Рабочая программа для 10 класса по химии
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 класса по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 10 класса по химии | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла Протокол № 01 от «31» августа 2016 г. Руководитель методического объединения _______________ ( Л.Л. Шило) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.А. Волков «____» _______________ 201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.В. Луцишин «____» _______________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса) « Химия»
10Б класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор(ы)-составитель(и):
учитель __________ ( И.А. Батаева)
учитель __________ ( _______________ )
учитель __________ ( _______________ )
2016 / 2017 уч. г.
г. Москва
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные:
а) формирование чувства гордости за российскую химическую науку.
б) воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
в) подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
г) умение управлять своей познавательной деятельностью.
д) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
е) формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
а) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
б) использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
в) умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.
г) умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
д) умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
е) умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
ж) умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
з) умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
3. Предметные:
а) давать определения изученным понятиям.
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
в) описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции.
г) классифицировать изученные объекты и явления.
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.
е) делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
ж) структурировать изученный материал.
з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников.
и) моделировать строение простейших молекул органических веществ, кристаллов.
к) анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
л) проводить химический эксперимент.
м) оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
II. Содержание учебного предмета (курса)
Раздел 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (1ч)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.
Электронная природа химических связей в органических соединениях.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (17 ч)
Тема. Предельные углеводороды (алканы) (5ч)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенпроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема. Непредельные углеводороды (7 ч)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положение кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.
Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.
Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема. Природные источники углеводородов (1 ч)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепеработки.
Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч)
Тема. Спирты и фенолы (4 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая спиртов и фенола с углеводородами.
Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, при условии что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема. Альдегиды, карбоновые кислоты (1 ч)
Альдегиды. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение.
Тема Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.Жиры (5 ч)
Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема Углеводы (3 ч)
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема. Амины и аминокислоты (2 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Тема Белки (1 ч)
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).
Тема. Синтетические полимеры (3 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1 Теория строения органических веществ | 1 | |
1 | Вводный инструктаж по Т/Б. Органическая химия Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова | 1 |
Раздел 2 Углеводороды | 17 | |
Тема №1 Предельные углеводороды | 5 | |
2 | Электронное и пространственное строение алканов. Изомерия и номенклатура. | 1 |
3 | Физические и химические свойства алканов. Получение и применение алканов | 1 |
4 | Циклоалканы. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовым долям элементов. | 1 |
5 | ПР «КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕРОДА, ВОДОРОДА И ХЛОРА В ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ» Инструктаж по Т/Б | 1 |
6 | КР Предельные углеводороды | 1 |
Тема №2 Непредельные углеводороды | 7 | |
7 | Электронное и пространственное строение алкенов. Номенклатура и изомерия. | 1 |
8 | Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена. | 1 |
9 | Получение алкенов и их применение | 1 |
10 | ПР ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ. Инструктаж по Т/Б | 1 |
11 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. | 1 |
12 | Физические и химические свойства алкинов. | 1 |
13 | Получение и применение алкинов | 1 |
Тема №3 Ароматические углеводороды | 4 | |
14 | Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола | 1 |
15 | Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов | 1 |
16 | Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов | 1 |
17 | КР УГЛЕВОДОРОДЫ | 1 |
Тема №4 Природные источники углеводородов | 1 | |
18 | Природные источники углеводородов. Кокс. Нефть. Природный газ | 1 |
Раздел 3 Кислородсодержащие органические соединения | ||
Тема №5 Спирты и фенолы. Альдегиды. | 5 | |
19 | Предельные одноатомные спирты: строение, изомерия. Физические и химические свойства. Водородная связь. | 1 |
20 | Применение и получение спиртов. Губительное действие спиртов на организм | 1 |
21 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение | 1 |
22 | Фенол. Охрана окружающей среды от загрязнений фенолом | 1 |
23 | Альдегиды: строение, гомологический ряд, номенклатура, изомерия, свойства | 1 |
Тема №6 Карбоновые кислоты.Сложные эфиры. Жиры | 5 | |
24 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. | 1 |
25 | Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Способы получения. | 1 |
26 | ПОЛУЧЕНИЕ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЁ СВОЙСТВ. Инструктаж по Т/Б | 1 |
27 | Сложные эфиры. Жиры. | 1 |
28 | СПИРТЫ. ФЕНОЛ. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ. | 1 |
Тема №7 Углеводы | 3 | |
29 | Химические свойства и применение глюкозы. Сахароза. | 1 |
30 | Крахмал и целлюлоза: строение, свойства, применение | 1 |
31 | ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Инструктаж по Т/Б | 1 |
Раздел 4 Азотсодержащие органические соединения | 4 | |
Тема №8 Амины. Аминокислоты | 2 | |
32 | Амины. Анилин. | 1 |
33 | Аминокислоты — амфотерные органические соединения | 1 |
Тема №9 Белки | 1 | |
34 | Свойства белков, превращение белков в организме, биохимические функции | 1 |
Тема №10 Синтетические полимеры | 3 | |
35 | ВМС: основные понятия, классификация, основные способы получения, зависимость свойств от строения. Полиэтилен и полипропилен, синтетические каучуки и волокна | 1 |
36 | РАСПОЗНАВАНИЕ ПЛАСТМАСС И ВОЛОКОН Инструктаж по Т/Б | 1 |
37 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...
рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа 11 класса по химии.Базовый уровень.
Титульный лист.Пояснительная записка.Тематический план. Содержание.Календарно- тематическое планирование.требования. Литература....
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...