Концепция педагогической деятельности преподавателя химии Мельник Н.В.
методическая разработка по химии на тему

Данный материал описывает педагогическую деятельность преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕЛЬНИК Н.В.

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум, предоставь ему руководить собой.

Пифагор Самосский

В последние годы свою педагогическую деятельность организую на основе использования проблемно-поисковых методов обучения, как на учебных занятиях, так и кружковой работе.

Эти методы направлены на формирование активной мыслительной деятельности учащихся и студентов: способности сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

Выделение проблемы на основании научного материала осуществляется самими обучающимися при выполнении ими докладов и рефератов, проведении дискуссий и семинаров, выполнении экспериментальных задач и лабораторных исследований. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся и студентов, формирует всесторонне развитую личность, способную к самоуважению и самореализации в условиях рыночных отношений.

Обучение дисциплины «Химия» начинается учащимися с 8-го класса. На данном этапе свою педагогическую деятельность начинаю с монологического, низкого репродуктивного уровня познавательной деятельности: происходит объяснение нового материала с опорой на таблицы, схемы, демонстрационные опыты изучения приемов запоминания основных определений и применения их на практике при выполнении отдельных упражнений. Постепенно от монологического перехожу к показательному репродуктивно-продуктивному методу, где ученики приобретают умения в постановке вопросов для своих одноклассников с последующим анализом их ответов. Диалогический (средний продуктивный) метод внедряю в учебный процесс, начиная с 9-х классов. Здесь при изучении химических производств различных неорганических соединений: аммиака, серной, азотной кислот привлекаю учащихся к выдвижению, а затем и решению производственных ситуаций. Например, при производстве аммиака   используется следующее химическое  взаимодействие:

                                           N2 + 3Н2           2NН3 + Q.

Анализируя данный химический процесс, учащиеся могут предложить три способа увеличения производства аммиака:

- снижение температуры;

- увеличение давления;

- увеличение концентрации водорода и азота.

Эвристический и исследовательский методы использую в своей педагогической деятельности в старших 10-11 классах. Учащиеся в ходе разрешения поставленной проблемы, опираясь на предыдущие знания, познают новый материал, сравнивают с предыдущим, прогнозируют свойства новых для них соединений. Так, при изучении темы «Карбоновые кислоты» учителю достаточно записать на доске общую формулу данного класса соединений:

R – (СООН)n ,

на основании которой учащиеся самостоятельно:

- дают определение данному классу соединений;

- предлагают виды классификации и обоснуют свои предположения;

- предсказывают химические свойства на основании состава и функциональной группы.

На основании сказанного, переход от репродуктивных знаний к поисковым можно представить в виде схемы:

Постепенный переход на первом курсе технологических специальностей от репродуктивного обучения к продуктивному, творческому или проблемному на втором и третьем курсах способствует активизации мыслительной способности студентов. В своей педагогической деятельности данный переход осуществляю на занятиях «Аналитической химии», где основное время обучения студентов происходит на лабораторно-практических уроках (до 80% учебного времени). Здесь, полученные на лекциях теоретические знания, последовательно формируются в умениях производить расчеты – решении задач, выполнении самостоятельных заданий с последующим контролем со стороны сокурсников и преподавателя. Затем сформированные умения отрабатываются на лабораторных занятиях, где студенты, используя поисковые методы, подтверждают на практике теоретические расчеты.

Общим результатом различных подходов проблемного обучения считаю изменение отношения студента к обучению. Прохождение им учебного процесса в роли активного участника в исследовании, дискуссии, игре.

Схема взаимосвязи студента и педагога в проблемном обучении

На втором и третьем курсе технологических специальностей преподаю дисциплину «Физическая и коллоидная химия». На этом этапе обучения студенты уже подготовлены к работе в проблемно-поисковом направлении, являющимся основой формирования навыков исследовательской деятельности.

В начале изучения дисциплины на теоретических занятиях: лекциях, комбинированных уроках, уроках получения новых знаний предлагаю студентам простые проблемы с малым числом составляющих и недостающих элементов, которые разрешаем совместно на основе уже имеющихся знаний путем сравнения и анализа.

