Исследовательская работа
проект по химии на тему

Шумилова Надежда Викторовна

Факторы, влияющие на развитие косторезного промысла на Севере   на примере деятельности Холмогорской фабрики
резьбы по кости .

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon holmogorskaya_kostoreznaya_fabrika1.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факторы, влияющие на развитие косторезного промысла на Севере на примере деятельности Холмогорской фабрики резьбы по кости

Слайд 2

современным плачевным состоянием древнейшего северного промысла прекращением деятельности Холмогорской косторезной фабрики – предприятия с 80-летней историей Цель моей работы: определение возможностей восстановления деятельности Холмогорской косторезной фабрики и сохранения на Севере мастерства резьбы по кости Актуальность моего исследования вызвана:

Слайд 3

Задачи работы: Исследовать производственный процесс резьбы по кости. 2. Изучить историю холмогорского косторезного промысла. 3. Ознакомиться с деятельностью Холмогорской косторезной фабрики . 4. Проанализировать факторы , влияющие на развитие холмогорского косторезного промысла. 5. Определить возможности преодоления упадка промысла с учетом восстановления деятельности Холмогорской косторезной фабрики.

Слайд 4

Изучение процесса резьбы по кости мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича (школа народных ремесел Вл. Бурчевского) Исходный материал для резьбы: бивень мамонта, зуб кашалота, моржовая кость. Эти виды кости считаются дорогими (бивни мамонта - до 10 тыс. руб. за кг) Закупают у поставщиков кости через «Интернет». Для резьбы используют и трубчатую коровью кость (цевку). Это более дешевый и доступный материал, его закупают на мясокомбинатах. Бивень мамонта Моржовая кость Зуб кашалота

Слайд 5

Изучение процесса резьбы по кости мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича (школа народных ремесел Вл. Бурчевского) Процесс изготовления изделия из кости включает в себя следующие этапы : 1. создание эскиза (на бумаге); 2. распиловка кости; 3. шлифование (шкурят пластину); 4. нанесение рисунка ; 5. резьба по кости; 6. для некоторых видов изделий: склеивание частей , нанесение цветного рисунка (рисунок наносится масляными красками, сваренными с воском). 6. полирование . мастер-косторез Копылов Андрей Борисович со своим учеником Коржевым Дмитрием

Слайд 6

Изучение процесса резьбы по кости мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича (школа народных ремесел Вл. Бурчевского) В мастерской у мастера–костореза имеются такие инструменты: Циркулярная пила Шлифовальный станок Полировочный станок Бормашины разной мощности Мелкие инструменты

Слайд 7

Изучение процесса резьбы по кости помещение (можно небольшое) с необходимыми условиями (отопление, свет, вода) обязательно должна быть система вытяжки и вентиляции (при обработке кости появляется мелкая пыль, которая оседает в помещении) станки и инструменты ; - запасы кости . Изучив процесс резьбы по кости, я сделал вывод, что для работы мастера-костореза необходимо :

Слайд 8

История промысла Много материала для резьбы – огромные запасы моржовых клыков, мамонтовых бивней на Берегах Северной Двины и Белого моря, простая трубчатая коровья кость. Своя техника обработки кости и своя тематика, связанная с северной природой, охотой и рыбной ловлей. Возможность продажи готовых изделий иноземным торговцам в Архангельске. Вывоз продукции местными мореходами по Белому морю в другие страны Почему промысел резьбы по кости возник у нас на Севере:

Слайд 9

15-16 век Изделия: предметы быта (гребни, ложки, украшения и т.д.) церковная утварь, иконы. Церковь – главный и богатый покупатель В Гостиных Дворах Архангельска можно увидеть старинные церковные книги, иконы и церковную утварь, украшенную холмогорской резьбой по кости. Мастера: Много неизвестных мастеров-резчиков. История промысла

Слайд 10

17 век Местный «гребенной мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате по реставрации старинного костяного трона царя Ивана Грозного, изготовленного в 15-м веке греческими мастерами. А это говорит о том, что, мастерство холмогорских резчиков было по своему уровню не ниже греческого. Братья Шешенины впоследствии стали лучшими косторезами Оружейной палаты . История промысла Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках в архивных документах

