошла кровь, потерял на время сознание, затем застрелили. Труп решили утопить в проруби. Когда тащили в автомобиль, то потеряли с ноги галошу, по которой затем полиция и установила место убийства и участников. Никто наказан не был…
Похороны проходили ночью в Царском Селе, в часовне присутствовали царь, царица, Выродова, доктор и священник (жену и дочерей не пустили проститься, чтобы не было слухов о месте захоронения). Труп закопали, а потом (в марте 1917 г.) выкопали, чтобы не было паломничества. Останки сожгли в Парголовом лесу (жгли 6 часов ночью, стоял чёрный дым), а вокруг солдатское оцепление
Перестройка экономики в годы 1 м.в. (с.67)
План.
1. Не подготовленность России к затяжной войне
2. К 1916 г. перестройка экономики на военный лад:
а) сокращение выпуска товаров народного потребления;
б) обеспечение фронта лёгким оружием и экспорт его.
3. 1915 г, Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием и др. (из чиновников, членов Гос. думы, капитала)
4. Создание крупных общественных организаций:
а) Военно-пром. комитеты;
б) Всерос. союз помощи больным и раненым воинам;
в) Всерос. союз городов;
г) Комитет научно-тех. помощи (самолёт-бомбардировщик, пистолет-пулемёт, самозарядная винтовка, гусени чный автомобиль, противогазы…)
4. Приближение кризиса (с.67-69)
План.
1. Поражение рус. войск в 1915 г. – разочарование общества в правительстве
2. Политические партии о ситуации в стране:
а) Кадеты за создание правительства «народного доверия»
б) Межпартийная коалиция в Думе – «Прогрессивный блок»
3. Парламентская атака на власть:
а) Милюков: «Что это глупость или измена?»
б) Разоблачительные речи националиста Шульгина и крайнего монархиста Пуришкевича
4. Распространение мыслей в обществе о негодности власти (= рев. агитаторам)
5. С августа 1915 г. Николай II – верховный главнокомандующий
6. Усиление роли императрицы в гос. делах
7. Г.Е. Распутин, его влияние на царскую семью
8. «Кувык-коллегия»
9. Слухи, сплетни, взяточничество, казнокрадство, продажность…
10. Убийство Г.Е. Распутина (- виновника всех бедствий по мнению аристократии)
Война и общество (с.69-70)
План.
1. Ухудшение жизни людей
2. Работа промышленности:
а) взлёт военной промышленности;
б) сокращение выпуска товаров народного потребления;
в) рост цен
3. Ситуация в городах:
а) очереди в Москве и Петрограде;
б) забастовки
4. Положение в деревне:
а) антипомещичьи настроения;
б) продразвёрстка (в 31 губернии)
5. На фронте:
а) падение дисциплины;
б) рост влияния большевиков;
в) братания, дезертирство в армии;
г) мечты о мире
6. Противостояние между властью и обществом (кризис):
а) из-за поражения армии;
б) из-за утраты авторитета правящими кругами;
Д/з: п.9 по плану, таблица «1 м.в.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в Первой мировой войне. Презентация
Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...
Первая мировая война (презентация)
Презентация выполнена к уроку о Первой мировой войне, в ней подробно рассмотрены основные военный новшества стран Антанты и Тройственного союза...
Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"
Презентация подготовлена к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...
Классный час по теме "Уроки, которые преподает нам история" (на примере Первой мировой войны)
Метапредметный классный час. В материале проводятся параллели с событиями 1914 года и наших дней.....