Окислительно-восстановительные реакции: материалы для закрепления и углубления знаний учащихся
учебно-методический материал по химии (11 класс)
Цель настоящего материала состоит в том, чтобы помочь учащимся более качественно подготовиться к ЕГЭ, усвоить учебный материал раздела «Окислительно-восстановительные процессы», закрепить и углубить их знания при изучении теоретических и практических основ этого раздела, позволить определить степень усвоения учащимися знаний его теории и методов.
Окислительно-восстановительные реакции являются одним из самых сложных для усвоения разделов в неорганической и органической и химии.
В данном материале рассматривается оксилительно-восстановительный процесс с точки зрения методов электронного баланса и полуреакций, а также с позиции органической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovr_dlya_sayta.docx | 96.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Метод электронного баланса
Изменение степени окисления элементов при окислительно – восстановительных реакциях обусловлено распространением электронов между окислителем и восстановителем. При этом число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. Метод электронного баланса основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных и конечных веществах, для чего составляют электронные уравнения и на их основе вычисляют коэффициенты.
Пример 1. Окислительно – восстановительная реакция идет по схеме:
Подберите коэффициенты в уравнении методом электронного баланса.
Решение. Прежде всего поставим степени окисления для атомов тех элементов, которые ее изменили, после чего схема принимает вид:
Сера отдает электроны и повышает степень окисления от -2 до 0. Сероводород – восстановитель. Марганец присоединяет 5 электронов, понижая степень окисления от +7 до +2. Перманганат калия – окислитель. Составляем электронные уравнения для процессов окисления и восстановления и находим коэффициенты при окислителе и восстановителе, помня о том, что число отданных электронов должно быть равно числу принятых:
| | 2 процесс восстановления
восстановитель | | 5 процесс окисление
Кроме окислителя и восстановителя в реакции участвует серная кислота, которая образует сульфаты марганца и калия.
Подставляем найденные коэффициенты сначала при окислителе и восстановителе, а затем – при остальных веществах. Полное уравнение принимает вид:
Для проверки правильности составленного уравнения подсчитываем число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения.
Пример 2. Окисление меди азотной кислотой протекает по схеме:
Из которой видно, что окислитель – азотная кислота – выполняет одновременно функцию солеобразователя.
Решение. По методы электронного баланса:
| | 3 окисление
окислитель | | 2 восстановление
Две молекулы HNO3 окисляют три атома меди, образуя две молекулы NO, а шесть молекул HNO3 дополнительно расходуются на образование трех молекул нитрата меди.
Окончательное уравнение реакции:
В таблице (Приложение 2) представлены продукты восстановления различных кислот в реакциях с металлами. В таблице учитывается положение металла в электрохимическом ряду напряжения металлов, а также концентрации кислот.
Ионно-электронный метод (метод полуреакций)
Для ОВР, протекающих в растворах, существенную роль играет среда раствора, так как часто продукты восстановления большинства окислителей зависят от реакции среды, в которой протекает данная ОВР. Метод электронного баланса для таких ОВР имеет ряд недостатков: не учитывает реально существующие ионы в растворе; не позволяет прогнозировать продукты ОВР.
В ионно-электронном методе коэффициенты находят с помощью электронно-ионных уравнений. Последние отличаются от электронных тем, что в них учитывают ионы, реально существующие в водном растворе.
При составлении электронно-ионных уравнений следует учитывать изменение не только зарядов ионов, но, весьма часто, и их состава, например, при восстановлении перманганат – иона по схеме и во многих других случаях. Такие взаимные переходы сопряжены в общем случае с участием в них молекул воды или содержащихся в растворе ионов H+ и . Если реакция идет в кислой среде, то при составлении полуреакций используют ионы Н+ или молекулы воды; в щелочной среде – ионы или молекулы воды; в нейтральной среде – молекулы воды, H+ и .
