Тема: «Физические и химические свойства солей».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Основная цель данного урока это: приобретение обучающими убежденности в возможности познания ими законов природы и в необходимости разумного использования полученных знаний из различных областей науки, для обеспечения безопасности своего здоровья, формирование отношения к химии как элементу человеческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Свойства солей" | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доценко Надежда Евгеньевна - учитель химии,
ГБНОУ ЦЛП и ДО «Школа здоровья и индивидуального развития»,
г. Санкт-Петербург
Урок химии, 8класс.
Тема: «Физические и химические свойства солей».
Цели:
Основная личностная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников: приобретение обучающими убежденности в возможности познания ими законов природы и в необходимости разумного использования полученных знаний из различных областей науки, для обеспечения безопасности своего здоровья, формирование отношения к химии как элементу человеческой культуры.
Предметные цели:
1) Формирование целостного восприятия окружающего мира;
2) Интеграция знаний из различных областей науки;
3) Изучение физических и химических свойств солей, обобщение и систематизация знаний о химических свойствах солей, умение писать уравнения химических реакций, подтверждающие свойства солей;
4) Закрепление знаний в классификации и химических свойствах важнейших классов неорганических соединений, в номенклатуре основных класса неорганических соединений, применении, в составлении уравнений химических реакций, в определении типа химических реакций;
5) Формирование навыков в проведении химического эксперимента;
Оргдеятельностные цели: овладение навыками самореализации учебной деятельности – умение ставить перед собой цель, развитие навыков работы в группе, самостоятельной работы с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета.
Оборудование:
ПК, Раздаточный материал для учащихся: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014; задания группам учащихся; сообщения учащихся об использовании солей; список вопросов для итоговой рефлексии
Оборудование и реактивы на столе учителя: штатив для пробирок с подсветкой, демонстрационные пробирки; образцы солей: хлорида натрия, сульфата калия, нитрата кальция, карбоната натрия, ортофосфата калия, карбоната кальция; растворы солей: карбоната натрия, хлорида бария, сульфата натрия, сульфата меди(II), сульфата железа (II); раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, медная проволочка, гвоздь.
Образцы солей сульфата кобальта, сульфата никеля, дихромата калия, вода.
Оборудование и реактивы на столе учащихся: штативы с пробирками, образцы солей: хлорида натрия, сульфата калия, нитрата кальция, карбоната натрия, ортофосфата калия, карбонат кальция; вода, растворы солей: карбоната натрия, хлорида бария, сульфата натрия, сульфата меди(II), сульфата железа (II); раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.
Ход урока.
1.Вступительное слово (1мин.)
Объявляется тема урока
Физические и химические свойства солей.
- Какие цели вы сами поставите перед собой?
1) Формирование целостного восприятия окружающего мира;
2) Интеграция знаний из различных областей науки;
3) Изучение физических и химических свойств солей, обобщение и систематизация знаний о химических свойствах солей, умение писать уравнения химических реакций, подтверждающие свойства солей;
4) Закрепление знаний в классификации и химических свойствах важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей, в номенклатуре основных класса неорганических соединений, применении, в составлении уравнений химических реакций, в определении типа химических реакций;
2.Изученине нового материала (35мин)
Вам представлен ряд веществ: (слайд 2,3)
AgNO3 , Na2SiO3, NaHCO3, Mg(OH)CI, K2NaPO4
1. К какому классу веществ относятся предложенные вещества? (Соли).
2. Исследуйте состав веществ. Что общего в их составе? (Они содержат атомы металлов и кислотные остатки)
3. Назовите средние соли, дайте их определение. (Нитрат серебра, силикат натрия. Средними или нормальными солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот).
Мы изучаем сегодня свойства средних солей.
Химия – наука экспериментальная, поэтому изучать химические свойства средних солей мы будем, выполняя лабораторные опыты.
Организация проблемно – поисковой деятельности(работа в группах).
Четырем группам учащихся даются вопросы. Для ответа на них надо воспользоваться учебником, справочником, таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, набором реактивов.
Соблюдать правила по технике безопасности при выполнении эксперимента (повторяем их).
На выполнение задания группе и сообщение классу - 6мин.
Задание 1-й группе (физические свойства) (слайды 4. 8, 9,10)
Работа с учебником, справочником, таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
Проведение лабораторного исследования.
Рассмотрите предложенные вам соли: NaCI, K2SO4, Ca(NO3)2,, Na2CO3, K3PO4 , CaCO3
Дайте названия этим солям. К какому классу солей они относятся? Отметьте цвет, агрегатное состояние, растворимость в воде.
Ответ. Названия солей: хлорид натрия, сульфат калия, нитрат кальция, карбонат натрия, ортофосфат калия, карбонат кальция.
Эти вещества относятся к средним солям, они бесцветные, твердые, кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде (все соли активных металлов - натрия и калия хорошо растворимы в воде), карбонат кальция твердое, аморфное вещество, нерастворим в воде).
После ответа учащихся учитель говорит о солях, которые имеют цвет, и демонстрирует образцы и слайды.
Задание 2-й группе(химические свойства солей) (слайд5 и 11)
Составьте уравнения реакций согласно схеме:
Соль + кислота = другая соль + другая кислота
Вспомните условия протекания реакций до конца.
Проделайте лабораторный опыт.
Вспомните правила по технике безопасности!
Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.
Ответ: Na2CO3 + 2HCI = 2NaCI + CO2 + H2O –реакция обмена
Карбонат натрия + соляная кислота = хлорид натрия + оксид углерода(IV) + вода (реакция протекает до конца, т.к. выделился газ и образовалась вода.)
