Материал для творческого конкурса "Инновационные методики и технологии в обучении - 2016"
проект по химии (9 класс) по теме
Помещена программа внеклассной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
![]() | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский творческий конкурс
«Инновационные методики и технологии в обучении»
Название : «Всероссийском творческом конкурсе
«Инновационные методики и технологии в обучении»
ФИО автора: Таюрская Людмила Николаевна
Должность: Учитель химии и биологии
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное Казённое Общеобразовательное учреждение «Уянская СОШ»
Местонахождение образовательного учреждения: Иркутская область, Куйтунский район с.Уян ул.Зелёная, 7
Аннотация проекта
Наименование | Программа внеклассной работы. Модель практикоориентированного обогащающего обучения в условиях образовательного учреждения |
Основная идея инновационного развития образовательного учреждения | Обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды при применении инновационных технологий |
Цель проекта | Сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности, приобретению опыта социального взаимодействия |
Задачи проекта | 1.расширить возможности предпрофильной подготовки обучающихся 2.подготовить старшеклассников к профессиональному самоопределению 3. развивать у обучающихся способности к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии, проявляющихся в положительной динамике показателей личностного роста |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Исполнители проекта | Администрация школы, педагоги школы, приглашённые специалисты-профессионалы из числа родителей, представителей сельской администрации, заинтересованных в реализации идеи |
2. Описание проекта
Цель: сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности, приобретению опыта социального взаимодействия
Задачи:
- расширить возможности предпрофильной подготовки обучающихся
- подготовить старшеклассников к профессиональному самоопределению
- развивать у обучающихся способности к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии, проявляющихся в положительной динамике показателей личностного роста
Обоснование проекта:
В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить выпускников к жизни в постоянно меняющихся условиях. Современному миру нужен человек, который сможет принять участие в реализации планов развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению острых социальных проблем. Именно школа способна помочь подготовить обучающихся, способных стать успешными в обществе.
Применение современных педагогических технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Одной из инновационных технологий, направленной на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности обучающихся, основанная на полилоговом общении - это технология обогащающего обучения.
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.» (Барбюс А.)
Основная идея: обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды при применении инновационных технологий Обучение более эффективно, когда обучающиеся получают удовольствие от того, что делают.
Условия реализации проекта:
- выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели
Механизмы реализации:
В основу работы реализации положена технология модерации.
Андрогогическая технология, предусматривающая процесс взаимодействия,
направляемый и структурируемый модератором, ориентированный на
реальные условия, ожидания, потребности и запросы участников, их опыт и
компетентность; в ходе групповой работы происходит совместное развитие и
обучение и участников, и самого модератора.
Форма реализуемой технологии: кластер
Кластер – практикоориентированная деятельность разновозрастной группы обучающихся основанная на их потребностях и сильных сторонах в творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги для развития таланта и одаренности
Направления кластеров: природа, здоровье, дружба, семья, образование,
карьера, отдых, хобби.
Принципы кластеров
Акцент на практическом применении изучаемого материала и развиваемых навыков | Все виды деятельности в кластере должны направляться созданием продукции, услуги или представлением для реальной аудитории (необходимый элемент, благодаря которому приобретаются знания и развиваются психические процессы) |
Самостоятельный выбор обучающимися и преподавателями кластеров | Люди работают и учатся лучше, когда получают удовлетворение от реализуемых ими действий |
Объединение учеников разных классов и разных параллелей в группы со схожими интересами | Различия в возрасте незаметны при значительном совпадении интересов |
Отсутствие чётко структурированного плана или графика | Обогащающий кластер – это ситуация обучения, специально организованная для создания продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории. Обучающиеся должны следовать исследовательской методологии практикующих профессионалов |
Руководство кластером с использованием достоверной методологии и материалов продвинутого уровня | Для того чтобы осуществить подлинное исследование, преподавателям и ученикам необходимо знать, как искать и использовать методологические ресурсы |
Разделение труда внутри кластера | Обучающиеся не выполняют одинаковые задачи, в кластере присутствует разделение труда, аналогичное существующему на производстве. Группу объединяет одна цель, но каждый вносит свой уникальный вклад, развивает свои интересы и специализацию |
Выделение специальных временных блоков для обогащающих кластеров в расписании | Формирование расписания: включение специальных временных блоков с определенной очередностью, последовательностью (2 часа в день, 8 часов в определенный день недели и др.) |
Исключение принципов традиционных образовательных учреждений | -Размер, численность групп может варьироваться; -Руководить кластером может как учитель-фасилитатор, так и специалист-профессионал, а также они вместе - Некоторые кластеры должны осуществляться вне стен образовательного учреждения; - Окружение должно соответствовать обучающимся и теме кластера, а не обучающиеся и тема – имеющемуся окружению; - Решение о сроке и продолжительности кластера принимается обучающимися и преподавателем |
Этапы создания кластеров:
1.Разработка концепции
2.Изучение интересов обучающихся и педагогов
3.Поиск работодателей, мастеров-профессионалов из числа родителей, представителей местного сообщества, заинтересованных в реализации идеи
4.Обучение модераторов
5.Запись обучающихся на интересующие кластеры, регистрация
6.Составление расписания
7.Празднование собственного успеха
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Срок реализации | Цель этапа |
Ориентировочный | апрель 2016г. | Выбор перспективных педагогических технологий, проведение семинара по теме «Технология обогащающего обучения(модерации)». Составление программ внеклассной работы по практикоориентированному обогащающему обучению в условиях образовательного учреждения |
Основной | сентябрь 2016 – апрель 2017 гг. | Проведение выбранных кластеров педагогами образовательного учреждения |
Обобщающий | Май 2017г. | Анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив в использовании данной технологии в школе |
Ожидаемые результаты проекта:
- развитие способностей каждого ученика;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, поддержка педагогов, готовых работать с инновационными технологиями в образовательном учреждении;
- усовершенствование системы внеклассной работы в школе, выделить систему работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
В процессе реализации проекта в рамках деятельности школы приоритетами можно считать:
- личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
- гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе
Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми приёмами обучения и использования современной технологии, внедряемой в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости. Способствует созданию такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения.
