КТП по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему

Кострикова Ирина Анатольевна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_2_chasa.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование, химия 10 класс (2 часа)

№п/п

Тема урока

(тип урока)

Элементы содержания

Форма контроля

Планируемые результаты

освоения материала

Практическая часть

Дата урока

                                                                                                   Введение 1 час

1.

1.Предмет органической химии.

 

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с  неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

 Вводный

Знать классификацию органических веществ: природные, искусственные и синтетические, определения:
а) витализм.
б) фотосинтез (Р).
 Характеризовать особенности органических соединений.
Уметь приводить примеры органических соединений (П).

 

Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов)

2-3

1-2. Основные положения теории строения органических соединений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия, изомеры

  Текущий

Знать основные положения теории строения органических соединений.

Уметь объяснять понятия: валентность, химическое строение, углеродный скелет,

структурная изомерия, формулы молекулярные и структурные

 

4-5

3-4. Основные положения теории строения органических соединений (Урок комплексного применения ЗУН учащимися)

Понятие о гомологии и гомологах.

 Текущий

Знать определения: гомологический ряд и гомологическая разность, гомологи
Уметь приводить примеры основных классов органических соединений и их гомологов

 

 

.

6

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Урок изучения новых знаний

 Текущий

7

Обобщение и систематизация знаний по теме

Текущий

 

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)

8-9

1-2.Природный газ. Алканы.

 

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

 Текущий

Знать природные источники углеводородов – природный газ, состав алканов, гомологический ряд предельных углеводородов
Уметь приводить примеры изомеров алканов, составлять формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре ИЮПАК

 

10

3.  Алканы. Химические свойства. Применение.

 

Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе этих свойств.

 Текущий

Знать химические свойства алканов на примере метана, этана:
реакции горения, замещения, дегидрирования, основные способы получения
Уметь составлять уравнения соответствующих реакций

 

11

4. Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение

 

Алкены: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов.
Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация.

 .
Текущий

Знать состав алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алкенов:
а) реакция дегидрирования.
б) реакция дегидратации.
в)реакция гидрирования.
г)реакция гидратации.
д) реакция галогенирования
Уметь составлять формулы изомеров алкенов, называть их по номенклатуре ИЮПАК,составлять уравнения соответствующих реакций
 

 

12

5. Алкены.

 

Реакция полимеризации. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.

 

Текущий

Знать основные полимеры, пластмассы

Уметь составлять уравнение реакции полимеризации на примере этилена

 

13

6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены»

 

Упражнения в составлении химических формул, изомеров. Составление уравнений реакций, иллюстрирующих хим.свойства и генетическую связь

Решение задач

Индивидуальный

Знать состав алканов, алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алканов, алкенов:
Уметь составлять формулы изомеров алканов, алкенов, называть их по номенклатуре ИЮПАК,составлять уравнения соответствующих реакций

14

7. Алкадиены.

 

Понятие об углеводородах с двумя двойными связями.
Химические свойства бутадиена – 1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

 Текущий

Знать состав алкадиенов (диеновые углеводороды), полимеры, каучуки
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкадиенов: а)реакция галогенирования,
б)реакция полимеризации
 

 

15

8. Каучуки.

   

Натуральный и синтетические каучуки. Полимеризация. Вулканизация каучука. Резина.

   Текущий

Знать определения понятий «резина», «вулканизация»; свойства и применение натурального, синтетического бутадиенового и изопренового каучуков, резины, эбонита

 

16

9.Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение

 

Гомологический ряд алкинов, общая формула, строение ацетилена и др.алкинов

 

Текущий

Знать: определение понятий «пиролиз», «алкины»; общую формулу алкинов; правила составления названий алкинов в соответствии с международной номенклатурой;

Уметь: определять принадлежность веществ к классу алкинов по структурной формуле; характеризовать особенности строения алкинов(тройная связь, незамкнутая углеродная цепь); определять изомеры, составлять структурные формулы изомеров, называть алкины.

