«Химическая посуда и приборы»
методическая разработка по химии (5 класс) на тему

Введение в практическую химию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_prakticheskuyu_himiyu.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по внеурочной деятельности

по курсу «Отдельные вопросы практической химии» 4 класс.

Направление: общеинтеллектуальное.

   Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. На занятиях по внеурочной деятельности необходимо с первых шагов:

- формировать умение видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- формировать целостное представление о мире, представление о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания;

- приобретать опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания, ключевые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятие решений, поиск, анализ и обработка информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами внеурочной деятельности в начальной школе являются:

- дать учащимся представление о роли химии в жизни общества, о месте химии в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области химии, экологии, физики, биологии, астрономии, основ безопасности жизнедеятельности; формировать умения применять эти умения и знания на практике;

-обеспечить применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.         

Учет особенностей обучаемого класса

 Планирование урока разработано с учетом особенностей, обучающихся в 4 классе. Ученики этого класса имеют близкие психофизиологические особенности учебно-познавательной деятельности (восприятие, мышление, память и т.д.).

Формы обучения:

- групповая (в том числе и работа в парах)

- индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока

-компьютер, презентации, выполненные учителем и учащимися старших классов;

-учебные пособия на печатной основе;

-химическая посуда на каждой парте.

Тема: «Введение в практическую химию»

Химическая лаборатория

Лабораторная работа по теме: «Химическая посуда и приборы»

Цель работы: Изучение химической посуды.

Приборы и материалы: Химическая посуда.

1.Пробирки

2.Держатели для пробирок и штативы

3.Колбы: конические, круглые, круглодонные; мерные; термостойкие

4.Химические стаканы

5.Цилиндры мерные: стеклянные, пластмассовые

6.Чашечки стеклянные, фарфоровые

7.Ступки и пестики: фарфоровые, агатовые

   Планируемые результаты занятия:

-освоение предметных знаний:знать названия химической посуды и ее применение, уметь применять эти знания в конкретных условиях;

-УУД: регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция; познавательные:выделение и формулирование цели,поиск информации; логические: синтез, выбор основклассификации, причинно-следственные связи; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, способов взаимодействия.


Ход занятия

Этапы занятия

Действия учителя

Действия учеников

Материалы, используемые на занятие

Время

1

Организационный момент

На партах лежат тетради, карандаши, фломастеры, ручки.

1 мин

2

Повторение техники безопасности (ТБ) и охраны труда (ОТ)

Учитель предлагает начать занятие с повторенияТБ и ОТпри работе в кабинете химии.

Ученики разбиты на 2 группы (колонки), отвечают поочередно, следя, чтобы не было повторов.

2-3 минуты

3

Озвучивание темы и целей занятия

Учитель обращает внимание учеников на кафедру, где находится химическая посуда.

- Что находится на кафедре?

Учитель подводит их к правильному ответу «Посуда»

- А какая это посуда? «Химическая»

- Почему она называется химическая посуда?

- Для чего предназначена химическая посуда?

Получив ответы учитель просить учащихся сформулировать тему и цель занятия.

Ученики предлагают различные варианты ответов

Химическая посуда

1 минута

4

Учитель просит открыть тетради и записать: число, практическая работа №, цель работы, приборы и материалы, ход работы

Ученики записывают

4 минуты

5

Знакомство с химической посудой

Учитель разрешает открыть парты, где находится химическая посуда

Ученики открывают парты

6

Учитель предлагает подумать и назвать, в чем можно проводить химические реакции.

Один из учеников отвечает: «В пробирке».

2 минуты

7

Учитель знакомит учащихся с разными по величине пробирками .Затем предлагает записать все в таблицу.

Ученики, рассматривают их, и записывают все в таблицу.

У каждого учащегося на парте таблица (см. Приложение 1.)

8

Учитель предлагает учащимся подумать для чего нужны пробирки.                            Учитель предлагает подумать и вспомнить всегда ли реакции идут при комнатной температуре.

