Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №17»
- Рузаевского муниципального района
- Урок-практикум
- по химии в 8 классе.
- «Получение соляной кислоты и исследование ее свойств».
- Провела: учитель химии
- Акимкина Татьяна Ивановна
Республика Мордовия, г. Рузаевка 2011 г.
Тема: Практическая работа в 8 классе
«Получение соляной кислоты и исследование её свойств»
Цель: Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами.
Ход урока
1.Организационный момент.
А) Подготовка класса к работе. Работа будет проходить по группам. Раздаточный материал на 5 столах.
Б) На каждом столе следующий набор реактивов и оборудования: спиртовка, спички, трубка с пробкой, пробирки, химический стакан с водой.
NaCl , H 2 SO 4 , лакмус , Zn , Mg , AgNO3 , NaOH , CuSO4 , K 2 CO 3
В) Инструктаж учителем по технике безопасности на уроке. Как работать с кислотами, щелочами, нагревательными приборами.
2. Проведение опытов.
Ход работы
Опыт № 1
«Получение соляной кислоты»
А) собирание прибора, установка пробирки с пробкой и газоотводной трубкой в соответствующем положении для нагревания, над горелкой конец газоотводной трубки в стакан с водой.
Б) в пробирке NaCl , H 2 SO 4
В) нагревание, получение HCl
Г) Исследование полученной кислоты в стакане индикатором лакмусом. Синий лакмус при приливании становится красным. На всех пяти столах получена кислота.
2NaCl+ H 2 SO 4 + H 2 SO 4+ 2HCl↑
Опыт № 2
«Взаимодействие HCl с металлами»
В две пробирки наливаем HCl и кладем в одну цинк, в другую магний. В обеих пробирках наблюдается выделение газа, но с магнием реакция идет более энергично, так как он активнее цинка.
Mg + 2HCl → MgCl 2 + H 2
Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2
Опыт № 3
«Взаимодействие HCl с гидроксидами (Cu(OH)2)
Получаем Cu(OH)2 - гидроксид меди. Приливаем к раствору CuSO 4 щелочь NaOH, образуется осадок голубого цвета:
CuSO4 + 2NaOH → Cu (OH)2↓ + Na 2SO4
При добавлении к осадку, полученной кислоты, он растворяется.
Опыт № 4
«Взаимодействие HCl с солями»
Берем раствор соли K 2CO 3 карбонат калия, приливаем соляную кислоту, выделяется газ.
K 2CO 3 + 2HCl → 2KCl + H 2O + CO2 ↑
Этот опыт тоже подтверждает, что нами получена кислота.
3.Заключение.
Выводы.
Итак, в ходе работы получена кислота она реагирует:
А) с металлами
Б) с гидроксидами
В) с солями
Г) меняет цвет индикатора.
4.Закрепление решение задач
Расчетная задача предложена по уравнению получения кислоты.
Задача: вычислить количество вещества HCl , если соли было взято 5 моль
5 моль x моль
2NaCl + H 2SO4 → Na SO4 + 2HCl
2 моль 2 моль
Решение:
5 моль/2 моль : x моль/2 моль
x = 5 моль
5. Д/З
Вычислить количество вещества НCl, если соли было взято 2 моль.
Литература:
- Балашова Е.Ф.Учись решать задачи по химии. Саранск: Мордов.кн.
изд-во 2009.-96 с
- А. М. Радецкий, В.П. Горшкова Дидактический материал по химии для 8 класса. Москва «Просвещение» 2008 г.
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс. Москва «Просвещение» 2008 г.
- А. А. Кушнарев Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 224 с. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".
Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Урок-практикум Пропорция. Основное свойство пропорции
Урок-практикум Пропорция. Основное свойство пропорции...
презентация " Химические свойства соляной кислоты"
Работа разработана для проведения практической работы 9 кл...
Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».
Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).Цельобразовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совер...
Методическая разработка урока "Свойства кислот на примере соляной кислоты"
Методическая разработка урока химии в 8/9 классах в теме Свойства кислот. Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока и презентацию для использования интерактивной доски, оп...
Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»
Тип урока: урок закрепления знаний (практическая работа)....