Например, изучая тему «Газообразные состояния веществ» даю задания студентам: «На основании знаний, предшествующих курсов и существующего кругозора, сравнить величину кинетической и потенциальной энергии молекул вещества, находящегося в газообразном и жидком состоянии». Студенты легко отвечают на данный вопрос обычно таким образом: «Кинетическая энергия молекул газа будет выше, чем молекул жидкости, так как скорость движения молекул в газообразном состоянии больше. А потенциальная энергия соответственно будет в газах меньше, чем в жидкостях, так как из курса «Физики» известно, что с увеличением кинетической энергии тела, его потенциальная – уменьшается». В данной ситуации, сначала я похвалю студентов за логичное рассуждение, а затем подчеркну, что ответ оказывается неверен. И в действительности, как кинетическая, так и потенциальная энергия веществ в газообразном состоянии выше, чем в жидком. Возникает противоречие с полученными ранее знаниями, а, следовательно, и проблема, которую решаем вместе. Данные характеристики энергий переносим на молекулярный уровень и отмечаем, что кинетическая энергия молекул в газообразном состоянии будет выше, чем в жидком, т.к. и скорость движения молекул в газах выше, чем в жидкостях. А потенциальная энергия будет выше в том агрегатном состоянии вещества, когда на молекулы оказывается минимальное воздействие. В газообразном состоянии, отмечают студенты, взаимодействие молекул происходит лишь в момент их столкновения, а в жидком – молекулы постоянно во взаимодействии, т.к. взаимосвязаны между собой. Следовательно, потенциальная энергия молекул в газообразном состоянии выше, чем в жидком. Проблема разрешена.

Поисковой работой студенты занимаются, выполняя и практические занятия – поиск правильного решения расчетной задачи, используя табличные данные, самостоятельное выполнение индивидуальных дифференцированных заданий.

В качестве самостоятельной творческой работы студенты подготавливают доклады, рефераты и кроссворды. При этом формулирую не просто тему для работы, а проблему, которую необходимо анализировать, предложить варианты решения, сделать выводы. И, наконец, вся работа, связанная с поиском, проблемами, решениями на теоретических занятиях, планомерно подводится к завершающему этапу изучения дисциплины учебно-исследовательской работе на лабораторных занятиях.

Для повышения эффективности лабораторно-практического обучения необходимо изменить методику его проведения:

- лабораторные работы проводить не по одной, а в комплексе, объединив их в циклы. Это позволит усвоить материал в интегрированном виде, с учетом внутрипредметных связей.

- для проверки теоретической подготовки к лабораторным работам проводить тестовый контроль, который позволяет обеспечить осознанное выполнение студентами заданий; независимое и объективное оценивание.

- на отдельном занятии проводить защиту выполненных лабораторных работ с учетом практической значимости каждой темы.

Данный подход положен в основу лабораторного практикума по дисциплине «Физическая и коллоидная химия».

Во внеурочное время на кружковых занятиях студенты исследуют содержание нитратов в колбасных изделиях, пищевых, биологически активных добавок в продуктах хлебопекарного и кондитерского производства.

Заключение

На основании проделанной работы по внедрению в учебный процесс проблемного обучения на различных химических дисциплинах можно сделать выводы:

  1. Проблемное обучение повышает самостоятельность обучающихся.
  2. Способствует углубленному изучению программного материала.
  3. Обеспечивает рост познавательной и творческой активности обучающихся.
  4. Способствует развитию логического изложения и обобщения полученного материала.
  5. Реализует дидактические принципы связи с современной наукой, общественной и экономической жизнью.
  6. Выполнение отдельными группами студентов экспериментов с различными веществами или различными способами обогащает коллективный опыт, делает теоретические положения более обоснованными, убедительными.
  7. Использование проблемно-поисковых методов обучения на уроках дает возможность прослеживания системного усиления трудоспособности и, следовательно, обученности студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта результативности педагогической деятельности преподавателя дополнительного образования

Образец заполнения карты результативности на I квалификационную категорию...

Концепция педагогической деятельности

Учитель химии: Хуурак Аяна Хемчикеевна ...

Концепция педагогической деятельности

Проблемы современного образования в центре внимания данной статьи. Важнейшей задачей в преподавании русского языка и литературы становится усиление нравственно-эстетической направленности эт...

Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);по проведени...

Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии

Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»    Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей...

Формирование педагогической толерантности на основе индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира"....