Разработка урока "Кристаллические решетки"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Тельнова Мария Алексеевна

УМК Габриеляна О. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kristallicheskie_reshetki.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Кристаллические решетки

Цели. Обучающие. Дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ; познакомиться с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами химической связи и влиянием на физические свойства веществ; дать представление о законе постоянства состава веществ.
  
Развивающие. Развивать логическое мышление, умения наблюдать и делать выводы.
   Воспитательные. Формировать эстетический вкус и коллективизм, расширять кругозор.
Оборудование и реактивы. Модели кристаллических решеток, диафильм «Зависимость свойств веществ от состава и строения», диапозитивы «Химическая связь. Строение вещества»; пластилин, жевательная резинка, смолы, воск, поваренная соль NaCl, графит, сахар, вода.
Форма организации работы. Групповая.
Методы и приемы. Самостоятельная работа, демонстрационный опыт, лабораторная работа.
Эпиграф.

«В мире этом – я знаю –
нет счета сокровищам,
Но весьма поучительно
для очей заглянуть
повнимательнее в нутро
вещам, прямо в нутро вещей».

Л.Мартынов

 

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ. Кристаллы встречаются нам повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в технике и в науке, едим кристаллы, лечимся кристаллами, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог с помощью приборов из кристаллов…
Что же такое кристаллы?
Вообразите на минутку, что ваши глаза стали видеть атомы или молекулы; рост уменьшился, и вы смогли войти внутрь кристалла. Цель нашего урока – понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твердых веществ, познакомиться с типами кристаллических решеток, получить представление о законе постоянства состава веществ.
Какие агрегатные состояния веществ известны? Твердое, жидкое и газообразное. Они взаимосвязаны (схема 1).

Схема 1

Сказка о жадном хлоре

В некотором царстве, химическом государстве, жил-был Хлор. И хотя принадлежал он к старинному роду Галогенов, да и наследство получил немалое (на внешнем энергетическом уровне у него было семь электронов), был он очень жадным и завистливым, а от злости даже стал желто-зеленым. Днем и ночью мучило его желание сделаться похожим на Аргон. Думал он думал и наконец придумал: «У Аргона на внешнем уровне восемь электронов, а у меня только семь. Значит, мне надо заполучить еще один электрон, тогда я тоже буду благородным». На следующий день собрался Хлор в дорогу за заветным электроном, но далеко идти ему не пришлось: возле самого дома встретил он атом, похожий на него как две капли воды.
– Слушай, брат, дай мне свой электрон, – заговорил Хлор.
– Нет уж, лучше ты дай мне электрон, – ответил близнец.
– Ладно, давай тогда объединим наши электроны, чтобы никому не было обидно, – сказал жадный Хлор, надеясь, что потом он заберет электрон себе.
Но не тут-то было: оба атома в равной степени пользовались общими электронами, несмотря на отчаянные усилия жадного Хлора перетянуть их на свою сторону.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на две группы. Пластилин, жевательная резинка, смола, воск – это аморфные вещества. У них часто нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет упорядоченного строения (кристаллической решетки). Напротив, соль NaCl, графит и сахар – кристаллические вещества. Для них характерны четкие температуры плавления, правильные геометрические формы, симметрия.
Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. Мы познакомимся с типами кристаллических решеток и их влиянием на физические свойства веществ. Помогут в повторении видов химической связи подготовленные вами творческие задания – сказки.

Сказка про ковалентную полярную связь

В некотором царстве, в некотором государстве с названием «Периодическая система» жил-был маленький электрончик. У него не было друзей. Но однажды к нему в село под названием «Внешний уровень» пришел другой электрончик, точь-в-точь похожий на первого. Они сразу же подружились, ходили всегда вместе и даже не заметили, как оказались спаренными. Эти электроны прозвали ковалентными.

Сказка про ионную связь

В доме периодической системы Менделеева жили два друга – металл Na и неметалл Cl. Каждый жил в своей квартире: Na – в квартире под № 11, а Cl – под № 17.
И вот решили друзья поступить в кружок, а там им сказали: чтобы поступить в этот кружок, надо завершить энергетический уровень. Друзья расстроились и поплелись домой. Дома они думали, как завершить энергетический уровень. И вдруг Сl сказал:
– Давай, ты мне подаришь со своего третьего уровня один электрон.
– То есть как подарю? – спросил Na.
– А так, возьмешь и подаришь. У тебя будет два уровня и все завершенные, а у меня будет три уровня и тоже все завершенные. Тогда нас примут в кружок.
– Ладно, забирай, – сказал Na и отдал свой электрон.
Когда они пришли в кружок, то директор кружка спросил: «Как вам это удалось?» Они все ему рассказали. Директор сказал: «Молодцы, ребята» – и принял их в свой кружок. Натрию директор дал карточку со знаком «+1», а хлору – со знаком «–1». И теперь он принимает в кружок всех желающих – металлы и неметаллы. А то, что сделали Na и Сl, он назвал ионной связью.

