конспект урока "Биологическая роль алюминия"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.
Цель урока: - систематизировать знания учащихся об алюминии и его соединениях, показать их практическое значение;
сформировать понятие о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;
показать роль алюминия для предупреждения коррозии металлов;
Задачи: развитие умений учащихся работать в группах, чувства ответственности за работу группы, успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Ожидаемые результаты: все – изучат соединения алюминия, производство алюминия, его роль
Большинство – смогут решать данные задания по теме
Некоторые – смогут составлять уравнения и решать их
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog_rol_alyuminiya.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Вальтер А.В. Завуч по УВР:
Предмет: химия
Класс: 9
Дата: 23.01.17
Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.
Цель урока: - систематизировать знания учащихся об алюминии и его соединениях, показать их практическое значение;
сформировать понятие о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;
показать роль алюминия для предупреждения коррозии металлов;
Задачи: развитие умений учащихся работать в группах, чувства ответственности за работу группы, успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Ожидаемые результаты: все – изучат соединения алюминия, производство алюминия, его роль
Большинство – смогут решать данные задания по теме
Некоторые – смогут составлять уравнения и решать их
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Этапы деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Приветствие, настрой. | Приветствие. Деление на группы по формулам и названиям |
2.Стадия вызова | Предлагает осуществить превращения по карточкам Игра «Верите ли вы, что…» 1.Алюминий – один из 7 металлов древности? 2. После окончания школы за отличную учебу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой? 3.Алюминий- амфотерный элемент. 4.Сапфиры, рубины, корунд –выражаются формулой Al2O3.5. Алюминий – второй по электропроводности элемент. 6.Дюраль – сплав на основе алюминия 7. Консервированная пища – один из источников избыточного поступления Аl в организм | Осуществляют превращения Отвечают на утверждения «Да или нет» |
3. стадия осмысления. | Работа с раздаточным материалом. Изучение нового материала. При изучении составьте кластеры и организуйте их защиту. | 1 группа – биологическая роль алюминия; 3 группа – сплавы алюминия. 3 группа – производство алюминия в Казахстане. |
Закрепление | Предлагает задание на соответствие исходные вещества и продукты реакции. Заполните лист самооценивания | Уравнения реакций- выполняют задания на соответствие. Заполняют листы самооценивания |
Рефлексия | Предоставляет рефлексию. | Мишень |
Домашнее задание | Составить по 3 вопроса низкого и высокого порядка по теме «Алюминий и его соединения» | Записывают д/з |
Осуществите превращения:
Al→ Al2O3→Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al2O3→ Al→Na AlO2
- Al +O2 A AlCl3+H2
- Al+H2O Б AlCl3
- Al+Cl2 В AlCl3+H2O
- Al+HCl Г AlCl3+Hg
- Al+NaOH Д AlCl3+HgCl2
- Al+HgCl2 E NaAlO2+H2
- Al+Fe3O4 Ж Al(OH)3+H2
З Al(OH)3+Na
И Al2O3+Fe
К Al2O3
1.Al +O2 A AlCl3+H2
2.Al+H2O Б AlCl3
3.Al+Cl2 В AlCl3+H2O
4.Al+HCl Г AlCl3+Hg
5.Al+NaOH Д AlCl3+HgCl2
6.Al+HgCl2 E NaAlO2+H2
7.Al+Fe3O4 Ж Al(OH)3+H2
З Al(OH)3+Na
И Al2O3+Fe
К Al2O3
1.Al +O2 A AlCl3+H2
2.Al+H2O Б AlCl3
3.Al+Cl2 В AlCl3+H2O
4.Al+HCl Г AlCl3+Hg
5.Al+NaOH Д AlCl3+HgCl2
6.Al+HgCl2 E NaAlO2+H2
7.Al+Fe3O4 Ж Al(OH)3+H2
З Al(OH)3+Na
И Al2O3+Fe
К Al2O3
Роль алюминия в организме человека:
Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия.
Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.
Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:
- способствует построению костной и соединительной тканей
- содействует эпителизации кожи
- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов
- повышает переваривающую функцию желудочного сока
- участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов
- положительно влияет на функцию околощитовидных желез
Суточная потребность в алюминии:
Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.
Симптомы недостатка и избытка алюминия:
При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.
Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другие
Главными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг.
В каких продуктах содержится алюминий:
В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.
Роль алюминия в организме человека:
Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия.
Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.
Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:
- способствует построению костной и соединительной тканей
- содействует эпителизации кожи
- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов
- повышает переваривающую функцию желудочного сока
- участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов
- положительно влияет на функцию околощитовидных желез
Суточная потребность в алюминии:
Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.
Симптомы недостатка и избытка алюминия:
При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.
Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другие
Главными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг.
В каких продуктах содержится алюминий:
В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.
Сплавы на основе алюминия
Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:
Название сплавов | Состав | Применение |
1. Дюралюмин | 94% – Al | Конструкционный материал в авиа- и машиностроении |
2. Магналин | 95%-87% – Al | В авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении |
3. Силумин | 85% – Al | В авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов |
Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:
Дюралюмин – по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий; магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин – хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.
Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.
.
