"Кислоты в свете ТЭД"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Калашникова Ольга Андреевна
Конспект урока по химии для 8-го класса на тему "Кислоты в свете ТЭД" (урок изучения нового материала)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Цель: сформировать у обучающихся понятие о кислотах как электролитах.

Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов;
- систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам;
- охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
- познакомить учащихся с понятием о ряде напряжений металлов.
2. воспитательные:
- способствовать формированию навыков умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
- продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот;
- совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой;
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование и материалы: 

Пробирки, штатив, компьютер с проектором, кислоты – соляная и серная, набор индикаторов – фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумаг, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник, тетрадь, презентация.


                                 Ход урока

Организационный момент: приветствие детей, подготовить учащихся к работе на уроке. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Повторение пройденного:

Прежде чем приступить к новой теме вспомним (слайды1-2):

1. Что такое электролитическая диссоциация?

2. Какие вещества называют электролитами?
3. Как определить является ли вещество электролитом?

Отвечают на вопросы:
1. Процесс распада электролита на ионы
2. Вещества, растворы которых проводят электрический ток
3. Необходимо воспользоваться таблицей растворимости
Выполняют задание в тетрадях, а затем учитель показывает слайд с правильными ответами, учащиеся сравнивают и исправляют ошибки самостоятельно. При возникновении вопросов, задают учителю.

Изучение нового материала 

Сегодня мы продолжим говорить об ЭД и выясним, какими свойствами обладают кислоты как электролиты. Кислоты очень важны для человека, поскольку использует их в практической деятельности – например, они используются при производстве таких соединений как лаки, краски, эмали, волокна, пластмассы, лекарственных веществ, в пищевой промышленности, парфюмерии.

Записывают число и тему урока в тетради, слушают цели урока(слайды 3-4 )

Слушают рассказ учителя. Существует несколько классификаций кислот в зависимости от признака, лежащего в его основе. Рассмотрим их на стр.210 учебника и таблицы.10

Демонстрация  слайда 5-6 с заданием и ответом
Учащиеся смотрят на слайд и таблицу 10 учебника

Однако какими бы разными ни были кислоты, все они обладают рядом общих свойств. Чем это обусловлено?  Посмотрите на слайд 7 – здесь изображено уравнение ЭД  кислоты.
Присутствием катионов водорода обусловлены общие свойства кислот.
Какие ионы еще образуются при диссоциации?
Как же можно определить кислоты с точки зрения ТЭД?
Учащиеся отвечают:
все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода и анионы различных кислотных остатков.

Учащиеся формулируют определение:
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков (слайд 7).

Химические свойства кислот:
 первое общее свойство – все кислоты кислые на вкус и имеют кислую среду раствора. Однако ни один человек и не подумает распознавать кислоты т.о., ведь это может быть смертельно опасно, т.к. к кислотам относят ядовитые: цианистоводородную и серную. Как же не пробуя кислоты распознать их безопасным способом? Для этого используются специальные вещества – индикаторы, с лат. означает «указатели кислот».
С помощью опыта мы сейчас посмотрим, как происходит действие индикаторов на кислоты. Демонстрация учителем опыта с использованием различных индикаторов. Учащиеся наблюдают изменение окраски растворов кислот.
Давайте сделаем вывод?

Продолжаем изучение химических свойств кислот. Учитель демонстрирует опыты и слайды 8-13.Учащиеся наблюдают, делают выводы и записи в тетрадях.


Закрепление изученного материала (слайды15-16)

Подведение итогов урока (слайд14)
Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Учащиеся отвечают:
мы познакомились с классом кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Узнали,  о классификации кислот по различным признакам;
Научились охарактеризовать общие свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации;
Познакомились с понятием о ряде напряжений металлов.


Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

1. §40;упр. №1,3;
2. Подготовить сообщения на тему:
«Практическое значение кислот в жизни человека».
Записывают задание

Литература:

1. О.С.Габриелян «Химия» 8 класс, учебник.
2. О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» М.: Дрофа, 2005
3. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя». Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
4. В.А.Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» ч.1 и 2. Москва «Просвещение» 1984
5. О.С.Габриелян «Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс» М.: Дрофа, 2003


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание Выберите формулы кислот: К N О₂ Н₂О₂ Н₂СО₃ N аН S О₄ N аОН Н F Са(ОН)₂ М g( НСО₃)₂ Н₂ S О₄ А l ( N О₃)₃ С u ОН Н₂М n О₂ ВаОНС l Р₂О₅ Н N О₂

Слайд 2

Ответ Н₂СО₃ Н F Н₂ S О₄ НМ n О 4 Н N О₂

Слайд 3

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД)

Слайд 4

Цели урока Вспомнить понятие о кислотах, как о классе электролитов; Рассмотреть классификацию кислот по различным признакам; Охарактеризовать общие свойства кислот в свете ионных представлений; Научиться пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов и таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций;

Слайд 5

Задание № 1 I вариант 1)Используя содержание таблицы, дайте характеристику соляной (хлороводородной) кислоты. II вариант 1)Используя содержание таблицы, дайте характеристику угольной кислоты.

