Скрещение судеб: А.А.Блок и Д.И.Менделеев
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Елманова Ольга Юрьевна

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок интегрированный, он по двум дисциплинам: по химии и литературе. Кроме того это урок – исследование. У вас были опережающие задания, вами проводились исследовательские работы по различным направлениям:

- жизнь, творчество и научная деятельность А.А.Блока и Д.И.Менделеева,

- тема России в лирике А.Блока,

- вклад Д.И.Менделеева в науку, сельское хозяйство и промышленность,

-составление и анализ психологических портретов Блока и Менделеева,

- значение этих людей для России.

 

Судьбы А.Блока и Д.Менделеева, ставших гордостью Отечества, имеют общее в судьбе. Блок и Менделеев жили и творили в одно время, творили во имя России, прославляли Россию. Их объединяли такие черты, как: гениальность, широта интересов, простота. Их имена золотыми буквами вписаны в историю России, советской литературы и науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного занятия

Скрещение судеб: А.А.Блок и Д.И.Менделеев

А.А.Блок. Жизнь и творчество.

Образ России в творчестве А. Блока.

Д.И.Менделеев. Его жизнь и научная деятельность.

Дисциплина: литература, химия

Раздел по литературе: Русская литература XX века

Раздел по химии: Неорганическая химия

Специальность: для специальностей СПО

Курс: I

Авторы: Л.Н. Карпухина, преподаватель литературы

О.Ю. Елманова, преподаватель химии

Содержание

  1. План урока.
  2. Структура и содержание урока.
  3. Ход урока.

3.1. Оргмомент.

3.2. Вступительное слово.

3.3. Заочная экскурсия в усадьбы двух гениев.

3.4. Блок Александр Александрович (1880 – 1921).

3.5. Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева (1834 - 1907) .

3.6. Психологические  портреты  Александра Александровича Блока            и Дмитрия Ивановича Менделеева.

3.7. «Моя тема, тема о России…»

3.8. Служение Родине.

  1. Выводы.
  2. Список использованных источников.
  3. Приложение.

План урока

Дисциплины: литература, химия

Преподаватели: Карпухина Л.Н., Елманова О.Ю.

Тема по литературе: А.А.Блок. Жизнь и творчество. Образ России в творчестве А.Блока.

Тема по химии: Д.И.Менделеев. Его жизнь и научная деятельность.

Тип занятия: урок комбинированный

Вид занятия: интегрированный урок по литературе и химии

Цели урока по дисциплине «Литература»:

образовательная: сформировать знания о жизни и творчестве А.А.Блока; раскрыть многогранность личности А.А.Блока, круг интересов и талант; продолжать формировать умение анализировать текст;

развивающая: развивать умение анализировать текст, память, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы, творческой деятельности, активизировать познавательную деятельность;

воспитательная: воспитывать любовь к русскому слову, произведениям русской классики, умение вести диалог, выступать перед аудиторией, формировать нравственные качества личности, коммуникативные навыки.

Цели урока по дисциплине «Химия»:

образовательная: сформировать знания о жизни и творчестве Д.И.Менделеева; раскрыть широту научных исследований учёного в познании окружающего мира и огромный круг его интересов;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов; навыки самостоятельной работы, умение работать с научной и научно – популярной литературой;

воспитательная: воспитание личности, открытой для общения и сотрудничества, формирование устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни, формирование опыта творческой работы студентов. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история.

Средства обучения:

- план урока;

- сборники стихов;

- интерактивная доска;

- презентации;

- лекции.


Технологическая карта урока

Элементы урока

Способы, приемы, действия

Методы

преподавателя

студентов

1.Организационный момент (5 мин.)

Задача: создать рабочую обстановку; мобилизовать внимание студентов

- приветствуют студентов;

- отмечают отсутствующих;

- настраивают студентов на восприятие материала;

- сообщают цели и задачи занятия

- приветствуют преподавателей;

- дежурный называет отсутствующих;

- готовятся к восприятию материала;

- осмысливают цели и задачи занятия.

словесно-репродуктивный

2. Формирование новых знаний, умений, развитие мышления

(70 мин.)

Задача:

- овладеть новыми знаниями и умениями;

- осмыслить и систематизировать приобретённые знания

- вступительное слово преподавателей литературы и химии:

- ставят перед студентами цели и задачи, которые должны быть достигнуты в течение занятия;

- преподаватели литературы и химии называют тему и предлагают студентам записать тему в тетради;

- сообщают, что студенты получили опережающие задания;

- предлагают студентам выступить с сообщением на тему: «Страна двух гениев: две усадьбы – две истории. Шахматово – Боблово» с использованием презентаций;

- делают выводы;

- ведут контроль за активностью группы;

- предлагают студентам выступить с сообщениями на тему: «Две великие судьбы. А.А.Блок – жизнь и творчество Д.И.Менделеев – жизнь и научная деятельность» с использованием презентаций;

- делают выводы;

- ведут контроль за активностью группы;

- предлагают студентам выступить с сообщением на тему: «Психологические портреты А.Блока – Д.Менделеева» с использованием презентаций;

- делают выводы;

- ведут контроль за активностью группы;

- предлагают

- предлагают студентам выступить с сообщениями на тему: «Россия - Блок – Менделеев – вечное, нерасторжимое»

с использованием презентаций;

- делают выводы;

- ведут контроль за активностью группы;

- преподаватель литературы

предлагает прослушать и прокомментировать стихотворения о России.

