урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_i_svoystva_osnovaniy..ppt | 839 КБ |
plan-konspekt_uroka.doc | 48 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп.
Валентность гидроксогруппы – Количество гидроксогрупп определяется степенью окисления металла, образующего основание. Например:
Название оснований Гидроксид + Название металла в родительном падеже + Степень окисления римскими цифрами
Дайте названия гидроксидам NaOH Ca(OH) 2 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 Al(OH) 3 Гидроксид натрия Гидроксид железа ( II ) Гидроксид кальция Гидроксид алюминия Гидроксид железа ( III)
Классификация оснований Растворимые в воде (щелочи) Нерастворимые в воде NaOH Ca(OH) 2 Al(OH) 3 С u(OH) 2
Получение оснований и их свойства
Щелочи получают взаимодействием активных металлов с водой.
Индикаторы – от лат. « indication » - указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин
Взаимодействие с индикаторами Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда Лакмус Фиолетовый Синий Фенолфталеин Бесцветный малиновый Метиловый оранжевый Оранжевый жёлтый Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов.
Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода ( реакция обмена) УСЛОВИЕ: оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота например: N 2 +5 O 5 → H N +5 O 3 S +6 O 3 → H 2 S +6 O 4 2KOH + N 2 O 5 → 2K NO 3 + H 2 O 2LiOH + SO 3 → Li 2 SO 4 + H 2 O
Щелочь + соль → новое основание + новая соль ( реакция обмена) 3 NaOH+FeCl 3 → Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCl Условия протекания реакции до конца: образование осадка.
Получение и свойства нерастворимых оснований
Основание + кислота → соль + вода (реакция обмена, нейтрализации) Растворимые основания: NaOH (фенолфталеин) + HCl → NaCl + H 2 O Нерастворимые основания Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 → CuSO 4 + 2H 2 O
Лабораторная работа «Получение и химические свойства оснований» Цель : изучить химические свойства оснований. Оборудование и реактивы : штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей: сульфата меди(||),хлорида железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага. ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований» В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую - немного серной кислоты. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Формулы нерастворимых веществ на ионы не расписываются! Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей». В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод. Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот». В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах . ПОМНИТЕ! Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы! Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей». В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка. Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.
Нерастворимое основание →оксид металла + вода (разложение при нагревании) Mg(OH) 2 → MgO + H 2 O 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований
Выполните задания 1 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Na 2 CO3+ В a(OH)2= 2 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Mg(OH)2+H2SO4=
Домашнее задание § 39, в 3,4(п)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока химии в 8 классе.
Тема: «Получение и химические свойства оснований»
Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.
Задачи:
1)Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; умений физические и химические явления, свойства сложных веществ; продолжить развитие понятийного аппарата ,навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.
2)Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; ключевых компетенций, развитие мыслительных операций; эмоциональной сферы; познавательной деятельности через использование эксперимента и ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.
3)Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости и аккуратности; профориентационное воспитание.
Тип урока: Комбинированный Урок с использованием ИКТ.
Форма контроля и организации деятельности учащихся: индивидуальная(работа по карточкам), групповая(в парах- Лабораторная работа),фронтальная(устный опрос),проверочная-по вариантам, с самоконтролем.
Методы и приемы: словесные(беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные( демонстрация),частично-поисковые(лабораторная работа),использование ИКТ(презентация, видео опыты).
Наглядность: таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ПСХЭ Д.И.Менделеева,индивидусльные карточки с заданиями, презентация ppt, видео опыты в формате wmv.
Оборудование и реактивы: ТСО(компьютер, медиа проектор, экран);штатив с пробирками; растворы: гидроксида натрия, соляной, серной кислот, сульфата меди(||), хлорида железа(|||),фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, универсальная индикаторная бумага.
Требования к учащимся:
Должны знать: определение оснований, признаки классификации ,получение и свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.
Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, находить соответствие между основными оксидами и основаниями, составлять ионные уравнения с участием оснований.
Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с Таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.
Ход урока
1 Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.(2 мин)
2 Проверка Д/з (п.39, в 5(п)).1 ученик у доски,1-проверяет,корректирует.(3 мин)
3 Актуализация знаний.(6 мин)
1)Что такое основания с точки зренияТЭД?
2)На какие группы классифицируют основания?
3)каковы общие физические свойства оснований?
Демонстрация слайдов презентации(2-6)
Игра «крестики-нолики» 3 учеников у доски показывают выигрышный путь: а)основные оксиды, б)растворимые основания, в)нерастворимые основания.
