презентация " Химические свойства соляной кислоты"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Работа разработана для проведения практической работы 9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для проведения практической работы | 178.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физические свойства Соля́ная кислота́ (также хлороводоро́дная , хлористоводоро́дная кислота, хлористый водород) — раствор хлороводорода ( HCl ) в воде, сильная одноосновная кислота. Бесцветная, прозрачная, едкая жидкость, «дымящаяся» на воздухе .
Кислотами называют сложные соединения, в состав которых входят атомы водорода, имеющие способность замещаться атомами металлов, и кислотный остаток. Кислоты являются электролитами .
Цель: исследовать химические свойства соляной кислоты, повторить реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции; сформировать навыки работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; сформировать умения наблюдать и делать выводы по результатам работы.
Материалы: раствор соляной кислоты, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, цинк, медь, оксид меди ( II ), оксид цинка, гидроксид калия, карбонат натрия, нитрат серебра . Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель , спиртовка, спички, стеклянная палочка .
Опыт №1 Действие индикаторов на раствор соляной кислоты В три пробирки налейте раствор соляной кислоты. В первую пробирку добавьте раствор фенолфталеина, во вторую – раствор метилового оранжевого, в третью – универсальную индикаторную бумагу. Что наблюдаете? Напишите уравнение электролитической диссоциации кислоты .
Наблюдаемые явления : раствор лакмуса становится красным (универсальная индикаторная бумага приобретает малиновый цвет, метиловый оранжевый - розовеет). Уравнения реакций : HCL – Н + + CL ‾ Вывод : растворы кислот изменяют окраску индикаторов, т.е. в растворе присутствуют ионы водорода Н + .
Опыт №2 Реакция соляной кислоты с металлами В две пробирки осторожно налейте раствор соляной кислоты. В одну пробирку поместить небольшую гранулу цинка, во вторую – гранулу меди. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Определите степени окисления всех элементов. Укажите окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
В две пробирки нальем соляную кислоту (раствор серной кислоты). В одну добавим стружки цинка, а в другую - кусочки медной проволоки. Наблюдаемые явления : в пробирке с цинком наблюдается выделение бесцветного газа водорода, в пробирке с медью - без изменений. Уравнения реакций: Вывод : кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, с образованием соли и водорода (кроме HNO 3 и концентрированной H 2 SO 4 ).
Опыт №3 Реакция соляной кислоты с основн ыми и амфотерными оксидами В одну пробирку поместите небольшое количество оксида меди( II ), а во вторую –оксид цинка. В обе пробирки добавьте немного раствора соляной кислоты. Содержимое пробирок нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции
В пробирку с соляной кислотой насыпаем на кончике шпателя черный порошок оксида меди (II). Укрепляем пробирку в пробиркодержатель и аккуратно нагреваем. Наблюдаемые явления : порошок оксида меди (II) постепенно растворяется, раствор приобретает сине-зеленый цвет.
Вывод : кислоты реагируют с оксидами металлов с образованием соли и воды.
Опыт №4 Взаимодействие соляной кислоты с основаниями В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида калия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете? К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляной кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Взаимодействие кислот с основаниями В пробирку наливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия. Добавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина. Наблюдаемые явления : раствор окрашивается в малиновый цвет. Доливаем в пробирку соляную кислоту (раствор серной кислоты) до обесцвечивания раствора. Наблюдаемые явления : раствор обесцвечивается . Уравнение реакции: Na OH + HCL = NaCl + H2O Реакция нейтрализации Вывод : кислоты вступают в реакцию нейтрализации с основаниями с образованием соли и воды.
Опыт №5 Взаимодействие соляной кислоты с солями. а) К раствору карбоната натрия добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. б) К раствору соляной кислоты добавьте раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Взаимодействие кислот с солями 1. В пробирку наливаем раствор карбоната натрия. Добавляем соляную кислоту (раствор серной кислоты). Наблюдаемые явления : Происходит бурное выделение бесцветного газа, "Вскипание" раствора.
2. В пробирку наливаем соляную кислоту и добавляем 1-2 капли нитрата серебра. Наблюдаемые явления : выпадает творожистый осадок белого цвета. Уравнения реакций: Вывод : растворы кислот реагируют с солями с образованием новой соли и новой кислоты, если в процессе реакции выделяется газ или выпадает осадок.
Вывод Соляная кислота является сильной кислотой.
http://gdzkurokam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.
Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, с...
" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данная презентация: " Свойства серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса( к открытому уроку для родителей). В первой части урока учащимся предлагается тест , варианты...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Презентация "Химические свойства карбоновых кислот".
Описание свойств карбоноывх кислот....
Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».
Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).Цельобразовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совер...
Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»
Тип урока: урок закрепления знаний (практическая работа)....