 

17

10.Алкины: свойства, применение

 

Отношение алкинов к раствору перманганата калия и бромной воде.Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

 Текущий

Знать состав алкинов, формулу ацетилена, получение ацетилена, химические свойства алкинов на примере ацетилена:
а) реакция присоединения.
б) реакция горения.
в)реакция гидратации (реакция Кучерова)
Уметь: проводить качественные реакции на кратную связь(отношение к раствору перманганата калия и бромной воде), составлять уравнения соответствующих реакций
 

 

18-19

11-12. Арены. Бензол.

 

Получение бензола из гексана и ацетилена.
Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.
Применение бензола на основе свойств.

 Текущий

Знать особенности строения бензола и его гомологов;

Знать формулу бензола, химические свойства:

а)реакция дегидрирования.

б) реакция галогенирования.

в)реакция нитрования (реакция Коновалова)

Уметь составлять уравнения соответствующих реакций

20-21

13-14. Нефть и способы ее переработки.

 

        

Состав и переработка нефти. Крекинг. Риформинг. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

  Текущий

Знать природные источники углеводородов – нефть, способы ее переработки: фракционная перегонка, или ректификация

Уметь объяснять способы получения ректификационных газов, газолиновой фракции (бензин), лигроиновой, керасиновой фракции, дизельного топлива, мазута; уметь составлять уравнение крекинга.

Знать меры защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами ее переработки.

22

15.Обобщение сведений об углеводородах.

 

Генетическая связь. Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводородов. Составление формул и названий изомеров и гомологов. Решение расчетных задач

 Индивидуальный

Знать:
1.  Классификацию углеводородов: алканы (метан, этан).  алкены (этилен).     алкадиены ( бутадиен – 1,3, изопрен). алкины (ацетилен).) арены (бензол)
2. Гомологический ряд, гомологи углеводородов. Номенклатуру углеводородов. Изомерию - структурная изомерия, изомерия положения кратной связи.  Химические свойства углеводородов. Природные источники углеводородов.
Применение углеводородов на основе свойств.
Уметь приводить примеры углеводородов, составлять формулы изомеров, называть вещества, составлять уравнения  реакций, отражающих свойства углеводородов

 

23

16.Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

Контроль и учет знаний по изученной теме

 

 

Тема 3. Кислородосодержащие  органические соединения и их природные источники (19часов)

24

1.Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура

 

Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

  Текущий

Знать: состав предельных одноатомных спиртов, их изомерию и номенклатуру, формулы представителей предельных одноатомных спиртов: метанол, этанол, получение этанола брожением глюкозы, гидратацией этилена.
Уметь составлять формулы спиртов, выделять функциональную группу, давать названия спиртам по номенклатуре ИЮПАК, объяснять влияние водородной связи на физические свойства спиртов,
записывать уравнения реакций получения этанола
 

 

25

2. Свойства, получение, применение одноатомных спиртов

 

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его следствия и предупреждение

 Текущий

Знать химические свойства спиртов: а)горение,
б)дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная),
в)реакция замещения,
г)реакция окисления,
д)реакция этерификации.
Состав простых эфиров
Уметь составлять уравнения соответствующих реакций

3. Создание проекта «Алкоголизм, его следствия и предупреждение»

 

26

3.Многоатомные спирты

 

Особенности многоатомных спиртов. Качественная реакция. Важнейшие представители

  Текущий

Знать состав многоатомных спиртов, молекулярную и структурную формулу глицерина, качественную реакцию на многоатомные спирты

Уметь проводить качественные реакции на многоатомные спирты

 

27

4. Каменный уголь. Фенол.

 

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле. растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

 Текущий

Знать о феноле как о представителе ароматических углеводородов

Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола, орто- и пара-ориентирующее действие в бензольном кольце, уметь записывать уравнения реакций электрофильного замещения

 

28

5.Семинар по теме «Спирты и фенолы»

 

Закрепление знаний , упражнения в составлении уравнений реакций. Решение расчетных задач

Индивидуальные задания

 

29

6.Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение

 

Строение, функциональная группа. Гомологический  ряд альдегидов. Строение и номенклатура кетонов. Получение

Презентация

 Текущий

Знать: определение понятия «альдегид», физические свойства формальдегида и ацетальдегида, правила составления названий в соответствии с международ. номенклатурой; способы получения альдегидов;

Уметь: характеризовать особенности строения альдегидов, составлять структурные формулы изомеров, называть альдегиды

 

30

7. Химические свойства альдегидов и кетонов, применение

 

Свойства, обусловленные наличием карбонильной группы, качественные реакции. Взаимное влияние атомов

Презентация

 Текущий

Знать химические свойства альдегидов и кетонов, изомерию, способы получения.