УЧИТЕЛЬ. Вы хорошо разобрались в типах химической связи? Эти знания пригодятся при изучении кристаллических решеток. Мир веществ велик и разнообразен. Они обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесем к физическим?
Ответы учеников: агрегатное состояние, цвет, плотность, температуры плавления и кипения, растворимость в воде, электропроводность.

УЧИТЕЛЬ. Опишите физические свойства веществ: O2, H2O, NaCl, графит С.
Ученики заполняют таблицу, которая в результате приобретает следующий вид.

Таблица

Физические
свойства

Вещества

О2

Н2О

NaCl

C

Агрегатное состояние

Газ

Жидкость

Твердое

Твердое

Плотность, г/см3

1,429 (г/л)

1,000

2,165

2,265

Цвет

Бесцветный

Бесцветный

Белый

Черный

tпл, °С

–218,8

0,0

+801,0

tкип, °С

–182,97

+100

+1465

+3700

Растворимость в воде

Малорастворим

Растворим

Нерастворим

Электропроводность

Неэлектропроводный

Слабая

Проводник

Проводник

УЧИТЕЛЬ. По физическим свойствам веществ можно определить их строение.

Диапозитив.

Строение атома химическая связь кристаллическая решетка свойства вещества.

УЧИТЕЛЬ. Кристалл – твердое тело, частицы которого (атомы, молекулы, ионы) расположены в определенном, периодически повторяющемся порядке (в узлах). При мысленном соединении узлов линиями образуется пространственный каркас – кристаллическая решетка. Различают четыре типа кристаллических решеток (схема 2, см. с. 24).

Кристаллические структуры металлов в виде шаровых упаковок: а – медь; б – магний; в – a-модификация железа


Кристаллические структуры
металлов в виде шаровых упаковок:
а – медь; б – магний; в –
-модификация железа

Схема 2

КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ

Ионная кристаллическая структура NaCl: 1 – хлорид-ион Cl–; 2 – катион натрия Na+


Ионная кристаллическая структура NaCl:
1 – хлорид-ион Cl
; 2 – катион натрия Na+

УЧИТЕЛЬ. Какие кристаллические решетки у О2, Н2О, NaCl, С?

Ответ учеников. О2 и Н2О – молекулярные кристаллические решетки, NaCl – ионная решетка,
С – атомная решетка.
Демонстрация моделей кристаллических решеток: NaCl, C (графит), Mg, CO2.

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на типы кристаллических решеток простых веществ в зависимости от их положения в периодической системе (с. 79 учебника).
Какой тип решетки не встречается в простых веществах?

Ответ учеников. У простых веществ не бывает ионных решеток.

Ж.Л.Пруст (1754–1826)


Ж.Л.Пруст
(1754–1826)

УЧИТЕЛЬ. Для веществ с молекулярной решеткой характерно явление возгонки или сублимации.
Демонстрационный опыт. Возгонка бензойной кислоты или нафталина. (Возгонка – это превращение (при нагревании) твердого вещества в газ, минуя жидкую фазу, а затем снова кристаллизация в виде инея.)

УЧИТЕЛЬ. Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Закон был открыт Ж.Л.Прустом. Он разрешил долгий спор К.Л.Бертолле и Дж.Дальтона в пользу первого.
Например, углекислый газ или оксид углерода(IV)
CO2 – сложное вещество молекулярного строения. Оно состоит из двух элементов: углерода и кислорода, причем в молекуле один атом углерода и два атома кислорода. Относительная молекулярная масса Mr(CO2) = 44, молярная масса M(CO2) = 44 г/моль. Молярный объем VM(CO2) = 22,4 моль (н.у.). Число молекул в 1 моль вещества NA(CO2) = 6•1023 молекул.
Для веществ с ионным строением закон Пруста не всегда выполняется.

Графический диктант
«Виды химических связей и типы кристаллических решеток»

Знаками «+» и «–» отмечается, характерно ли данное утверждение (1–20) для типа химической связи указанного варианта.
Вариант 1. Ионная связь.
Вариант 2. Ковалентная неполярная связь.
Вариант 3. Ковалентная полярная связь.

Утверждения.

1. Связь образуется между атомами металлов и неметаллов.
2. Связь образуется между атомами металлов.
3. Связь образуется между атомами неметаллов.
4. В процессе взаимодействия атомов образуются ионы.
5. Образовавшиеся молекулы поляризованы.
6. Связь устанавливается за счет спаривания электронов без сдвига общих электронных пар.
7. Связь устанавливается путем спаривания электронов и сдвига общей пары к одному из атомов.
8. В процессе химической реакции происходит полная передача валентных электронов от одного атома реагирующих элементов к другому.
9. Степень окисления атомов в молекуле равна нулю.
10. Степени окисления атомов в молекуле равны количеству отданных или принятых электронов.
11. Степени окисления атомов в молекуле равны количеству смещенных общих электронных пар.
12. Соединения с данным видом связи образуют кристаллическую решетку ионного типа.
13. Для соединений с этим видом химической связи характерны кристаллические решетки молекулярного типа.
14. Соединения с таким видом связи образуют кристаллические решетки атомного типа.
15. Соединения могут быть газообразными при обычных условиях.
16. Соединения твердые при обычных условиях.
17. Соединения с таким видом связи обычно тугоплавкие.
18. Вещества с таким видом связи могут быть жидкими при обычных условиях.
19. Вещества с такой химической связью имеют запах.
20. Вещества с такой химической связью имеют металлический блеск.

