Массовая доля элемента в веществе
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Петрова (Потытнякова) Светлана Витальевна

Схема урока с использованием активных методов обучения химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massovaya_dolya_elementa_v_veshchestve.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА

Цели:

  • Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.
  • Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
  • Организация деятельности учащихся на усвоение:

знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;

умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, проводить вычисления массовой доли химического элемента на примере алгоритма решения задач

навыков:

  1. определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
  2. анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
  3. вычисления относительной молекулярной массы вещества;
  4. вычислительных навыков;
  5. коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах, парах)

Тип урока: изучение новых знаний

Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, группах, самостоятельная работа.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор, экран
  3. Набор изделий из минералов и самоцветов

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Упражнение «Групповое гудение»- успокоение класса (АМО начала урока)

  1. Актуализация опорных знаний

- Упражнение на концентрацию внимания «Три хлопка" (хлопок только на счет три, а  при счете нарушаем последовательность номеров)

- Активная разминка «Лови мяч», повторяем опорные понятия: атом, молекула, простые и сложные вещества, относительная молекулярная и атомная массы, произношение символов химических элементов и т.д.

- Практическое задание

  • Определите качественный и количественный состав молекул.
  • Вычислите Мг веществ (работа в парах):
  1. NaAl[Si2O6]  (жемчуг)
  2. Cu2(CO3)(OH)2 (малахит)

  1. Изучение нового

(выход на тему урока)

Просмотр фрагмента  мультипликационного фильма «Мы делили апельсин»

 Эвристическая беседа  -  выход на понятие целое и доля.

 Проблемный вопрос - Как найти  массовую долю дольки в целом мандарине. Что нам необходимо знать? (обсуждение)

схема

150 г                             25 г

Аналогично с химическими веществами, тема урока массовая доля элемента в веществе.

Формулируем задачи урока:

Завершите опорные фразы

познакомиться…

научиться…

закрепить…

-Изучение материала.

Активное чтение фрагмента параграфа.

Завершите схему: Массовая доля элемента в веществе

- обозначается

- показывает

- измеряется

- принимает значения в пределах

- рассчитывается по формуле

- Применение знаний на практике (работа в группах по алгоритму)

Алгоритм вычисления массовой доли элемента в сложном веществе.

Задача. Вычислите массовую долю железа в соединении Fe3O4

Порядок действий

Пример

1. Записать дано.

2. Вычислить   Mr соединения.

3.Вычислить относительную массу всех атомов данного элемента. Для этого Ar (округленное значение взять из Периодической таблицы) элемента умножить на индекс при данном элементе

 (n Ar (A)).

4. Вычислить массовую долю (w) по формуле

w ( А)= n Ar (A) / Mr (АnВm ).

5. Записать ответ.

Дано: Fe3O4

Найти: w (Fe )-?

Mr (Fe3O4)= 3Ar (Fe)+ 4 Ar (О)= 56∙3 + 16∙ 4= 232

n Ar (Fe)= 3Ar (Fe)= 56∙ 3=168

w (Fe )= 168: 232=0,724  ( 72,4 %)

Ответ: w (Fe )= 0,724  ( 72,4 %)

Решают контекстные задачи:

1 группа

Малахит -  Cu2(CO3)(OH)2. Устаревшее химическое название — медная зелень углекислая.

С давних времен и по сегодняшний день малахит считается камнем-амулетом для детей. Хранящаяся в малахите сила, способна уберечь ребенка от опасности, изгнать страхи и успокоить. Амулет из малахита советовали носить на шее. В древности считали, что малахит связан с силами Вселенной и является их проводником на Землю. На Руси малахит считали камнем, исполняющим желания. Вычислите массовую долю меди в % в  малахите.

2 группа

Жемчуг состоит из перламутра, который является органоминеральным агрегатом карбоната кальция (в основном арагонита) и рогового вещества (конхиолина) NaAl[Si2O6]  Жемчуг растет в раковине моллюска, вследствие попадания в неё затравки (обычно в этой роли выступает песчинка). Впоследствии вокруг затравки начинается отложение перламутровых слоев. Люди придумали много легенд о его происхождении. Во многих народах ему приписывали лунное происхождение, скорее всего за его лунную форму. Вычислите массовую долю в % кремния в  жемчуге.

 

Проверяем решение задачи по этапам алгоритма.

4. Первичная проверка знаний

Задания

Вариант №1

Вариант №2

1. Составьте формулу данного соединения, указав в ответе общее число атомов в его соединении

Молекула метана состоит из одного атома углерода и четырёх атомов водорода

Молекула угарного газа состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода

2. Рассчитайте относительную молекулярную массу

Метана

Угарного газа

3. Определите  массовую долю углерода

В метане

В угарном газе

5 Рефлексия.

 Изобразите на кружочках разного цвета то настроение, с которым вы уходите с занятия. (используются стикеры разного цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Урок химии в 8 классе "Массовая доля элемента в веществе"

Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной...

Урок химии в 8 классе «Массовая доля элемента в веществе»

Урок химии в 8 классе «Массовая доля   элемента в веществе»Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой д...

Массовая доля элемента в веществе

Интегрированный урок химияи математика "Массовая доля элемента в вещесте"...

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...