Рабочая программа для 9 класса по химии
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Батаева Ирина Анатольевна

Рабочая программа для 9 класса по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 01

от «31» августа 2016 г.

Руководитель методического объединения

_______________ ( Л.Л. Шило)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

ГБОУ Школа № 1465

_______________ А.А. Волков

«____» _______________ 201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 1465

_______________ А.В. Луцишин

«____» _______________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) « Химия»

 9Б класс

2 часа в неделю (всего 68 часов)

Автор(ы)-составитель(и):

учитель __________ ( И.А. Батаева)

учитель __________ ( _______________ )

учитель __________ ( _______________ )

2016 / 2017 уч. г.

г. Москва

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Личностные:

а) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

б) учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

в) учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

г) осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

д) использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

е) приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

ж) учиться самостоятельно, выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

з) учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

и) выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

й) учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

к) использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

2. Метапредметные:

а) самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

б) выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

в) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

г) подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

д) работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

е) планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

ж) работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

з) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

и) в ходе представления проекта давать оценку его результатам.

к) самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

л) уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

м) давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

н) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебногоматериала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом, к понятию с большим объёмом.

о) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

п) создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,

р) преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

3. Предметные:

а) объяснять функции веществ в связи с их строением.

б) характеризовать химические реакции;

в) объяснять различные способы классификации химических реакций.

г) приводить примеры разных типов химических реакций.

д) использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

е) пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии.

ж) находить в природе общие свойства веществ и объяснять их;

з) характеризовать основные уровни организации химических веществ.

и) понимать роль химических процессов, протекающих в природе;

к) уметь проводить простейшие химические эксперименты.

л) характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

м) находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

н) объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

о) применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

II. Содержание учебного предмета (курса)

Тема 1. Электролитическая диссоциация и свойства электролитов      

   Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции  ионного обмена и условия их протекания. Свойства кислот, оснований и солей с точки зрения  теории электролитической диссоциации. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Понятие о гидролизе солей на примере карбоната натрия и хлорида алюминия. Вычисления по химическим уравнениям реакций с учетом избытка одного из реагирующих веществ .

Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД».

 

Тема 2 «Кислород и сера»

     Положение  кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода. Сера. Положение в ПСХЭ. Строение атома. Физические и химические свойства серы. Важнейшие соединения. Сероводород, сульфиды. Оксид серы (VI), серная кислота, их свойства. Определение сульфат-иона. Окислительные свойства концентр серной кислоты.  Понятие о скорости химич реакции. Катализаторы.  Принцип Ле Шателье  Расчеты по химическим уравнениям. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества и объема по известной массе, количеству вещества и объему одного из вступивших или получающихся веществ.

Практическая работа: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Тема 3 «Азот и фосфор»  

    Азот. Положение в ПСХЭ, строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота. Важнейшие соединения азота: аммиак, оксиды азота (II)  и (IV). Соли аммония. Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Нитраты. Фосфор, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Минеральные удобрения. Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Практическая работа:

  1. «Определение минеральных удобрений».
  2. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота».

Тема 4 «Углерод и кремний»    

   Углерод, положение в ПСХЭ, строение атома. Аллотропия. Адсорбция. Физические и химические свойства углерода. Основные соединения углерода: оксиды углерода  (II) и  (IV). Круговорот углерода в природе, значение соединений углерода в живой и неживой природе. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).  Кремневая кислота и её соли. Силикатная промышленность. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества ,содержащего примеси.

Практическая работа: «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Тема 5 «Общие свойства металлов»

    Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III  групп Периодической системы Д.И.Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Жесткость воды и способы её устранения. Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от неё. Понятие о металлургии. Сплавы железа – чугун и сталь, их применение.

Практическая работа:

  1. «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA –IIIA групп периодической системы химических элементов».  
  2. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах»

Органические соединения. Теория химического строения органических соединений. Понятие об изомерии. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7 «Углеводороды»  

     Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакции замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологическом ряде. Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакции присоединения). Применение непредельных углеводородов.  

Тема 8 «Спирты»    

Кислородсодержащие органические соединения, их классификация. Этанол – представитель класса «Спирты», его свойства,  применение. Понятие о многоатомных спиртах.

Демонстрации: Качественная реакция на многоатомные спирты.

Тема 9 «Карбоновые кислоты. Жиры»

Карбоновые кислоты. Свойства и применение карбоновых кислот. Биологически важные органические соединения. Жиры, нахождение в природе, свойства. Роль жиров в организме.

Демонстрации:

  1. Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой.
  2. Сравнение свойств мыла и СМС.
  3. Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Получение сложных жиров.

Тема 10 «Углеводы»  

Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Нахождение в природе, свойства, применение.

Лабораторная работа:  «Знакомство с образцами углеводов. Действие йода на крахмал».

Тема 11 «Белки. Полимеры»

Аминокислоты. Белки. Пищевая промышленность. Полимеры. Лекарства.

Лабораторная работа:  

  1. «Денатурация белков. Цветные реакции белков».
  2. «Знакомство с образцами природных и химических  полимеров».


III. Тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

К-во час

Лабораторная  

работа

Практическая

работа

Тема1. Электролитическая диссоциация и свойства электролитов  

   

1.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Л.р.№1: Испытание веществ и растворов на электрическую проводимость.

2

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Л.р.№2 « Реакции обмена между р-рами электролитов»

3

Свойства кислот, оснований и солей с точки зрения  ТЭД.

Д: Качественные реакции на некоторые катионы и анионы.

4

Окислительно-восстано-вительные реакции. Окисление и восстановление.

Д: Определение реакции среды растворов солей индикаторами.

5

Электролитическая диссоциация.

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД».

6

Контрольная работа № 1 по теме «ТЭД».

