Мастер - класс "Исследование качества воды"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Зоткова Юлия Анатольевна

материал для открытого урока по химии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция по проведения тест - анализа  воды

1. Определение запаха.

В пробирку налейте исследуемую воду, прикройте стеклышком.
Осторожно взболтайте. Затем, сдвинув с пробирки стеклышко, определите
запах, поднося пробирку к носу на 5-7 см. Интенсивность запаха определите
в баллах:
0        -        не ощущается;        3        -        заметный;

1        -        очень слабый;        4       -        отчетливый;

2        -        слабый;        5        -        очень сильный.

2. Наличие хлорид-ионов

Несколько капель нитрата серебра капните в пробирку с водой и взболтайте. Если вода помутнела, следовательно, есть хлорид-ионы.

З.Наличие органических веществ

Возьмите чистую пробирку, налейте исследуемую воду. Капните каплю марганцовки, если окраска исчезла, следовательно, присутствуют органические вещества.

4. Определение жесткости.

На стеклышко капните каплю исследуемой воды и нагрейте в пламени спиртовки до полного испарения воды. Если на стекле остался след, то вода жесткая. По степени осадка определите степень жесткости (жесткая - не жесткая).

По данным ваших исследований сделайте общий вывод: пригодна ли ваша вода для питья.

Результаты исследований.

1. Запах—

2. Наличие хлорид - ионов————-

3. Наличие органических веществ-----

4. Жёсткость воды————————

Стандартные нормы качества питьевой воды.

1.3апах ————  не более 2 баллов (незначительный)

2.Содержание хлорид - ионов——— нет

3.Содержание органических веществ————— нет

4. Жёсткость —————— нет

Главным инструментом, способностью человека является умение исследовать окружающий мир. Новые знания можно получать в готовом виде, а можно и самому открыть что-то ранее неизвестное. Именно такие знания являются наиболее прочными и глубокими и зачастую запоминаются на всю жизнь. Уроки химии вспоминаются чаще всего непонятными формулами и значками. Спросив у любого взрослого, что он помнит из химии, мы услышим аш два о или аш два эс о четыре,,в лучшем случае це два аш пять о аш. Однако, несомненно, каждый скажет: мы что-то смешивали, взрывали. То есть эксперимент – очень важная часть в процессе преподавания химии. Но такой эксперимент, в котором ученику заранее не известен результат, к которому он должен прийти сам, сделать собственные умозаключения, всегда вызывает повышенный интерес. Роль учителя здесь – поставить перед учеником проблему, дать совет, разъяснить правила техники безопасности. Практически любая подобная исследовательская работа проявляет интерес к предмету, а иногда даже оказывает влияние на профессиональный выбор. Помимо образовательного аспекта Н-И деятельность представляет собой форму контакта учащихся с окружающей средой, является частью экологического образования.

В течение четырех лет работы в школе, мы с детьми занимаемся Н-И работой. Наши результаты позволяют говорить о следующем: не обязательно применять для исследования какие-то сверхновые технологии, сложные схемы, материалы, недоступные для обычного школьника. Порой абсолютно простые опыты вызывают интерес и имеют практическую значимость. Виды исследовательской работы разнообразны (доклад, реферат, презентации, модели), но в настоящее время они полностью заимствуются детьми из интернета. У учащихся отсутствует интерес, мышление и вообще какая-либо учебная деятельность. Поэтому в рамках изучения химии наиболее приемлем метод самостоятельного ученического эксперимента.

Сегодня вам предлагается стать участником простейшей научно – исследовательской работы «Анализ качества воды». Такой эксперимент можно проводить не только на уроках химии, но и в начальной школе. Простейшие опыты не требуют глубокого знания химии, но позволяют сделать собственные открытия и сделать выводы. Также при проведении этого эксперимента применяется работа в группах, когда класс можно поделить на несколько групп, с заданиями разного уровня сложности. Некоторые эксперименты могут провести даже очень «слабые» учащиеся. После этого каждая группа докладывает о результатах и выводах. Путем совместного обсуждения приходим к общему выводу: Пригодна ли такая вода для питья?

Также после проведения эксперимента можно предложить ученикам придумать и решить задачи, используя таблицу ПДК.

Таблица 1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых ионов в питьевой воде

Ион

ПДК, г/м3

Катион алюминия

0,2

Катион железа

0,2

Катион меди

0,01

Катион ртути

0,01

Катион цинка

0,01

Нитрат-ион

0,5

Сульфат-ион

20

Хлорид-ион

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации "Зимний сад","Экологическая тропа"Кедровая","Мониторинг качества воды в оз. Светлое"

Презентации-иллюстрации работы экологической группы после изучения элективного курса "Экология растений" (6 кл)Эти работы можно использовать на уроках экологии, ОРР для иллюстрации проектно или исслед...

Конспект урока "Исследование качества воды"

В данном конспекте представлен план урока-исследования на тему "Исследование качества воды" с использованием материаллов районного и регионального масштаба Республики Коми. К уроку прилагается презета...

Презентация к уроку "Исследование качества воды".

Содержание презетации рассматривается как сопроводительный материал к уроку "Исследование качества воды". Презентация содержит видоесюжеты. В случае, если видоесюжеты не проигрываются (объем загрузки ...

мастер-класс методы оценки качества воды

мастер-класс методы оценки качества воды...

Практическая работа по теме "Изучение качества воды"

Материал содержит теоретическую и практическую части для исследования качества воды....

Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"

Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района....

Агитбригада Качество воды - качество жизни

Материал может быть использован для подготовки агитбригады, линейки на тему Берегите воду....