Слайд 11

18 век В период посещения Холмогор Петр I сам научился резать по кости. Костяные изделия вошли в моду в новой столице – Санкт-Петербурге. Торговые суда, ходившие из Санкт-Петербурга, обеспечивали поставку искусных поделок в Европу Растет спрос на изделия холмогорских мастеров. На первый план выдвигается их художественная сторона, а практическое использование стоит на втором плане. Расширяется ассортимент костяных изделий. К традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные комодики, подставки под часы и пластины с портретами. Холмогорские мастера: Дудин, Верещагин, Головин, Бобрецов. История промысла Эпоха Петра I и Екатерины II – период наивысшего расцвета резьбы по кости в Холмогорах.

Слайд 12

19 век Для этого периода характерны изделия, необходимые для повседневной жизни. Основные потребители: мелкое чиновничество, иностранные моряки, крестьянское население. Мелкие, недорогие изделия не приносят большого дохода мастерам. История промысла Сменилась мода, предметы роскоши из кости не востребованы во дворцах

Слайд 13

Упадок промысла характеризуется резким сокращением количества мастеров. История промысла К концу 19-го века искусство резьбы по кости на Севере подошло к полному угасанию Максимов, Бобрецов и Перепелкин.

Слайд 14

В конце 19-го века (1885 год) по указу Великого Князя Владимира Александровича открыты первые курсы обучения резьбе по кости. Руководитель училища - мастер Максим Иванович Перепелкин. В 1933 году - организована косторезная артель – так началась история Холмогорской косторезной фабрики. Мастерами ее являлись учащиеся школы художественной резьбы по кости. В 1948 году построено производственное здание фабрики. Председателем и художником артели работал, вернувшийся с фронта, Федор Николаевич Гурьев. История косторезной фабрики Для повышения мастерства, сохранения косторезного промысла поморов и организации ученичества

Слайд 15

финансовая поддержка государства (СССР) фабрика стабильно работает фабричное производство мелкой продукции стабильный покупательский спрос изготовление уникальных произведений для музейных коллекций, крупных художественных выставок косторезная школа готовит новых мастеров . История косторезной фабрики 1930-1980 годы – период экономической стабильности Наиболее распространены изделия: броши, серьги, подвески, закладки, ножи для разрезания бумаги, северные русские сувениры.

Слайд 16

История косторезной фабрики 90 годы – начало 2000-х : выживание в сложное время нездоровая финансово-экономическая ситуация в стране разгосударствление - государственная фабрика стала акционерным обществом у населения сложности с финансами костяные изделия перестали пользоваться спросом, плохая продажа продукции нет поддержки государства банкротство фабрики 2005 год

Слайд 17

История косторезной фабрики Проблемы сегодняшнего дня Деревянное здание фабрики, в котором раньше располагались мастерские, признано аварийным, там нет отопления. Другого помещения на данный момент нет.

Слайд 18

История косторезной фабрики Проблемы сегодняшнего дня Для подъёма промысла не хватает мастеров . Сейчас в селе Ломоносово резьбой по кости занимаются не более 20 мастеров . Это мастера Зачиняев Н.И., Маклакова И.И., Осипов Вл., Буторин М., Лялин Н., семьи Лысовых, Шубных и др. Все мастера сейчас – индивидуальные предприниматели, работают дома . В опустевшей фабрике станки ждут мастеров

Слайд 19

История косторезной фабрики Проблемы сегодняшнего дня проблема со сбытом изделий заказчики не понимают эксклюзивности изделий, диктуют мастерам свои условия, из-за которых теряется искусство промысла и традиции Эксклюзивные авторские работы мастера Маклаковой И.И.

