Мастер - класс "Исследование качества воды"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Инструкция по проведения тест - анализа воды
1. Определение запаха.
В пробирку налейте исследуемую воду, прикройте стеклышком.
Осторожно взболтайте. Затем, сдвинув с пробирки стеклышко, определите
запах, поднося пробирку к носу на 5-7 см. Интенсивность запаха определите
в баллах:
0 - не ощущается; 3 - заметный;
1 - очень слабый; 4 - отчетливый;
2 - слабый; 5 - очень сильный.
2. Наличие хлорид-ионов
Несколько капель нитрата серебра капните в пробирку с водой и взболтайте. Если вода помутнела, следовательно, есть хлорид-ионы.
З.Наличие органических веществ
Возьмите чистую пробирку, налейте исследуемую воду. Капните каплю марганцовки, если окраска исчезла, следовательно, присутствуют органические вещества.
4. Определение жесткости.
На стеклышко капните каплю исследуемой воды и нагрейте в пламени спиртовки до полного испарения воды. Если на стекле остался след, то вода жесткая. По степени осадка определите степень жесткости (жесткая - не жесткая).
По данным ваших исследований сделайте общий вывод: пригодна ли ваша вода для питья.
Результаты исследований.
1. Запах—
2. Наличие хлорид - ионов————-
3. Наличие органических веществ-----
4. Жёсткость воды————————
Стандартные нормы качества питьевой воды.
1.3апах ———— не более 2 баллов (незначительный)
2.Содержание хлорид - ионов——— нет
3.Содержание органических веществ————— нет
4. Жёсткость —————— нет
Главным инструментом, способностью человека является умение исследовать окружающий мир. Новые знания можно получать в готовом виде, а можно и самому открыть что-то ранее неизвестное. Именно такие знания являются наиболее прочными и глубокими и зачастую запоминаются на всю жизнь. Уроки химии вспоминаются чаще всего непонятными формулами и значками. Спросив у любого взрослого, что он помнит из химии, мы услышим аш два о или аш два эс о четыре,,в лучшем случае це два аш пять о аш. Однако, несомненно, каждый скажет: мы что-то смешивали, взрывали. То есть эксперимент – очень важная часть в процессе преподавания химии. Но такой эксперимент, в котором ученику заранее не известен результат, к которому он должен прийти сам, сделать собственные умозаключения, всегда вызывает повышенный интерес. Роль учителя здесь – поставить перед учеником проблему, дать совет, разъяснить правила техники безопасности. Практически любая подобная исследовательская работа проявляет интерес к предмету, а иногда даже оказывает влияние на профессиональный выбор. Помимо образовательного аспекта Н-И деятельность представляет собой форму контакта учащихся с окружающей средой, является частью экологического образования.
В течение четырех лет работы в школе, мы с детьми занимаемся Н-И работой. Наши результаты позволяют говорить о следующем: не обязательно применять для исследования какие-то сверхновые технологии, сложные схемы, материалы, недоступные для обычного школьника. Порой абсолютно простые опыты вызывают интерес и имеют практическую значимость. Виды исследовательской работы разнообразны (доклад, реферат, презентации, модели), но в настоящее время они полностью заимствуются детьми из интернета. У учащихся отсутствует интерес, мышление и вообще какая-либо учебная деятельность. Поэтому в рамках изучения химии наиболее приемлем метод самостоятельного ученического эксперимента.
Сегодня вам предлагается стать участником простейшей научно – исследовательской работы «Анализ качества воды». Такой эксперимент можно проводить не только на уроках химии, но и в начальной школе. Простейшие опыты не требуют глубокого знания химии, но позволяют сделать собственные открытия и сделать выводы. Также при проведении этого эксперимента применяется работа в группах, когда класс можно поделить на несколько групп, с заданиями разного уровня сложности. Некоторые эксперименты могут провести даже очень «слабые» учащиеся. После этого каждая группа докладывает о результатах и выводах. Путем совместного обсуждения приходим к общему выводу: Пригодна ли такая вода для питья?
Также после проведения эксперимента можно предложить ученикам придумать и решить задачи, используя таблицу ПДК.
Таблица 1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых ионов в питьевой воде | |
Ион | ПДК, г/м3 |
Катион алюминия | 0,2 |
Катион железа | 0,2 |
Катион меди | 0,01 |
Катион ртути | 0,01 |
Катион цинка | 0,01 |
Нитрат-ион | 0,5 |
Сульфат-ион | 20 |
Хлорид-ион | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации "Зимний сад","Экологическая тропа"Кедровая","Мониторинг качества воды в оз. Светлое"
Презентации-иллюстрации работы экологической группы после изучения элективного курса "Экология растений" (6 кл)Эти работы можно использовать на уроках экологии, ОРР для иллюстрации проектно или исслед...
Конспект урока "Исследование качества воды"
В данном конспекте представлен план урока-исследования на тему "Исследование качества воды" с использованием материаллов районного и регионального масштаба Республики Коми. К уроку прилагается презета...
Презентация к уроку "Исследование качества воды".
Содержание презетации рассматривается как сопроводительный материал к уроку "Исследование качества воды". Презентация содержит видоесюжеты. В случае, если видоесюжеты не проигрываются (объем загрузки ...
мастер-класс методы оценки качества воды
мастер-класс методы оценки качества воды...
Практическая работа по теме "Изучение качества воды"
Материал содержит теоретическую и практическую части для исследования качества воды....
Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"
Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района....
Агитбригада Качество воды - качество жизни
Материал может быть использован для подготовки агитбригады, линейки на тему Берегите воду....