Заключение:
В современных условиях базовое образование все больше нуждается в дополнении его неформальным, одним из определяющих фактором которого стало бы развитие способностей, склонностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения – ранней профориентации. И в этом смысл образования, выстроенного по технологии обогащающего обучения: оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных во внеклассной работе, элективных курсах, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, обогащает их практическими знаниями, удовлетворяет потребности в «узнавании» той или иной профессии. А главное – в условиях обогащающего обучения обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность работать и учится в разновозрастных группах (творческих мастерских или кластерах).
Литература:
- Рензулли, Дж.С. Обогащающее обучение: Путеводитель по практикоориентированному, основанному на потребностях студентов обучению [Текст] / Дж.С. Рензулли, М. Джентри, С.М. Райс, Е.Ю. Селюк. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 236 с.
Приложение презентация «Кластер: Занимательные опыты по химии»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники кластера – учащиеся 9 класса
Актуальность кластера Химия в нашей жизни занимает много места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён человек, тем меньше он будет иметь жизненных проблем. Кластер поможет совершенствовать практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознать практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение.
« Деяние есть живое единство теории с практикой» Аристотель Расширение и углубление знаний по химии, развитие познавательного интереса , предпрофильная ориентация , выявление взаимосвязи химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека Цель кластера:
УЧИТЕЛЬ - МОДЕРАТОР КЛАСТЕРА Таюрская Людмила Николаевна учитель химии и биологии МКОУ « Уянская СОШ»
Реклама кластера Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами успехи ея прилежания. М.В.Ломоносов Хотите заглянуть в удивительный мир химии? Приходите заниматься в кластер Логотип кластера
Продукт кластера Опыты с теоретическим обоснованием
Лаборант Химик-аналитик Химик-технолог Отв. за измерительные приборы Инженер по технике безопасности Роль учащихся в кластере
Лабораторная посуда Химическое оборудование Измерительные приборы Набор химических реактивов Ресурсы кластера
Методы обучения Словесный (изучение теории) Наглядный (демонстрация учителем) Практический( самостоятельная работа)
Содержание деятельности 1 этап - Подбор теоретического материала, опытов 2 этап – Распределение ролей 3 этап – Подбор, изучение оборудования, лабораторной посуды, изучение методики проведения опытов, техники безопасности 4 этап – Самостоятельный показ опытов удовлетворение потребностей в коммуникации удовлетворение потребностей в самореализации Какие потребности личности удовлетворены
Какие компетенции сформировались Что нового узнали учебно-познавательные компетенции: самостоятельная и познавательная деятельность , информационная сформировались у учащихся знания и умения, необходимые в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, усовершенствовали навыки в практической деятельности для дальнейшего обучения химии на уроках
Польза от кластерного взаимодействия формируется у обучающихся культура общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», толерантность Школьная лаборатория в кабинете химии Место проведения
Показ опытов «начинающим химикам» – ученикам 8класса, демонстрация приобретённых навыков под руководством модератора Празднование собственного успеха
Рефлексия Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-116376-1427286624.jpg)
Методика использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР.
Методика использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР. « Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором спо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-122860-1455354401.jpg)
Статья "Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике", Олисовой Ю.Е.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов Техникума, обучающихся по специальности "Технология молока и молочных продуктов". Здесь они могут найти весь необходимый материала для выпо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349107-1384881219.jpg)
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-425488-1395945493.jpg)
Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс).
Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс). Данная презентация подразумевает работу учащихся в пяти творческих ...
Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-1163038-1568447471.jpg)
«Инновационные методики и технологии в обучении» на уроках технологии
Принцип исследования электрического освещения в помещении, расчет экономию электроэнергии от применения светодиодных ламп....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/30/picture-1459270-1693385659.jpg)
Эффективные методики и технологии в обучении английскому языку в школе детей с ОВЗ
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога являет...