При составлении полуреакций необходимо обратить внимание на число атомов кислорода в исходных и в образующихся ионах. Если исходные ионы содержат кислорода больше, чем образующиеся, то освобождающийся кислород связывается в кислых растворах ионами H+ в воду, а в нейтральных и щелочных растворах – в гидроксид-ионы:
Если же исходные ионы содержат меньше атомов кислорода, чем образующиеся, то недостаток атомов кислорода восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды:
а в щелочных растворах – за счет гидроксид-ионов:
При выводе ионно-электронных уравнений сильные электролиты следует записывать в виде ионов; малорастворимые, малодиссоциированные и летучие соединения – в виде молекул; ионы, не изменяющиеся в результате реакции, в схему не вносят.
Рассмотрим последовательность, которой рекомендуется придерживаться при составлении окислительно – восстановительных реакций.
Пример 1. При окислении K2SO3 перманганатом калия в кислой среде последний восстанавливается в ионы
Решение. Составляем электронно-ионные уравнения по этапам.
1 этап.
Так как в ионе содержится кислорода больше, чем в образующемся, то избыток кислорода в кислой среде связывается ионами Н+, образуя воду (для связывания четырех ионов требуется восемь ионов Н+):
Чтобы стрелку заменить знаком равенства, надо, чтобы равенство было не только по числу атомов элементов, но и по зарядам.
Подсчитаем число зарядов в левой и правой частях:
Для сохранения равенства зарядов левую часть схемы следует дополнить пятью электронами:
2 этап. Составляем полуреакцию процесса окисления:
Так как в исходном ионе содержится меньше кислорода, чем в образующемся, то недостаток атомов кислорода восполним за счет молекулы воды:
Число атомов каждого элемента одинаково в левой и правой частях схемы; для восполнения условия равенства зарядов из левой части вычитаем два электрона:
3 этап. Запишем две полуреакции вместе и по правилам нахождения наименьшего кратного определим множители, на которые надо умножить обе полуреакции:
| 2
| 5
Производим сокращение:
Из этого уравнения видно, что окисление ионов в ионы перманганат-ионами сопровождается связыванием ионов Н+, которые идут на образование воды. Следовательно, кислая среда является необходимым условием этой реакции.
4 этап. Составляем молекулярное уравнение. Для этого к левой части ионного уравнения приписываем каждому иону противоион, такое же число ионов приписываем к правой части уравнения:
При написании продуктов реакции необходимо учитывать, что каждый ион из верхней строчки соединится с противоположным ионом из нижней (2 иона с 2 ионами ) и оставшиеся в нижней строчки ионы (2 иона К+ и 1 ион ) соединяются между собой.
Записываем молекулярное уравнение:
Пример 2. Восстановление дихромата калия концентрированной соляной кислотой протекает по схеме:
| 2 | 1
| 6 | 3
Восстановитель (HCl) в ходе реакции дополнительно выполняет функцию солеобразователя. Одна молекула K2Cr2O7 окисляет шесть модекул HCl, образуя три молекулы хлора (3Cl2), а восемь молекул HCl расходуются на образование солей (2KCl+2CrCl3).
Пример 3. Реакция окисления хлорида хрома (III) бромной водой протекает в щелочной среде по схеме:
Из этого ионного уравнения видна роль щелочи: окисление ионов в бромом сопровождается потреблением ионов .Поэтому реакцию надо проводить в щелочной среде.