- слушают преподавателей;

- осмысливают услышанное;

- записывают темы в тетради по литературе и химии;

- слушают,

- воспринимают информацию;

- выступают с сообщениями;

демонстрируют презентации;

- дополняют сообщения;

- задают проблемные вопросы;

- отвечают на вопросы;

- ведут записи основных моментов в тетради;

- осмысливают информацию;

- выступают с сообщениями;

демонстрируют презентации;

- дополняют сообщения;

- ведут записи основных моментов в тетради;

- осмысливают информацию;

- выступают с сообщениями;

демонстрируют презентации;

- дополняют сообщения;

- ведут записи основных моментов в тетради;

- осмысливают информацию;

- выступают с сообщениями;

демонстрируют презентации;

- дополняют сообщения;

- ведут записи основных моментов в тетради;

- осмысливают информацию;

- слушают стихи А.Блока;

объяснительно – репродуктивный

письменно – репродуктивный

самостоятельный, поисковый, демонстрационный, проблемный

самостоятельный, поисковый, демонстрационный, проблемный

самостоятельный, поисковый, демонстрационный, проблемный

самостоятельный, поисковый, демонстрационный, проблемный

3. Закрепление знаний, умений и навыков.

(10мин.)

Задача: выявить уровень усвоения студентами материала данного занятия

- задают вопросы по новому материалу;

- уточняют ответы студентов;

- просят высказать свою точку зрения;

- просят сделать выводы по занятию;

- наблюдают и оценивают отношение между студентами в микрогруппах;

- оценивают работу микрогруппы и отдельных студентов;

- выставляют и комментируют оценки;

- делают выводы по уроку.

- осмысливают вопросы и отвечают на них;

- осмысливают уточнения;

- высказывают свою точку зрения;

- делают выводы;

- общаются между собой;

- слушают, воспринимают информацию;

- осмысливают информацию.

словесно-репродуктивный,

самостоятельный,

практический,

творческий,

частично - поисковый

4. Домашнее задание(5 мин.)

Задача:

- организовать самостоятельную внеаудиторную работу студентов;

- активизировать самостоятельную подготовку;

- развивать творческую активность, поисковые умения.

Домашнее задание по литературе:

- ответить на вопросы:

- Чем было Шахматово для А.Блока?

- Что связывало в личном плане семьи Бекетовых и Менделеевых?

- Какое влияние оказал А.Блок на молодую советскую литературу?

- Что общего в психологических портретах А.Блока и Д. Менделеева?

- Какую роль играет тема России в творчестве А.Блока?

Домашнее задание

по химии:

- ответить на вопросы: - Какие соли азотной и фосфорной кислоты применял Д.И.Менделеев в Боблово в качестве минеральных удобрений?

- Как Д.И.Менделеев относился к А.Блоку?

- Почему о Д.И.Менделееве можно сказать, что это учёный, лирик, великий человек?

осмысливают информацию;

- записывают

домашнее задание в тетрадях,

- задают вопросы.

письменный, самостоятельный,

творческий

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово

Преподаватель литературы. 

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок интегрированный, он по двум дисциплинам: по химии и литературе. Кроме того это урок – исследование. У вас были опережающие задания, вами проводились исследовательские работы по различным направлениям:

- жизнь, творчество и научная деятельность А.А.Блока и Д.И.Менделеева,

- тема России в лирике А.Блока,

- вклад Д.И.Менделеева в науку, сельское хозяйство и промышленность,

-составление и анализ психологических портретов Блока и Менделеева,

- значение этих людей для России.

Судьбы А.Блока и Д.Менделеева, ставших гордостью Отечества, имеют общее в судьбе. Блок и Менделеев жили и творили в одно время, творили во имя России, прославляли Россию. Их объединяли такие черты, как: гениальность, широта интересов, простота. Их имена золотыми буквами вписаны в историю России, советской литературы и науки.

Преподаватель химии.

 Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и научной деятельностью великого русского учёного - Д.Менделеева. Посмотрим, как его судьба пересеклась с судьбой другого великого человека – поэта А.Блока. Вся научная деятельность Д.Менделеева тесно связана с судьбой своей Родины – России.

Преподаватель литературы.

Нам предстоит наблюдать за пересечением  судеб великого поэта «серебряного века» А. Блока и ученого-химика Д. Менделеева.

 Им суждено было породниться: дочь Д.И. Менделеева Любовь вышла замуж за А .Блока.

Кроме того, они оба черпали вдохновение из единого родника - живописнейших мест Подмосковья – Шахматова и  Боблова. Это места, которые объединяли семьи Бекетовых и Менделеевых.

Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в « страну двух гениев», познакомимся с историями двух усадеб – усадьбой Блока –Шахматово и усадьбой Менделеева – Боблово.

Демонстрация фильма.

Преподаватель литературы.

