Практическое занятие. Решение задач «Классификация химических реакций»
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему

Шпилевая Юлия Сергеевна

Конспект урока по ФГОС. Дисциплина "Химия" НПО по профессии "Тракторист -машинист с/х производства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель: Шпилевая Юлия Сергеевна

Тема: Практическое занятие. Решение задач  «Классификация химических реакций».

Цели урока.

Образовательная: обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме «Классификация химических реакций».

Развивающая: продолжить развитие навыков у обучающихся самостоятельной работы по темам: «Классификация химических реакций»,     «Степени окисления» и «Окислительно – восстановительные реакции».

Воспитательная:     осознание  потребности в знаниях,   привитие любви к предмету и науке.

Задачи урока:

  1. закрепить знания обучающихся по теме «Типы химических реакций» на примере конкретных уравнений реакций.
  2. закрепить умения обучающихся составлять уравнения диссоциации веществ и уравнений реакций в ионно - молекулярном виде.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.

Оборудование: ПСХЭ, раздаточный материал по теме «Химические реакции».  

Ход урока:

 1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

A+B ->C

C -> A+B

AB+C -> CB+A

AB+CD -> AD+ CB

Что из себя представляют эти записи? Это четыре типа реакций.

Какой признак они представляют?  По числу и составу исходных и образовавшихся веществ. Как назывался урок? Если мы продолжаем говорит по этой тематике, предположите нашу тему и цели урока?

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация внимания обучающихся:

  1. По каким признакам идет классификация химических реакций.
  2. Какие реакции вы знаете по тепловому эффекту?
  3. Какие реакции вы знаете по агрегатному состоянию реагирующих веществ?
  4. Какие реакции вы знаете по направлению ?
  5. Какие реакции вы знаете по изменению степени окисления атомов элементов  ?

Самостоятельная  работа по вариантам 5-6 минут

 «Классификация химический реакций» (тестовая работа)

1 вариант  Часть А

1. Взаимодействие гидроксида натрия с ортофосфорной кислотой относится к реакциям

а) замещения;     б) обмена;       в) присоединения;      г) разложения. 

2. Реакция, уравнение которой 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 + Q, относится к реакциям:

а) замещения, экзотермическим;          в) соединения, эндотермическим;   

б) разложения, экзотермическим;         г) обмена, эндотермическим.

3. Сокращенное ионное уравнение Са2+ + СО32- = СаСОсоответствует взаимодействию

а) хлорида кальция и карбоната натрия;

б) сульфида кальция и углекислого газа;

в) гидроксида кальция и углекислого газа;

г) ортофосфата кальция и карбоната калия. 

4.  Скорость прямой реакции N2 + 3H2 = 2NH3 + Q возрастает при:

а) увеличении концентрации азота;      в) увеличении концентрации аммиака;

б) уменьшении концентрации азота;    г) уменьшении концентрации аммиака.

5. Химическое равновесие в системе СО(г) + 2Н2(г) = СН3ОН(г) + Q сместится в сторону прямой реакции при:

а) понижении температуры;             в) повышении концентрации СН3ОН; 

б) понижении концентрации СО;    г) повышении температуры.

6.  Какая из солей не подвергается гидролизу?

а) КCl          б) K2CO3             в) FeCl2                г)ZnSO4.

7.  Щелочную среду имеет раствор

а) ацетата натрия;                      в) нитрата бария;             

б) нитрата алюминия;                  г) сульфата железа (III).

Часть В

8.    Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора

Название соли

Среда раствора

1. Сульфат натрия

2. Сульфид калия

3. Хлорид цинка

4. Нитрат алюминия

а) нейтральная

б) кислотная

в) щелочная

   

2 вариант Часть А

1. Реакцией замещения является

а) горение водорода в кислороде;

б) восстановление оксида меди (II) водородом;

в) взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой;

г) термическая дегидратация гидроксида цинка. 

2.     Реакция, уравнение которой 3H2 + N= 2NH3 + Q, является

а) обратимой, экзотермической;          в) обратимой, эндотермической;  

б) необратимой, экзотермической;       г) необратимой, эндотермической. 

3. Сокращенное ионное уравнение реакции Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 соответствует взаимодействию   между

а) нитратом меди (II) и гидроксидом железа (III);

б) оксидом меди (II) и гидроксидом натрия;

в) хлоридом меди (II) и гидроксидом кальция;

г) оксидом меди (II) и водой. 