Уметь записыать реакции окисления, качественные реакции на альдегиды, уметь осуществлять цепочки превращений

 

31-32

8-9.Карбоновые  кислоты: классификация, номенклатура, изомерия, Одноосновные кислоты: свойства, получение.

 

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств

Презентация

 Текущий

Знать строение молекул карбоновых кислот и

карбоксильной группы, классификацию кислот, записывать формулы  предельных одноосновных карбоновых кислот: муравьиной, уксусной (Р).

Уметь перечислять свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами, солями, записывать реакции этерификации (

 

33

10. Высшие жирные кислоты.

 

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой, олеиновой и линолевой.  

 Текущий

Знать: состав, молекулярные формулы высших предельных одноосновных карбоновых кислот на примере: стеариновой, пальмитиновой, состав, молекулярные и структурные формулы непредельных одноосновных карбоновых кислот на примере: олеиновой и линолевой
Уметь записывать формулы ВЖК, называть вещества

 

34

11.Семинар «Карбоновые кислоты»

Закрепление знаний

Разноуровневые карточки

Знать: определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты», «реакция этерификации», общую формулу кислот, состав, особенности строения и нахождения в природе высших кислот, правила составления названий кислот, способы получения кислот;

Уметь: характеризовать особенности строения карбоновых кислот, составлять структурные формулы изомеров. Давать им названия, характеризовать химические свойства карбоновых кислот

35

12.Сложные эфиры.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Текущий

Знать состав, номенклатуру сложных эфиров,

Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерификации, химические свойства сложных эфиров:

а) гидролиз сложных эфиров,

36

13.Жиры

Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС

Текущий

Знать состав, номенклатуру жиров

Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерефикации, химические свойства сложных эфиров:

а) гидролиз сложных эфиров (жиров)

б) гидролиз (омыление),

в) гидрирование жидких жиров.

г) применение жиров на основе свойств;

уметь объяснять моющее действие мыла

37

14.Понятие об углеводах. Моносахариды.

Классификация углеводов. Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение

 Текущий

Знать классификацию моносахаридов (глюкоза, фруктоза), молекулярные формулы и биологическое значение рибозы, дезоксирибозы, состав, строение глюкозы

Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства глюкозы – вещества с двойственной функцией. Проводить качественные реакции на глюкозу

38-39

15-16 Дисахариды. Полисахариды

Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме. Понятие об искусственных волокнах

Текущий

Знать: определение понятий «углеводы», «полисахариды», «дисахариды», «моносахариды», «реакции поликонденсации», «гидролиз»; состав, физические свойства, нахождение в природе и применение полисахаридов (крахмала и клетчатки) и дисахаридов (сахарозы и мальтозы); качественную реакцию на крахмал; правила безопасности с токсичными веществами (спирт-денатурат).

Уметь: характеризовать биологическое значение углеводов; особенности строения крахмала и целлюлозы, характеризовать химические свойства крахмала, целлюлозы, сахарозы.

40-41

17-18. Обобщение и систематизация знаний, умений , навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения»

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием разных представителей кислородосодержащих соединений, генетическая связь с углеводородами, решение расчетных задач.

Индивидуальный

Иметь все вышеперечисленные знания и умения

42

19. Контрольная работа № 2 по теме «Кислородосодержащие органические соединения»  (К)

Контроль знаний, умений, навыков

Иметь все вышеперечисленные знания и умения

Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества» (10 часов)

43-44

1-2. Амины. Анилин.

Понятие об аминах. Получение ароматического амина-анилина- из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.      

 Текущий

Знать состав аминов, классификацию (предельные, ароматические), изомерию и номенклатуру аминов, молекулярную и структурную формулы анилина – представителя ароматических аминов

Уметь составлять формулы аминов, выделять функциональную группу, давать названия аминам по номенклатуре ИЮПАК, записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства аминов, получение анилина

 

45-46

3-4. Аминокислоты

 

Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.          