А сейчас свою исследовательскую работу «Жизнь и творчество А.А.Блока» представит Матюшкин Роман.

(Приложение 1)

Преподаватель химии.

С результатами исследования на тему: «Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева» выступит Агеева Алевтина.

(Приложение 2)

Преподаватель литературы.

Над составлением психологических портретов Д. Менделеева и        А. Блока работала Дадон  Анастасия. Она представит вам результаты своего исследования.

(Приложение 3)

Преподаватель литературы.

Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная,  с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом была источником вдохновения для Блока.   Тема России — одна из самых главных в творчестве Блока.

Над этой темой работал Кусакин Евгений.

(Приложение 4)

Преподаватель химии.

Все свои силы, всю свою жизнь Д.И. Менделеев отдал служению Родине. Отношение к Родине выражено в его словах:  « Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».

О вкладе Д.И. Менделеева в российскую науку, сельское хозяйство и промышленность расскажет Костин Антон.

(Приложение 5)

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Приложение 1

Жизнь и творчество А.А.Блока.

Слайд 8

Слайд 9

А.А. Блок родился 16 ноября (28 ноября по новому) 1880 года в Петербурге.  

Слайд 10

Его дед,  Андрей Николаевич Бекетов,  знаменитый учёный, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы. Он был одним из основателей Высших женских курсов.

Отношение Александра с дедом всегда были хорошими; вдвоём они часами бродили по лугам и болотам; собирали травы и злаки для ботанической коллекции; при этом дед учил мальчика началам ботаники.

Слайд 11

Бабушка Блока, Елизавета Григорьевна, дочь известного путешественника Г.С.Камелина, была переводчицей, всю жизнь работала над переводами научных и художественных произведений; владела несколькими языками. Она знала лично многих писателей, встречалась с Гоголем , братьями Достоевскими, Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым.

Слайд 12

Мать поэта, Александра Андреевна, от родителей унаследовала любовь к литературе. Она переводила с французского, писала стихи, но печатала только детские.

Слайд 13

Отец поэта - Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Знал не меньше 6 языков. В его духовном мире искусство занимало значительное место.

Слайд 14

Предки поэта со стороны отца были выходцами из Мекленбурга. В автобиографии  А. Блока об отце сказано немного: «Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна».  Его необузданный нрав привел сразу же после рождения сына к разрыву семейных отношений.

Отец от первых лет сознанья в душе ребенка оставлял тяжелые воспоминанья, отца он никогда ни знал.

Слайд 15

Так или иначе,  но в августе 1889 года, брак родителей Блока был расторгнут. Не прошло и месяца, как Александра Андреевна вторично вышла замуж, на этот раз за Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттуха,  поручика лейб-гвардии Гренадерского полка, и переехала с сыном на казенную квартиру мужа в офицерский корпус на Петроградской стороне. Из профессорского дома  мальчик переезжает в казармы, шумная и разнообразная толпа бекетовской гостиной сменилась пошловатой офицерской средой.

Слайд 16

Детство Блока прошло в подмосковном имении Шахматове.

Слайд 17

В августе 1890 года  Блок поступил во Введенскую гимназию в Петербурге. Он учился неплохо, но был плохим гимназистом. Учиться ему было скучно. Переход из уютного семейного мира к жесткой  атмосфере гимназии был слишком резок. Всё казалось мальчику грубым и чуждым . Интересы его расходились  с педантическими гимназическими требованиями.

Слайд 18

31 августа 1899 года Блок становится студентом юридического факультета Петербургского университета . По собственным словам Блока, он поступил туда «довольно бессознательно, и только перейдя на 3 курс, понял , что совершенно  чужд юридической науке».

В 1901 году, исключительно важном для Блока, он перешёл на филологический факультет, курс которого и прошёл, сдав выпускной экзамен весной 1906 года (по славяно – русскому отделению)

Слайд 19

Летом 1892 года Блок познакомился со старшей дочерью Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовью Дмитриевной.

Собственно говоря, знакомы они были с детства, но потом много лет не встречались.

Слайд 20               Стихотворение «Глазами анемон»

Слайды  21,22, 23, 24

Блок той поры ещё наивен и в жизни, и в вопросах искусства. Он жаждет сценических успехов, подражает известным актёрам, позирует на сцене и даже в жизни. Очень любит играть на сцене домашнего театра.

Слайд 25

В 1903 году 17 августа Блок женится на Любови Дмитриевне Менделеевой. Венчание происходило в церкви Михаила Архангела села Тараканово, между Шахматовым и Бобловым.

Слайд  26

Поэтическое возмужание Блока пришлось на 1900 -1901 годы, когда громко заявила о себе школа символистов. Он был лично знаком с Андреем Белым, Константином Бальмонтом. Тесно общался  с Сергеем Соловьёвым, Валерием Брюсовым.

Слайд  27

В 1903 году в журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов  «Из посвящений».

В 1904 году в альманахе символистов «Северные цветы» появился ещё один его цикл – «Стихи о Прекрасной Даме».

Слайд 28

В сборник вошли около 100 из 800 стихотворений, написанных Блоком, начиная с 1897 года.