Слайд 20

История косторезной фабрики Проблемы сегодняшнего дня нет молодых кадров. в косторезной школе сегодня учатся 12 учеников. ветхое здание косторезной школы

Слайд 21

Анализ факторов, влияющих на развитие холмогорского косторезного промысла Сильные стороны: - наличие сырья (кости) - талантливые мастера - возможность подготовки новых мастеров - эксклюзивность изделий (ручная работа) - высокое качество - экологически чистые изделия Слабые стороны: - отсутствие системы продвижения изделий (только личные продажи посредством «сарафанного радио») - несовершенное старое оборудование , отсутствие специального помещения Возможности: - поиск инвесторов ( в т.ч. и государство) - обустройство цехов, здания фабрики - наладить продвижение продукции (реклама, выставки) - изучение спроса на изделия (консультации стилистов, отслеживать движение в моде) Угрозы: - сложности поиска инвестора - старые мастера (устаревшие представления о моде , потребностях потребителя) - нежелание молодежи осваивать данное ремесло

Слайд 22

Анализ факторов, влияющих на развитие холмогорского косторезного промысла Изучив историю развития и косторезного промысла, и Холмогорской косторезной фабрики, я сделал вывод : Наибольшее влияние на развитие промысла оказывает спрос на продукцию мастеров-косторезов:

Слайд 23

Исследование покупательского спроса Приступая к определению возможностей восстановления косторезной фабрики, необходимо определить, есть ли в настоящее время спрос на продукцию мастеров-косторезов? Таким образом, в настоящее время есть спрос на продукцию мастеров-косторезов, а значит, есть предпосылки для восстановления Холмогорской косторезной фабрики. Проведено исследование в городе Архангельске (магазин «Художественный салон»): Изделия из кости хорошо раскупаются . Спрос на изделия стабильный , увеличивается в предпраздничные дни. Покупатели – люди разных возрастов , от 22 до 70 лет. Пользуются покупательским спросом, как дорогие изделия из кости мамонта (цена от 3 до 6 тыс. руб.), так и более дешевые изделия из коровьей кости (цена от 1 до 2 тысяч рублей). Покупают изделия различного ассортимента : и украшения, и предметы интерьера (фигурки, иконы), и другие вещи (ручки, ножи). Так же в ходе бесед с мастерами-косторезами выяснилось, что к ним обращаются заказчики изделий из Москвы, Санкт-Петербурга.

Слайд 24

Возможные меры по восстановлению фабрики Развитие промысла как бренда Архангельской области при поддержке государства Подготовка молодых кадров, сохранение династий Наладить сбыт продукции (реклама изделий) Строительство нового здания фабрики и косторезной школы Восстановление производства на косторезной фабрике в с. Ломоносово

Слайд 25

Меры по восстановлению фабрики Поддержка государства Продавая изделия народных промыслов, невозможно добиться быстрой прибыли . Все изделия изготавливаются вручную . Поэтому, такое производство государство не должно оставлять в стороне . Необходима государственная финансовая поддержка промысла, который может стать брендом Архангельской области .

Слайд 26

Меры по восстановлению фабрики Строительство нового здания фабрики и косторезной школы Необходимо достроить здание художественно профессионального училища резьбы по кости, начатое в 2011 году. По проекту в новом здании будут оборудованы новые мастерские и местным косторезам предложат профессиональные помещения . Новая фабрика соберет мастеров-пенсионеров и даст возможность работы выпускникам училища .

Слайд 27

Меры по восстановлению фабрики Подготовка и сохранение кадров Необходимо подготовить новые кадры, мастерам передать свои знания и умения молодому поколению. Кость материал особый , и к нему нужен соответствующий подход , его передают опытные мастера детям и внукам Знаменитая династия Буториных

Слайд 28

Меры по восстановлению фабрики Создание фирменных магазинов с выходом на рынок других регионов, Участие в (выставках, ярмарках, аукционах), реклама продукции (создание каталогов, размещение рекламы в печати на телевидении и радио, в сети «Интернет» ). Налаживание реализации продукции

Слайд 29

Заключение - мастерам-косторезам в их деятельности необходимо подготовленное помещение , инструменты, а также возможность реализовать свою продукцию , чтобы получить доход . - доходы , получаемые от реализации изделий из кости влияют на количество работающих мастеров : чем выше доходы, тем больше количество мастеров. - количество мастеров-косторезов определяет состояние промысла резьбы по кости: если мастеров мало – промысел приходит в упадок. Поскольку холмогорская художественная резьба по кости – это народный промысел , часть нашего культурного наследия, его необходимо сохранять и поддерживать. Решить вопрос сохранения промысла возможно посредством восстановления деятельности холмогорской фабрики резьбы по кости.

Слайд 30

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...