Проектная деятельность в школе
методическая разработка по химии на тему

Лисаченко Юлия Сергеевна

презентация к выступлению на педсовете по теме "Проектная деятельность в школе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная и исследовательская деятельность школьников при обучении химии 1 МАОУ «Гимназия им.Н.В . Пушкова» Учитель химии Лисаченко Ю.С. 18 ноября 2015г

Слайд 2

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» 2

Слайд 3

связь проекта с учебными темами (на уроке ) использование проектной деятельности во внеклассной работе ( внеурочная деятельность) 3 Два подхода к реализации проектной деятельности при обучении химии

Слайд 4

в проекте должна быть решена проблема; проведена исследовательская работа; проект выполняется самостоятельно учащимися, а учитель выполняет роль консультанта; результаты проекта должны иметь практическую значимость; в конце проекта необходимо провести анализ, сделать выводы по достижению цели, решению задач, ключевой проблемы проекта. 4 Требования, предъявляемые к проектам

Слайд 5

- история развития химии, - химическое производство, - химия в быту, - химия и здоровье, - жизнь и деятельность великих химиков, - химия и экология и т.д. 5 Примерные темы учебных проектов

Слайд 6

6 Основные этапы работы над проектом

Слайд 7

7 Проект «МАГИЯ ЦВЕТА» Тип проекта: Исследовательский, межпредметный ( химия, физика,биология,МХК ), информационный, групповой, долгосрочный. Исходная проблема: «Что такое цвет ?» Вопросы к теме проекта: Какого цвета бывают вещества? Что определяет их цвет? Что такое краски? Какие краски используют для создания художественных произведений? Красители синтетические и натуральные, области их использования Цвет и свет в искусстве (правильная подсветка театральной сцены) Задачи проекта: изучить окрашенные и бесцветные вещества, установить причину окрашивания веществ, изучить состав минеральных и синтетических красителей, получить некоторые из них, сформировать представление о длинах световых волн, уяснить, какой свет называют белым и почему, изучить правила создания театральной подсветки сцены и использовать их при постановке школьного спектакля (при защите проекта).

Слайд 8

проектная работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии , уроки проходят более оживлённо, увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена, появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, как результат проделанной работы. 8 Выводы



Предварительный просмотр:

Лисаченко Ю.С.

Учитель химии МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

 «Проектная и исследовательская деятельность школьников при обучении химии»

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» 

(Фундаментальное ядро содержания общего образования)

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы  над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников

Одна из приоритетных задач современной школы – создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Для меня, как для учителя химии, широкие возможности предоставляет введение в процесс обучения проектной и исследовательской деятельности, что в свою очередь позволяет ответить на вечные учительские вопросы: как вызвать интерес к учебе? Как повысить мотивацию? Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

Сейчас во многих школах проектная деятельность учащихся занимает значительное место в расписании дополнительного образования. Все это говорит о готовности современной школы к применению проектов в обучении, однако серьезных методических исследований их внедрения в школьную практику все еще очень мало. Тем не менее, уже накопленный опыт позволяет говорить об учебных проектах, как о мощном методе в арсенале учителя химии.

Сегодняшний  выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной.

Метод проектов  предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, форм и методов учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей  и при изучении материала  различной степени сложности.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проекта с учебными темами (на уроке);

2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Химия – одна из сложных наук. Главная идея проектной деятельности – развить в ходе работы над проектом устанавливаемые в обучении химии межпредметные связи. Целью обучения при этом становится не формирование суммы знаний, а формирование умений приобретать эти знания. Очевидно, что при реализации метода проектов изменяются роль и место учителя в учебном процессе. Из «источника знаний» учитель превращается в организатора познавательной деятельности, консультанта и единомышленника учащегося.

Для организации проектной деятельности школьников большие возможности предоставляет внеклассная работа по химии. Это связано с тем, что занятия такого рода, как правило, подчинены индивидуальным потребностям учащихся. На них школьники менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками урока. Поэтому именно на занятиях кружка или факультатива возможно сотворчество ученика и учителя, приводящее к новому общественно значимому результату.

Работу над проектом следует начинать со знакомства с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна быть решена проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися, а учитель выполняет роль консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо провести анализ, сделать выводы по достижению цели, решению задач, ключевой проблемы проекта.

Для выбора темы проекта я задаю учащимся примерные направления: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д.

 Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии (8-11 класс).

Говоря о сроках исполнения проектов, считаю, что оптимально работа над проектом должна  продолжаться от одного до трех месяцев. При более длительном исполнении может утратиться интерес к проекту.

Особо хочется отметить особенности формирования исследовательских групп учащихся, в случае, если проект считается групповым. Большинство авторов советую проводить работу с мини-бригадами от 2-5 человек, объединенных на принципах взаимной симпатии и осуществляющих самостоятельное распределение обязанностей внутри бригады. В каждой группе необходимо выделить организатора, лидера, редактора.

