использование технологии проблемного обучения на уроках химии
статья по химии (11 класс)
рассматриваются основные приёмы технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ЗАЙЦЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ГБПОУ ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХИМИИ
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО КАК НИКОГДА, ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ОБРАЗОВАННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИ ГРАМОТНЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ, СПОСОБНЫХ СВОБОДНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРОЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЕМ ПРЕТВОРЯТЬ ИХ В ЖИЗНЬ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ: ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ, РАЗВИТОЕ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ГОТОВНОСТЬ К ПОСТЯННОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ, КОТОРОЕ НЕВОЗМОЖНО СФОРМИРОВАТЬ БЕЗ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
В СВОЕЙ РАБОТЕ СТАРАЮСЬ РАЗУМНО СОЧЕТАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ У ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАВИСИТ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТ МЕТОДИКИ ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО УМЕЛО БУДЕТ ПОСТРОЕНА УЧЕБНАЯ РАБОТА.
НАДО ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ НА УРОКАХ КАЖДЫЙ СТУДЕНТ РАБОТАЛ АКТИВНО И УВЛЕЧЁНО И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО КАК ОТПРАВНУЮ ТОЧКУ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ГЛУБОКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ОТСУТСТВУЕТ МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ, К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ СФОРМИРОВАНО МЫШЛЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ КАК С ТВОРЧЕСТВОМ, ТАК И С ВОСПРИЯТИЕМ ИНФОРМАЦИИ.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ-ЭТО ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СОЗДАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И ПРОИСХОДИТ ТВОРЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА. СУТЬ АКТИВНОСТИ, ДОСТИГАЕМОЙ ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО СТУДЕНТ ДОЛЖЕН АНАЛИЗИРОВАТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОПЕРИРОВАТЬ ИМ ТАК, ЧТОБЫ САМОМУ ПОЛУЧИТЬ ИЗ НЕГО НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ЭТО РАСШИРЕНИЕ, УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ ПОМОЩИ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ ИЛИ НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ .
ЦЕЛЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ КАК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ТАК И ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- УСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ АКТИВНОГО ПОИСКА И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
- ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОБЛЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ УСТАНОВЛЕНА ОПРЕДЕЛЁННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОДУКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
- СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ
- РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТПРАВНЫМ МОМЕНТОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, А ВОЗНИКШАЯ ПРИ ЭТОМ ПРОБЛЕМА И БУДЕТ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- ЭТО СОСТОЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ, КОТОРОЕ ТРЕБУЕТ ПОИСКА НОВЫХ ЗНАНИЙ И НОВЫХ СПОСОБОВ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ. СИТУАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО СОЗДАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
ПРИВЕДУ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
1. ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛИ СООБЩЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ НЕИЗВЕСТНЫ УЧАЩИМСЯ И ТРЕБУЮТ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОБУЖДАЮТ К ПОИСКУ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
НАПРИМЕР, ДЕМОНСТРИРУЮ АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ И ПРЕДЛАГАЮ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗМОЖНЫ.
2. НАХОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПУТИ РЕШЕНИЯ, КОГДА ЗАДАНЫ УСЛОВИЯ И КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ. НАПРИМЕР, РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЩЕСТВ В ТРЁХ ПРОБИРКАХ С НАИМЕНЬШИМ ЧИСЛОМ ПРОБ. НАХОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАДАННЫХ УСЛОВИЯХ. ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ НЕОБХОДИМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СПРАВОЧНИКОВ.
3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНОЙ ТЕОРИИ, А ЗАТЕМ ЕЁ ПРОВЕРКА.
ПРИМЕР. Я ЗАДАЮ ВОПРОС, БУДЕТ ЛИ УКСУСНАЯ КИСЛОТА, КАК КИСЛОТА ОРГАНИЧЕСКАЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ОБЩИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ? УЧАЩИЕСЯ ВЫСКАЗЫВАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, Я СТАВЛЮ ЭКСПЕРИМЕНТ И ДАЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВОДИМЫХ УРОКОВ СФОРМИРОВАЛАСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА У БОЛЬШИНСТВА СТУДЕНТОВ.
СЕРИЯ ПРОВЕДЁННЫХ ЗАНЯТИЙ БЛАГОПРИЯТНО СКАЗАЛАСЬ НА УРОВНЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, СМЯГЧИЛА ТРУДНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ- СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СТУДЕНТЫ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, ОВЛАДЕВАЮТ НОВЫМИ СПОСОБАМИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ, РАЗВИВАЮТ ПРОБЛЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
1.БОЯРИНЦЕВА Н.Н. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.-1993 №3
2. БУРНАШЕВ С.И. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
//БИОЛОГИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЕРВОМУ СЕНТЯБРЯ) 2002
3. ЛЕРНЕР ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.- М.,1974.
4. МАХМУТОВ М.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.- М., 1977
5. МАХМУТОВ М.И. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1975
6. МЕЛЬНИКОВА Е.Л. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // ШКОЛА, 2010
7. ПАЛАМАРЧУК В.Ф. ШКОЛА УЧИТ МЫСЛИТЬ. - М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29313.jpg)
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-98281-1352552592.jpg)
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467679-1407240683.png)
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672752-1443019659.jpg)
Использование технологий проблемного обучения на уроках химии
Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-745126-1453998101.jpg)
Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.» - считал Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...