Задание 3-й группе(химические свойства солей)(слайд 6 и 12)
Составьте уравнения реакций согласно схеме:
Соль + щелочь = другая соль + другое основание
Вспомните условия протекания реакций до конца.
Проделайте лабораторный опыт.
Вспомните правила по технике безопасности!
Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.
Ответ: CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 - реакция обмена
Сульфат меди(II) + гидроксид натрия = сульфат натрия +гидроксид меди(II) -
нерастворимое основание. Это способ получение нерастворимых оснований.
Реакция протекает до конца, т.к. образовался голубой осадок.
Задание 4-й группе(химические свойства солей) (слайд7 и 13)
Составьте уравнения реакций согласно схеме:
Соль1 + соль2 = другая соль3 + другая соль4
Вспомните условия протекания реакций до конца.
Проделайте лабораторный опыт.
Вспомните правила по технике безопасности!
Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.
Ответ: BaCI2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCI – реакция обмена
хлорид бария + сульфат натрия = сульфат бария + хлорид натрия
(нерастворимая соль)
BaCI2 + Na2CO3 = BaCO3 + 2NaCI
BaCI2 + CuSO4 = BaSO4 + CuCI2
Реакция протекает до конца, т.к. образовался осадок.
Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.
Объяснение учителя.
Один из учащихся группы отвечает на заданный вопрос и демонстрирует результаты эксперимента, на доске пишут уравнение реакции, все учащиеся
в классе составляют конспект урока.
Четвертое химическое свойство солей – взаимодействие солей с металлами вам известны?
В какой теме мы разбирали этот вопрос?
( В теме «Типы химических реакции»).
К какому типу химических реакций относится это свойство солей?
(К реакциям замещения).
Учитель проводит демонстрационный опыт.
В раствор медного купороса опускает очищенный железный гвоздь, в раствор сульфата железа(II) – медную проволоку.
Что Вы наблюдаете?
(Гвоздь покрылся красной медью, поверхность медной проволоки чистая)
Вывод: железо может вытеснить медь из раствора ее соли, а медь не может вытеснить железо из раствора ее соли. Почему?
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu гвоздь покрывается красной медью
Cu + FeSO4 реакция не идет. Почему?
Обратимся к ряду активности металлов (вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова, русский химик, академик Петербургской академии наук, составил его в 1863г, сегодня этот ряд называют электрохимическим рядом напряжения металлов) Демонстрация портрета ученого (слайд14).
Учитель напоминает, что в ряду металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности. В начале ряда находятся самые активные металлы, в конце – самые неактивные или химически инертные металлы, их еще называют благородные. Правило вытеснения можно сформулировать так:
Каждый предыдущий металл вытесняет все последующие металлы из растворов их солей или металлы вытесняют из солей все металлы, расположенные в ряду активности правее их.
Учитель говорит, что необходимо соблюдение еще нескольких условий и предлагает записать их.
- Металл должен находиться в ряду активности до металла, входящего в состав
соли (т.е. быть активнее его).
- В водных растворах не используют самые активные щелочные и щелочноземельные металлы, потому что они взаимодействуют с водой.
НО! В расплавах солей (т.е. без воды) щелочные металлы вытесняют все следующие за ними металлы.
- Образующаяся соль должна быть растворимой. Иначе, образующаяся на поверхности металла нерастворимая соль прекращает доступ раствора соли, и реакция сразу прекращается.
Pb + CuSO4 = реакция не пойдет, т.к. образуется нерастворимая соль PbSO4
Самостоятельная работа учащихся
Напишите уравнения возможных реакций:
- Pb(NO3)2 + Zn—
- FeCI2 + Cu—
- CuCI2 + AI—
- AICI3 + Ag—
- AgNO3 + Hg—
Ответ: 1, 3, 5
3. Закрепление знаний, умений и навыков.
Разбор типичного теста.
Выполняется самостоятельно (слайды 15 и 16)
- Раствор серной кислоты реагирует с раствором:
- K2CO3 ; 2) Na2SO4 ; 3) Ca(NO3)2 ; 4) CuSO4.
- Раствор нитрата меди(II) реагирует с:
- Ag; 2) Hg; 3) Zn; 4) Au.
- Средняя соль
1) CaHPO4 ; 2) NaH2PO4 ; 3) Ca3(PO4)2 ; 4) Mg(OH)CI.
- Соль не может быть получена при взаимодействии:
- металла с неметаллом;
- металла с солью;
- кислоты с оксидом неметалла;
- основного оксида с кислотой.
Ответы: 1) 1; 2) 3;3) 3; 4) 3
- Выводы: (слайд 17)
Изучая свойства солей, нам удалось понять, что соли – это класс веществ, который связывает другие классы неорганических соединений и дает представление о генетической связи (от греческого «генезис» происхождение) оксидов, оснований, кислот и солей.
Какое практическое применение может дать это знание?
(Знание взаимосвязи веществ необходимо человеку для управления их превращениями и получении новых веществ).
Интеграция знаний из различных областей науки (слайды 18-21)
- Домашнее задание: учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014; параграф 33, упражнения №6, 7, 9(с.112).
- Рефлексия. (слайд 22)
- Литература: учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014;
ОГЭ 2016. Химия. Сборник заданий: 9класс / И.А. Соколова. – Москва.: Эксмо, 2015;
Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А.Каверина, Р. Г. Иванова, Д.Ю.Добротин – Москва.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.
Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
Презентация по теме: "Физические и химические свойства железа"
Презентация по теме: "Физические и химические свойства железа"...
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....
Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические свойства воды"
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические свойства воды" - 30-й урок раздела "Основные химические понятия". Обучение ведется из расчета 2 часа...
Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»
Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»...