урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основания. Получение и химические свойства.

Слайд 2

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп.

Слайд 3

Валентность гидроксогруппы – Количество гидроксогрупп определяется степенью окисления металла, образующего основание. Например:

Слайд 4

Название оснований Гидроксид + Название металла в родительном падеже + Степень окисления римскими цифрами

Слайд 5

Дайте названия гидроксидам NaOH Ca(OH) 2 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 Al(OH) 3 Гидроксид натрия Гидроксид железа ( II ) Гидроксид кальция Гидроксид алюминия Гидроксид железа ( III)

Слайд 6

Классификация оснований Растворимые в воде (щелочи) Нерастворимые в воде NaOH Ca(OH) 2 Al(OH) 3 С u(OH) 2

Слайд 7

Получение оснований и их свойства

Слайд 8

Щелочи получают взаимодействием активных металлов с водой.

Слайд 9

Индикаторы – от лат. « indication » - указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин

Слайд 10

Взаимодействие с индикаторами Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда Лакмус Фиолетовый Синий Фенолфталеин Бесцветный малиновый Метиловый оранжевый Оранжевый жёлтый Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов.

Слайд 11

Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода ( реакция обмена) УСЛОВИЕ: оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота например: N 2 +5 O 5 → H N +5 O 3 S +6 O 3 → H 2 S +6 O 4 2KOH + N 2 O 5 → 2K NO 3 + H 2 O 2LiOH + SO 3 → Li 2 SO 4 + H 2 O

Слайд 12

Щелочь + соль → новое основание + новая соль ( реакция обмена) 3 NaOH+FeCl 3 → Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCl Условия протекания реакции до конца: образование осадка.

Слайд 13

Получение и свойства нерастворимых оснований

Слайд 14

Основание + кислота → соль + вода (реакция обмена, нейтрализации) Растворимые основания: NaOH (фенолфталеин) + HCl → NaCl + H 2 O Нерастворимые основания Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 → CuSO 4 + 2H 2 O

Слайд 15

Лабораторная работа «Получение и химические свойства оснований» Цель : изучить химические свойства оснований. Оборудование и реактивы : штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей: сульфата меди(||),хлорида железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага. ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований» В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую - немного серной кислоты. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Формулы нерастворимых веществ на ионы не расписываются! Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей». В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод. Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот». В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах . ПОМНИТЕ! Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы! Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей». В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка. Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.

Слайд 16

Нерастворимое основание →оксид металла + вода (разложение при нагревании) Mg(OH) 2 → MgO + H 2 O 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований

Слайд 17

Выполните задания 1 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Na 2 CO3+ В a(OH)2= 2 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Mg(OH)2+H2SO4=

Слайд 18

Домашнее задание § 39, в 3,4(п)



Предварительный просмотр:

                                                 План-конспект урока химии в 8 классе.

Тема: «Получение и химические свойства оснований»

Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Задачи:

1)Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; умений физические и химические явления, свойства сложных веществ; продолжить развитие понятийного аппарата ,навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.

2)Развивающие:  развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; ключевых компетенций, развитие мыслительных операций; эмоциональной сферы; познавательной деятельности через использование эксперимента и ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.

3)Воспитательные:  формирование  научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости  и аккуратности; профориентационное воспитание.

Тип урока: Комбинированный Урок с использованием ИКТ.

Форма  контроля и организации деятельности учащихся: индивидуальная(работа по карточкам), групповая(в парах- Лабораторная работа),фронтальная(устный опрос),проверочная-по вариантам, с самоконтролем.

Методы и приемы: словесные(беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные( демонстрация),частично-поисковые(лабораторная работа),использование ИКТ(презентация, видео опыты).

Наглядность: таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ПСХЭ Д.И.Менделеева,индивидусльные карточки с заданиями, презентация ppt, видео опыты в формате wmv.

Оборудование и реактивы: ТСО(компьютер, медиа проектор, экран);штатив с  пробирками; растворы: гидроксида натрия, соляной, серной кислот, сульфата меди(||), хлорида железа(|||),фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, универсальная индикаторная бумага.

Требования к учащимся:

Должны знать: определение оснований, признаки классификации ,получение и свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.

Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, находить соответствие между основными оксидами и основаниями, составлять ионные уравнения с участием оснований.

Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с Таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.

                                                                         Ход урока

1 Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.(2 мин)

2 Проверка Д/з (п.39, в 5(п)).1 ученик у доски,1-проверяет,корректирует.(3 мин)

3 Актуализация знаний.(6 мин)

1)Что такое основания с точки зренияТЭД?

2)На какие группы классифицируют основания?

3)каковы общие  физические свойства оснований?

Демонстрация слайдов презентации(2-6)

Игра «крестики-нолики» 3 учеников у доски показывают  выигрышный путь: а)основные оксиды, б)растворимые основания, в)нерастворимые основания.

