«Химическая посуда и приборы»
методическая разработка по химии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по внеурочной деятельности
по курсу «Отдельные вопросы практической химии» 4 класс.
Направление: общеинтеллектуальное.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. На занятиях по внеурочной деятельности необходимо с первых шагов:
- формировать умение видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формировать целостное представление о мире, представление о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания;
- приобретать опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания, ключевые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятие решений, поиск, анализ и обработка информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами внеурочной деятельности в начальной школе являются:
- дать учащимся представление о роли химии в жизни общества, о месте химии в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области химии, экологии, физики, биологии, астрономии, основ безопасности жизнедеятельности; формировать умения применять эти умения и знания на практике;
-обеспечить применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учет особенностей обучаемого класса
Планирование урока разработано с учетом особенностей, обучающихся в 4 классе. Ученики этого класса имеют близкие психофизиологические особенности учебно-познавательной деятельности (восприятие, мышление, память и т.д.).
Формы обучения:
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение урока
-компьютер, презентации, выполненные учителем и учащимися старших классов;
-учебные пособия на печатной основе;
-химическая посуда на каждой парте.
Тема: «Введение в практическую химию»
Химическая лаборатория
Лабораторная работа по теме: «Химическая посуда и приборы»
Цель работы: Изучение химической посуды.
Приборы и материалы: Химическая посуда.
1.Пробирки
2.Держатели для пробирок и штативы
3.Колбы: конические, круглые, круглодонные; мерные; термостойкие
4.Химические стаканы
5.Цилиндры мерные: стеклянные, пластмассовые
6.Чашечки стеклянные, фарфоровые
7.Ступки и пестики: фарфоровые, агатовые
Планируемые результаты занятия:
-освоение предметных знаний:знать названия химической посуды и ее применение, уметь применять эти знания в конкретных условиях;
-УУД: регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция; познавательные:выделение и формулирование цели,поиск информации; логические: синтез, выбор основклассификации, причинно-следственные связи; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, способов взаимодействия.
Ход занятия
№ | Этапы занятия | Действия учителя | Действия учеников | Материалы, используемые на занятие | Время |
1 | Организационный момент | На партах лежат тетради, карандаши, фломастеры, ручки. | 1 мин | ||
2 | Повторение техники безопасности (ТБ) и охраны труда (ОТ) | Учитель предлагает начать занятие с повторенияТБ и ОТпри работе в кабинете химии. | Ученики разбиты на 2 группы (колонки), отвечают поочередно, следя, чтобы не было повторов. | 2-3 минуты | |
3 | Озвучивание темы и целей занятия | Учитель обращает внимание учеников на кафедру, где находится химическая посуда. - Что находится на кафедре? Учитель подводит их к правильному ответу «Посуда» - А какая это посуда? «Химическая» - Почему она называется химическая посуда? - Для чего предназначена химическая посуда? Получив ответы учитель просить учащихся сформулировать тему и цель занятия. | Ученики предлагают различные варианты ответов | Химическая посуда | 1 минута |
4 | Учитель просит открыть тетради и записать: число, практическая работа №, цель работы, приборы и материалы, ход работы | Ученики записывают | 4 минуты | ||
5 | Знакомство с химической посудой | Учитель разрешает открыть парты, где находится химическая посуда | Ученики открывают парты | ||
6 | Учитель предлагает подумать и назвать, в чем можно проводить химические реакции. | Один из учеников отвечает: «В пробирке». | 2 минуты | ||
7 | Учитель знакомит учащихся с разными по величине пробирками .Затем предлагает записать все в таблицу. | Ученики, рассматривают их, и записывают все в таблицу. | У каждого учащегося на парте таблица (см. Приложение 1.) | ||
8 | Учитель предлагает учащимся подумать для чего нужны пробирки. Учитель предлагает подумать и вспомнить всегда ли реакции идут при комнатной температуре. |