CuO | SO2 | P2O3 |
Na2O | K2O | N2O5 |
BaO | CO2 | SO3 |
NaOH | Cr(OH)3 | Al(OH)3 |
Fe(OH)3 | KOH | Fe(OH)2 |
Cu(OH)2 | Mg(OH)2 | Ba(OH)2 |
Ba(OH)2 | KOH | Cu(OH)2 |
Ca(OH)2 | Fe(OH)3 | NaOH |
Al(OH)3 | Cr(OH)3 | LiOH |
4 Сообщение темы, цели урока. (ученики записывают дату, тему в тетрадь)(2 мин)
5 Изучение нового материала.Демонстрация слайдов презентации(7-14)(20 мин)
Какими способами можно получить основания?
А)активный металл+вода=щелочь +водород
Демонстрация видео опыта(взаимодействие натрия с водой).(сл 8; формат wmv 0,48 мин)
задание: написать уравнение данной реакции.
Б)основный оксид +вода= щелочь
В) щелочь +соль малоактивного металла=нерастворимое основание +новая соль(сл 13 ; формат wmv 1,00мин)
После демонстрации слайдов нужна минутка отдыха!
Закрыли глаза, руки на колени, вдох, выдох, расслабление.
Принимаемся за работу!
Лабораторная работа «Получение и химические свойства оснований»(сл 15)
Цель: изучить химические свойства оснований.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей:меди(||),железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.
ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований»
В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую - немного серной кислоты.Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах.ПОМНИТЕ! Осадки на ионы не распадаются!
Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей».
В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод.
Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот».
В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молек. и ионных формах . ПОМНИТЕ!Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы!
Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей».
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.
После окончания работы – записать уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионных видах на доске.
Вывод:1)перечислить основные способы получения оснований.
2)какими химическими свойствами обладают основания?
6 Закрепление и проверка усвоения знаний(5мин).
Выполнение заданий по карточкам - индивидуально, по вариантам- фронтально.
Варианты индивидуальных заданий: на«3»Закончите уравнения реакций; на «4» Закончите уравнения реакций, назовите продукты реакции; Закончите уравнения реакций, назовите продукты реакции, напишите ионные уравнения:1)NaOH+CuSO4= 2)NaOH+ AlCl3=
3)Fe(OH)3= 4)KOH+ HNO3=
Фронтальная проверка: (демонстрация слайда 17)
7 Подведение итогов урока(3 мин).
Где можно применять полученные знания?
Демонстрация опыта по распознаванию кислот и щелочей с помощью индикаторов(учитель).
8 Информация о домашнем задании и его комментарий(3 мин)
Д/з § 39, в 3,4(п)(слайд 18)
9 Рефлексия(1 мин).
Что нового узнали на этом уроке?
Какое настроение сложилось в ходе урока?
Понравился ли урок и ВАША работа на нем?
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Автор: Калинина Валентина Петровна, учитель химии и биологии 2 квалификационной категории.
ОУ : Муниципальное Образовательное Учреждение «Назиевская Средняя Общеобразовательная Школа».
Населенный пункт: Ленинградская область, Кировский район, п. Назия.
Данная работа представляет собой разработку урока химии в 8 классе по теме: «Получение и химические свойства».
Тип урока: комбинированный (повторение ранее изученного и усвоение нового материала) с использованием ИКТ.
На урок отводится 1 ч ( 2й час в теме: «Основания», 6й час в теме :Теория электролитической диссоциации»)
Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.
Задачи:
1)Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; умений физические и химические явления, свойства сложных веществ; продолжить развитие понятийного аппарата ,навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.
2) Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; ключевых компетенций, развитие мыслительных операций; эмоциональной сферы; познавательной деятельности через использование эксперимента и ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.
3)Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости и аккуратности; профориентационное воспитание.
Способы достижения цели и задач: использование фрагментов презентации, демонстрация опытов учителем, демонстрация видео опыта «Взаимодействие натрия с водой», химический эксперимент (работа в парах),работа у доски, индивидуальные карточки-задания для проверки усвоения полученных знаний, работа с учебником, таблицами.
Методы и приемы применения ИКТ: наглядно-иллюстративные ,использование демонстрации видео опыта, фрагментов презентации.
Использованные информационные ресурсы:
1) http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html
2) http://experiment.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13065
3) http://www.proshkolu.ru/org/116-138/file/655614/
4) http://ru.wikipedia.org/wiki/Основания
5)Химия (8-11класс)Виртуальная лаборатория.2CD-ROM Учебное электронное издание.2004,МарГТУ,Лаборатория систем мультимедиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 8 класса «Химические свойства кислот и оснований»
Данный урок разработан для учителей, преподающих химию по программе О.С. Габриеляна....
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
Конструкт урока Химические свойства оснований
конструкт урока...
Конструкт урока Химические свойства оснований
конструкт урока...
План – конспект урока. Тема: «Химические свойства оснований»
1 Познакомить учащихся с химическими свойствами, общими для класса оснований.2 Дать понятие «Реакция нейтрализации»3 Изучить химические свой...
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...
Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"
Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....
Комментарии
урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."
Очень хорошая разработка. Огромное спасибо