Ответы (самооценка).

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

+

+

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

+

+

+

+

Вариант 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

+

+

+

+

+

+

Критерии оценки: 1–2 ошибки – «5», 3–4 ошибки – «4», 5–6 ошибок – «3».

Закрепление материала

• Кремний имеет атомную кристаллическую решетку. Каковы его физические свойства?
• Какой тип кристаллической решетки у Na
2SO4?
• Оксид СО
2 имеет низкую tпл, а кварц SiO2 – очень высокую (кварц плавится при 1725 °С). Какие кристаллические решетки они должны иметь?

УЧИТЕЛЬ. Мы заглянули в нутро вещей, не правда ли? В заключение хочется упомянуть драгоценные камни: алмаз, сапфир, изумруд, александрит, аметист, жемчуг, опал и др. Драгоценным камням издавна приписывали целебные свойства. Считали, что кристалл аметиста предохраняет от пьянства и навевает счастливые сны. Изумруд спасает от бурь. Алмаз бережет от болезней. Топаз приносит счастье в ноябре, а гранат – в январе.

Сапфир


Сапфир

Аметист


Аметист

Все вы знакомы с Хозяйкой медной горы из сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка». «Под землей у нее палаты каменные, а стены – из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые, и в каждом – сурьмяная звездочка».

Малахит


Малахит

Драгоценные камни служили мерой богатств князей и императоров. Иноземные послы, побывавшие в XVII в. в России, писали, что ими овладел «тихий ужас» при виде роскошных нарядов царской семьи, сплошь унизанных драгоценными камнями.
На голове царицы Ирины Годуновой была корона, «как стена с зубцами», разделенная на 12 башенок, искусно выделанных из рубинов, топазов, алмазов и «скатных жемчугов», кругом корона была унизана огромными аметистами и сапфирами.

Митра. Жемчуг


Митра. Жемчуг

Известно, что шляпа князя Потемкина Таврического так была усеяна бриллиантами и из-за этого столь тяжела, что владелец не мог носить ее на голове; адъютант нес шляпу в руках за князем. На одном из платьев императрицы Елизаветы было нашито столько драгоценных камней, что она, не выдержав их тяжести, упала на балу в обморок. Впрочем, еще раньше с супругой царя Александра Михайловича случилось более досадное происшествие: ей пришлось прервать обряд венчания, чтобы снять с себя усыпанный самоцветами наряд.
Самые большие в мире алмазы известны каждый под своим названием: «Орлов», «Шах», «Конкур», «Регент» и др.
Кристаллы необходимы – в часах, эхолотах, микрофонах; алмаз – «работник» (в подшипниках, стеклорезах и др.).
«Камень сейчас в руках человека – не забава и роскошь, а прекрасный материал, которому мы сумели вернуть его место, материал, среди которого прекраснее и веселее жить. Он не будет “драгоценным камнем” – его время прошло: это будет самоцвет, дающий красоту жизни. ...В нем человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только горящим огнем вдохновения художник», – писал академик А.Е.Ферсман.
Кристаллы можно вырастить даже в бытовых условиях. Попробуйте выполнить творческое домашнее задание по выращиванию кристаллов.

Домашнее задание
«Выращивание кристаллов»

Оборудование и реактивы. Чистые стаканы, картон, карандаш, нитки; вода, соль (NaCl, или СuSO4, или KNO3.)

Ход работы

Первый способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2–3 дня груз должен обрасти кристалликами.
Второй способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2–3 недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Решение задач по теме дифракция, дифракционная решетка"

Разработка урока по теме "Дифракция" для учащихся 11 класса...

Презентация по теме "Кристаллические решетки".

В презентации представлены виды и модели  кристаллических решеток с примерами веществ и кратким описанием их свойств....

Конспект урока "Кристаллические решетки"

Урок в 8 классе по программе О.С. Габриеляна,разработан на основе модульной технологии....

Дифракционная решетка

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков по теме «Дифракционная решетка». В ходе урока применяются технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового...

Методическая разработка лабораторной работы по физике «Определение периода дифракционной решетки»

Лабораторная работа «Определение периода дифракционной решетки» разработана для  учащихся 11 класса изучающих физику по программе Г.Я.Мякишева для базового уровня. В работе используется оборудова...

Разработка урока «Кристаллические решетки» 8 класс

Разработка урока в 8 классе "Кристаллические решетки" с использованием технологии перевернутого обучения....