4.  Для увеличения скорости реакции 2CO(г) + O2(г) = 2СО2(г) +Q необходимо

а) увеличить концентрацию СО;           в) понизить давление;                        

б) уменьшить концентрацию О2;                г) понизить температуру.

5. Равновесие в системе Н2(г) + I2(г) =   2HI(г) + Q сместится в сторону продуктов реакции

а) при повышении температуры;          в) в присутствии катализатора;

б) при повышении давления; г) при понижении температуры.

6.  Кислую среду имеет водный раствор

а) Na3PO4                 б) KCl                в) Na2CO            г) ZnSO4.

7. Среди предложенных солей  CH3COONH4, CuBr2, Al2(SO4)3 гидролизу подвергается

а) CH3COONH4      б) CuBr2,             в) Al2(SO4)3,           г) все вещества

Часть В 

8.  Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора

Название соли

Среда раствора

1. Карбонат калия

2. Нитрат бария

3. Сульфат цинка

4. Хлорид железа (III)

а) нейтральная

б) кислотная

в) щелочная

А теперь сделайте взаимопроверку.  (  ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 вариант

б

а

а

 а

а

 а

а

авбб

2 вариант

б

а

в

а

 г

 г

г

вабб

 Проверти соседа и себя по ключу

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Выполнение заданий по раздаточному материалу.

  1. Определить типы химических реакций:
  1. изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;
  2. по тепловому эффекту химической реакции;
  3. по участию катализатора;
  4. по направлению реакции;
  5. по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции;
  6. по агрегатному состоянию.

а) 2SO2 + O2 – V2O5  2SO3 + Q

б) CaCO3 == CaO + CO2 – Q

в) C2H4  C2H2 + H2 - 207 кДж

г) 3H2 + N2 – Fe, t 0C, P  2NH3 + Q

д) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O + Q

г) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

  1. Расставить степени окисления элементов в соединениях:

CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2.

  1. Составить уравнения диссоциации электролитов:

а) Ba(OH)2 б) H3PO4 в) 2KOH г) 3Na2CO3 д) Cr2(SO4)3 е) BaS

-Физ. минутка: 

Вы отвечаете на вопрос – является ли реакция окислительно –восстановительной?

При ответе «Да» - встаете, справа от стула и поднимаете руки вверх три раза

При ответе «Нет» -встаете, слева от стула и поворачиваете головой три раза влево-вправо

 1)  2KCl + H2SO4 → K2SO 4 + 2HCl

 2)  Cu + 4HNO 3 → Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2O

 3)  N 2 + O2 ↔ 2NO 2

  4)  2KI + Pb(NO 3) 2 → 2KNO 3 + PbI 2

  1. Составить уравнения реакций в ионно – молекулярном виде между:

а) карбонатом натрия и хлоридом кальция;

б) серной кислотой и нитратом бария;

в) хлоридом бария и сульфатом меди (II) .

5.Этап реализации построенного проекта.

5. Выполнение задания устно:

   К каким типам можно отнести реакции:

3H2 + N2 ↔ 2NH3

NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

N2 + О2 ↔ 2NO – Q

3Cu + 8HNO3 → 3Cu(NO3) 2 + 2NO + 4H2O

CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Какие трудности у вас возникают чаще всего?

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

6. Самостоятельная работа

1. C + O2 = CO2 + 412 кДж    ,   реакция соединения, ОВ, экзотермическая, некаталитическая, гомогенная, необратимая          

2. CaO + H2O → Ca(OH)2   ,    реакция соединения, неОВ, экзотермическая, некаталитическая, гетерогенная, необратимая      

 

  1. 2HgO → 2Hg + O2

4. N2 + 3H2 ↔ 2NH3

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Что мы сегодня делали на уроке?

  1. Домашнее задание:     задание в тетради: расставить коэффициенты при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель реакции: FeCl3 + H2S = FeCl2 + S + HCl

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/233/92391/1/640/img18.jpg

                       Задания   по теме «Классификация химических реакций».

  1. Определить типы химических реакций:

1) изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;

2) по тепловому эффекту химической реакции;

3) по участию катализатора;

4) по обратимости реакции;

5) по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:

а) 2SO2 + O2 – V2O5  2SO3 + Q

б) CaCO3 == CaO + CO2 - Q

в) C2H4  C2H2 + H2 - 207 кДж

г) 3H2 + N2 – Fe, t 0C, P  2NH3 + Q

д) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O + Q

г) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu

2. Расставить степени окисления элементов в соединениях:

CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2.