 

Ученики вспомнили, что видели «огонь из пробирки».

1 мин

9

Учитель показал держатели для пробирок и штативы. Предложил учащимся предположить для чего нужны держатели и штативы и записать свои наблюдения в таблицу

Ученики зарисовали и записали в таблицу

1 минута

10

Учитель показывает различные колбы и предлагает их сравнить (форма, размер, условные обозначения, назначение). Запись в таблицу.

Ученики сравнивают колбы по размерам и форме и предполагают почему они такие разные. Один из учеников замечает значок термостойкости. Колбы зарисовывают и заносятся в таблицу.

3 минуты

11

Учитель показывает химические стаканы, предлагает учащимся сначала самим предположить для чего они предназначены, а затем объясняет сам.

Ученики сравнивают их по величине, материалу из которого они изготовлены, замечают значок термостойкости. Записывают в таблицу.

3 минуты

12

Учитель предлагает найти еще мерную посуду. Описание учащимися мерной посуды с помощью значений таблицы, а затем запись в таблицу.

Ученики выделили цилиндры, анализируют их по величине, материалу и цене деления. Запись в таблицу.

3 минуты

13

Учитель показывает чашечки и просит самостоятельно дать им название, опираясь на значения таблицы. (если учащиеся испытывают затруднения учитель показывает им домашнюю бытовую посуду: различные чашки, и просит найти, что общего между ними и этой химической посудой). Затем предлагает подумать над назначением химической чашки и объясняет назначение)

Ученики дают различные названия пока не добираются до истины. Записывают в таблицу.

3 минуты

14

Учитель показывает большой кусок мела, маленький и порошок и просит предположить, с каким из реактивов реакция пойдет быстрее

Ученики предполагают, что с порошком реакция идет быстрее

4 минуты

15

Учитель показывает реакцию с соляной кислотой

16

Учитель предлагает учащимся подумать, как связаны предыдущие опыты с назначением ступки и пестика в химии

Учащиеся высказывают свои предположения о назначении ступки и пестика, а затем заканчивают заполнять таблицу «Химическая посуда» самостоятельно, сравнивая ступки и пестики по величине.

17

Подведение итогов занятия

Игра в «Угадайку»

(см. приложение 2)

6 минут

18

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся рефлексию в виде «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Рефлексивный экран

2 мин


Приложение 1.

Химическая посуда

Название химической посуды

Рисунок

Назначение

Материал

Форма

Размер

Условные обозначения

Примечание


Приложение 2.

Игра «Угадайка»

Ученики разбиваются на 2 группы, садятся за две парты напротив друг друга. Учитель ставит перед каждой группой поднос с посудой, отличающейся по размерам, форме, материалу от той которую они видели на занятии, но могли видеть дома. Ученики должны назвать эту посуду и объяснить ее применение в быту. Выигрывает команда первая правильно ответившая на все вопросы, а побеждает Д Р У Ж Б А.

Посуда на подносах: мельница для кофе; ступка для размалывания перца; мерная ложка и мерный стакан; ложки: кофейная, чайная, столовая; сито для муки.

   В конце занятия учитель обязательно говорит: «Всем друзья большое спасибо за занятие, мне с вами было очень комфортно! Буду с нетерпением ждать вас на следующей неделе!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ 01 Подготовка химической посуды, приборов и лабоаторного оборудования

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Химическая посуда и её применение.

В ЕГЭ есть вопрос по химической посуде и её применении. Я составила таблицу. Надеюсь кому нибудь пригодится при подготовке к экзамену....

Рисование с натуры натюрморта,составленного из различной химической посуды.

Нарисовать с натуры натюрморт из стеклянной химической посуды.Предварительно сделать набросок на цветной бумаге белой гуашью и акварельной краской под цвет бумаги.На следующем уроке рисуем натюрморт и...

Рисование с натуры натюрморта,составленного из различной химической посуды.

Нарисовать с натуры натюрморт из стеклянной химической посуды(мензурки,колбы,стаканчики)....