"Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями)".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Урок проводится с целью рассмотрения химических взаимодействий сложных веществ, способных распадаться на ионы: оснований, кислот и солей. На уроке изучаются реакции ионного обмена. Организуется экспериментальная деятельность среди учащихся. Используются индивидуальная и групповая формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химические свойства оснований | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гареев Ильдар Фагимович, учитель химии МОБУ СОШ с.Пришиб Благоварского района Республики Башкортостан
Урок химии в 8 классе
Тема: Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями).
Цели урока:
1. Формирование представлений о химических свойствах оснований.
2. Ознакомление учащихся с реакциями ионного обмена.
Задачи урока:
1. дать понятие о реакциях ионного обмена;
2. формировать знания о химических свойствах оснований;
3. способствовать развитию представления о значении химических уравнений, осознанного отношения к их составлению;
4. развивать умения анализа, творческого подхода к действиям, применению полученных знаний на практике;
5. воспитывать мотивы положительного отношения к знаниям, потребности к познавательной деятельности.
Методы обучения:
Рассказ, беседа, сравнение, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
таблица растворимости кислот, оснований и солей;
схема «Взаимосвязь классов неорганических веществ»;
химическая посуда и принадлежности.
Реактивы:
опыт № 1: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, индикатор;
опыт № 2: растворы гидроксида меди (II) и серной кислоты;
опыт № 3: растворы гидроксида натрия и хлорида железа (III).
Учебное пособие: Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Н.Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Ход урока:
1. Организационный момент:
приветствие,
проверка готовности учащихся к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
В качестве подготовки к основной части урока задаются вопросы, связанные со свойствами неорганических веществ, в частности оснований, формами записи происходящих химических превращений:
с какими веществами взаимодействуют металлы? (с неметаллами, водой, кислотами и солями);
с чем вступают в реакцию основные оксиды? (с некоторыми неметаллами (водородом), водой, кислотными оксидами и кислотами);
какие свойства оснований изучены? (взаимодействие с кислотными оксидами);
каким образом письменно отражаются химические реакции? (записями уравнений процессов между веществами, иногда отмечая их в виде ионов при условии растворимости).
3. Постановка цели и задач урока.
Взаимосвязь между классами неорганических веществ рассматривается по схеме. Согласно схеме предполагается возможные взаимодействия оснований с кислотами и солями. Тема урока: Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями). На уроке будут рассмотрены характерные химические свойства оснований. Напоминаю, что работа с такими веществами как щелочи и кислоты требует аккуратности и осторожности, поэтому надо соблюдать правила техники безопасности: не допускать разбрызгивания растворов, их попадание на различные поверхности, тем более на кожу, в глаза, если это произойдёт, то незамедлительно сообщить учителю, протереть или промыть участок со следами вещества.
4. Изучение новой темы.
Воспроизведем одно из таких реакций, когда при смешении щелочи (сильного основания) и кислоты эти вещества теряют химическую активность, т.е. реакцию нейтрализации.
Опыт №1 (взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты):
NaOH + HCl → NaCl + H2O
В ходе реакции индикатор, добавленный к щелочи, вновь изменяет окраску при добавлении раствора кислоты. Запишем растворимые вещества в виде ионов (катионов и анионов), а затем, как по правилам математике, уберем из обеих частей одинаковые слагаемые. В итоге остаётся вода, которая действительно не обладает ни щелочной, ни кислотной средой.
Значение любого химического уравнения в том, что оно показывает происходящие изменения в составе веществ, численное отношение частиц, вступающих в реакцию, а также дает другую информацию, что будет рассмотрено на этом уроке.
В одной из сказок А.С.Пушкина злая мачеха часто обращалась к волшебному зеркалу со словами:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи …»
И хотя отражение реакции при записи не всегда является полным, химическое уравнение может многое рассказать.
Для следующего опыта возьмём свежеприготовленный гидроксид меди (II) и раствор серной кислоты.
Опыт №2 (взаимодействие гидроксида меди (II) и серной кислоты):
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O
Проделаем аналогичные действия как после предыдущего опыта, учитывая растворимость веществ:
Cu(OH)2 + 2H+ + SO42– → Cu2+ + SO42– + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ → Cu2+ + 2H2O
Перед составлением химического уравнения реакции надо помнить о том, что не каждое сочетание сложных веществ способно к взаимодействию. Реакции между основаниями и солями происходят только при условии их растворимости, а также, если хотя бы один из продуктов взаимодействия нерастворим. Большинство случаев соответствуют следующей схеме:
Основание + Соль → Основание + Соль
(Р) (Р) (Н) (Р)
Однако есть реакции, когда, наоборот, основание растворимое, а соль – не растворяется в воде, кроме этого могут быть нерастворимы оба образующихся вещества.
Используя таблицу растворимости кислот, оснований и солей проведём очередной эксперимент: осуществима ли реакция между водными растворами гидроксида натрия и хлорида железа (III)?
Опыт №3 (взаимодействие гидроксида натрия и хлорида железа (III)):
3NaOH + FeCl3 → Fe(OH)3 ↓ + 3NaCl
Задание: записать реакцию в ионном виде, учитывая растворимость веществ и коэффициенты перед химическими формулами в составленном уравнении.
3Na+ + 3OH– + Fe3+ + 3Cl– → Fe(OH)3 ↓ + 3Na+ + 3Cl–
3OH– + Fe3+ → Fe(OH)3 ↓
Интерес тот факт, что исходные соединения обменялись составляющими их вначале реакции частями – ионами. Такие процессы неслучайно называют реакциями ионного обмена, а три вида записи построчно именуются как уравнения – молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное. Думаю, уместно будет прочитать четверостишие с химическим содержанием, в котором надо по смыслу добавить название типа реакции:
«Однажды два солидных, тучных вещества
Свершили сделку. Заметим ту подмену.
Однако уж на них никто не держит зла,
Когда они подвергнулись (обмену)».
5. Подведение итогов занятия и рефлексия.
Обобщим результаты работы на данном уроке:
Какие взаимодействия называются реакциями нейтрализации? (Так называют реакции между щелочами и кислотами.)
Могут ли нерастворимые основания реагировать с кислотами? (Да, могут, при этом образуются соль и вода.)
Какие условия должны выполняться при взаимодействии оснований и солей? (Исходные вещества должны быть растворимы, а хотя бы один из продуктов взаимодействия нерастворим.)
В чём суть реакций ионного обмена? (Сложные вещества ионного строения обмениваются катионами и анионами.)
Оценивается участие учащихся в ходе урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать §§36, 37, выполнить задания 6, 7 (стр.158).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.
Особенности программы под редакцией Новошинского И. И. состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...
урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."
работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...
Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"
Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....