Основной мотив этого сборника – стремление воссоединиться со своей возлюбленной. Но эта любовь возвышенная, платоническая, в ней нет греховных страстей. Поэт видит свою возлюбленную прежде всего в образе Прекрасной Дамы, а себя представляет рыцарем, иноком, юношей.

Слайд 29    Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»

В  авторе критика единодушно признала ученика и последователя Владимира Соловьёва, но в узком кругу дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный.

Слайд 30

Вторая книга стихов   «Нечаянная радость» сделала его имя популярным в широких читательских кругах. В неё вошли стихи 1904-1906 годов и среди них такие шедевры, как «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре».

Слайд 31    Стихотворение  «Незнакомка»

Книга свидетельствовала о возросшем мастерстве Блока, звуковая магия его стиха завораживала слушателя. Теперь стихи Блока отражали впечатления событий революции,   очевидцем которых был поэт.  

Слайд 32    Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»

Слайд 33

Блок постепенно расширяет проблематику своих стихов. Кроме темы любви, центральной в его творчестве становится и тема Родины, России.

Слайды 34

 И стихотворение «Осенняя воля» стало первым воплощением этой темы, а в дальнейшем он отдаст ей весь свой талант.

Не умея пока осмыслить превратности хода истории, Блок интуитивно открывает в этой теме самое для себя дорогое и сокровенное: любовь к Родине – это любовь – спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от неё.                  

Слайд  35 -37

7 июля 1916 года  А.Блок был призван в действующую армию, зачислен табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов.

Слайд38

В  послереволюционные годы Блок, призвавший деятелей искусства в статье «Интеллигенция и революция» к сотрудничеству с новой властью, сам активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики. Он работает в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в Репертуарной секции Петроградского театрального отдела Наркомпроса,  в издательстве «Всемирная литература»,

Слайд  39

 был избран председателем управления Большого Драматического театра, участвует во многих других советах, комиссиях и редакциях, ведёт большую публицистическую работу и подготовку к изданию собственных сочинений.

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряжённые отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису.

Слайд 40

После января 1918 года он почти не создаёт лирических стихотворений.

1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

Слайд 41     Стихотворение «Когда ты загнан и забит»

Но болезнь подстерегала поэта. Жизнь уходила. По ночам его мучили кошмары, высокая температура, сильные боли в мышцах, он боялся ложиться и всё время проводил в кресле.

Врачи советовали Блоку уехать лечиться за границу, но он отказывался. А когда он в конце концов согласился на финский санаторий, чтобы быть поближе к России, Ленин, Троцкий и Каменев запретили поэту, больному цингой, астмой, тяжёлым нервным расстройством выезд за границу.

Мать приехала к Блоку только за 4 дня до смерти (она рвалась к нему, но врачи опасались за состояние больного), и только жена все время была при нем, и по её заплаканным глазам приходящие догадывались о состоянии поэта.  

Слайд 42

Смерть наступила 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут.

В пустой комнате Любовь Дмитриевна и Александра Андреевна вместе плакали над его гробом.

Газеты не выходили, и о смерти Блока было сообщено лишь в рукописном объявлении на дверях Дома писателей. Комната наполнилась наконец-то допущенными сюда родными, друзьями, знакомыми.

Слайд 43

По залитым августовским солнцем улицам города гроб  с телом поэта провожало около полутора тысяч человек – огромная толпа в обезлюдевшем Петрограде 1921 года.  

Слайд 44

Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище.  

Слайд 45

Позднее в сентябре 1944 года прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.  

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира, многие стихи положены на музыку.

Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» превращено в памятник на одной из улиц  Лейдена.

Слайд  46

Исполняется стихотворение «Ночь, улица…»

Приложение 2

Слайд  47

Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева

(1834 — 1907 годы)

Слайд  48

Д.И.Менделеев родился 8 февраля 1834г. в городе Тобольске. Он был семнадцатым и последним, самым любимым ребенком в семье директора гимназии и попечителя училищ.

Слайд 49

Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика ослеп после рождения своего сына и умер.

Слайд 50

В 1841 году — поступил в Тобольскую гимназию. В 1847 году — умирает его отец.

 Известно, что в гимназии Менделеев не отличался особым прилежанием. И особенно не любил закон божий. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию.

Слайд  51

Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. Оставшись вдовой, она до 1850 года сама управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска. Мария Дмитриевна решила послать сына за многие тысячи километров от дома — в Москву, где жил ее брат.

Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше, поэтому Менделееву пришлось сменить медицину на педагогику.

Слайд  52

Менделеев был дважды женат. Первый брак был заключён в 1862 году.

Слайд  53-54

Через несколько лет появились дети - сын Владимир и дочь Ольга. Но идеального брака не получилось. Ограниченный мирок Феозвы был тесен Менделееву. А ее раздражали непрактичность мужа, его неумение «заколачивать деньгу». Постепенно супруги стали чужими, но продолжали жить одним домом: развестись не позволяли церковные правила, да и детей было жалко.

Слайд 55

В 1877 жена с детьми переселилась в купленное по случаю имение Боблово неподалеку от подмосковного Клина. И вот однажды в опустевшую петербургскую квартиру приехала погостить сестра ученого Катя с дочерью и её подругой Анной Поповой.