Слайд 6

Ответ I вариант ( НС l) Бескислородная; Одноосновная; Растворимая; Летучая; Сильная; Стабильная; II вариант (Н₂ C О₃) Кислородная; Двухосновная; Растворимая; Летучая; Слабая; Нестабильная;

Слайд 7

Определение (понятие) Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка: HCL → Н⁺ + С L⁻ Н₃РО₄ → Н⁺+ Н₂РО₄⁻ Н₂РО₄⁻ → Н⁺ + НРО₄²⁻ НРО₄²⁻ → Н⁺ + РО₄³⁻

Слайд 8

Химические свойства кислот 1)Реакция нейтрализации: кислота + основание → соль + вода (реакция обмена) 2 N аОН + Н₂ S О₄ → N а₂ S О₄ + 2Н₂О 2 N а⁺ + 2ОН⁻ + 2Н⁺ + S О₄²⁻ → 2 N а⁺ + S О₄²⁻ + 2Н₂О Н⁺ + ОН⁻ → Н₂О

Слайд 9

2)Взаимодействие кислот с оксидами металлов: кислота + оксид металла → соль + вода (реакция обмена) F е₂О₃ + 6НС l → 2 F еС l ₃ + 3Н₂О F е₂О₃ + 6Н⁺ + 6С l⁻ → 2 F е³⁺ + 6С l ⁻ + 3Н₂О F е₂О₃ + 6Н⁺ → 2 F е³⁺ + 3Н₂О

Слайд 10

3)Взаимодействие кислот с металлами: кислота + металл → соль + водород (реакция замещения) Условия протекания реакций: 1) Металл в электрохимическом ряду напряжений металлов должен находится до водорода: Zn + 2НС l → ZnCl ₂ + Н₂↑ Zn° + 2 Н⁺ + 2С l⁻ → Zn ²⁺ + 2С l⁻ + Н₂↑ Zn° + 2 Н⁺ → Zn ²⁺ + Н₂↑ 2) В результате реакции должна получиться растворимая соль: Pb + Н₂ S О₄ =

Слайд 11

3) Нерастворимые кислоты (кремневая) не вступают в реакции с металлами: Н₂ Si О₃ + М g → 4) Концентрированный и разбавленный растворы серной и азотной кислот , взаимодействую с металлами по другой схеме.

Слайд 12

4)Взаимодействие кислот с солями: кислота + соль → новая кислота + новая соль (реакция обмена) Na ₂СО₃ + 2Н N О₃ → 2 NaN О₃ + СО₂↑ + Н₂О 2 Na ⁺ + СО₃²⁻ + 2Н⁺ + 2 N О₃⁻ → 2 Na⁺ + 2 N О₃⁻ + СО₂ + Н₂О СО₃²⁻ + 2Н⁺ → СО₂↑ + Н₂О

Слайд 13

Итоги 1. Классификация кислот; 2. Типичные химические свойства кислот; 3. Условия протекания типичных реакций кислот;

Слайд 14

C какими из перечисленных веществ взаимодействует серная кислота. Составьте уравнения возможных реакции. SiO₂ ; LiOH ; Ва( NO )₃; НС l ; К₂О; N а₂ Si О₃; Zn (ОН)₂ LiNO₃ ; Закрепление

Слайд 15

Ответ Н₂ SO ₄ + SiO₂ → Н₂ SO ₄ + 2 Li ОН → Li₂SO₄ + 2H₂O Н₂ SO ₄ + Ba(NO₃)₂ → BaSO₄↓ + 2HNO₃ Н₂ SO ₄ + HCl → Н₂ SO ₄ + K₂O → K₂SO₄ + H₂O Н₂ SO ₄ + Na₂SiO₃ → Na₂SO₄ + H₂SiO₃↓ Н₂ SO ₄ + Zn(OH)₂ → ZnSO₄ + 2H₂O Н₂ SO ₄ + LiNO₃ →

Слайд 16

Дополнительное задание Запишите молекулярные уравнения практически осуществимых реакций, протекающих между: магнием и соляной кислотой; оксидом бария и азотной кислотой; медью и фосфорной кислотой; нитратом калия и серной кислотой; оксидом лития и бромоводородной кислотой; гидроксидом железа ( II ) и азотистой кислотой; сульфитом натрия и соляной кислотой;

Слайд 17

Ответ Mg + 2HCl → MgCl₂ + H₂↑ BaO + 2HNO₃ → Ba(NO₃)₂ + H₂O Cu + H₃PO₄ → 2KNO₃ + H₂SO₄ → Li₂O + 2HBr → 2LiBr + H₂O Fe(OH)₂↓ + 2HNO₂ → Fe(NO₂)₂ + 2H₂O Na₂SO₃ + 2HCl → 2NaCl + SO₂↑ + H₂O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Презентация "Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства"

Презентация "Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства"...

«Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов1.ОбразовательныеСформировать понятие о кислотах как классе элек...

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации

Технологическая карта урока по  химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"....

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.

Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...