Сплавы на основе алюминия
Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:
Название сплавов | Состав | Применение |
1. Дюралюмин | 94% – Al | Конструкционный материал в авиа- и машиностроении |
2. Магналин | 95%-87% – Al | В авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении |
3. Силумин | 85% – Al | В авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов |
Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:
Дюралюмин – по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий; магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин – хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.
Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/З | Химические превращения | Игра «Верю-не верю» | Защита кластера | Соответствие левой и правой части уравнения | Итоговая оценка |
Производство алюминия в Казахстане
Акционерное общество «Алюминий Казахстана» — бывший Павлодарский алюминиевый завод (ПАЗ) — одно из предприятий Казахстана.
Виды деятельности и основная продукция: производства и реализации глинозема, а также добычи, переработки и реализации бокситов, известняка, огнеупорных глин, щебня, производства и реализации галлия, сульфата алюминия и других товаров и услуг, и использование его в интересах акционеров Общества. Численность: на 28.02.2009 г. — 11867 человек
«Алюминий Казахстана» входит в число десяти ведущих производителей глинозема в мире.
Показатели
АО "Алюминий Казахстана" в 2012 году произвело 1,5 млн тонн глинозема, что на 9,6% меньше, чем в 2011 году, сообщила пресс-служба компании.
Добыча бокситов в прошлом году составила 5,17 млн тонн (снижение на 5,9% по сравнению с 2011 годом), производство галлия - 15 тыс. 711 кг (снижение на 12,7%).
История
В 60-х (сентябрь 1955 г.[1]) годах в казахстанской степи был построен завод по производству глинозема — Павлодарский алюминиевый завод. В 1964 году первый эшелон продукции был отправлен с Павлодара на Новокузнецкий алюминиевый завод. В 1995 году предприятие было преобразовано в АО «Алюминий Казахстана»[3]. Инвестиции в реконструкцию завода в период с 1994 по 2004 год составили порядка $125 млн.
7 июня 1997 президент республики Нурсултан Назарбаев заложил на территории действующего завода капсулу, символизирующую старт строительства нового предприятия: Павлодарского электролизного завода, который должен был воплотить мечту главы государства о производстве собственного казахстанского алюминия. В 2004 году было начато строительство газогенераторной станции. Стоимость проекта, который относится к числу быстро окупаемых, составляет порядка $12,8 млн.
Собственники
Акционерное общество «Алюминий Казахстана» входит в группу предприятий ENRC (ранее ЕПА), а точнее в Подразделение Группы по производству глинозема и алюминия, которое является девятым крупнейшим поставщиком продаваемого глинозема по объёму в мире, (Источник: CRU, 2013 г.).
Это подразделение состоит из двух отдельных предприятий: Алюминий Казахстана (АК) и Казахстанский электролизный завод (КЭЗ), и включает в себя два бокситовых рудника, известняковый рудник, ТЭЦ, глиноземный завод и электролизный завод. На предприятии применяются сертифицированные системы менеджмента качества ISO 9000-2004, ISO 14000. Руководитель Ибрагимов Алмаз Турдуметович.
Подразделения компании
В составе компании пять крупных подразделений:
- Павлодарский алюминиевый завод (ПАЗ) (не является самостоятельной единицей) расположен в северном промышленном районе г. Павлодара,
- ТЭЦ АО «АК» (в прошлом ТЭЦ-1) расположена возле ПАЗа
- Филиал АО «АК» — рудник «Керегетас» расположен в Павлодарской области, недалеко от п. Ушкулун
- Филиал АО «АК» КБРУ «Краснооктябрьское» бокситовое рудоуправление расположено в Кустанайской области в посёлкеОктябрьский
- Филиал АО «АК» ТБРУ «Тургайское» бокситовое рудоуправление расположено в Кустанайской области в городе Аркалык
Месторождения алюминиевой руды имеются только в Костанайской области и представлены двумя рудниками:
- Торгайский бокситовый рудник (ТБРУ) разрабатывает бокситы Восточно-Тургайской группы (Аркалыкское, Северное, Нижнее-Ашутское, Верхнее-Ашутское, Уштобинское месторождения).
- Краснооктябрьский бокситовый рудник (КБРУ) - бокситы Западно-Тургайской группы (Белинское, Аятское, Краснооктябрьское, Увалинское и Красногорское месторождения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Роль и значение углекислого газа в природных явлениях"
Представлена разработка урока с использованием технологии проблемного обучения. На уроке организована частично-поисковая деятельность учащихся, описан проблемный эксперимент, творческое домашнее...
план-конспект урока "Роль английского языка в современном мире"
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАВ 7 классе по теме «Роль английского языка в современном мире» Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.Основная...
Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"
Конспект урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...
План-конспект урока "Роль спорта в нашей жизни", 7 класс
Цели урока:1. Образовательная цель – ввести новую лексику по теме и отработать, научить учащихся вести беседу по теме.2. Воспитательная цель – вос...
Конспект урока "Роль служебных частей речи"
Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...
Презентация и конспект по теме Алюминий
Презентацию можно использовать на уроке в 9 классе при изучении темы "Алюминий". Она включает историю открытия металла, физические и химические свойства, применение, содержание и нахождение в природе....
План-конспект урока. Тема "Алюминий и его соединения"
Разработка урока по теме "Алюминий и его соединения" с использованием электронных образовательных ресурсов...