 Текущий

Знать состав аминокислот, изомерию и номенклатуру аминокислот , определения понятий «пептидная связь», «реакции поликонденсации»

Уметь объяснять получение аминокислот, образование пептидной связи и полипептидов. Применение аминокислот на основе свойств

   

47-48

5-6. Белки

 

Получение белков реакций поликонденсации аминокислот.

Первичная, вторичная, третичная структуры белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами орг. соединений.

 Текущий

Знать: белки, их структуру, химические свойства белков: денатурация, гидролиз. биологические функции белков ,

качественные реакции (ксантопротеиновая и Биуретовая, качественное определение серы в белках)

уметь: характеризовать структуру (первичную, вторичную, третичную) и биологические функции белков

 

49

7..Нуклеиновые кислоты

 

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии

 Текущий

Знать: определения понятий «полинуклеотид», «нуклеотид», «биотехнология», «генная инженерия»;

Состав и строение ДНК и РНК;

Функции ДНК и РНК в организме

 

50

8. Генетическая связь между классами органических соединений.

 

Осуществление превращений цепочек между классами органических соединений

 Текущий

Уметь составлять уравнения реакций, отражающие свойства органических соединений и способы перехода между классами веществ (кислородсодержащих, азотсодержащих)

 .

51

9. Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

 

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Инструкция по технике безопасности

Знать:

1. Техника безопасности на рабочем месте

2. Качественные реакции.

Уметь: Проводить опыты по идентификации органических соединений

 Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений

52

10. Обобщение и повторение темы « Азотосодержащие органические вещества»

Решение задач и упражнений. Генетическая связь

Дидактические карточки. Тестовая работа

Иметь все вышеперечисленные знания и умения

Тема 5. «Биологически активные вещества» (6 часов)

53

1.Витамины

           

Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз

 Текущий

Знать: определения понятий «витамины», авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»;

Значение витаминов для жизнедеятельности организма.

Уметь использовать в повседневной жизни знания о витаминах

 

54

2.Ферменты

             

Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности

 Текущий

Знать определения понятий «ферменты», «гормоны»; особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и рН среды раствора; области применения ферментов в быту и промышленности.

Уметь использовать в повседневной жизни знания о ферментах

 

55-

56

3-4.Гормоны

Лекарства.

           

Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов

Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

  Текущий

Знать: определения понятий «гормоны», «лекарственные средства», «антибиотики», «анальгетики», «антисептики»; представителей гормонов и лекарственных средств; меры профилактики сахарного диабета, последствия приема наркотических препаратов.

Уметь: характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарств. средствами

 

57-58

5.Наркотические вещества

6.БАДы

Наркомания, борьба с   ней и профилактика.

 Текущий

 

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (5часов)

59-60

1-2. Искусственные полимеры.

 

Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна, их свойства и применение.

  Текущий

Знать некоторых представителей искусственных полимеров, их классификацию.

Волокна: свойства, применение.

Уметь приводить примеры: искусственных полимеров, волокон

 

61-62

3-4. Синтетические полимеры.

     

Синтетические полимеры, структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен.

Полипропилен.

Синтетические волокна.Синтетические каучуки.

  Текущий

Знать полимеры, их классификацию. Пластмассы: свойства, применение. Каучуки: свойства, применение (Р)

Уметь записывать уравнения реакций получения синтетических полимеров (реакции  полимеризации и поликонденсации)

 

63

5. Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

 

Распознавание пластмасс и волокон

Инструкция по технике безопасности. набор материалов и реактивов

Знать : правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегида) и волокон (хлопка, вискозы, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетата, капрона)

 Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Повторение (7 часов)

64-65

1-2. Генетические связи органических веществ (УПЗУ)

Повторение

Уметь осуществлять цепочки превращений между классами органических и неорганических веществ с помощью уравнений реакций.

66-67

3-4. Решение расчетных и экспериментальных задач (УПЗУ)

Повторение

 

68

5.Обобщение, систематизация и коррекция ЗУН по курсу 10 класса.

Повторение

69

6. Итоговая контрольная работа №3 

Контроль знаний

Дидактические карточки

70

Анализ контрольной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1

Рабочая программа   Учитель:           Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"

Контрольная работа по химии: "Классы неорганических  веществ"...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...