Слайд  56

У донской казачки Анюты были бездонные черные глаза и роскошные косы. Скоро домашние с удивлением заметили, что Дмитрий Иванович не на шутку увлечен девушкой, а она отвечает ему взаимностью. Разразился скандал: Анне было всего 19, Менделееву - 43, к тому же он был женат и имел детей. Отец Анны отправил дочь за границу, но Менделеев устремился за ней - без возлюбленной его жизнь потеряла всякий смысл. Друзья даже испугались, что он покончит с собой, и ботаник Андрей Николаевич Бекетов, ректор Петербургского университета, отправился к Феозве Никитичне, чтобы выпросить у неё развод для мужа. И та дала согласие.

Брак был расторгнут, но церковные правила позволяли заключить новый только через шесть лет. Менделеев не желал ждать.

Слайд 57

В декабре 1881 появилась на свет Люба - по существу, девочка оказалась незаконнорожденной. Дмитрий Иванович заплатил огромную взятку в 10 тысяч рублей священнику, который 2 апреля 1882 обвенчал их с Анной в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга. В 1883 родился сын Иван, а через три года - близнецы Василий и Мария.

Наконец-то Дмитрий Иванович узнал, что такое семейное счастье. Дмитрий Иванович обожал детей и жену, к которой всегда обращался с подчёркнутой нежностью: «мой ангел». Закончив Академию художеств, Анна Ивановна стала неплохой художницей, а после смерти мужа преданно хранила память о нем.

Слайд  58 - 60

Менделеев не забывал детей от первого брака, отдавая им всю свою профессорскую зарплату. Сын Владимир стал морским офицером, подавал большие надежды как инженер-гидролог, но в 33 года скоропостижно умер от гриппа. Непростой была жизнь и других детей Менделеева. Люба безнадежно запуталась в своих отношениях с Александром Блоком. Василий умер от тифа во время гражданской войны. Мария, потерявшая мужа на фронте, стала ученым-кинологом, вывела несколько новых пород собак.

Поздняя любовь пробудила в Менделееве незнакомые прежде чувства, в том числе нежность к детям. «Много испытал я в жизни, но ничего не знаю лучше детей, - говорил он. - Чем бы я ни был занят, всегда радуюсь, когда кто-то из них входит ко мне».

Слайд  61- 62

В 1850 году Д.И.Менделеев поступает в Главный педагогический институт, где когда-то учился его отец. Только здесь Менделеев почувствовал вкус к учебе и скоро стал одним из лучших. Иногда у него горлом шла кровь, и врачи полагали, что у него началась последняя степень чахотки.

Талантливого студента в 1855 году назначили учителем Ришельевской гимназии в Одессе. Здесь он подготовил свою вторую научную работу — «Удельные объемы». В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией.

Слайд 63

В 1856г. закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге, Ученый совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Менделеев стал читать курс органической химии в Петербургском университете.

Слайд 64

В 1857г. стал приват-доцентом при Петербургском Университете.

Слайд  65

Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости.

Слайд  66

Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую.

Два года Менделеев провел на стажировке в различных университетах Франции и Германии.

Слайд 67

В 1863г. вышел его учебник "Органическая химия" — первый русский учебник по этой дисциплине, который был удостоен Демидовской премии.

Слайд  68

В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета.

В 1865 году ученый приобрел имение Боблово в Московской губернии, где занимался агрохимией и сельским хозяйством.

Менделеев получил должность профессора химии Петербургского университета, а в 1867 году возглавил кафедру химии. В стенах Петербургского университета Менделеев проработал 23 года и совершил свои основные открытия.

Слайд 69

Работая над трудом «Основы химии» (1869-1871 годах), открыл один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

Слайд  70

 Первый вариант периодической таблицы он напечатал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» 17 февраля 1869 года.

Слайд  71

Предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трех еще не открытых элементов — «экаалюминия» - галлия, «экабора» - скандия и «экасилиция» - германия. Затем предсказал существование еще восьми элементов.

С университетом Менделеев прощался в 1890 году, и это были тоскливейшие дни в его жизни. Уходил он не по своей воле — и тем тяжелее было это прощание. Менделеев был уволен из университета по распоряжению министра народного просвещения графа Делянова.

Слайд 72

С этого времени Менделеев стал директором Главной палаты мер и весов, где он также сделал несколько открытий, разработал точнейшие эталоны весов. Исследователи творчества Менделеева разделяют его деятельность на два периода: университетский и палатский.

Слайд 73

Менделеев проводил у себя дома литературно-художественные среды с приглашением известных художников и литераторов. Они проводились со второй женой Анной Ивановной Поповой, где угощением были простые бутерброды и чай. Но главным было общение.

Слайд  74

На "Менделеевских средах" много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации.

Менделеев любил читать В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Из иностранных писателей — В. Гюго, Ф.Шиллера, У.Шекспира. Но больше всего ценил поэтов: английского — Д.Байрона и русского — Ф.И.Тютчева. Музыка оказывала сильное воздействие на Менделеева. Его любимым композитором был его коллега — великий химик А.П.Бородин, который написал оперу «Князь Игорь», а ещё любил он сочинения Моцарта.