Тема 2. «Кислород и сера»

7

Положение  кислорода и серы в ПС, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация О2.

Л.р.№3 «Получение и свойства озона»

8

Сера. Положение в ПС. Строение атома. Физичес-кие и химические свойства серы. Важнейшие соединения серы: сульфиды, окси-ды, Месторождения серы и ее соединений.

Л.р.№4 «Ознакомление с образцами серы и её природных соединений».

Д: Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.

9

Сероводород, сульфиды.

Л.р.№5 «Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе»

10

Оксид серы (VI), серная кислота, их свойства. Определение сульфат-иона.

Л.р.№6 «Распознавание сульфат-ионов в растворе»

11

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

12

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа №2. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

13

Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.  Принцип Ле Шателье.

Д: Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирую-щих веществ. Разложение перо-ксида водорода в присутствии катализатора.

Тема 3. «Азот и фосфор»

14

Азот. Физические и химические свойства азота.

Д: Ознакомление с физическими свойствами азота.

15

Важнейшие соединения азота: аммиак, оксиды азота (II)  и (IV).

Д:  Получение аммиака и его обнаружение. Растворение аммиака в воде.

16

Соли аммония.

Л.р.№7 «Взаимодействие солей аммония со щелочами»

Д: Качественная реакция на р-ры солей аммония.

17

Азотная кислота.

18

Соли азотной кислоты. Нитраты.

19

Фосфор, строение атома, физи-ческие и химические свойства.

20

Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфор-ная кислота, фосфаты.

21

Минеральные удобрения.

Практическая работа №3 «Определение минеральных удобрений».

Тема 4. «Углерод и кремний»

22

Углерод, положение в ПСХЭ, строение атома. Аллотропия. Адсорбция. Физические и химические свойства углерода.

Л.р.№9 «Ознакомление с различными видами топлива».

Д: Поглощение углем растворенных веществ и газов.

23

Основные соединения углерода: оксиды углерода  (II) и  (IV). Круговорот углерода в природе, значение соединений углерода в живой и неживой природе.

Л.р.№10 «Качественная реакция на карбонат-ион».

Д:  Получение оксида углерода (IV) и его свойства. 

24

Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).  

25

Кремневая кислота и её соли.

Л. р.№11 «Ознакомление с образцами природных силикатов».

27

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

Тема 5. «Общие свойства металлов»

28

Положение металлов в ПСХЭ, особенности строения атомов и кристаллов. Характерные физические свойства металлов.

Д:  Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов

29

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

Л.р.№13 «Рассмотрение образцов металлов».

Л.р.№14Взаимодействие металлов с растворами солей».

30

Кальций, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция

Л.р.№15 «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция».

Д:  Взаимодействие натрия и кальция с водой. Качественная  реакция на ионы кальция и бария.

31

Понятие о жесткости воды и способы  их  устранения.

Л.р.№16«Ознакомление с природными соединениями кальция». 

32

Алюминий, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Месторождения алюминия.

Л.р.№17«Ознакомление с образцами алюминия и сплавов».

33

Железо, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Важнейшие соединения железа.

Л.р.№18«Получение Fe(OH)2 и взаимодействие его с кислотами».

Л.р.№19 «Получение Fe(OH)3 и взаимодействие  его с кислотами». 

34

Понятие о металлургии. Сплавы железа – чугун и сталь, их применение.

Д: «Ознакомление с образцами чугуна и стали».

35

Решение экспериментальных задач

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

36

Решение расчетных задач с учетом содержания примесей в исходном веществе.

37

Контрольная работа № 3

по теме «Металлы»

Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах»

38

Органические соединения. Теория химического строения органических соединений. Понятие об изомерии.

Тема 7 «Углеводороды»

39

Метан и этан – представители насыщенных углеводородов, их распространение в природе. Физические свойства метана. Понятие о гомологическом ряде.

Л.р.№20 « Изготовление моделей молекул углеводородов».

Л.р.№21  «Ознакомление с образцами нефтепродуктов».

40

Ненасыщенные углеводороды. Этилен, особенности строения, физические и химические свойства. Получение полиэтилена полимеризацией этилена.

Л.р.№22  «Этилен, его получение и свойства».

Д:  Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

41

Ацетилен, строение, получение, свойства и применение.

Л.р.№23  «Ацетилен, его получение и свойства».

Д:  Отношение ацетилена к бромной воде и KМnO4

42

Бензол, строение, свойства, применение. Генетическая связь между классами углеводородов.

Тема 8 «Спирты»

43

Этанол – представитель класса «Спирты», его свойства применение. Понятие о многоатомных спиртах.

Д:  Качественная реакция на многоатомные спирты.

Тема 9 «Карбоновые кислоты. Жиры»

44

Карбоновые кислоты. Свойства и применение карбоновых кислот.

Д:  Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой. 

45

Мыло как соль высших карбоновых кислот. СМС, их производство.

Д:  Сравнение свойств мыла и СМС.

46

Биологически важные органические соединения. Жиры.

Д:  Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Получение сложных жиров.

Тема 10 «Углеводы»  

47

Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза.

Л.р.№24 «Знакомство с образцами углеводов. Действие йода на крахмал».

Тема 11 «Белки. Полимеры»

48

Аминокислоты.

49

Белки. Пищевая промышленность.

Л.р.№25 «Денатурация белков. Цветные реакции белков».

50

Полимеры.

Л.р.№26 «Знакомство с образцами природных и химических  полимеров».

51

Лекарства.

52

Контрольная работа № 4 по теме «Органические вещества».

Контрольных работ  - 4

Практических работ  -4

Лабораторных работ - 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа 11 класса по химии.Базовый уровень.

Титульный лист.Пояснительная записка.Тематический план. Содержание.Календарно- тематическое планирование.требования. Литература....

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...