CuO

SO2

P2O3

Na2O

K2O

N2O5

BaO

CO2

SO3

                                 

NaOH

Cr(OH)3

Al(OH)3

Fe(OH)3

KOH

Fe(OH)2

Cu(OH)2

Mg(OH)2

Ba(OH)2

Ba(OH)2

KOH

Cu(OH)2

Ca(OH)2

Fe(OH)3

NaOH

Al(OH)3

Cr(OH)3

LiOH

4 Сообщение темы, цели урока. (ученики записывают дату, тему в тетрадь)(2 мин)

5  Изучение нового материала.Демонстрация слайдов презентации(7-14)(20 мин)

Какими способами можно получить основания?

А)активный металл+вода=щелочь +водород

Демонстрация видео опыта(взаимодействие натрия с водой).(сл 8; формат wmv 0,48 мин)

задание: написать уравнение данной реакции.

Б)основный оксид +вода= щелочь

В) щелочь +соль малоактивного  металла=нерастворимое основание +новая соль(сл 13  ; формат wmv 1,00мин)

После демонстрации слайдов нужна минутка отдыха!

Закрыли глаза, руки на колени, вдох, выдох, расслабление.

Принимаемся за работу!

Лабораторная работа «Получение  и химические свойства оснований»(сл 15)

Цель: изучить химические свойства оснований.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной  кислот, солей:меди(||),железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.

ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований»

В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую -  немного серной кислоты.Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах.ПОМНИТЕ! Осадки на ионы не распадаются!

Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей».

В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод.

Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот».

В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молек.  и ионных формах . ПОМНИТЕ!Вода является слабым  электролитом и записывается в виде молекулы!

Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей».

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия  и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.

После окончания работы – записать уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионных видах на доске.

Вывод:1)перечислить основные способы получения оснований.

              2)какими химическими свойствами обладают основания?

6 Закрепление и проверка усвоения знаний(5мин).

Выполнение заданий по карточкам - индивидуально, по вариантам- фронтально.

Варианты индивидуальных  заданий:  на«3»Закончите уравнения реакций; на «4» Закончите уравнения реакций, назовите продукты реакции; Закончите уравнения реакций, назовите продукты реакции, напишите ионные уравнения:1)NaOH+CuSO4=                       2)NaOH+ AlCl3=

3)Fe(OH)3=                                      4)KOH+ HNO3=

Фронтальная проверка: (демонстрация слайда 17)

7 Подведение итогов урока(3 мин).

Где можно применять полученные знания?

Демонстрация опыта по распознаванию кислот и щелочей с помощью индикаторов(учитель).

8 Информация о домашнем задании и его комментарий(3 мин)

Д/з  § 39, в 3,4(п)(слайд 18)

9 Рефлексия(1 мин).

Что нового узнали на этом уроке?

Какое настроение сложилось в ходе урока?

Понравился ли урок и ВАША работа на нем?



Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка.

Автор:  Калинина Валентина Петровна, учитель химии и биологии 2 квалификационной категории.

 ОУ : Муниципальное Образовательное Учреждение «Назиевская Средняя Общеобразовательная Школа».

 Населенный пункт: Ленинградская область, Кировский район, п. Назия.

Данная работа представляет собой разработку урока химии в 8 классе по теме: «Получение и химические свойства».

Тип урока: комбинированный (повторение ранее изученного и усвоение нового материала) с использованием ИКТ.

На урок отводится 1 ч ( 2й час в теме: «Основания», 6й час в теме :Теория электролитической диссоциации»)

Цель: Охарактеризовать способы получения  и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Задачи:

1)Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; умений физические и химические явления, свойства сложных веществ; продолжить развитие понятийного аппарата ,навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.

2) Развивающие:  развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; ключевых компетенций, развитие мыслительных операций; эмоциональной сферы; познавательной деятельности через использование эксперимента и ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.

3)Воспитательные: формирование  научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости  и аккуратности; профориентационное воспитание.

Способы достижения цели и задач:  использование фрагментов презентации, демонстрация опытов учителем, демонстрация видео опыта «Взаимодействие натрия с водой», химический эксперимент (работа в парах),работа у доски, индивидуальные карточки-задания для проверки усвоения полученных знаний, работа с учебником, таблицами.

Методы и приемы применения ИКТ: наглядно-иллюстративные ,использование демонстрации видео опыта, фрагментов презентации.

Использованные информационные ресурсы:

1) http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html

2) http://experiment.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13065

3) http://www.proshkolu.ru/org/116-138/file/655614/

4) http://ru.wikipedia.org/wiki/Основания

5)Химия (8-11класс)Виртуальная лаборатория.2CD-ROM Учебное электронное издание.2004,МарГТУ,Лаборатория систем мультимедиа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса «Химические свойства кислот и оснований»

Данный урок разработан для учителей, преподающих химию по программе О.С. Габриеляна....

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

План – конспект урока. Тема: «Химические свойства оснований»

1    Познакомить учащихся с химическими свойствами, общими для класса оснований.2    Дать понятие «Реакция нейтрализации»3     Изучить химические свой...

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...

Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"

Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....


 

Комментарии