  1. Составить уравнения диссоциации электролитов:

а) Ba(OH)2 б) H3PO4 в) 2KOH г) 3Na2CO3 д) Cr2(SO4)3 е) BaS

  1. Составить уравнения реакций в ионно – молекулярном виде между:

а) карбонатом натрия и хлоридом кальция;

б) серной кислотой и нитратом бария;

в) хлоридом бария и сульфатом меди (II) .

5. Выполнение задания устно:

   К каким типам можно отнести реакции:

3H2 + N2 ↔ 2NH3

NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

N2 + О2 ↔ 2NO – Q

3Cu + 8HNO3 → 3Cu(NO3) 2 + 2NO + 4H2O

CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl

6.  

1. C + O2 = CO2 + 412 кДж                

2. CaO + H2O → Ca(OH)2               

3. 2HgO → 2Hg + O2

4. N2 + 3H2 ↔ 2NH3

5. 2SO2 + O2 ↔ 2SO3

6. CaCO3 = CaO + CO2 – 180 кДж

 7. Zn +2HCl → ZnCl2 + H2↑

 8. KOH + HNO3 → KNO3 + H2O

 9. Ba(OH)2 + Na2SO4 → 2NaOH +   BaSO4↓  

 10. K2CO3 + 2HNO3 → 2KNO3 + H2O + CO2↑

Тест по теме «Химические реакции».

1. Реакция, уравнения которой 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O + Q является: 

а) эндотермической, обмена; в) обмена, экзотермической;

б) гетерогенной, обмена. г) обмена, каталитической;

Дайте характеристику этой реакции по всем известным вам классификациям.

2. Коэффициент перед окислителем в уравнении H2S + SO2  S + H2O равен:

а) 2 б) 5 в) 1 г) 6.

Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса.

3. Сокращённое ионное уравнение реакции 2H+ + CO3 2-  CO2 + H2O соответствует взаимодействию:

а) азотной кислоты с карбонатом натрия;

б) угольной кислоты с гидроксидом калия;

в) соляной кислоты с карбонатом кальция;

г) серной кислоты с оксидом углерода (IV).

Напишите полные ионные и молекулярные уравнения для этой реакции.

4. В водном растворе среда щелочная в случае:

а) сульфита натрия; б) сульфата натрия;

в) сульфата меди (II); г) карбоната аммония.

Напишите сокращённое ионное уравнения гидролиза этой соли.

5. Какое из веществ подвергается гидролизу?

а) глюкоза                                         б) твёрдое мыло (стеарат натрия)

 в) серная кислота                              г) поваренная соль.

Напишите уравнение обратимого гидролиза и укажите условия смещения равновесия этого процесса в сторону продуктов гидролиза.

6. Какова будет скорость реакции при 40 0С, если при 20 0С она равна 0,4 моль/л.ч, а при повышении температуры на каждые 10 0С она возрастает в 3 раза?

а) 0,8 моль/л.ч б) 1,2 моль/л.ч в) 2,4 моль/л.ч г) 3,6 моль/л.ч

7. Термохимическое уравнение полного сгорания ацетилена 2C2H2+5O2=4CO2+ 2H2O+2610 кДж

При использовании 1,12л ацетилена выделится теплоты:

а) 1305 кДж; б) 261 кДж; в) 130, 5 кДж; г) 65,25 кДж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения практического занятия "Решение задач на нахождение элементов призм и пирамид"

В работе представлены задачи для проведения практического занятия при изучении темы "Многогранники" в курсе математики СПО. Содержится подборка задач для самостоятельного решения....

Применение мультимедийной презентации на практических занятиях. Решение прикладных задач с помощью производной.

Разработка содержит конспект урока, карточки для организации устного опроса и тематическую интераактивную  презентацию....

Презентация к практическому занятию "Решение показательных уравнений"

Презентация для сопровождения практического занятия по теме «Решение показательных уравнений»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Решение систем линейных уравнений»

Методические указания для выполнения практического занятия «Решение систем линейных уравнений», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь студент...

Практическое занятие. Решение задач «Классификация химических реакций» Презентация

Презентация к уроку: Практическое занятие. Решение задач "Классификация химических реакций". Дисциплина "Химия"...

Практическая работа по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие" 11 класс, профильный уровень

практическая работа напралена на отработку знаний по теме "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие." Помимо практических эксперим...

8 класс. Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций»

Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций» по программе О.С. Габриелян...