Слайд  75

В 1890-1895 годах Менделеев был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства. В 1892 году наладил производство изобретенного им бездымного пороха.

Слайд  76

1901-1902 гг. — разработал проекта ледокола для арктических экспедиций.

Слайд  77

2 февраля 1907 года — Д.И.Менделеев скончался.

Слайд  78, 79

Уже при жизни пользовался мировой славой. Менделеев оставил свыше 500 печатных трудов. Он является автором фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

Приложение 3

Психологический портрет Дмитрия Ивановича Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев вступил в жизнь с пылкой мечтой служить своему народу, этому он и посвятил всю свою жизнь. Он не выносил лжи и обмана.

Порывистый и вспыльчивый порой в обращении с взрослыми, с детьми он был всегда великодушен, умел сдерживаться.

К детям он относился нежно и с большой любовью. Бывало, гуляя по двору, услышит голос продавца яблок. Позовет его и бегающих по двору ребятишек и предложит им каждому взять по яблоку. А сам терпеливо стоит у тележки разносчика и выжидает, когда пройдут все, а ребят во дворе было 50-60.

На рождество Дмитрий Иванович всегда устраивал ёлку для детей за свой счёт и каждому из ребят что-нибудь дарил.

Он никогда не плакал. Он считал, что каждый человек должен трудиться. Труд - не суета, не работа, не ломка сил, а напротив, спокойное, размеренное делание того, что нужно для других и для себя в данных условиях.

Будучи общепризнанным гениальным ученым, Дмитрий Иванович был известен, как человек исключительных душевных качеств, с мужественным и неустрашимым характером; всецело преданный делу науки и стремлению к истине, ради которых был способен на геройские подвиги, даже с опасностью для своей жизни. Это с особенной яркостью проявилось в его знаменитом полёте на воздушном шаре.

Менделеев был добрейший души человек, необыкновенно чуткий, крайне деликатный и на удивление впечатлительный. Он реагировал на все явления жизни. В нём чудесно сочетались титанический ум и простота души. Эту страстную душу, он вкладывал во всю свою деятельность.

В обращении он был прост, чинов и рангов не признавал, крайне независим, расчетлив, но не скуп. Очень требователен к исполнению всеми в точности своих обязанностей, причем исполнение это должно быть добросовестным, а не поверхностным, лжи и обмана не выносил, часто раздражался, но ни на кого не сердился и сам подходил с лаской к тому, кто был, может быть, перед ним виноват.

Одно из любимых занятий - шахматная игра. Этому благородному развлечению он любил отдавать свой досуг: те часы, которые необходимы человеку для отдыха. И в шахматной игре Менделеев проявлял глубокий ум: шахматные комбинации давались ему очень легко. Он всегда высоко ценил шахматное искусство, признавая его пользу и плодотворность для молодёжи.

Он выбрал работу химика, а ведь она лишена всякого блеска: человек в халате в прожженном халате, с пальцами коричневыми от кислот, внимательно и молчаливо отмеривает, взвешивает, пересыпает, соединяет жидкости и порошки. Счесть ли время, которое он тратит на подготовку опыта, на выжидание конца сменяющих друг друга реакций?

Он не случайно её выбрал, ведь химия – это школа терпения и выдержки, но в то же время – это арена борьбы за истинное познание природы.

Александр Блок принадлежал  к тем поэтам, в судьбе, которых были высочайшие взлёты и гибельные падения. Он отразил в своих стихотворениях судьбу России  в конце XIX – начале XX в. А в поэмах, которые были написаны в годы революции показал хаос и бред революционных лет. Не зря о нём Корней Иванович Чуковский говорил: «Он был Лермонтовым нашей эпохи».

Биографы А.Блока и Д.И.Менделеева и исследователи их творчества, опираясь на их дневниковые записи и воспоминания современников, составили психологические портреты этих двух гениальных личностей, положив в основу их ответы в разное время жизни на некоторые вопросы, характеризующие их внутренний мир.

(Презентация таблицы)

Вопрос

Ответ Блока

Ответ Менделеева

Главная черта характера

Нерешительность

Не люблю, когда при

мне про кого-нибудь

говорили дурно

Любимое качество

Ум и хитрость

Правда, труд, прощение

Место, где любил жить

Шахматово

Боблово

Любимый цветок

Роза

Полевые цветы

Любимое животное

Собака и лошадь

Кошки, собаки

Любимая птица

Орел, аист, воробей

Канарейка, белый попугай

Любимые иностранные писатели

У.Шекспир

У.Шекспир,

Жюль Верн, В.Гюго

Любимые русские писатели

А.С.Пушкин, В.А.Жуковский

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь

Любимые

герои художественных произведений

Гамлет, Петроний,

Тарас Бульба

Краснокожие индейцы

Любимые герои

в действительной жизни

Иоанн IV, Нерон,

Александр II, Петр I

Петр I

Любимая пища

Мороженое

Отварной рис с красным вином, ячневая каша, гречневая каша, поджаренные на масле лепешки из вареного риса и геркулеса

Любимый напиток

Пиво

Крепкий чай

Девиз

«Пусть чернь слепая

суетится, не нам

бессильной подражать»

«Один человек – нуль,

вместе только люди»

Интересно то, что по некоторым вопросам ответы их совпадали. Например, они оба любили творчество Пушкина и Шекспира; любимым героем в действительной жизни они выделяли Петра I и оба любили собак. Но вместе с тем, у них различные девизы жизни (к примеру, у Блока: «Пусть чернь слепая суетится, не нам бессильной подражать», а у Менделеева: «Один человек – нуль, вместе только люди»); главной чертой характера у Блока была нерешительность, а Менделеев не любил, когда при нём говорили о ком-нибудь дурно.