В качестве примера приведу разработку учебного проекта по химии, предлагаемого для реализации среди старшеклассников (10-11 класс).

Проект «Магия цвета»

Тип проекта: Исследовательский, межпредметный

 ( химия, физика, МХК),  информационный, групповой, долгосрочный.

Исходная проблема:  «Что такое цвет ?»

Вопросы к теме проекта:

 Какого цвета бывают вещества? Что определяет их цвет?

Что такое краски? Какие краски используют для создания художественных произведений?

Красители синтетические и натуральные, области их использования

Цвет и свет в искусстве (правильная подсветка театральной сцены)

Задачи проекта: изучить окрашенные и бесцветные вещества, установить причину окрашивания веществ, изучить состав минеральных и синтетических красителей, получить некоторые из них, сформировать представление о длинах световых волн, уяснить, какой свет называют белым и почему, изучить правила создания театральной подсветки сцены и использовать их при постановке школьного спектакля (при защите проекта).

 Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать следующие выводы:

- проектная работа стимулирует  внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,  

-  уроки проходят более оживлённо,  

-  увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,

 - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, как результат проделанной работы.

 У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

 Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе, области.

 Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.



Предварительный просмотр:

Структура школьного проекта

1.Тема проекта

- актуальность выбранной темы

- практическая значимость

2.Цель и задачи проекта, постановка проблемы

( если проект исследовательский, выдвигается предположение, которое в дальнейшем либо подтверждается, либо опровергается)

3.Организация проектной деятельности

- план реализации проекта (планирование)

- выбор источников информации

- определение методов исследования, адекватных теме проекта

(основные инструменты – наблюдения, эксперименты, опыты, опросы, интервью)

4. Литературный обзор выбранных источников информации. Высказывание собственной точки зрения по теме проекта.

5. Выполнение исследовательской (экспериментальной) части проекта

- моделирование

- решение промежуточных задач

  1. Обработка и обсуждение полученных результатов

- анализ и аргументация результатов, полученных в ходе выполнения экспериментальной части проекта,

- формулирование выводов, оценка практической значимости,

- соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачи проекта, подтверждение или опровержение гипотезы.

7. Оформление отчета об исследовании

Рекомендации по оформлению отчета о работе

Отчет о проделанной работе должен содержать:

1.Титульный лист

На титульном листе должна быть отражена следующая информация:

- образовательная организация, на базе которой выполнена работа;

-название секции, на которой представлена работа; тема проекта;

-автор работы (ФИО), класс;

-научный руководитель (ФИО, должность, ученая степень);

-город;

-год оформления отчета о работе.

2. Содержание

Располагается на отдельном листе, где указываются разделы отчета и страницы, соответствующие разделу.

3. Введение

Содержит обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели проекта. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач.

4. Литературный обзор

В литературном обзоре проводится анализ литературных источников, который должен показывать уровень понимания автором темы проекта, правильность постановки цели. При оформлении литературного обзора необходимо соблюдать правила цитирования.

5. Материалы и методы исследования

В данном разделе приводятся сведения, которые позволят другим исследователям повторить проделанную работу.

6. Ход работы

Данный раздел отображает собственную практическую работу автора.

7. Анализ полученных результатов

Автор дает собственную оценку полученных результатов, объясняет их совпадение или отсутствие совпадения с литературными данными, делает подтверждение или опровержение первоначальной гипотезы. В данном разделе можно указать направления, по которым следовало бы продолжить работу.

8 .Выводы

Краткий список из нескольких предложений (3-5шт), отражающих анализ результатов работы в краткой форме.

9. Список литературы

Оформляется согласно ГОСТу, содержит те информационные источники, на которые автор ссылается в своей работе.

Текст отчёта о работе:

  • начертание шрифта – Times New Roman, кегль – 14;
  • междустрочный интервал – 1,5 строки;
  • поля страницы сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см, отступ первой строки абзаца – 1 см;
  • нумерация страниц обязательна, на титульном листе номер страницы не ставится;
  • выравнивание текста – по ширине страницы;
  • в тексте необходимо установить функцию переноса слов;
  • используемые варианты выделений в тексте должны быть единообразными на протяжении всего текста.

При защите проектных работ члены жюри будут оценивать:

  • Общая структура работы (обоснование темы с целью и задачами, литературный обзор, методы и методики выполнения работы, описание хода работы, результаты, выводы и заключение)
  • Полнота изложения всех разделов работы, четкость и наглядность представления, иллюстрирования
  • Соответствие качества и объема представленного материала цели и задачам работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Проектная деятельность в школе

О зарождении метода проектов и о его роли в сегодняшнем образовании...

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...