Урок химии в 8 классе "Массовая доля элемента в веществе"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы, характеризовать качественный о количественный состав вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 56 КБ |
приложение | 28.5 КБ |
приложение | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе
«Массовая доля элемента в веществе»
Тема урока: Массовая доля элемента в веществе
Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы, характеризовать качественный о количественный состав вещества.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
(М.Заболоцкий).
1. Организационный момент. Позитивный настрой.
2.Мотивация.
Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус. ¾ поверхности нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода)
- Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. Вспомним формулу воды? Что вы можете определить по этой формуле?
(качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).
- Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)?
- И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно вычислить - какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
- У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее вам помогут в достижении цели («понятийная ромашка» (активность учащегося – 1 балл) - химический элемент, химическая формула, относительная атомная и относительная молекулярная масса, доля)? Какой термин показался вам незнакомым? Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
3.Объявление темы урока.
С вашей помощью мы определили тему нашего урока:
“Массовая доля элемента в веществе”.
- Как вы считаете, какова цель нашего урока, что мы хотим изучить…, а чему научиться… (ученики определяют цель урока)?
4.Актуализация опорных знаний.
Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала.
- Проведём химическую эстафету на знание символов элементов (учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания сверка с доской (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов (не знающий химических знаков). Итог объявляется
- Второе задание (4 балла) выполняем индивидуально (двое у доски).
- Дайте качественную и количественную характеристику веществ.
- Найдите относительную молекулярную массу
I. KIO3
II. NaNO3
Осуществляем взаимопроверку выполненного задания. При правильном решении задачи вы получает по 2 балла за задание, при наличии математической ошибки или исправления – по 1 баллу, неправильное решение - 0 баллов.
(промеж итог- Кто набрал 6 баллов, 5 баллов, 4 балла?)
5.Изучение нового материала.
Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим это понятие, устно решив математические задачи на нахождении доли.
Задача № 1
В коробке кубики и шарики. Какова доля кубиков в коробке? (учащиеся решают и сравнивают с готовым решением)
Решение: всего 6 предметов, кубиков 2.
Их доля равна 2/6.
Задача № 2 – усложняем задачу
Кубик весит 10 мг, шарик весит 20 мг. Какова доля кубиков в ящике?
Решение: каждый кубик весит 10мг,
а всего их два, значит в сумме масса 20 мг.
Шариков 4, каждый весит 20 мг, т.е. в сумме – 80 мг.
Все предметы имеют вес – 100 мг.
Общая масса 100 мг, значит, доля кубиков - 20/100.
В итоге выводим формулу расчета доли - W = m (части)/m (общего)
Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.
«ФИЗКУЛЬТ ПРИВЕТ!» (Проведение видео физминутки)
В итоге предыдущего задания мы получили с вами формулу -
W = m (части)/m (общего)
- А теперь, поработаем с учебником – (понятие массовой доли) стр. ___ параграф __ (читаем формулировку). Знакомимся с формулой для расчета массовой доли элемента в веществе.
- Составляем «Ассоциативный куст»
6. Закрепление.
- Переходим от теории к практике. Рассмотрим схему строения молекулы воды. Массу атомов вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева, найдем долю элементов в составе воды.
Правила оформления задачи (ученик оформляет с помощью учителя шаблон оформления задачи).
Разбираем устно решение - Итак, какова массовая доля кислорода и водорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно. (работа по вариантам)
Дано: Решение :
H2O Мr (H2O) =
Найдем W(O)=
W(O) - ? W(Н)=
W(Н) - ?
Ответ:
Проверяем по этапам решения: Мr =18, W(O)= 0.89 или 89 % , W(Н)= 0.11 или 11 %
Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б
- Зачем человеку необходимо знание массовой доли? Рассмотрим на примере.
Мы с Вами живем в Крыму, одна из проблем населения полуострова – нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?
Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого?
Вы правы! Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно, и завтра у вас всё получится.
8. Домашнее задание.
Для всех учащихся - изучить §учебника, составить и решить задачу по изученной теме.
Предварительный просмотр:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
М.Заболоцкий
химический элемент
химическая формула
относительная атомная масса
относительная молекулярная масса
массовая доля
I вариант - KIO3
II вариант - NaNO3
m (части)
W =
m (общего)
n Ar(Э)
W =
Mr (вещества)
Домашнее задание
Для всех учащихся - изучить §10,
Высокий и достаточный УУД –
упраж. 3 стр 82
(письменно в тетради)
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски
Методическая разработка урока по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...
Массовая доля элемента в веществе
Схема урока с использованием активных методов обучения химии....
Свойства кислот. Умение составлять уравнения реакций, находить массовые доли элементов в веществе.
Свойства кислот....
Самостоятельная работа по темам «Положение элемента в ПС. Явления. Расчёт относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элемента в веществе по формулам» 8 класс
Проверка качества усвоения пройденного материала...
Урок химии в 8 классе «Массовая доля элемента в веществе»
Урок химии в 8 классе «Массовая доля элемента в веществе»Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой д...
Массовая доля элемента в веществе
Интегрированный урок химияи математика "Массовая доля элемента в вещесте"...
Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"
Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...