Приложение 4

Слайд  95,96

Тема России в лирике А.А.Блока.

« Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.  Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Александр Блок.

Слайд  97

Тема России – сквозная блоковская тема. И прав был поэт, когда на одном из своих выступлений на просьбу прочесть стихи о России ответил: «Это всё о России».

Слайд 98

    Поэт – лирик по преимуществу, Блок, обладая обострённым чувством истории, с бесстрашной правдивостью смотрел в лицо жизни,  сумел в своих напряженных, страстных, пронзительных стихах создать образ той, которую любил безмерно, которая вдохновляла его, несмотря на «неслыханные перемены, невиданные мятежи», на жизнь, творчество, любовь.

Слайд 99

    Ещё будучи 20 – летним студентом, А.Блок написал пророческое стихотворение «Гамаюн, птица вещая», которое было навеяно картинами Васнецова, изображающими Сирина, Алпоноста и Гамаюна - вещих птиц древнерусских легенд. Птица Гамаюн

…вещает и поёт

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Слайд 100

Эти стихи лишь внешне могли показаться далёкими от современных тогдашних событий, а  между тем они о жизни, о времени,  о России, только говорят они об этом крупно, отвлечённо, символически. В них всё: и любовь к ней, России, и сознание ужаса её прошлого и настоящего, и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:

Но вещей правдою звучат

Уста, запёкшиеся кровью!..

    Эти стихи – предтеча той поэзии, в которой выразилась вся душа поэта с его необыкновенной  восторженной любовью к святая святых – Родине и необыкновенной болью за её судьбу.

Слайд  101

       Блоку неоднократно приходилось бывать за границей, и всё-таки он писал: «Единственное место, где я могу жить – Россия.»

    Корней Чуковский в статье, посвящённой творчеству А.Блока, отмечал: «Ещё в 1906 году, в пору «Балаганчика» и «Незнакомки», он смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая как бы создана из бед и погибелей, которая тем и свята, что в ней никакого благолепия, никакого покоя, что вся она боль и тоска. Эта святыня – Россия! …Прежде его милая была либо святая, либо падшая, либо судьба, либо смерть, теперь она одновременно и святая, и падшая, и судьба, и смерть, потому что её имя – Россия. И  всю свою нежность и набожность он отдаёт теперь ей !»

Слайд  102-105

    Тема России для Блока не имеет границ. «Вся моя поэзия о России,» - писал А.Блок. Когда  мы вчитываемся в стихи, объединённые в цикле «Родина»,  мы видим, что в это понятие для Блока входит всё дорогое, кровное, то,  из чего родилась его душа, что таится в глубине её. В познании России, её сил и возможностей Блоку, несомненно, помогла поэзия Некрасова. Он сам отмечал, что «поэт мести и печали» оказал большое влияние на его творчество.

 В стихотворении «На железной дороге» звучит мысль о горестной судьбе русского человека. Здесь, в этом стихотворении поэт утверждает свою любовь к России через сочувствие к униженному и оскорблённому человеку,  и в этом плане оно родственно стихотворению Некрасова «Тройка».

Слайд 106              Стихотворение  «На железной дороге»

Слайд 107

   Образ России в ранней лирике Блока условен, неполон: пока это ещё непознанная, таинственная Русь.

Слайд  108          Стихотворение «Русь»

И эта таинственная, непредсказуемая и прекрасная Русь является для поэта единственной духовной опорой в жизни.

Особенно убеждает нас в этом стихотворение «Осенняя воля», напоминающее лермонтовское  «Выхожу один я на дорогу» и  близкое ему жаждой бессмертия, приобщения к родной земле, сожалением о напрасно растраченных силах. Но самое главное, в нём выражена одна из основных мыслей, которая пройдёт через всю поэзию Блока: Россия – это смысл жизни, это надежда, наконец, судьба.

Слайд 109

       Историческая судьба России стоит в центре небольшого цикла «На поле Куликовом».  Стихи были написаны в годы реакции после 1905 года. Они проникнуты верой в будущее своей страны. Мятежная Русь, летящая в грядущее, - вот образ, помогающий Блоку оставаться бесстрашным, бессонным, вольным, вдохновляющий его.

    Облик Родины – России у Блока живой, очеловеченный. Он как бы сливается с прекрасным женским образом. Любовь поэта к России – личное, кровное, глубоко интимное чувство, неотделимое для него от вечной его любви к «единственной на свете», к жене.

Слайд 110             Стихотворение «На поле Куликовом»

Слайд  111

     Особо хочется остановиться на стихотворении «Россия».

