Урок "Азотная кислота и оксиды азота"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
9 класс, учебник Ерёмина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy_azota_azotnaya_kislota.pptx | 323.79 КБ |
azotnaya_kislota_i_oksidy_azota.docx | 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оксиды азота N 2 O NO N 2 O 3 NO 2 N 2 O 5 Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека . Как правило, отравление организма человека NO x проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Получение кислот из оксидов азота N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2 2 NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3 2 NO + O 2 + H 2 O = HNO 3
Азотная кислота Азотная кислота — бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C с частичным разложением. Азотная кислота смешивается с водой во всех соотношениях. Водные растворы HNO 3 с массовой долей 0,95-0,98 называют «дымящей азотной кислотой», с массовой долей 0,6-0,7 — концентрированной азотной кислотой.
Химические свойства 1 . Полная диссоциация в водном растворе (запишите уравнение реакции) HNO 3 ↔ H + + NO 3 - 2 . Разложение на оксид азота (IV), кислород и воду
3. Реакция концентрированной азотной кислоты с металлами 4. Реакция разбавленной азотной кислоты с металлами
Самостоятельная работа 1. Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота. Исходя из знаний, полученных на сегодняшнем уроке самостоятельно написать уравнения реакций на листочках. 2. Уравнять методом э лектронного баланса реакцию разбавленной азотной кислоты с медью.
Домашнее задание Записи в тетрадях, §29, учить; упр ажнения № 7, 10.
Предварительный просмотр:
Урок «Оксиды азота. Азотная кислота»
Задачи:
образовательная: изучить свойства оксидов азота и азотной кислоты;
развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы.
воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: с демонстрацией лабораторной работы, презентации.
Ход урока:
Индивидуальный опрос у доски «Механизм образования донорно-акцепторной связи» Решение у доски упр№8 №3. NH4NO3 – нитрат аммония; (NH4)2SO4 – сульфат аммония; (NH4)2CO3 – карбонат аммония; (NH4)3PO4 – фосфат аммония. №5. 6.8г Хг NH3 + HNO3 = NH4NO3 17г/моль 80г/моль = 32г. №8.
N+3H4OH + KMn+7O4 = Mn+4O2 + N20 + KOH
На прошлом уроке мы изучали …? Аммиак – летучее водородное соединение азота. Посмотрим внимательно на периодическую систему химических элементов. Попробуем узнать, с чего мы начнём сегодняшний урок? (оксиды) Что мы называем оксидом? Что кислотой?
Все химические элементы образуют соединения с кислородом – оксиды, и азот – не исключение. Азот образует пять оксидов. Давайте запишем их в тетрадь в виде схемы. - N2O - в медицине известен под названием веселящий газ или закись азота - это бесцветный сладковатый и приятный на вкус газ. - NO - моноксид азота - бесцветный, не имеющий ни запаха, ни вкуса, газ. - N2O3 - азотистый ангидрид - бесцветное кристаллическое вещество. - NO2 - диоксид азота. Другое его название бурый газ - газ действительно имеет буро-коричневый цвет. - N2O5 - азотный ангидрид - синяя жидкость, кипящая при температуре 3,5 0C Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет. Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработанных газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NOx составляет оксид азота NO, который еще в системах выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется в диоксид (NO2). При реагировании некоторых оксидов с водой получаются кислоты. Если мы возьмём N2O3, то при смешивании его с водой мы получим слабую и неустойчивую азотистую кислоту. (вспомнить формулу) Но если мы возьмём диоксид азота (как будет выглядеть формула?) вместо азотистого ангидрида – то получим смесь азотной и азотистой кислоты. Чистую азотную кислоту из оксида мы получим, если возьмём оксид азота (II) и помимо воды добавим в реакцию кислород. Именно так получают азотную кислоту в промышленности. Может быть, вы что-нибудь знаете об этой кислоте? Физические свойства: Азотная кислота — бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C с частичным разложением. Азотная кислота смешивается с водой во всех соотношениях. Водные растворы HNO3 с массовой долей 0,95-0,98 называют «дымящей азотной кислотой», с массовой долей 0,6-0,7 — концентрированной азотной кислотой. Химические свойства: А. Полная диссоциация в водном растворе (запишите уравнение реакции) HNO3 ↔ H+ + NO3- Б. Разложение на оксид азота (IV), кислород и воду В. Концентрированная азотная кислота реагирует с Ме, кроме железа, хрома, алюминия, золота, платины, иридия, родия, палладия с выделением бурого удушливого газа. Ювелиры отличают чистое золото от его сплавов с медью с помощью азотной кислоты. От капли азотной кислоты на поверхности меди появляются пузырьки бурого газа — оксида азота (IV) NО2. (лисий хвост-признак наличия нитрат-анионат. е. качественная реакция) Е. Разбавленная азотная кислота реагирует с Ме, при этом выделяется NO. Азотная кислота по степени воздействия на организм относится к веществам 3-го класса опасности. Её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное жёлтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азотаNO2 (газа бурого цвета).
Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота. Исходя из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, объясните, почему это происходит? Самостоятельно написать уравнения реакций на листочках.
Записи в тетрадях, §29, учить; упр. № 7, 10. | 1’ Индивидуальный опрос у доски; 15’ Беседа с классом; 2’ Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы с учебником; 20’ Запись в тетради Индивидуальная работа с учебником. Обсуждение и запись в тетради Уравнять у доски методом ЭБ Обсуждение в классе 1’ Самостоятельная работа по вопросам; 5’ Запись в дневники; 1’ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оксиды азота
Презентация к уроку...
Оксиды азота. Азотная кислота.
Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....
Презентация по химии : Оксиды азота
презентация...
Основные экзогенные доноры оксида азота (II).
В данной статье я рассматриваю основные пути превращения азотсодержащих соединений, в результате которых генерируется молекуса оксида азота - важнейшего нейромедиатора. Данная статья носит обощающий х...
Участие оксида азота в биохимических процессах.
Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....
Азот. Оксиды азота
В данной методической разработке представлена организация работы в группах на уроках химии. При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собствен...
Тесты по теме "Азот.Оксиды азота"
Рассчитана для учащихся 9 класса...