4)
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии
Отд ельно следует отметить способы уравнивания ОВР в органической химии. Рассмотрим реакцию окисления толуола в бензойную кислоту ( окислитель – перманганат калия в сернокислой среде). Уравнять такую ОВР можно двумя способами. Первый способ предполагает запись химических формул веществ в виде эмпирических (брутто-) формул:
C7-8/7H8 +KMn+7O4+ H2SO4 = C7-2/7H6O2 + Mn+2SO4 + K2SO4 + H2O
Составив электронный баланс с использованием дробных степеней окисления углерода, определяем соответствующие коэффициенты:
С7-8.7 – 6е = С7-2.7 | 5 (ставим перед молекулой толуола и продуктом его окисления )
|
Mn+7 + 5e = Mn+2 | 6 (ставим перед молекулой KMnO4 и продуктом его восставновления)
Конечное уравнение имеет вид:
5 C7-8/7H8 + 6KMn+7O4+ 9H2SO4 = 5C7-2/7H6O2 +6 Mn+2SO4 + 3K2SO4 + 14H2O
Возможен другой (более простой) способ уравнивания ОВР в органической химии. Запишем ту же самую реакцию в виде частично сокращенных структурных формул и определим степени окисления только у тех атомов атомов углерода, которые изменяют её. При этом мы не станем учитывать связи углерод-углерод, а будем считать только связи углерода с водородом (+1), кислородом (-2), а также другими гетероатомами (S, N). Иначе говоря, будем рассматривать группу атомов, в составе которых содержится атом угдерода, изменяющий свою степень окисления, как нейтральную молекулу:
C6H5 – (C-3H3)0 + KMn+7O4 + H2SO4 = C6H5 –(C+3OOH)0 + Mn+2SO4 + K2SO4 + H2O.
Cоставляем электронный баланс и приходим к тому же результату, что и выше:
С-3 – 6е = С+3 | 5 (ставим перед молекулой толуола и продуктом его окисления )
|
Mn+7 + 5e = Mn+2 | 6 (ставим перед молекулой KMnO4 и продуктом его восставновления)
Этот метод уравнивания органических ОВР особенно полезен, когда в правой части уравнения появляются атомы углерода в различных соединениях и с разными степенями окисления ( тогда способ уравнивания по эмпирическим формулам уже неприменим).
В качестве примера рассмотрим уравнение реакции окисления этилбензола перманганатом калия:
C6H5 – (C-2H2 – C-3H3) + + KMn+7O4 + H2SO4 = C6H5 –(C+3OOH)0 + C+4O2 + Mn+2SO4 + K2SO4 + H2O.
C-2 – 5e = C+3 |всего отдает 12 электронов | 5
C-3 – 7e = C+4 | |
Mn+7 + 5e = Mn+2| принимает 5 электронов | 12
В результате получаем:
5C6H5 – (C-2H2 – C-3H3) + 12KMn+7O4 + 18H2SO4 = 5C6H5 –(C+3OOH)0 +5 C+4O2 + 12Mn+2SO4 +6 K2SO4 + 28H2O.
Следует отметить, что прогнозирование продуктов органических ОВР является не простой задачей. Особенно это касается продуктов окисления органических соединений в ОВР с участием таких окислителей, как перманганат- и дихромат-ионы в различных средах. В связи с этим в данной методической разработке представлена таблица (Приложение 3), в которой даны типичные примеры органических ОВР с указанием целевых продуктов, а также влияние условий протекания ОВР на целевые продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"
Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....
Окислительно-восстановительные реакции - электронная презентация для подготовки учащихся к выполнению задания С1 на ЕГЭ по химии
Данный материал может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии, а также может быть полезен для работы с детьми интересующимися предметом химия....
Разработка игр на проверку и углубление знаний учащихся по географии
Для использования на уроках и для подготовке к олимпиадам...
Проектная деятельность учащихся на уроках химии. На примере темы «Окислительно-восстановительные реакции»
Изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность....
Контроль знаний по теме Окислительно-восстановительные реакции 9 класс
Контроль знаний по теме^ "Окислительно-восстановительные реакции", 9 класс...
Методическая разработка тестовых заданий по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для подготовки учащихся к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
Тема "Окислительно-восстановительные реакции" является важной и сложной в курсе химии 8-11 классов. Поэтому в спецификации экзамена по химии, как ОГЭ, так и ЕГЭ, предусмотрены несколько вопр...
Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Контрольная работа предназначена для оценки степени усвоения обучающимися девятых классов темы "Окислительно-восстановительные реакции". Рассчитана на самостоятельную работу учащихся и содер...