 Это стихотворение о вечном движении, о вечной молодости России, нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой любви и вере. Гордость переполняет душу, потому что в этом стихотворении присутствует мотив «неисчерпаемости русской силы».

Слайд  112                     Стихотворение «Россия»

      Но есть среди блоковских стихов о России и другие – яростные, презрительные.

Слайд  113                       Стихотворение «Грешить бесстыдно…»

В этом стихотворении Блок рисует отвратительную  картину человеческого лицемерия, алчности и бездушия. Но поэт не может отвернуться от родной своей земли, даже когда её лицо искажено уродливой гримасой. И ненавидя русское дикое и тупое мещанство, Блок остаётся верен своей трудной любви и вере. Отсюда – финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.

     Идея объединения России с народом древней Европы звучит в стихотворении «Скифы».          Мысль о всемирной отзывчивости русского народа, его способности понять, почувствовать чуждую, иноплемённую культуру, как свою, как общечеловеческую, пронизывает эти стихи.

       «Скифы» можно назвать венцом блоковской патриотической лирики: гордость за Россию и предостережение от войн, призыв к миру и труду – основные мотивы этой гражданской оды.

Слайд 114               Стихотворение «Скифы»

      Итак, в блоковских стихах о России всегда присутствует высочайшая человеческая мера, чувство истины и идеала. Россия Александра Блока совмещает в себе всё: и радость и горе, она сложна и противоречива, но в то же время она высшее начало в жизни народа, в жизни отдельной личности, в судьбе поэта.

Приложение 5

Служение Родине

Слайд  115

Менделеев, как бы подводя итог сделанному за долгую жизнь, говорит о своих трех «службах Родине»:

«Начав с 1855 года учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке.

Слайд 116

Первая служба - на поприще научном. Чего я только не делывал в своей научной жизни! Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую…».

Слайд  117

Д.И.Менделеев - почетный член более 90 академий наук, научных обществ университетов и институтов разных стран мира. Российская Академия наук забаллотировала кандидатуру Менделеева в академики из-за его прогрессивных взглядов.

Слайд  118

«Вторая - на ниве просвещения. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

Слайд  119

На протяжении всей жизни Менделеев занимался педагогической деятельностью. После окончания института работал учителем географии в Симферополе, учителем физики и математики в Одессе. Затем в Петербургском университете в звании сначала доцента на кафедре химии, а потом профессора.

Кроме того, преподавал в кадетском корпусе, Инженерной Академии, Институте инженеров путей сообщения, на Высших женских курсах. Дмитрий Иванович пользовался популярностью, любовью и уважением студентов. Его лекции отличались научным содержанием, оригинальностью, частыми отступлениями в области других наук.

Слайд  120

«Третья моя служба Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность «интенсивного хозяйства».

Слайд  121

В последние годы жизни он занимался вопросами развития промышленности. Он совершил поездку на Урал для определения причин отставания Урала по производству чугуна и стали.

Слайд  122

Он ездил в Баку и США для изучения нефтяного дела, предложил принцип фракционной перегонки при переработке нефти. С целью изучения каменноугольной промышленности совершил поездку в Донецкий бассейн, выдвинул идею подземной газификации углей.

Слайд  123

Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. Его жизнь является подлинным подвигом великого служения народу. Великий ученый и патриот, он навсегда останется для нас символом честности и трудолюбия, борьбы за интересы народа. Мы, его верные последователи, будем вечно чтить имя Дмитрия Ивановича Менделеева.

Слайд  124

Ночью 20 января 1907 года Д.И.Менделеева не стало. В его похоронах приняло участие более 10 тыс. человек. Перед гробом несли большую таблицу «Периодической системы элементов». Со времени его кончины минуло почти десять десятилетий.

Слайд  125

С годами глубже и полнее раскрывается все величие неповторимой личности Д.И.Менделеева. Многие его мысли, идеи и замечания оказались чрезвычайно своевременными в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к конспекту урока "Судеб скрещенье"

Презентация состоит из трех частей. Часть 1....

Методическая разработка интегрированного урока-презентации на тему: «Менделеев и Блок»

Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени-великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия - оказались тесно связанными в ист...

А.Блок и Д.Менделеев

Презентация по творчеству А.Блока...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»

Научно-поэтическое исследование в фактах, в воспоминаниях и поэтических строкахЦели:1.Повышение познавательной активности учащихся, воспитаниеинтереса к научной деятельности Д.И. Менделеева, к химии к...

А. А. Блок и Д. И. Менделеев. Заветные мысли о России

Данное мероприятие нацелено на то, чтобы повторить и систематизировать знания учащихся о творчестве А. А. Блока и деятельности Д. И. Менделеева, напомнить об их вкладе в мировую науку и культуру, об и...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...


 

Комментарии

Ванина Наталья Викторовна

Ольга Юрьевна. Ваша методическая разработка урока "Скрещение судеб: А.А. Блок и Д.И. Менделеев" мне очень понравилась. Каким же талантливым педагогом надо быть, чтобы подготовить интегрированный урок химии и литературы. Дальнейших успехов.

Елманова Ольга Юрьевна

Спасибо большое!