Ученики вспомнили, что видели «огонь из пробирки». | 1 мин | ||
9 | Учитель показал держатели для пробирок и штативы. Предложил учащимся предположить для чего нужны держатели и штативы и записать свои наблюдения в таблицу | Ученики зарисовали и записали в таблицу | 1 минута | ||
10 | Учитель показывает различные колбы и предлагает их сравнить (форма, размер, условные обозначения, назначение). Запись в таблицу. | Ученики сравнивают колбы по размерам и форме и предполагают почему они такие разные. Один из учеников замечает значок термостойкости. Колбы зарисовывают и заносятся в таблицу. | 3 минуты | ||
11 | Учитель показывает химические стаканы, предлагает учащимся сначала самим предположить для чего они предназначены, а затем объясняет сам. | Ученики сравнивают их по величине, материалу из которого они изготовлены, замечают значок термостойкости. Записывают в таблицу. | 3 минуты | ||
12 | Учитель предлагает найти еще мерную посуду. Описание учащимися мерной посуды с помощью значений таблицы, а затем запись в таблицу. | Ученики выделили цилиндры, анализируют их по величине, материалу и цене деления. Запись в таблицу. | 3 минуты | ||
13 | Учитель показывает чашечки и просит самостоятельно дать им название, опираясь на значения таблицы. (если учащиеся испытывают затруднения учитель показывает им домашнюю бытовую посуду: различные чашки, и просит найти, что общего между ними и этой химической посудой). Затем предлагает подумать над назначением химической чашки и объясняет назначение) | Ученики дают различные названия пока не добираются до истины. Записывают в таблицу. | 3 минуты | ||
14 | Учитель показывает большой кусок мела, маленький и порошок и просит предположить, с каким из реактивов реакция пойдет быстрее | Ученики предполагают, что с порошком реакция идет быстрее | 4 минуты | ||
15 | Учитель показывает реакцию с соляной кислотой | ||||
16 | Учитель предлагает учащимся подумать, как связаны предыдущие опыты с назначением ступки и пестика в химии | Учащиеся высказывают свои предположения о назначении ступки и пестика, а затем заканчивают заполнять таблицу «Химическая посуда» самостоятельно, сравнивая ступки и пестики по величине. | |||
17 | Подведение итогов занятия | Игра в «Угадайку» | (см. приложение 2) | 6 минут | |
18 | Рефлексия | Учитель предлагает учащимся рефлексию в виде «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
| Рефлексивный экран | 2 мин |
Приложение 1.
Химическая посуда
Название химической посуды | Рисунок | Назначение | Материал | Форма | Размер | Условные обозначения | Примечание |
Приложение 2.
Игра «Угадайка»
Ученики разбиваются на 2 группы, садятся за две парты напротив друг друга. Учитель ставит перед каждой группой поднос с посудой, отличающейся по размерам, форме, материалу от той которую они видели на занятии, но могли видеть дома. Ученики должны назвать эту посуду и объяснить ее применение в быту. Выигрывает команда первая правильно ответившая на все вопросы, а побеждает Д Р У Ж Б А.
Посуда на подносах: мельница для кофе; ступка для размалывания перца; мерная ложка и мерный стакан; ложки: кофейная, чайная, столовая; сито для муки.
В конце занятия учитель обязательно говорит: «Всем друзья большое спасибо за занятие, мне с вами было очень комфортно! Буду с нетерпением ждать вас на следующей неделе!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд по теме: "Химическая посуда и лабораторное оборудование"
Конкурс компьютерных презентаций "Ученик-учителю"...
Рабочая программа ПМ 01 Подготовка химической посуды, приборов и лабоаторного оборудования
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
Химическая посуда и её применение.
В ЕГЭ есть вопрос по химической посуде и её применении. Я составила таблицу. Надеюсь кому нибудь пригодится при подготовке к экзамену....
Рисование с натуры натюрморта,составленного из различной химической посуды.
Нарисовать с натуры натюрморт из стеклянной химической посуды.Предварительно сделать набросок на цветной бумаге белой гуашью и акварельной краской под цвет бумаги.На следующем уроке рисуем натюрморт и...
Рисование с натуры натюрморта,составленного из различной химической посуды.
Нарисовать с натуры натюрморт из стеклянной химической посуды(мензурки,колбы,стаканчики)....
6 класс ИЗО. Урок 27. ТЕМА УРОКА: «Рисование по памяти и по представлению: «Натюрморт из химической посуды».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....